Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Послесловие. Театральной мысли без малого две с половиной тысячи лет, но движению к собственно научной теории театрального искусства меньше века⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Театральной мысли без малого две с половиной тысячи лет, но движению к собственно научной теории театрального искусства меньше века. Об историко-театральной ветви нашего знания уже можно и должно говорить как о науке, о теории так говорить преждевременно. В Западной Европе или в Америке наверняка думают по-другому. И вряд ли в XXI веке наукообразная наука перестанет думать, что театральная теория, не оторвавшаяся от традиционной «гуманитарности», по-прежнему не умеющая или не желающая возвыситься над ужасной путаницей, которую постоянно вносят в дело теоретические экзерсисы практиков сцены и лирический произвол критики, ведет себя таким постыдным образом по причине ее невежества, робости и непоправимой общей отсталости. И точно так же в нашем театроведении еще долго будет сохраняться чувство, что «они» оторвались от живого театра и бесплодно бродят по тупикам, пощелкивая ничего не значащими терминами. Проще всего сказать, что это плоды взаимного незнания; в существенной мере так оно и есть. Но не в полной мере. Потому что пресловутая «гуманитарность» для нашего театроведения все-таки принцип. Понимание науки об искусстве как мысли о мыслях, высказывания о высказываниях, как — в нашем случае — диалога с театром, какой невозможен ни с молнией, ни с живым организмом, — записано в каждой нашей театроведческой хромосоме. Мы можем пенять своей историко-театральной науке, положим, на недостаток дифференцированности, но не можем не чувствовать, что как раз эта ее программная «слитность» во многом и обеспечивает ее ценность: только так удается говорить о живом. {233} В конце концов, нашему современному театрально-историческому знанию есть что показать. Теоретическому, на мой взгляд, нет. Есть прозрения и просто мысли; есть наблюдения и есть гипотезы. Эта работа во многом была попыткой собрать такие гипотезы и оценить способность каждой из них соединиться с другими. Такая цель заставляла начинать по возможности ab ovo, не стесняться элементарного и не прятаться за спины великих. Философически настроенный персонаж Ильфа и Петрова из частного случая в вагоне вывел сильное заключение: если есть колени, на них кто-то должен сидеть. Опираясь на этот постулат, я попробовал понять, сколько колен есть у театра и каковы они. При этом недосчитаться казалось меньшим злом, чем придумать лишнее. Минимум миниморум выглядел предпочтительней еще и потому, что все в него входящее смеет претендовать на то, что оно есть во всяком спектакле. По этой причине гипотезы, с которыми читатель имел сейчас дело, особенно пристрастно испытывались самым старым и самым новым искусством. Но главной моей заботой был все-таки поиск связей. Здесь в выборе между Сциллой — возможностью оставить какие-то нити вне клубка — и Харибдой, искушением во что бы то ни стало соединить все концы, меня поддерживало самое важное из того, что я для себя открыл: весь театр и каждый его спектакль — не сумма свойств, качеств и сторон, а объем, к этой сумме не сводимый. В той мере, в какой это ощущение живой многосторонности мне удалось передать, свой отрезок пути к теории театра я преодолевал не зря. {234} Краткий список рекомендуемой литературы Аверинцев С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» // Вопросы литературы. 1971. № 8. С. 40 – 69. Алперс Б. Театр Мочалова и Щепкина. М.: Искусство, 1979. Гл. Искусство актера и пути его изучения. С. 7 – 54. Алперс Б. Искания новой сцены // Алперс Б. Искания новой сцены. М.: Искусство, 1985. С. 31 – 70. Аникст А. Театр эпохи Шекспира. М.: Искусство, 1965. Аристотель и античная литература. М.: Наука, 1978. Арто А. Театр и его двойник // Арто А. Театр и его двойник. СПб.: «Симпозиум», 2000. С. 97 – 234. Барбой Ю. Структура действия и современный спектакль. Л.: ЛГИТМиК, 1988. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Искусство, 1978. Брехт Б. Теория эпического театра // Брехт Б. Театр: В 5 т. М.: Искусство, 1965. Т. 5/2. С. 7 – 274; Брехт Б. Покупка меди // Там же. С. 277 – 476. Брук П. Пустое пространство. М.: Прогресс, 1976. Веселовский А. Избранное: Историческая поэтика. М.: Росспэн, 2006. Всеволодский-Генгросс В. Театр как действование // Из истории советской науки о театре. 20‑е годы. М.: ГИТИС, 1988. С. 107 – 119. Выготский Л. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. Волков Н. Композиция в живописи: В 2 т. М.: Искусство, 1977. Т. 1. {235} Владимиров С. Действие в драме. СПб.: СПбГАТИ, 2007. Гачев Г. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа: В 2 ч. М.: Наука, 1972. Ч. 1. Гвоздев А. Театральная критика. Л.: Искусство, 1987. Гегель Г. В. Ф. Действие // Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1968. Т. 2.; Гегель Г. В. Ф. Драматическая поэзия // Там же. 1971. Т. 3. Гинзбург Л. Об историзме и структурности: (Теоретические заметки) // Гинзбург Л. О старом и новом. Л.: Сов. писатель, 1982. С. 4 – 15. Гладков А. Пять лет с Мейерхольдом // Гладков А. Мейерхольд: В 2 т. М.: СТД, 1990. Т. 2. С. 5 – 344. Границы спектакля. СПб.: СПбГАТИ, 1999. Громов П. Два «Гамлета» // Громов П. Герой и время. Л.: Сов. писатель, 1961. С. 294 – 323. Громов П. Ранняя режиссура В. Э. Мейерхольда // Громов П. Написанное и ненаписанное. М.: АРТ, 1994. С. 13 – 117; Громов П. Ансамбль и стиль спектакля // Там же. С. 118 – 140. Гусев В. Истоки русского народного театра. Л.: ЛГИТМиК, 1977. Демидов А. Как молоды мы были… // Театр. 1976. № 1. С. 39 – 60. Демидов Н. Типы актера // Демидов Н. Творческое наследие: В 2 т. СПб.: Гиперион, 2004. Т. 2. Дидро Д. Парадокс об актере. Л.; М.: Искусство, 1938. Евреинов Н. Театр как таковой // Евреинов Н. Демон театральности. М.; СПб.: «Летний сад», 2002. С. 31 – 96. Жак-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика XXI, 2002. Иванов В. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976. Игнатов И. Театр и зрители. М.: Задруга, 1916. Ч. 1. Искусство режиссуры за рубежом. СПб.: СПбГАТИ, 2004. Калмановский Е. Книга о театральном актере. Л.: Искусство, 1984. Калязин В. От мистерии к карнавалу. М.: Наука, 2002. Карягин А. Драма как эстетическая проблема. М.: Наука, 1971. Кон И. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. {236} Костелянец Б. «Бесприданница» А. Н. Островского. Л.: Худож. лит., 1973. Костелянец Б. Драма и действие. М.: Совпадение, 2007. Кречетова Р. Поиски единства // Театр. 1973. № 2. С. 58 – 67. Крэг Э. Г. Актер и сверхмарионетка // Крэг Э. Г. Воспоминания. Статьи. Письма. М.: Искусство, 1988. С. 212 – 233; Крэг Э. Г. Заметка о масках // Там же. С. 233 – 240. Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. Литературные манифесты. М.: Аграф, 2001. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. Лотман Ю. Семиотика сцены // Театр. 1980. № 1. С. 89 – 99. Лоусон Д. Теория и практика создания пьесы и киносценария. М.: Искусство, 1960. Мальцева О. Поэтический театр Юрия Любимова. СПб.: РИИИ, 1999. Марков П. Новейшие театральные течения // Марков П. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1974. Т. 1. С. 255 – 321; Первая студия МХТ: (Сулержицкий — Вахтангов — Чехов) // Там же. С. 347 – 417; Из лекции о Вахтангове // Там же. С. 418 – 426; Письмо о Мейерхольде: (К 60‑летию со дня рождения и 35‑летию сценической деятельности) // Там же. Т. 2. С. 59 – 75; О Любимове // Там же. Т. 4. С. 568 – 581; Притоки одной реки: Из дневника старого театрального критика // Там же. Т. 4. С. 581 – 588. Мейерхольд В. О театре: [Сборник статей] // Мейерхольд В. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М.: Искусство, 1968. Ч. 1. С. 103 – 257. Молодцова М. Комедия дель арте. Л.: ЛГИТМиК, 1990. Мотокиё Д. Предание о цветке стиля. М.: Наука, 1989. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. Павленко А. Теория и театр. СПб.: Наука, 2006. Петербургские записки о театре. СПб.: СПбГАТИ, 2003. Попов А. Художественная целостность спектакля // Попов А. Творческое наследие: В 3 т. М.: ВТО, 1979. Т. 1. С. 305 – 503. {237} Рассел Б. Человеческое познание. М.: Изд‑во ин. лит., 1957. Ратнер Я. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М.: Искусство, 1980. «Ревизор» в театре имени Вс. Мейерхольда. СПб.: РИИИ, 2002. Режиссерский театр: В 2 т. М.: МХТ, 2001. Режиссура. Взгляд из конца века. СПб.: РИИИ, 2005. Рехельс М. Режиссер — автор спектакля. Л.: Искусство, 1969. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. Ромм М. Избранные произведения: В 3 т. М.: Искусство, 1982. Т. 3. Руднев В. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1999. Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М.: Наука, 1968. Рудницкий К. Русское режиссерское искусство, 1898 – 1907. М.: Наука, 1989. Русское актерское искусство XX века. СПб.: РИИИ, 1992. Вып. 1; 2002. Вып. 2, 3. Семеновский В. Евгений Леонов // Театр. 1978. № 3. С. 44 – 54. Силюнас В. Стиль жизни и стили искусства. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2000. Соловьева И. Спектакль идет сегодня. М.: Искусство, 1966. Соловьева И. Художественный театр. Жизнь и приключения идеи. М.: Изд‑во «Московский Художественный театр», 2007. Спектакли двадцатого века. М.: ГИТИС, 2004. Спектакль как предмет научного изучения. СПб.: СПбГАТИ, 1993. Станиславский К. Работа актера над собой // Собр. соч.: В 8 т. М.: Искусство, 1955. Т. 3; [Об актерском амплуа] // Там же. 1958. Т. 5. С. 180 – 186; [О различных направлениях в театральном искусстве] // Там же. 1959. Т. 6. С. 42 – 95; Искусство актера и режиссера // Там же. С. 232 – 242. Степун Ф. Основные типы актерского творчества // Из истории советской науки о театре. 20‑е годы. М.: ГИТИС, 1988. С. 70 – 89. Таршис Н. Музыка спектакля. Л.: Искусство, 1978. {238} Театральное пространство. М.: Сов. художник, 1979. Театральные термины и понятия. Вып. 1. СПб.: РИИИ, 2005. Театральная энциклопедия: В 5 т. М.: Сов. энциклопедия, 1961 – 1967. Театроведение Германии: Система координат. СПб.: Балтийские сезоны, 2004. Титова Г. Мейерхольд и Комиссаржевская: Модерн на пути к Условному театру. СПб.: СПбГАТИ, 2006. Товстоногов Г. О жанре // Товстоногов Г. Зеркало сцены: В 2 т. Л.: Искусство, 1980. Т. 1. С. 173 – 187. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. Филиппов В. Беседы о театре. М.: Моск. театр, изд‑во, 1924. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. Хализев В. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978. Хейзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992. Художник и публика: Межвузовский сборник научных трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1981. Чехов М. Об искусстве актера // Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. М.: Искусство, 1986. Т. 2. Шпет Т. Театр как искусство // Из истории советской науки о театре. 20‑е годы. М.: ГИТИС, 1988. С. 32 – 52. Шторк К. Система Далькроза. Л.; М.: Петроград, 1924. Эйзенштейн С. Режиссура. Искусство мизансцены // Избр. произв.: В 6 т. М.: Искусство, 1966. Т. 4. [1] Этот тезис развернул в специальной статье Ю. М. Лотман. См.: Лотман Ю. Семиотика сцены // Театр. 1980. № 1. С. 89 – 99. [2] См.: Fischer-Lichte E. How to Conceptualize Directing // The Director in the Theatre World: Abstract of Annual Conference of FIRT. St. Petersburg, 2004. P. 12. [3] Фишер-Лихте Э. Перформативность и событие // Театроведение Германии: Система координат. СПб., 2004. С. 101. [4] См. об этом: Гинзбург Л. Об историзме и структурности // Гинзбург Л. О старом и новом. Л., 1982. С. 4 – 15. [5] Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978. С. 140. [6] Костелянец Б. Драма и действие. М., 2007. С. 30. [7] Там же. С. 33. [8] Станиславский К. С. Искусство актера и режиссера // Собр. соч.: В 8 т. М., 1959. Т. 6. С. 236. [9] Там же. С. 233. [10] Игнатов И. Н. Театр и зрители. М., 1916. Ч. 1. С. 12 – 13. [11] Евреинов Н. Демон театральности. М.; СПб., 2002. С. 43. [12] Там же. С. 46. [13] См. об этом: Калмановский Е. Природа театра и идея театральности // Петербургский театральный журнал. 1993. № 1. С. 68 – 70; Барбой Ю. Заклятие // Петербургский театральный журнал. 1993. № 4. С. 54 – 57. [14] См., напр.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. [15] См., напр.: Кон И. С. В поисках себя. М., 1985. [16] Кантор А. М. Театральность и живописность в исторической живописи XIX века // Театральное пространство. М., 1979. С. 408. [17] Там же. [18] Евреинов Н. Демон театральности. С. 44. [19] Калязин В. Ф. От мистерии к карнавалу. М., 2002. С. 199. [20] Кантор А. М. Театральность и живописность в исторической живописи XIX века // Театральное пространство. С. 409. [21] Хализев В. Драма как явление искусства. М., 1978. С. 14. [22] См.: Карягин А. А. Драма как эстетическая проблема. М., 1971. [23] См.: Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. [24] В 1996 году в Ярославле вышла книга Е. А. Ермолина «Материализация призрака». С точки зрения автора, театр отличается от жизни едва ли в первую очередь своей неподлинностью. Обычно этот факт не обсуждается: подразумевается само собой, что театр не жизнь. Но здесь в доказательство приводится оригинальный пример — суды 1930‑х годов над «врагами народа». Есть два варианта: либо вместо Бухарина, публично признающего себя негодяем, перед судом выступает его двойник, либо настоящий Бухарин сам себя правдоподобно оговаривает. Оба варианта — инсценировки, но иностранные наблюдатели, для которых это и устроено, о том не догадываются. Тут, по мнению Е. А. Ермолина, и есть театр. Пример, кажется, действительно позволяет отличить театр от не-театра, и как раз в связи с его генезисом. В обоих вариантах все, что видят и слышат зрители, — это страшная, но игра (понарошку), которую сделали предметом зрелища. Но только эта игра притворяется не-игрой, а в театре, как в настоящей игре, — нет. И зрителя здесь обманывают, а в театре зритель — зритель игры. В театре и игра и зрелище — подлинны. Театр и возможен, когда в нем нет обмана. [25] Владимиров С. Действие в драме. СПб., 2007. С. 41 – 42. [26] См., напр.: Аникст А. А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965. [27] Владимиров С. Действие в драме. С. 54 – 55. [28] Дидро Д. Парадокс об актере. Л.; М., 1938. С. 43. [29] Там же. С. 47. [30] Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 69. [31] См.: Марков П. А. Новейшие театральные течения // Марков П. А. О театре: В 4 т. М., 1974. Т. 1. С. 255 – 321. [32] См.: Кречетова Р. Поиски единства // Театр. 1973. № 2. С. 58 – 67. [33] См.: Гвоздев А. «Иль‑ба‑зай» // Гвоздев А. Театральная критика. Л., 1987. С. 36 – 38. [34] Для всякой работы по теории театра термин «спектакль», естественно, один из главных. И один из первых, где требуется по возможности строгая дефиниция. Но «спектакль» разделяет судьбу «театра». В Театральной энциклопедии спектакль определяется как театральное произведение, создаваемое театральным коллективом. Патрис Пави начинает впечатляюще широко: спектакль — все то, что предстает взгляду; но даже когда конкретизирует это «все», оказывается, что этот «родовой термин применим к видимой части пьесы (представления), ко всем формам искусства представления (танцу, опере, кино, пантомиме, цирку и т. д.), а также к другим родам деятельности, имеющим в виду участие публики (спорт, ритуалы, богослужения, социальное взаимодействие)» (Пави П. Словарь театра. М., 1991. С. 323). Э. Фишер-Лихте предлагала сперва чисто семиотическое определение — эксплицитный, ограниченный и структурированный «текст, состоящий из театральных знаков», а затем, в связи с концепцией перформативности, определила спектакль как структурированную программу деятельности, «которая совершается и демонстрируется в определенное время, в определенном месте, группой актеров перед группой зрителей» (см. цитированную статью «Перформативность и событие», с. 96). Если даже, согласно мечтам Агафьи Тихоновны, соединить два последних определения и сильно ограничить этот «синтез» указанием на то, что актер — это тот, кто изображает для зрителей не себя (а это пришло бы в противоречие с идеей Э. Фишер Лихте), дефиниция не станет полноценной. Можно бы сокрушенно ограничиться бытовым пониманием театрального произведения как разыгрываемого актерами для зрителей сюжета одной пьесы, но ведь и такой сюжет — вещь проблематичная, начиная с греческих и римских времен, включая испанский спектакль Золотого века или русский «великолепный спектакль» века XIX. Не напрасно, например, А. А. Чепуров предложил термин «сверхсюжет спектакля» (см.: Чепуров А. А. Сверхсюжет спектакля // Спектакль как предмет научного изучения. СПб., 1993). Не исключено, что начинать строительство дефиниции надо опять с давнего Аристотелева «подражание действию важному и законченному, имеющему <определенный> объем… <производимое> в действии, а не в повествовании» (Аристотель и античная литература. М., 1978. С. 120) и продолжать: «актерами, изображающими не себя для зрителей». По крайней мере, такое строительство не может не быть постепенным наращением объема понятия; в него, как минимум, должны быть включены представления о системе и структуре «спектакля», о которых сейчас речь, о специфике содержания и основных характеристиках формы, в первую очередь — композиции. Все это у нас впереди. [35] Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве // Собр. соч.: В 8 т. М., 1954. Т. 1. С. 373. [36] Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957. С. 284. [37] См.: Аристотель и античная литература. С. 130. [38] Там же. С. 121. [39] См., напр.: Рождественская Н. Проблема «актер — зритель» в режиссерских системах XX века // Художник и публика. Л., 1981. С. 97 – 107. [40] См.: Калашников Ю. Третий творец спектакля: К. С. Станиславский о зрителе // Театр. 1963. № 2. С. 53 – 60. [41] Ратнер Я. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М., 1980. С. 110. [42] Прозерский В. О коммуникативной функции искусства // Художник и публика. Л., 1981. С. 41. [43] О типах сценических связей см.: Калмановский Е. Книга о театральном актере. Л., 1984. [44] Теме «актер — роль — зритель» посвящена отдельная глава кн.: Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. Л., 1988. С. 136 – 175. [45] Смелянский А. Противоположники // Известия. 1997. 25 сент. С. 5. [46] Аверинцев С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» // Вопросы литературы. 1971. № 8. С. 55 – 56. [47] Соловьева И. Спектакль идет сегодня. М., 1966. С. 175. [48] Бояджиев Г. Н. Театр эпохи становления и расцвета феодализма // История западноевропейского театра. М., 1956. Т. 1. С. 98. [49] Дживелегов А. К. Итальянская народная комедия. М., 1954. С. 201. [50] Театральная энциклопедия: В 5 т. М., 1961. Т. 1. С. 167. [51] Станиславский К. С. [Об актерском амплуа] // Собр. соч. Т. 5. С. 181. [52] Станиславский К. С. [Об актерском амплуа]. С. 184. [53] См.: Станиславский К. С. Работа актера над собой // Собр. соч. Т. 3. С. 224. [54] Станиславский К. С. Работа актера над собой // Там же. [55] Марков П. А. Первая студия МХТ: (Сулержицкий — Вахтангов — Чехов) // Марков П. А. О театре. Т. 1. С. 364. [56] Беседы К. С. Станиславского. М.; Л., 1939. С. 355. [57] Марков П. А. Первая студия МХТ: (Сулержицкий — Вахтангов — Чехов) // Марков П. А. О театре. Т. 1. С. 395. [58] Там же. С. 395 – 396. [59] См., напр.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. [60] Чехов М. Путь актера // Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 129. [61] Чехов М. О технике актера // Чехов М. Литературное наследие. Т. 2. С. 248 – 249. [62] Там же. С. 248. [63] Чехов М. Характер и характерность // Чехов М. Литературное наследие. Т. 2. С. 325. [64] Демидов А. Как молоды мы были… // Театр. 1976. № 1. С. 42. [65] См.: Семеновский В. Евгений Леонов // Театр. 1978. № 3. С. 44. [66] Крэг Э. Г. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988. С. 237. [67] Аверинцев С. Греческая «литература» и восточная «словесность» // Вопросы литературы. 1971. № 8. С. 55 – 56. [68] Гладков А. Мейерхольд: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 343. [69] Мейерхольд Вс. Чаплин и чаплинизм // Февральский А. Пути к синтезу. М., 1978. С. 218 – 219. [70] Гладков А. Мейерхольд. Т. 2. С. 298. [71] Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М., 1968. Ч. 2. С. 59. [72] Алперс Б. В. Театр социальной маски // Алперс Б. В. Театральные очерки: В 2 т. М., 1977. Т. 1. С. 102. [73] Владимиров С. Действие в драме. С. 140. [74] Алперс Б. В. Творческий путь МХАТ Второго // Алперс Б. В. Театральные очерки. Т. 2. С. 58. [75] Марков П. А. Письмо о Мейерхольде: (К 60‑летию со дня рождения и 35‑летию сценической деятельности) // Марков П. А. О театре. Т. 2. С. 66. [76] См.: Марков П. А. О Любимове // Марков П. А. О театре. Т. 4. С. 568 – 581; Марков П. А. Притоки одной реки: Из дневника старого театрального критика // Там же. С. 581 – 588. [77] См.: Громов П. П. Ранняя режиссура В. Э. Мейерхольда // Громов П. П. Написанное и ненаписанное. Л., 1994. С. 29. [78] В современной театроведческой литературе эта связь типа структуры со способом мышления наиболее полно и убедительно развернута О. Н. Мальцевой. См., напр.: Мальцева О. Поэтический театр Юрия Любимова. СПб., 1999. [79] Совсем недавно затихший было спор оживила в книге «Мейерхольд и Комиссаржевская: Модерн на пути к Условному театру» (СПб., 2006) Г. В. Титова. Объясняя, почему, с ее точки зрения, вынесенный в заглавие работы термин предпочтительней понятия о театральной поэзии (слишком принудительна аналогия с литературой), ученый косвенно, но внятно спорит одновременно и с другим соперником «условного театра» — термином «театр синтезов» (слишком близок угрожающий природе театра «синтез искусств»). Главным оружием в этой полемике оказывается не терминология Мейерхольда, а его художественная практика, увиденная Титовой именно как путь к самоопределению театра — и в связях его с литературой, и в его отношениях с другими искусствами. Так объясненный и к тому же не обремененный обязательным партнером — «театром жизненных соответствий», — термин «условный театр» получил в свою пользу свежие сильные аргументы. [80] Аристотель и античная литература. С. 121. [81] Цит. по: Филиппов В. Беседы о театре. М., 1924. С. 97. [82] См.: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1986. Т. 29. Кн. 1. С. 225. Напомним интересующую нас формулировку: «… для разных форм искусства существуют и соответственные им ряды поэтических мыслей, так что одна мысль не может никогда быть выражена в другой, не соответствующей ей форме». [83] Гегель Г. В. Ф. Действие // Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1969. Т. 1. С. 226. [84] См.: Калмановский Е. Книга о театральном актере. [85] См.: Костелянец Б. Драма и действие. С. 34 – 36. [86] См.: Владимиров С. Действие в драме. С. 24 – 32. [87] Аристотель и античная литература. С. 121 – 122. [88] См.: Лоусон Д. Х. Теория и практика создания пьесы и киносценария. М., 1960. [89] На необходимость найти внутренним проблемам искусства место среди других, жизненных, обратил внимание автора А. В. Платунов. [90] См., напр.: Скорочкина О. Ольга Яковлева // Театр. 1982. № 1. С. 55 – 63. [91] См.: Попов А. Д. Художественная целостность спектакля // Попов А. Д. Творческое наследие: В 3 т. М., 1979. Т. 1. С. 305 – 503. [92] См.: Таршис Н. Музыка спектакля. Л., 1978. [93] Типологии, предложенные в свое время Ф. А. Степуном (см.: Степун Ф. А. Основные типы актерского творчества // Из истории советской науки о театре. М., 1988. С. 70 – 89) и вслед за ним Б. А. Алперсом (см.: Алперс Б. А. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979. Гл. Искусство актера и пути его изучения. С. 7 – 54), очевидно опираются на идеи, близкие Станиславскому, но и при этом, безусловно, схватывают различия самих содержаний актера, играющего роль. [94] Весьма показателен вышедший в Москве в 1999 году «Словарь культуры XX века» В. П. Руднева: среди ключевых, с точки зрения автора, понятий культуры XX века «форма» отсутствует. [95] Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: Опыт философского анализа // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. С. 281. [96] Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике… С. 283. [97] Там же. С. 285. [98] См.: Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. С. 237 – 281. [99] Там же. С. 249. [100] См.: Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992. С. 7. [101] Аристотель и античная литература. С. 115. [102] Гегель Г. В. Ф. Драматическая поэзия // Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 3. С. 540. [103] Там же. С. 546. [104] Аристотель и античная литература. С. 120. [105] Аристотель и античная литература. С. 120. [106] Гегель Г. Ф. В. Драматическая поэзия // Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 3. С. 540. [107] Там же. С. 546. [108] Фильштинский В. Открытая педагогика. СПб., 2006. С. 106. [109] Большой энциклопедический словарь. Изд. 2‑е. М.; СПб., 1998. С. 886. [110] Аристотель и античная литература. С. 128 – 129. [111] См.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. [112] См.: Каган М. Морфология искусства. Л., 1972. [113] Владимиров С. Действие в драме. С. 143. [114] Там же. С. 142. [115] См.: Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 2. [116] Гачев Г. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа: В 2 ч. М., 1972. Ч. 1. С. 73. [117] Товстоногов Г. О жанре // Товстоногов Г. Зеркало сцены: В 2 т. Л., 1980. Т. 1. С. 173. [118] Там же. С. 178. [119] Там же. С. 183. [120] Марков П. А. Качалов // Марков П. А. О театре. Т. 2. С. 232 – 233. [121] См., напр.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 657. [122] См.: Аристотель и античная литература. [123] Там же. С. 125. [124] Аристотель и античная литература. С. 128. [125] См., напр.: Рудницкий К. «Назад к Островскому?» // Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 286 – 319. [126] Эйзенштейн С. Режиссура. Искусство мизансцены // Избр. произв.: В 6 т. М., 1966. Т. 4. С. 409. [127] См.: Мейерхольд В. Э. Балаган // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М., 1968. Ч. 1. С. 207 – 229. [128] Аристотель и античная литература. С. 141. [129] Заслуга в возрождении этой идеи и разработке современной теории перипетии, несомненно, принадлежит Б. О. Костелянцу. См., напр., его книгу «Драма и действие». [130] См.: Костелянец Б. «Бесприданница» А. Н. Островского. Л., 1973. [131] См.: Громов П. Два «Гамлета» // Громов П. Герой и время. Л., 1961. С. 294 – 323. [132] См.: Рехельс М. Режиссер — автор спектакля. Л., 1969. [133] Пави П. Словарь театра. С. 180. [134] Там же. С. 179. [135] Там же. С. 180. [136] Эйзенштейн С. Режиссура. Искусство мизансцены // Избр. произв. Т. 4. С. 98. [137] Там же. [138] Эйзенштейн С. Режиссура. Искусство мизансцены. С. 98. [139] Тынянов Ю. Литературный факт // Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 261. [140] Холопова В. Формообразующая роль ритма в музыкальном произведении // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. С. 230. [141] Там же. [142] Волков Н. Композиция в живописи. М., 1977. С. 68. [143] Волков Н. Композиция в живописи. С. 68. [144] Там же. С. 69. [145] Там же. С. 65. [146] Волков Н. Композиция в живописи. С. 148. [147] Гвоздев А. Ритм и движение актера // Гвоздев А. Театральная критика. С. 46. [148] Воспитательное значение ритмической гимнастики Жака Далькроза. Доклад Всероссийскому съезду семейного воспитания. Кн. С. Волконского // Нива. 1913. № 2. С. 343 – 44. [149] Шторк К. Система Далькроза. Л.; М., 1924. С. 40. [150] Станиславский К. Работа актера над собой // Собр. соч. Т. 3. С. 152. [151] Станиславский К. Работа актера над собой. С. 142. [152] Там же. С. 147. [153] Там же. С. 151. [154] Станиславский К. Работа актера над собой. С. 153. [155] Аристотель и античная литература. С. 116. [156] Гладков А. Мейерхольд. Т. 2. С. 301. [157] Гладкое А. Мейерхольд. Т. 2. С. 310. [158] Там же. С. 299. [159] Мейерхольд Вс. Искусство режиссера // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 2. С. 152 – 153. [160] Гладков А. Мейерхольд. Т. 2. С. 297. [161] Ромм М. Вопросы киномонтажа // Избр. произв.: В 3 т. М., 1982. Т. 3. С. 269. [162] Ромм М. Вопросы киномонтажа. С. 278 – 279. [163] См.: Соколянский А. Театр правого полушария // Петербургский театральный журнал. 1992. № 0. С. 103 – 107. [164] См.: Каган М. Морфология искусства. [165] См. об этом: Барбой Ю. Театр как комплекс и его комплексное изучение // Гуманитарий. №. 1. СПб., 1996. С. 153 – 164. [166] Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. С. 266 – 267. [167] Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Там же. С. 266. [168] Стиль явление настолько сложное, а понятие о нем столь широко трактуется, что, по крайней мере, без одной оговорки здесь не обойтись: речь не об исторических стилях типа барокко или рококо, но как раз и именно о неисторических, теоретических общностях. Значит, о таком гротеске, который соединяет античные росписи в римских гротах и «Путешествия Гулливера» из XVIII, живопись Босха конца XV – начала XVI и спектакли Мейерхольда XX веков. [169] Громов П. Ансамбль и стиль спектакля // Громов П. Написанное и ненаписанное. С. 122. Date: 2015-11-15; view: 415; Нарушение авторских прав |