Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика и закономерности процессов памяти





Запоминание – это процесс запечатления, организации опыта человека в настоящем с целью актуализации его в будущем.

По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания (особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить). Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели (заучивание),

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала, поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.; Механическое запоминание – это запоминание без осознания логичес-кой связи между различными частями воспринимаемого материала (заучивание статистических данных, исторических дат и т. Д). Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени.

В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Сохранениепроцесс памяти, который характеризуется долговременным удержанием воспринятой информации в скрытом состоянии. Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем опред. время.

Воспроизведениеэто процесс актуализации прошлого опыта, воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Как и запоминание, воспроизведениеможет быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). В первом случае воспроизведение происходит неожи-данно для нас самих. При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта.

Забываниепроцесс, заключающийся в невозможности воспроиз-ведения ранее закрепленного в памяти. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

 

11. Понятие о внимании. Функции и значение внимания.

Вниманиеинтегративный психический процесс, выражающийся в сосредоточенности и направленности сознания субъекта на реальных или идеальных объектах.

П.Я. Гальперин отмечал, что внимание не выступает как отдельная деятельность и не имеет своего собственного продукта, а всегда является стороной другой деятельности (например, деятельности восприятия), результат внимания – улучшение той деятельности, к которой оно присоединяется.

Функции внимания:

· активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;

· способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями;

· обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности;

· осуществляет контроль за протеканием внутренней психической и внешней практической деятельности;

· улучшает качество протекания всех психических процессов (определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности и т. д.);

· в системе межличностных отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

 

12 Свойства внимания. Виды внимания.

Виды внимания

По содержанию деят­-ти: перцептивное, интеллектуальное, двигательное.

По функционированию процесса внимания:произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Источником непроизвольного внимания являются сильные раздражители внешней среды, его физиологической основой является безусловная ориентировочная реакция организма в новых условиях, по выражению И.П. Павлова, рефлекс «Что такое?» Высшие формы внимания, присутствующие у человека, опосредованы и произвольны, источник произвольного внимания – сам субъект. Человек создает и использует средства удержания внимания – от яркого наглядного оформления материала до волевого усилия. Непроизвольное внимание - простой вид внимания. Его часто называют пассивным (возникает независимо от сознания человека). Деят-сть захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности.

Главная особенность произвольного внимания- управляется сознательной целью, выработан в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам, может быть, не интересно, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Произвольное внимание возникло из непроизвольного (произвольное внимание возникло у человека в процессе сознательной деятельности). Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется.

Существует еще один вид внимания, имеющий целенаправленный характер и первоначально требующий волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и зна­чимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным. Свойствавнимания:

· устойчивостьспособность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание (способность длительно удерживать внимание без изменения его концентрации);

· концентрация (обратная сторона – рассеянность) – степень сосредоточенности на объекте;

· распределениеспособность устойчиво удерживать внимание на нескольких объектах одновременно (связано с понятием объема внимания, средние показатели для взрослых – 4–5, для детей – 2–3 объекта);

· переключаемость (гибкость) – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания); способность быстро выключаться из одной деятельности и включаться в другую;

· отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой;

· объём вниманияколичество объектов, которые воспринима-ются одномоментно с достаточной ясностью.

13. Понятие о воображении. Функции воображения.

Воображение особый психический процесс, свойственный только человеку, выражается в воссоздании и преобразовании представлений, в создании новых образов, никогда не бывших в восприятии; в конструировании новых связей и отношений, отсутствующих в действительности. В этом смысле воображение может быть отнесено к интеллектуальным познавательным процессам.Воображение также обеспечивает предвидение будущих результатов активности, возможных изменений в окружающем мире и в себе, позволяет построить программу поведения, поэтому оно может быть отнесено к интегративным процессам. Воображение пронизывает всю психическую деятельность человека: преобразует перцептивные образы, представления, мыслительные понятия, тесно взаимосвязано с памятью. Отличие от мышления заключается в том, что мышление открывает реальные внутренние связи действительности, а воображение строит новые связи, создает гипотезы о возможных отношениях, выходя за пределы наличной ситуации.

Воображение обеспечивает представленность субъекту его внутреннего мира, его сознания. У человека появляется способность иметь отдельную, развернутую психическую жизнь, независимую от непосредственной жизненной ситуации. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Функции воображения:

· функция целеполагания – будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого;

· представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена;

· регулирование эмоциональных состояний. При помощи вообр-ния человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжённость. Данная жизненно важная функция особенно подчёркивается и разрабатывается в психоанализе;

· произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;

· формирование внутреннего плана действий – способности выполнять действия в сознательном, идеальном плане, манипулируя образами;

· планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации;

· функция проникновения во внутренний мир другого человека – на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путём человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для регуляции.

 

 

14. Виды воображения. Механизмы и способы воображения.

Классификации видов воображения

1. По степени намеренности и сознательности:

· пассивное воображение характеризуется тем, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах (галлюцинации), в полудрёмном состоянии, во сне. Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы (грёзы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в реальность;

· активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя определенные образы. Активное воображение может настолько захватывать человека, что он утрачивает связь со своим временем, полностью «вживается» в создаваемый им образ. (Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.)

2. По решаемым задачам:

· репродуктивное (воссоздающее) воображение – воспроизведение имеющихся образов или создание новых связей известных образов, сохраненных в памяти. При использовании репродуктивного воображения ставится задача воспроизвести реальность в таком виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, этот вид воображения больше напоминает восприятие или память.

· продуктивное (творческое) воображение – создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. При использовании продуктивного воображения ставится задача преобразовать действительность.

3. По характеру образов (С.Л. Рубинштейн):

-конкретное воображение оперирует образами единичными, обременёнными множеством деталей, вещными;

-абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщённости, образами-схемами, символами.

основные способы создания образов воображения:

Комбинирование – сочетание данных в опыте элементов в новых вариантах. Продукты чел. Деят-сти, созданные путём комбинирования: мобильный телефон, карандаш с закреплённым ластиком, пудреница с зеркальцем, троллейбус – соединение свойств трамвая и автомобиля и т. п.

Частным случаем комбинирования является агглютинация (склеивание) – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей объектов. Например, сказочный образ кентавра – получел., полуконя; избушка на курьих …

Акцентирование (заострение) – намеренное усиление в объекте определённых качеств, которые оказываются доминирующими на фоне остальных. Примером выступает рисование карикатур, дружеских шаржей.

Гиперболизацияувеличение или уменьшение объекта и его частей. Создать новый образ можно путём преувеличения (или преуменьшения) характеристик объекта. Этот приём широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой и совершают подвиги. Примером являются следующие образы: Мальчик с пальчик, Дюймовочка, великаны Гаргантюа и Пантагрюэль.

Типизациявыделение повторяющегося и существенного в однород-ных явлениях и воплощение его в конкретном образе (тип героя, тип злодея)

Схематизациясглаживание различий между объектами и выявле-ние черт сходства между ними (схематическое изображение женской и мужской фигур на дверях туалета, схемы в автобусах, на картах и т. д.).

 

Date: 2015-11-15; view: 944; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию