Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Донаучный этап в развитии социологической мыслиПервых социологов античности называют социальными философами. Среди них особенно выделяются два наиболее ярких представителей того периода - Платон (428/427 - 348/347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, строили концепции о том, как усовершенствовать общество. Первым в истории трудом по общей социологии было "Государство" Платона. Его главный тезис - правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинает с критического анализа социальных проблем, а заканчивает политическими рекомендациями усовершенствования общества. Общество пребывает в состоянии смуты до тех пор, пока в нём не будет установлен твёрдый порядок, при который каждый гражданин будет заниматься своими делами и не будет вмешиваться в дела других. Стабильным надо считать общество, поделённое на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих этим государством; средний, включающий воинов; низший состоящий из ремесленников и крестьян. В современном обществе высший класс постоянно злоупотребляет властью. У Платона всё не так. Он лишил элиту права иметь собственность, но обязал регулярно проходить специальную подготовку. Элита - не элита, если она не знает литературы, музыки, философии, математики. К управлению следовало допускать только достигших 50-ти лет. Платон требовал от элиты нравственной чистоты. Не власть, а авторитет - основное орудие управления обществом. Подданные берут пример с правителей и ведут себя, как они. Отсюда вывод: характер правительства в конечном итоге определяется социальным характером людей. Такова в общих чертах "социологическая теория" правильного государства Платона. У Аристотеля же опорой порядка выступает средний класс. Кроме него существует ещё 2 класса - богатая плутократия и лишённый собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: ). Масса бедняков не отстранена от участия в управлении; ). Эгоистические интересы богатых ограничены; ). Средний класс многочисленнее и сильнее, чем 2-а других. Аристотель учил, что несовершенства общества исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, и она не вредит нравам людей. Важно не то, у кого сколько собственности, а как её используют. С пор античного периода прошло уже около 2500 лет, но идеи этих выдающихся мыслителей очень актуальны и в наше время . Средневековье и Новое время социология античность конт вебер Средневековье не дало ничего принципиально нового в том, что можно назвать социологическим пониманием общества. Несколько выделяются позиции Августина Блаженного (4-5 вв. н. э.), мыслившего жизнь общества, как борьбу двух начал - грешного и божественного, и Фомы Аквинского (13в.), который в своём трактате "О правлении князей" пытается соединить учение Аристотеля о видах власти и христианское учение о церкви как конечной, сверхъестественной цели развития общества. Но стоит также заметить, что Новое Время оказалось весьма плодотворным на теоретические новации и философские откровения. Николо Макиавелли(1469 - 1527 гг.) первым из мыслителей нового времени обратился к Платону и Аристотелю и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение "Государь" как бы продолжает основную линию рассуждения Платоновского "Государства", но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей. Первый закон гласит, что их действиями правит честолюбие и мотив власти. Чтобы добиться стабильности в обществе, надо выяснить, какой социальный слой наиболее честолюбиив: желающие сохранить то, что имеют, или желающие приобрести то, чего у них нет. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками - страсть приобрести то, чего их лишили. Оба мотива одинаково разрушительны для государства. Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Третий закон: творить зло надо сразу, а добро - постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказание же нужно производить сразу и в больших дозах. Следующий шаг совершил Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Людей побуждает создавать общество взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, позволяя жить в конкуренции друг с другом. Но объединившись, люди ориентируются вовсе не на общественное благо. Они ищут уважения, превосходства и собственного благополучия. Не добившись уважения одним путём, люди стремятся заполучить его иным., господствуя над другими. Хотя некоторое количество благ можно достичь, оказывая взаимные услуги, гораздо большего можно добиться господствуя, а не сотрудничая с другими, пишет Гоббс в трактате "О гражданине". Отсюда следуют два принципиальных вывода: 1). Люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания; 2). Гражданское общество возникает вследствие опасений одних перед другими.
|