Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иосифо‑Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь





 

Россия, Московская обл., к северо‑востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево.

Легенда гласит, что в 1479 году ловчего Ивана Санина послали в эти земли, чтобы найти место для церковной обители. Лишь непролазные болота и лесную чащу нашел здесь ловчий, стоял он в раздумьях посреди леса, как вдруг ударила молния. Иван Санин решил, что это Перст Господень, указующий ему на то место, где должен быть построен монастырь. И стоило ему об этом подумать, как началась буря, повалившая все деревья вокруг. Вот так и было найдено то место, где сейчас стоит Иосифо‑Волоцкий монастырь.

Иосиф Волоцкий (к миру Иван Санин) был пострижен в монахи преподобным Пафнутием Боровским. Он стал его преемником по игуменству и попытался ввести в Пафнутиевом монастыре общежительный устав, но встретил противодействие братии. Тогда он ушел странствовать по монастырям вместе со старцем Герасимом, а в 1479 году вернулся в родные волоколамские пределы, испросил и получил согласие волоколамского князя Бориса Владимировича устроить мужской монастырь, в который сразу стали стекаться пожертвования.

На месте, указанном свыше, Иосиф поставил крест и часовню с образом Богоматери Одигитрии, подаренным преподобным Пафнутием. Вскоре Иосиф и князь Борис заложили здесь деревянный Успенский храм (освящен 15 сентября 1479 года). В 1486 году в новом монастыре выстроили каменный собор, расписанный знаменитым Дионисием, а в 1490‑м – каменную колокольню.

При жизни основателя в монастыре был особый строжайший устав. Уже в те времена монастырь был значительным центром древнерусской культуры. В Иосифовом монастыре иночествовали Гурий и Герман, будущие просветители Казани.

Иосиф Волоцкий участвовал в церковных соборах 1490, 1503, 1504 гг., осуждал ересь «жидовствующих», был главой партии «осифлян», отстаивавших в спорах с «нестяжателями» право монастырей владеть землями и богатствами на том основании, что они необходимы инокам, чтобы служить бедным.

Монастырь приобрел особую знаменитость в XVI веке. Сюда стали ездить на моление цари и простолюдины. Монастырь был местом заточения врагов государевых и еретиков.

В монастыре были заточены многие знаменитые в истории: инок Вассиан Косой (в миру князь Василий Иванович Патрикеев‑Косой), Максим Грек, которые осудили великого князя за развод с женой, Соломонией Сабуровой и насильственное ее пострижение в монахини, а также царь Василий Иванович Шуйский.

Во время русско‑польской войны в начале XVII века здесь содержались польские военнопленные, в годы Отечественной войны 1812 года – пленные французы.

При жизни основателя в монастыре был особый строжайший устав. Уже в те времена монастырь был значительным центром древнерусской культуры. В. О. Ключевский писал: «Ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа».

Уже при жизни Иосиф прославился многими чудесами. Например, когда сын князя Бориса Иоанн умер без покаяния, Иосиф своею молитвой оживил его, исповедал и причастил, чтобы тот отошел в мир иной, как подобает христианину. Наследник и сын Бориса, похороненного в монастыре, князь Федор, притеснял монастырь в течение 10 лет. Потеряв терпение, Иосиф Волоцкий, нарушая феодальный суверенитет, «передался под руку» великого князя московского Иоанна Васильевича. Федор пожаловался новгородскому архиепископу Серапиону, в чьей юрисдикции находился Иосифов монастырь, и тот отлучил преподобного от церкви. Но московский митрополит Симон разрешил Иосифа от неправедного отлучения. Преподобный, которого в последние годы на руках носили в церковь, умер в 1515 году. В 1591‑м его причислили к лику святых.

В XVI столетии в Иосифов монастырь часто приезжал Иван Грозный, делал сюда крупные вклады. Обитель была одной из богатейших на Руси. Все богатства она утратила в 1764 году при секуляризации.

Служила обитель и боевой крепостью. Первые каменные стены появились здесь еще в 1543–1566 годах. В Смутное время монастырь осаждали поляки, его захватил на время сподвижник Лжедмитрия II князь Рожинский, но был разбит отрядом воеводы Валуева. В память об этом событии в монастыре остались старинные пушки, из которых в XIX столетии стреляли во время водоосвящения.

Архитектурный ансамбль обители, напоминавший исследователям сказочный град Китеж на берегу озера, был завершен в XVII веке строительством большого собора и изумительной колокольни‑«свечи».

С 1777 года по 1823 в монастыре существовала школа для детей священников.

В начале XX века в монастыре было пять храмов, неподалеку действовал скит Всех святых с «колодезем Иосифа Волоцкого». Жила обитель по древнему Студийскому уставу, управлял ею архимандрит. При монастыре действовали гостиница, странноприимный дом, богадельня, больница, церковно‑приходская школа. Ежегодно совершались 4 крестных хода.

В 1920‑е годы Иосифо‑Волоколамский монастырь был закрыт. В 1929–1931 годах были переплавлены все колокола. Книги монастырской библиотеки забрали в собрание Государственной библиотеки им. Ленина, где они являются гордостью фондов. В монастыре разместился музей (филиал Волоколамского краеведческого, позднее – областного краеведческого). В 1941 году фашисты взорвали восьмигранную колокольню, которая служила центром монастырского ансамбля. От нее остался лишь небольшой фрагмент.

У каждого монастыря есть свои святыни. Есть они и у Иосифо‑Волоцкого. Среди них особое место занимает Владимирская икона Божьей Матери в иконостасе собора, Смоленская Одигитрия – моленный образ самого преподобного Иосифа, икона Черниговской Божьей Матери, напрестольные кресты с мощами 2‑й половины XVII века и драгоценная плащаница 1558 года, которую пожертвовал монастырю удельный князь Владимир Старицкий.

Захоронения, находящиеся в этом монастыре. Иосиф Волоцкий прожил долгую и насыщенную жизнь, а скончался 9 сентября 1515 года. В 1578 году он был причислен к лику святых. Мощи преподобного Иосифа до сих пор остаются в Успенском соборе монастыря. В подземной церкви‑усыпальнице во имя святого Иосифа Волоцкого были захоронены сам основатель обители, волоколамские князья – Борис Васильевич и Федор Борисович, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий, епископы Иеремия, Лаврентий, Савва и Нифонт. На территории монастыря были захоронены Скурат Бельский и его сын, фаворит Ивана Грозного, Малюта Скуратов. А на монастырском кладбище покоились помещики Волоколамского уезда – Шаховские, Безобазовы, Голицыны, Муравьевы и даже теща А.С. Пушкина, помещица Н.И. Гончарова.

Иосифо‑Волоцкий мужской монастырь возрожден в мае 1989 года. В 1999 году он стал ставропигиальным.

В 2‑х километрах от монастыря, в селе Спирово, до сих пор жив источник преподобного Иосифа Волоцкого, который он сам и выкопал в те дни, когда вместе со сподвижниками начали они строительство обители. Источник находится рядом с церковью Введения Пресвятой Богородицы. Сейчас он облагорожен – обустроена купель для крещения и купания и святой колодец, где можно набрать питьевой воды.

 

Date: 2015-11-15; view: 433; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию