Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В. Сравнительный анализ типологии чел. Юнга и Адлера
Теория личности К.Юнга. Карл Юнг (1875-1961) вырос в семье швейцарского пастора. По натуре глубокий интроверт с детства. Активно изучал философию и религию, любил уединенные прогулки, восхищался природой. В отрочестве и юности, по собственному признанию, был постоянно погружен в свои мечты и фантазии, имел сверхъестественные видения и был убежден, что обладает тайным знанием о будущем и что в нем сосуществуют две личности. К. Юнг закончил медицинский факультет Базельского университета по специальности психиатрия в 1900 году. Работал в Цюрихском госпитале для душевно больных под руководством Э.Блейлера (автора термина «шизофрения»). Позднее (с 1907 г.) К.Юнг завязал тесное знакомство и сотрудничество с З.Фрейдом, который высоко оценил его образованность. В 1910 году К.Юнг был избран первым президентом «Международной психоаналитической ассоциации». Но в 1913 К.Юнг и З.Фрейд навсегда разошлись друг с другом в связи с разногласиями в понимании психоанализа и больше никогда не встречались. К.Юнг в 1914 году подал в отставку с поста президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. В течение последующего четырехлетнего тяжелого душевного кризиса (от истощения К.Юнг даже перестал читать лекции) он углубился в анализ снов и фантазий в своем внутреннем мире и был близок (как считают некоторые исследователи) к помешательству. Как считал позднее К.Юнг, это путешествие в глубинах собственной психики явилось толчком и дало материал для разработки его основных идей в психологии. После второй мировой войны К.Юнг много путешествовал, читал лекции, изучал культуру и быт народов в Америке, Азии и Африки, развивал на основе новых данных свою концепцию, получившую название «Аналитическая психология». По мнению К.Юнга, личность (душа, по терминологии К.Юнга) состоит из трех основных взаимодействующих подсистем: Эго, индивидуальное (личное) бессознательное, коллективное бессознательное. 1. Эго - это основа самосознания, включает все текущее содержание сознания человека (мысли, чувства, воспоминания, ощущения и пр.), что обеспечивает целостность и постоянство личности, осознание человеком себя, как относительно постоянной субъективно - объективной реальностью. 2. Личное (индивидуальное) бессознательное - это душевные конфликты, переживания, образы, которые когда- то осознавались, но затем были подавлены и стали неосознаваемыми. В отличие от З.Фрейда, К.Юнг не абсолютизировал роль либидо в личном бессознательном. Он полагал, что основу его составляют комплексы мыслей, чувств, воспоминаний об обычных вещах (проблемах) из жизни человека (власть, деньги, отношения к родителям, секс и т.д.), которые стали доминантами в психике человека и тем самым обуславливают его поведение (так, человек с комплексом власти проявляет активность в своем поведении именно в этом направлении). Таким образом, однажды сформировавшись, комплекс «ведет» человека по жизни, руководит его поведением. По К.Юнгу, этот материал личного бессознательного уникален у каждого человека и может быть осознан. 3. Коллективное бессознательное - это наиболее глубоко лежащий слой в сфере бессознательного, «хранилище реликтов и воспоминаний», т.е. следов памяти, образов, передающихся по наследству и общих для всех людей. По К.Юнгу, «коллективное бессознательное состоит из содержания, которое лишь в минимальной степени формируется личностью, а в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением, оно по существу одинаково повсюду и не изменяется при переходе от человека к человеку, его содержание (называемое архетипами) - первичные условия или паттерны психического формирования вообще». Архетипы - это врожденные первичные образы - модели (архетип - букв. «первичная модель»), которые предрасполагают людей воспринимать мир определенным образом. В работе «Архетип и символ» К.Юнг писал: «под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как основные элементы мифов и в то же время являющиеся автономными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции, и миграции, но также с помощью наследственности. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа». Таким образом, если индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельных людей и представляет собой переживания, которые были сознательными, а затем были забыты или подавлены, то коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, присущий всем расам и народам, который проявляется в первобытной мифологии, народном эпосе, в религиозных верованиях, в символах искусства, а у современных людей в сновидениях. Архетипы, составляющие коллективное бессознательное, многочисленны: это общечеловеческие обобщенные образы - модели матери, ребенка, героя, мудреца, бога Солнца, смерти и т.д. Среди архетипов важнейшее значение имеют следующие, описанные К.Юнгом: 1. Персона (от лат.- «маска») - это модель социальной роли в общении с другими, в повседневной жизни. 2. Тень - это, с одной стороны, источник жизненной силы, творческого начала в личности, а, с другой, это подавленные асоциальные негативные импульсы, мысли, страсти (агрессивные, сексуальные), которые в снах проявляются в образах животного, карлика, бродяги и т.д. 3. Анима - архетип, выражающий образ женщины как таковой у каждого мужчины, который может воплощаться в более конкретных женских образах. 4. Анимус - образ мужчины у женщины, который определяет ее отношение к мужскому полу в целом. Анима и анимус сформировались на реальной биологической основе - мужских и женских качествах, которые есть у каждого человека, но соответственно развиты по - разному (больше или меньше) в соответствии с полом. 5. Важнейшим архетипом является Самость - ядро личности, образ - модель, которая выражает единство и целостность человека. По Юнгу, «самость означает всю личность, сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость». Учение К.Юнга о структуре личности находится в рамках психоанализа и представляет определенный интерес для психологической практики в социальной работе. Вместе с тем, будучи довольно абстрактным, оно является и маловерифицируемым (что признавал и сам К.Юнг). Наиболее «практичным» является учение К.Юнга о психологических функциях и особенно его типология личности, послужившая основой для разработки целого ряда психотехнологий, в частности, психо-диагностических методов в социальной работе (см. модуль 4, глава 4.2). Теория личности А.Адлера. Альфред Адлер (1870-1937), как и З.Фрейд, родился в многодетной еврейской семье торговца. Детство оказалось психологически трудным в связи с рядом критических событий: в 3 года умер младший брат, в 5 лет болел тяжелой формой пневмонии и был близок к смерти (позднее он считал, что это вызвало у него стремление стать врачом), дважды чуть не был убит в уличных происшествиях. В молодости А.Адлер увлекался идеями социализма, участвовал в политических собраниях. В 1888г. поступил в Венский университет на медицинский факультет, где познакомился со своей будущей женой студенткой из России Раисой Энштейн, на которой женился в 1897г. В 1895г. получил медицинскую степень. В 1902 - 1911г.г. входил в кружок З.Фрейда, был президентом Венского психоаналитического общества и после разрыва с З.Фрейдом из-за научных разногласий основал общество свободного психоанализа (позднее переименованное в Общество индивидуальной психологии). В 1935 г. А.Адлер с семьей переехал в США, гда занимался частной психиатрической практикой, совершал путешествия с чтением лекций. А.Адлер умер в Шотландии во время одного из лекционных турне. А.Адлер оставил после себя около 300 книг и статей. Наиболее крупные его работы: «Практика и теория индивидуальной психологии» (1927), «Невротическая конституция» (1917), «Постижение человеческой природы» (1927). Альфред Адлер выдвинул ряд идей, среди которых можно отметить принцип единства личности (в противовес разделения ее на «Я», «Оно» и «Сверх - Я» у Фрейда) и подчеркивал роль социального, а не биологического в мотивационной структуре человека. Согласно Адлеру, индивид из -за дефектов в развитии его телесных органов испытывает «чувство неполноценности». Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие возможности. Адлер выдвигает на передний план социальные побуждения человека. По Адлеру, каждому человеку присущи бессознательное «стремление к власти». Поэтому изучение социальных побуждений сводится у него к расшифровке вытесненных желаний властвования, превосходства над другими. Отвергая биологизм Фрейда, а за ним и Юнга, Адлер в то же время наделяет личность такими побуждениями, которые, будучи социальными, носят все же врожденный характер. Если Фрейд в поисках мотиваций поведения человека сосредоточивал внимание на выявлении причин действий человека, то для Адлера причинность не играет важной роли. Для объяснения действия индивида нужно знать конечную цель его устремлений, ибо только она может объяснить поведение человека, «бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неустроенность». Согласно Адлеру, основная причина развития личности состоит в том, что она стремится преодолеть чувства «неполноценности» и «малоценности», которые постоянно испытываются человеком в силу несовершенства человеческой природы. Человек может преодолеть их благодаря тому, что в психике каждого индивида формируются специальные механизмы для возведения «компенсирующей душевной надстройки». Эти механизмы - так называемая «компенсация» или «сверхкомпенсация» - являются, согласно Адлеру, причиной развертывания деятельности человека, но не конечной целью, объясняющей его поведение. Понять человека, то есть выяснить смысл его жизни, значение его психических актов, по убеждению Адлера, возможно лишь тогда, когда индивид будет стремиться к «личному идеалу», к «совершенству». Конечной целью развития человека является стремление к самосовершенствованию, к достижению «Самости». В этом смысле Адлер акцентирует внимание на активном принципе человеческой жизни, на самодеятельности человека. Идеи А.Адлера получили широкое признание и оказали значительное влияние на развитие индивидуальной и клинической психологии. Его взгляды о важном значении социального интереса и рациональных и волевых процессах в природе человека способствовали возникновению Эго - психологии и гуманистической психологии, оказали воздействие на разработку концепций Э.Фромма, К.Хорни, Г.Олпорта, А.Маслоу, В.Франкла. Несмотря на достаточно резкую критику учения «отца» психоанализа З.Фрейда, А.Адлер в целом, как уже отмечалось, развивал свои идеи в общем русле психоаналитического интрапсихологического направления. Все основные выдвинутые А.Адлером положения, базируются в основном на субъективных предположениях, хотя и как бы интуитивно очевидных, но все же не имеющих широкой эмпирической базы (идея о неодинаковом развитии органов и функций у человека, отсюда с детского возраста чувство неполноценности и стремление к ее компенсации на основе постановки жизненных целей и активного их достижения, стремление к власти и превосходству, в конечном счете, к самосовершенствованию и т.д.). Эти интрапсихологические попытки «заглянуть в душу» индивида и выявить наиболее глубокие пружины его жизнедеятельности были подвергнуты критике со стороны другого крупного персонологического направления - бихевиоризма, опиравшегося на более твердую эмпирическую основу - анализ фактов внешнего поведения личности.
Date: 2015-11-15; view: 9760; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|