Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система социальных и психолого-педагогических воздействий на девиантное поведение





Содержание

  Введение  
  Задание №1  
  Задание №2  
  Задание №3  
  Заключение  
  Список литературы  
  Приложение  

 

Введение

На протяжении многих столетий ученые были заинтересованы проблемой отклонения в поведении людей. В наше время этот вопрос продолжает оставаться актуальным как для общества в целом, так и для отдельных его представителей.

Изучение отклонений в поведении имеет свою историю. В Ветхом Завете говорится, что люди, несмотря на запрет Бога, вкусили плод с древа познания. С позиции теологии, преступить через заповеди - означает совершить греховный поступок. Таким образом (согласно библейской истории) были впервые нарушены установленные нормы, за что последовало наказание-изгнание из Эдема и обречение человеческого рода на страдания. С теологической точки зрения, отступление от норм всегда карается наказанием (убийство Авеля Каином, разврат в городах Содом и Гоморра и т. д.).

 

 

Задание №1

Система социальных и психолого-педагогических воздействий на девиантное поведение.

Отклоняющимся (девиантным) поведением называют социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. Девиантное поведение–система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

В настоящее время в поведенческой психологии используются следующие основные группы методов: стимулирование мотивации изменения поведения; коррекция эмоциональных нарушений; методы саморегуляции; методы угашения нежелательного поведения; методы формирования позитивного поведения.

Научить ребенка осознавать свои состояния, переживания, настроения очень сложно, так как дети их не замечают. Воспитателю необходимо проговаривать переживания ребенка вслух: «Тебе обидно? Ты расстроился? Тебе приятно, что дети с тобой играют? Тебе приятно, что тебя похвалили?
Навыки планирования свободного времени.

1.Подумай, что нужно делать в выходной день? (уроки, чинить вещи, вышивать, вязать, рисовать и т.д.).

2.подумай, что тебе нравится делать в выходной день? (смотреть телевизор, гулять, читать книги, работать на огороде)

3.Подумай, с кем ты будешь проводить выходной день? (Выбор и наличие друга, товарища по группе, как сделать предложение другим и т.д.) 4.Навыки, связанные с умением регулировать свое поведение, управлять своими эмоциями. К ним относятся: соблюдение правил игры, поведение в том случае, если ты проиграл (не сердись, не обижайся, поздравь противника, ответь, когда другой издевается над тобой, подтрунивает, спроси, попроси помощи, если не знаешь, как поступить, прекрати игру, занятие вовремя).

Перечень навыков можно было бы продолжить, но нам представляется важным обратить внимание на тот момент, что воспитатель может помочь ребенку самостоятельно овладеть навыками планирования свободного времени, что облегчит во многом умение быть занятым в свободное время, а не бездельничать.

Необходимо осуществлять интегративный подход к коррекционной работе и использовать модель пошагового изменения.

1.Осознание: расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения.

2.Переоценка собственной личности: оценка того, что ребенок чувствует и думает о своем поведении и себе самом.

3.Переоценка окружения: оценка того, как агрессивное поведение влияет на окружение.

4.Внутригрупповая поддержка: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения.

5.Катарсис: ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивности.

6.Укрепление:поиск, выбор и принятие решения действовать, формирование уверенности в способности изменить поведение.

7.Поиск альтернативы: обсуждение возможных замен агрессивного поведения.

8.Контроль за стимулами: избегание или противостояние стимулам, провоцирующим агрессивное поведение.

9.Подкрепление:самопоощрение и поощрение со стороны окружающих за изменение поведение.

10.Социализация:расширение возможностей в социальной жизни в связи с отходом от агрессивности поведения.

В работе с агрессивными детьми полезны психогимнастика, изотерапия, игровая коррекция поведения. Они направлены на снижение эмоционального напряжения, формирование у детей моральных представлений, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние, обучение саморелаксации. Одним из видов работы современных психологов, направленной на преодоление нарушений поведения - это психокоррекция, которая является одним из способов психологического воздействия на развитие ребенка, с целью изменения свойств и качеств его личности.


Существует несколько видов психокоррекции:

Музыкотерапия – метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Дети активно выражают себя в музыке. Музыкотерапия может быть:

-индивидуальной (вокалотерапия)

-групповой (вокальный ансамбль, хор) - в форме игры на музыкальных инструментах.

2. Психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний и проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов.

Задачи психогимнастических занятий:

- уменьшение напряжения участников группы;

- снятие страхов и запретов;

- развитие внимания;

- развитие чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей;

- сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы;

- формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей.

Такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами, с нарушениями характера и другими нервно-психическими расстройствами.

3. Арт-терапия – это специальная форма психотерапии основанная на творческой деятельности. Ее цели:

- Дать социально-приемлемый выход агрессии и другим негативным проявлениям.

-Облегчить процесс лечения.

- Наладить отношения между психологом и ребенком.

- Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.

- Развить художественные способности и повысить самооценку ребенка. К средствам арт-терапии относятся: резьба по дереву, чеканка, витражи, поделки из меха и ткани, плетение, шитье, выжигание и т.д.

4. Сказкатерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей и для совершенствования отношений с окружающим миром.

Основные приемы работы со сказкой:

- Анализ сказок, т.е. интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.

- Рассказывание сказок ребенком или группой от 1-го и 3-го лица для развития воображения.

- Переписывание сказок, т.е. ребенку предлагается переписать и изменить конец.

-Разыгрывание сказок с помощью кукол.

-Сочинение сказок.

В сказках главный герой переживает изменения в личности, преодолевает препятствия и борется со страхами и поэтому они дают возможность человеку эмоционально подготовиться к кризисным ситуациям. Прослушивая страшные сказки, ребенок разряжает свои страхи и его эмоциональный мир становится более гибким.


5. Игротерапия – это метод психологического динамического воздействия на детей с использованием игры. Функции игротерапии:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ – заключается в уточнении характера нарушений и особенностей общения ребенка с внешним миром, в игре ребенок демонстрирует на сенсомоторном уровне то, что он когда-либо испытал.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ – состоит в предоставлении ребенку возможности выразить себя, отреагировать на напряжения и страхи. Для ребенка важен процесс игры, а не результат.

ОБУЧАЮЩАЯ – игра организуется спонтанно, а научение происходит незаметно, в процессе игры.

Куклотерапия – это метод, при котором в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла. Метод основан на идентификации ребенка с любимым сказочным персонажем, героем мультфильма.

Куклотерапия позволяет снизить нервнопсихическое напряжение, объединить интересы родителей и ребенка. Используются для профилактики девиантного поведения. Выделяются следующие виды кукол:

Куклы-марионетки. Работа с куклой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и проявлять те эмоции, которые, по каким-то причинам, ребенок проявить не может. Процесс куклотерапии проходит в 2 этапа:

- Изготовление.

- Использование кукол для отреагирования эмоций. Благодаря куклотерапии:

- развивается речь детей,

- развивается моторная и эмоциональная адекватность,

- развиваются коммуникативные навыки,

- укрепляется союз с родителями.

Таким образом, целью психокоррекции является исправление нарушений психического развития, гармонизация формирующейся личности, а также профилактика нервно-психических расстройств и нарушений поведения. Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка как со взрослыми, так и сверстниками, и «лечение» социальной ситуации, то есть коррекцию педагогических позиций учителей, родителей, разрешение острых и вяло текущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Чрезвычайно важным представляется также анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того,насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и сои таковая имеется, определение ее корней и причин, а также возможных путей преодоления.

Основные направления психолого - педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков. Выделяют следующие направления:

1.Повышение роли семьи в профилактике воспитания социально-отклоняющегося поведения у детей:

-Подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей;


-Создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях – морально-психологического климата семьи;

-Предупреждение ошибок в семейном воспитании;
-Формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;

-Воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать нравственно-волевые качества;

-Недопущение насилие над ребенком, подавляющего волю;

-Недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм;

-Побуждение ребенка к самовоспитанию и обучению его методике работы над собой.

2.Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.
3. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

4.Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семьи и детям в преодолении девиантного поведения.

5.Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.

6.Приобщение детей и подростков к участию в позитивной деятельности (спортивной, культурно-досуговой, туристской, театральной и др.).

Таким образом, работу с детьми, с отклонениями в поведении необходимо вести во взаимодействии участников образовательного процесса: детей, педагогов, социальных педагогов, медиков, психологов и родителей (законных представителей).Коррекционная работа с подростками осуществляется на уроках и во внеурочной деятельности и направлена на устранение причин, порождающих отставание, на общее улучшение условий обучения.

Вместе с тем внеурочная и учебная воспитательная деятельность сама по себе не решает проблем предупреждения отклонений в поведении подростков, в преодолении недостатков развития личности ребенка. Для того чтобы она обладала необходимым коррекционно-развивающим потенциалом, она должна быть соответствующим образом организована и педагогически инструментирована, снабжена общепедагогическими и специальными методами, приемами и средствами.

Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

– методы разрушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод реконструкции характера;

– методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:

а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;

б) переориентировки самосознания;

в) переубеждения;

г) прогнозирования отрицательного поведения;

– методы перестройки жизненного опыта:

а) предписания;

б) ограничения;

в) переучивания;

г) переключения;

д) регламентации образа жизни;

– метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

а) поощрения и наказания;

б) соревнования;

в) положительной перспективы.

В целях увеличения положительного влияния на подростка с девиантным поведением, усиления коррекционного воздействия коллектива на него можно использовать следующие педагогические приемы:

– доверия - подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

– постепенного приучения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

– поддержки коллективистических проявлений – поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;

– недоверия - коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

– отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы;– осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

– переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

– включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

В своей работе используем следующие приемы педагогического воздействия на учеников, имеющих нарушения в поведении.

1.Приемы, способствующие упражнению в нравственных поступках и накоплению социально жизненного опыта:

-организация успехов в учебе (помощь ребенку, пока он не догонит сверстников и не начнет лучше учиться) -моральная поддержка и укрепление веры в свои силы-вовлечение в интересную деятельность-убеждение-доверие-нравственные упражнения.

2.Приемы, способствующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником: -просьба-поощрение-авансирование личности-обходное движение (отведение от воспитанника заслуженного обвинения со стороны коллектива) -проявление огорчения-прощение-поручительство-проявление внимания, доброты и заботы-проявление умения и превосходства педагога в какой-либо области.

3.Приемы, которые строятся на понимании интересов и чувств воспитанников:

-опосредование (предъявление ребенку определенного условия) -фланговый подход (воздействие на те чувства, которые побуждают постоянно преодолевать отклонения в поведении) -активизация сокровенных чувств воспитанников (тактичное проникновение в сокровенные мысли и чувства воспитанников)

4.Тормозящие приемы:

А) в которых открыто направляется власть педагога. -констатация поступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ребенка, показывает, что ему известно о них) -осуждение (проявляется в отрицательном отношении к поступку)

Б) со скрытым действием: -параллельное педагогическое действие (наказание всего коллектива, чтоб в будущем сам коллектив влиял на провинившегося)-намек (воспитаннику дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению, или наказанию) -ласковый упрек-мнимое безразличие

Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного психолого-педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении воспитанников реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

 

Задание №2

Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности

 

Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Опросник Басса-Дарки(Buss-Durkey Inventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности. Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше. Комплектация методик для индивидуальной формы проведения: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство, регистрационные бланки для каждой методики, ключи для обработки, тестовая тетрадь с текстами опросников (1 шт). Комплектация методик для групповой формы проведения: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство,регистрационные бланки для каждой методики, ключи для обработки, тестовые тетради с текстами опросников (15 шт). Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций: физическая агрессия- использование физической силы против другого лица; косвенная- агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Негативизм- оппозиционна манера в поведении от пасивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 = - 4, а враждебности 6,5+ - 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. При составлении опросника использовались принципы: Вопрос может относиться только к одной форме агрессии. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос. Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом: Физическая агрессия: "да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 "нет" =1, "да" = 0: 9, 7 Косвенная агрессия: "да" = 1, "нет" = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 "нет" =1, "да" = 0: 26, 49 Раздражение: "да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 "нет" =1, "да" = 0: 11, 35, 69 Негативизм: "да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28 "нет" =1, "да" = 0: 36 Обида: "да" = 1, "нет" = 0: 5,13, 21, 29, 37, 44, 51, 58 Подозрительность: "да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 "нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75 Вербальная агрессия: "да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 "нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75 Чувство вины: "да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54.61, 67 Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3,7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. Инструкция: Тест состоит из ряда утверждений, касающихся некоторых жизненных ситуаций. Вам нужно ответить "да" или "нет". Старайтесь отвечать правдиво и искренне. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3. Опросник
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
5. Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да нет
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
15. Я часто бываю несогласен с людьми да нет
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор да нет
21. Меня немного огорчает моя судьба да нет
22. Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет
26. Я не способен на грубые шутки да нет
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет
30. Довольно многие люди завидуют мне да нет
31. Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" да нет
34. Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" да нет
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
54. Неудачи огорчают меня да нет
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет
60. Я ругаюсь только со злости да нет
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет
67. Я часто думаю, что жил неправильно да нет
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет
72. В последнее время я стал занудой да нет
73. В споре я часто повышаю голос да нет
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет

 

Физическая агрессия Косвенная Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины
               
               

 

 

Задание №3

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) может проявляться у детей в разные возрастные периоды, но наиболее часто, оно имеет место в подростковом возрасте (11 – 16 лет). Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем - это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. Все это дает благоприятную почву для развития девиаций различного характера.

Проявляются девиации в следующих формах:

- повышенная агрессивность и конфликтность;

- неустойчивость эмоциональной сферы;

- проблемы межличностных отношений (как со взрослыми, так и со сверстниками);

- неумении определить свою социальную позицию;

- нарушение развития познавательной деятельности;

- неадекватная самооценка;

- стремление к противоправным действиям;

- акцентуирование основных черт характера;

- негативизм, обидчивость, неуверенность, тревожность.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

  • приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
  • низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;
  • осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;
  • бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

  • выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
  • научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

Подобные проблемы требуют непосредственного участия психолога в процессе развития личности девиантного ребенка.

Цели программы:

1. Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;

2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;

3. Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.

4. Достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

1. Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

2. Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;

3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);

4. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.

5. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.

6. Привлечь самих учащихся к укреплению правопорядка в школе, вовлечь учащихся в кружки, общешкольные мероприятия, клубы по интересам, спортивные секции.

7. Развивать систему организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное и летнее время.

8. Повышать самосознание школьников через разнообразные формы работы.

9. Своевременно обеспечивать социальную защиту прав несовершеннолетних.

Ожидаемые результаты:

1.Выявление основных причин появления детей «группы риска». 2.Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка.

3.Сформированные личностная и социальная компетентности подростков, коррекция их негативных поведенческих проявлений через развитие у них позитивной, адекватной «Я – концепции», чувства самоуважения. 4.Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.

5.Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.

6.Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.

7.Создание условий гарантированной социальной защищённости учащихся: знание учащимися своих прав и обязанностей; их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебно-воспитательного процесса; психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку; соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

8.Развитие творческих способностей и талантов детей, раскрытие их самобытности.

Основные формы работы с подростками:

Диагностическая работа:

Изучение индивидуально – типологических особенностей детей;

Изучение особенностей межличностных отношений ребенка;

Изучение микроклимата семей учащихся, взаимоотношений с родителями.

Консультативная работа:

Консультирование учащихся по обозначенным проблемам;

Консультирование родителей по результатам диагностических исследований детей;

Консультирование педагогов по результатам диагностических исследований учащихся, рекомендации по работе с детьми.

Просветительская работа:

Индивидуальные, групповые тематические беседы с учащимися;

«Круглые» столы по проблемным ситуациям с учащимися;

Тематические беседы с родителями;

Проблемные педагогические консилиумы.

Коррекционно – развивающая работа

Коорекционно – развивающие занятия с детьми по результатам диагностических исследований.

Совместная работа со смежными службами:

- ПДН;

- КДН и ЗП;

- «Свеча»;

- «Наставник»;

- педагоги дополнительного образования;

- школьный фельдшер.

Диагностическая работа:

Изучение особенностей познавательной сферы подростка:

Оценка внимания (по методике Мюнстенберга).

Диагностика интеллекта (по методике ШТУР Гуревича).

Определение уровня интеллекта (по методике «Краткий отборочный тест» Бузина)

 

Изучение особенностей развития личности подростка:

Изучение тревожности у подростков (шкала Спилбергера, тест Филипса, шкала Кондаша).

Изучение типа темперамента (по методике Айзенка).

Определение акцентуаций характера у подростков (ПДО Личко, опросник Шмишека).

Диагностика агрессивности и конфликтности у подростков (опросник Басса – Дарки).

Диагностика потребности в поисках ощущений (по методике М.Цукерман).

Диагностика импульсивности (по методике Е.П.Ильина).

Изучение мотивации профессиональной деятельности (по методике ДДО Е.А.Климова).

Изучение «совестливости» (по методике В.М.Мельникова).

Изучение уровня эгоцентризма (по методике «Эгоцентрические ассоциации»).

Изучение отношения к употреблению ПАВ.

Анкета старшеклассника.

Изучение микроклимата семей подростков:

Изучение детско – родительских отношений (по методике «Подростки о родителях»).

Анкета для родителей.

 







Date: 2015-11-15; view: 1250; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.07 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию