Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
День Ивана Купалы
В половине июня, набравшись сил, солнце достигает высочайшей точки на небе. Это время называется летним солнцестоянием. Солнце поворачивается на зиму и начинает всё ниже спускаться по небесной горе. Дни убывают. Природа торопится насладиться теплом. Последний месяц кукует кукушка, последнюю песню поёт соловей, и скоро другие певчие птицы будут молчаливо готовиться к зиме. День солнцестояния, который наступает 24 июня – Иванов день, издревле считался большим праздником не только на Руси, но и у многих европейских народов. На Руси его называли День Ивана Купалы, или Ивана Травника. Ночь накануне Иванова дня называлась «ночью под Ивана Купала». Слово «Купало» означает существо сердитое, гневное, горячее и служит эпитетом солнца. В давние времена это языческое божество странным образом смешали с христианским праздником, посвящённым св. Иоанну Крестителю. Русский народ в своём языческом календаре создал праздник, соединив имя святого и обряд купания, от чего и получился день «Ивана Купалы». Он отмечался в день летнего солнцеворота и совпадал с языческим праздником Купалы – великим днём очищения водой и огнём. Слово «Купало» созвучно слову «купать» – погружать в воду. В старину наши предки летний поворот солнца справляли разжиганием костров, купанием в реках и источниках. Парни и девушки в праздничных нарядах собирались у реки, разводили костры, устраивали хороводы. А затем, взявшись за руки, попарно прыгали через огонь, полагая, что это избавит их от всех зол, болезней и, главное, – дурного глаза. При этом водили хороводы и пели:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо – Птички летят, Колокольчики звенят; Диги‑дон, диги‑дон, Убегай скорее вон!
В некоторых местах существовал обычай прогонять через огонь и домашний скот, чтобы защитить его от хвори. Считается, что даже слепая змея медянка в День Ивана Купалы становится зрячей на целые сутки и делается очень опасной. Народное поверье гласило: кто выше прыгнет через костёр, у того и колос хлеба уродится выше. Существовали и такие предания: «Иван Купала – хорошие травы». Или – «Иванов день пришёл – траву собирать пошёл». В ночь на Ивана Купалу стар и млад шли купаться в реки, пруды, озёра. Считалось, что вода в эту ночь имеет такую же силу, как огонь, избавляя от всего злого, вредного, нечистого. В Москве издревле праздновали Иванов день на трёх горах, а в Петербурге – на Петровском острове, куда заезжала и аристократия. Пётр Великий принимал активное участие в этом празднике. На Иванов день разводили огни, на которых нередко сжигали белого петуха. В более поздние времена купальный костёр заменился ворохом крапивы. Ивановская ночь, по народному поверью, считалась страшной ночью. Бабы‑яги, колдуны и ведьмы верхом на помеле толпой летели на Лысую гору. В это время не выпускали лошадей в поле. На окна клали жгучую крапиву, которая не пускает нечистую силу в избу. Именно на Рождество Иоанна Крестителя надо было запасаться лечебными растениями. Растения должны быть сорваны на заре Иванова дня – прежде, чем на них обсохнет роса. Известен указ паря Алексея Михайловича от 1657 года: «На Рождество Иоанна Предтечи, июня в 23‑й день, набрать цвету да трав, мяту с цветом и дательного корня, по 5 пудов», что предназначалось для дворцовых нужд. Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет дом от них. Пастушью сумку издавна заготавливали как кровоостанавливающее средство. Страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву. Для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой. На случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать‑мачеху, душицу, багульник. Нередко из них не только готовили отвар, но и окуривали больных. Белую кувшинку называли во многих городах и сёлах «одолень‑гравой» и считали надёжным средством от разных бед и напастей. Ночью, до восхода солнца, рвали цветы иван‑да‑марья. Если их положить в углы дома, то вор не подойдёт к нему. Существовало поверье: тот, кто хочет занять деньги, должен положить в карман травы земляники и смело идти к ростовщику – отказа не будет. Только смельчаки отправлялись в Иванову ночь в лес собирать лекарственные травы и коренья. Многие искали заветный цветок папоротника, который открывает клады тайные, сокровища подземные. А цветёт папоротник только один раз в году – именно в эту летнюю ночь накануне Ивана Купалы. Сила папоротника заключалась не только в открытии кладов и сокровищ. Овладевший им «всё узнавал, что где есть и что где лежит, что где делается, хоть в других городах и государствах». Кто отыщет цветок папоротника – приобретёт власть повелевать всем: он может даже знать, где скрыты клады, пробраться невидимкой к любой красавице – словом, ничего невозможного для него нет. Ночь накануне Ивана Купалы Н. В. Гоголь описал так: «Оглянулся Петро: никогда ещё не случалось ему заходить сюда. Тут остановился и Басаврюк. – Видишь ли ты, стоят перед тобою три пригорка? Много будет на них цветов разных; но сохрани тебя нездешняя сила вырвать хоть один. Только же зацветёт папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади ни чудилось. Петро хотел было спросить… глядь – и нет уже его. Подошел к трём пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикий бурьян чернел кругом и глушил всё своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, всё чудных, всё невиданных; тут же и простые листья папоротника… Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится всё больше, больше и краснее, как горячий уголь. Вспыхнула звёздочка, что‑то затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя». С Днём Иоанна Крестителя связаны присловья и приметы о будущем урожае – как его сохранить, к чему быть готовым в быстрые месяцы лета: «Сильна роса на Ивана – к урожаю огурцов», «На Иванову ночь звёздно – много будет грибов», «На Иванов день цвет, на Ильин‑то день – хлеб», «Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало и они будут пустыми». У татар и башкир летний праздник назывался сабантуем, «праздником плуга». Издавна он знаменовал собой окончание весенних полевых работ. Теперь в Казани проводится сабантуй, ставший общенародным праздником. Тут и конные скачки, и перетягивание палки, и бег с полными вёдрами воды на коромысле.
|