Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нурхаци





 

 

Маньчжурский хан, повторивший судьбу Чингисхана. Он изгнал войска империи Мин из Маньчжурии и создал Маньчжурское государство

 

 

Маньчжурский хан Нурхаци

 

Чжурчжэньские племена к середине XVI века занимали обширную территорию к северо – востоку от Великой Китайской стены, «размножившись, как пчелы». Между ними шла жестокая борьба за власть над соседями, в которой все больше первенствовало племя маньчжур (маньчжу). Его вождь Гиачанг с сыном Тэкэши многое сделали для объединения чжурчжэней, одержав ряд побед над соплеменниками.

Императора династии Мин встревожило то, что на северных границах вот – вот должно было появиться сильный в военном отношении союз племен. Он послал войско на помощь одному из племенных вождей чжурчжэней Никану Вайлану, и тот разгромил ставку Гиачанга и Тэкэши. Вожди маньчжур были убиты.

Оставшемуся в живых 16–летнему сыну Тэкэши – Нурхаци – пришлось оставить родной очаг. Мачеха лишила его наследства, а люди Никана Вайлана преследовали его. Девять лет длились его скитания, и в 25 лет беглец, обладавший сильными качествами бойца – поединщика и полководческим дарованием, стал обладателем отряда из 30 прекрасно подготовленных воинов – латников.

С ними Нурхаци и начал войну против своего кровного врага вождя Никану Вайлана. Тот предложил сыну Тэкэши покориться и пойти к нему на службу, но получил твердый отказ. Отряд латников Нурхаци атаковал город – крепость Тулунь, в которой находился Никан Вайлан. Тот, понимая, что в его войске много недовольных его властью людей, бежал из Тулуня.

Усилившись в Тулуни перешедшими на его сторону воинами, Нурхаци начал преследование Никана Вайлана, занимая одну за другой крепости чжурчжэней. Так были взяты крепостные города Изябань и Фушунь.

Никан Вайлан бежал к китайцам, чьи крепости стояли на границе. Китайцы, не желая конфликтовать с набиравшим силу вождем племени маньчжур и желая его задобрить, выдали своего бывшего союзника. Тот был казнен, а Нурхаци получил от послов правителя империи Мин богатые дары: восемьсот лан серебра и пятнадцать кусков шелка.

Среди вождей племен чжурчжэней была сильная военная оппозиция власти Нурхаци. В 1593 году отряды девяти племен, объединившись, напали на племя маньчжур, но были разбиты благодаря военному таланту вождя Нурхаци, продолжившего объединение чжурчжэней в единое государство.

К 1601 году он создал систему управления страной, скопированную с монгольской системы, больше напоминавшую военную диктатуру. Нурхаци, отказавшись платить дань императору Мин, уже имел 40–тысячное войско.

Начиналась эпоха маньчжурских завоеваний. В 1607 году Нурхаци начал войну с племенами варка, взяв их главный город Фейю. Побежденные племена ушли в Китай и Корею. Через два года последовал новый поход на варков: маньчжуры дошли до берега Восточного моря.

До 1618 года Нурхаци военной силой покорил племена, проживавшие на территории современной китайской Маньчжурии. Сперва его сын Абахай захватил области Мулунь и Ургучэнь на побережье Восточного моря. Затем были разгромлены племена хурха. Яростным штурмом берется город – крепость Эхэколунь племени воцзи, которое было «разорено».

В 1616 году Нурхаци, хорошо знавший историю, объявил себя ханом государства династии Поздняя Цзинь. В столице китайской империи Мин всерьез встревожились. Их сосед становился все сильнее в военном отношении, и к тому же он строил сильную централизованную власть. В Китае хорошо помнили завоевательные походы Чингисхана и его потомков.

В 1618 году маньчжуры совершили удачный поход на Ляодун (Ляодунский полуостров), захватив там провинцию, принадлежавшую Китаю. Она стала для них базой будущих вторжений в империю Мин и Корею.

Поводом для первого похода Нурхаци на Китай послужило следующее событие. Вожди племени ехэ попросил у империи Мин помощи в борьбе против маньчжур. Император прислал им «полк» солдат с огнестрельным оружием, а от правителя государства династии Поздняя Цзинь потребовал прекратить войну против ехэ.

Прочитав такое грозное послание, Нурхаци посетил храм предков, встал на колени и произнес речь, которая заканчивалась словами: «…Я не в силах более переносить кровные обиды. Иду мстить империи оружием!»

Маньчжурская 20–тысячная армия в конце 1618 года отправилась в поход. На равнине Фахуньомо ее встретила «злая зима». Венценосный полководец Нурхаци собрал военный совет, сказав: «А не вернуться ли нам назад? Дождь мешает продолжать войну».

На это его сын Дайшань, выражая мнение участников совета, смело ответил отцу: «Как можно оскорблять армию, готовую к сражениям? А дождь – добрая примета, предвестник победы». Тогда Нурхаци издал приказ о начале войны до победного конца. Зимой войско маньчжуров «погуляло» по приграничью империи Мин и с богатой добычей вернулось домой.

Весной 1619 года 200–тысячная китайская армия начала ответный поход. Четырьмя походными колоннами она двинулась на столицу Маньчжурского государства крепость Синцзин. Нурхаци имел 20–тысячное войско. Будучи прекрасно осведомлен о действиях неприятеля, он решил разбить его по частям.

Одной из колонн китайской армии командовал полководец Дун Сун, имевший 50 тысяч воинов. Когда его войско подошло к реке Хуньхэ, китайцы, не проведя разведки противоположного берега, решили форсировать водную преграду с ходу. При этом не бралось во внимание то, что прошедшие ливни повысили уровень воды в реке.

Когда китайцы, огромной толпой войдя в реку, приблизились к другому берегу, на них из засады обрушился град стрел. Началась паника, и теперь струи «сильной» воды сбивали людей с ног и они тонули в Хуньхэ. Среди первых стрелой был сражен Дун Сун: почти все его солдаты погибли при той переправе.

После этого маньчжурское войско во главе с Нурхаци обрушилось на колонну, которую вел полководец Ма Лин. От беглецов он узнал о судьбе колонны Дун Суна и поспешил укрепиться на горе Сарху. Укрепленный лагерь был обнесен тройным валом, на котором установили пушки, которые китайцы покупали у португальцев. Рядом с главным лагерем (там стояла кавалерия) было устроено еще два малых для пехоты военачальников Пан Цзиняня и Гун Няньсуя. Лагеря были расположены так, чтобы стать ловушкой для неприятеля.

Нурхаци разгадал вражескую хитрость. Сперва лихим ударом конного отряда во главе со своим младшим сыном Абахаем он захватил лагерь Гун Няньсуя. После этого маньчжурское войско зашло в тыл китайцам, и «армия Ма Лина рассыпалась, как черепица и высохшая грязь».

После этой битвы поголовному избиению подверглась третья колонна китайской армии, которой командовал полководец Лю Тин. Он был обманут Нурхаци, который подослал к нему лазутчика под видом вестника от Дун Суна. Тот «сообщал» коллеге, что опережает его колонну километров на пять и сам возьмет столицу маньчжуров. Лю Тин такого стерпеть не мог: оставив обоз под охраной части своих солдат, он заспешил к крепости Синцзин, чтобы опередить своего соперника Дун Суна.

Этого только и надо было Нурхаци. Его конница из засады обрушилась на китайцев. Те стойко оборонялись. Но тут им в тыл ударил отряд пеших маньчжур, переодетых в форму солдат императорской армии. Лю Тин был убит стрелой, а его войско после этого сопротивлялось недолго.

Так империя Мин после неудачного похода потеряла десятки тысяч воинов. А полководец Нурхаци взял город Кайюань, оплот китайского владычества в Южной Маньчжурии. Маньчжуры три дня вывозили из него богатую военную добычу.

Маньчжуры продолжили войну против империи Мин. В 1619 году они захватывают города Шэньян и Ляоян, окончательно разбивают племена ехэ и совершают грабительский поход на племена хурха.

В 1621 году войско Нурхаци совершает двухмесячный поход на китайские земли западнее реки Ляо. В битве под крепостью Ляоян маньчжуры захватывают у разгромленных китайцев большое число огнестрельного оружия.

Успешно действовать маньчжурам против минских войск помогают крестьянские восстания в Китае, которые там вспыхивают одно за другим. В 1621 году в провинции Шаньдун началось большое восстание, организованное сектой «Белый лотос». Немалая часть императорской армии была брошена на его подавление, а не на защиту границы. Восстание в Шаньдуне удалось подавить только в 1625 году.

В том году маньчжуры перенесли свою столицу в город Мукден. В феврале 1626 года армия хана Нурхаци совершает поход в области западнее реки Ляохэ. Осаждается город – крепость Нинюань, на стенах которого стояло много португальских пушек. Два яростных, кровавых штурма Нинюаня не дали победы осаждавшим: гарнизон, которым командовал Юань Чунхуань, держался стойко.

Не помогли маньчжурам и техническая военная «новинка» – щит – колесницы, под прикрытием которых разрушались крепостные стены. Китайцы сбрасывали со стен на эти повозки связки горящего хвороста, пропитанного смолой и серой, разбивали их пушечными ядрами, поджигали руками смертников, которые выбегали из городских ворот.

Потерпев две неудачи, полководец Нурхаци оставил часть войск осаждать крепость, а сам отправился на остров Цзюхуадоа, где находились продовольственные склады противной стороны. С огромной добычей маньчжуры возвратились под стены Нинюаня.

Начался третий штурм китайской крепости. Но неожиданно Нурхаци приказал его прекратить, а войску возвращаться домой. Первый маньчжурский хан был тяжело болен. Он скончался в сентябре 1626 года в крепости Айцзибао, что в переводе означает «Черная курица».

 

Дмитрий Пожарский, «Освободитель Москвы»

 

 

Князь – воевода народного ополчения, вместе с Кузьмой Мининым освободивший Первопрестольную русскую столицу от поляков

 

 

Князь Дмитрий Пожарский

 

Пожарский принадлежал к древнему, но со временем «оскудневшему» княжескому роду. Царскую службу он начал рано. Первый боевой опыт получил на южной границе в схватках с крымскими татарами. «Худородность» его привела к тому, что в «малых» воеводах он стал ходить поздно – в 30 лет.

Во время Смуты князь Дмитрий Пожарский сражался против «тушинцев» – отрядов Лжедмитрия II. Свою первую серьезную победу над ними он одержал под Коломной осенью 1608 года. После этого царь Василий Шуйский назначил Пожарского воеводой в город Зарайск, который ему пришлось защищать от «тушинцев».

Затем князь Пожарский стал участником первого земского ополчения рязанского воеводы Прокопия Ляпунова, созданного для освобождения русской столицы от поляков. Те вошли в нее благодаря измене отечеству со стороны боярского правительства, так называемой Семибоярщины.

Во время антипольского восстания в Москве, начавшегося 16 марта 1611 года, Пожарский начальствовал над восставшими москвичами, которые, закрепившись, вели бой на Сретенке. Его ратники держались до последнего и покинули город только тогда, когда их выгнал из столицы пожар, испепеливший почти весь город. Москву зажгли немецкие наемники, ставшие факельщиками по приказу гетмана Гонсевского.

В последний день боев на Сретенке, 20 марта, Дмитрий Пожарский получил тяжелое ранение в ногу, став до конца жизни хромым. Из Москвы тяжелораненого воеводу увезли в его вотчину, село Мугреево Суздальского уезда.

Первое земское ополчение запоздало с подходом к Москве: на ее месте осталось только огромное пожарище. Поляки укрылись за крепкими стенами Кремля и Китай – города, сев в осаду и ожидая помощи от своего короля Сигизмунда III. Вскоре в ополчении начались раздоры между дворянами Прокопия Ляпунова и казаками атамана Ивана Заруцкого. Поляки подбросили «раздорную» грамоту с обвинениями против рязанского воеводы. Казаки вызвали властного рязанского воеводу в «круг» и «разнесли на саблях». После убийства Ляпунова первое земское ополчение распалось: под Москвой остались только казачьи «таборы»…

Знамя освободительной борьбы вновь поднял нижегородский купец «из молодших», посадский староста Кузьма Минин. Он призвал горожан создать новое земское (народное) ополчение для освобождения русской столицы от иноземцев. На содержание рати был объявлен добровольный, а затем принудительный сбор денег.

На пост первого воеводы был выбран князь Дмитрий Пожарский, известный нижегородцам своей воеводской доблестью и неподкупностью. Тот, лечившийся в недалеком селе Мугреево, дал свое согласие. Кузьма Минин получил должность «выборного всей землей человека» и стал при Пожарском ближайшим помощником.

В начале марта 1612 года нижегородское ополчение выступило в поход. По пути рассылались отряды, которые очищали поволжские города от разбойных отрядов «тушинцев». В Ярославле, где остановилось ополчение для сбора новых сил, был создан временный правительственный орган – «Совет всея земли».

За время «ярославского стояния» численность ополчения князя Пожарского и Кузьмы Минина заметно возросло: собралось более 10 тысяч служилых поместных людей (дворян и их ратников), до 3 тысяч казаков, не менее тысячи стрельцов и большое число «даточных людей» из военнообязанных крестьян. Немалая часть этих сил оказалась разбросанной по гарнизонам городов, была послана на север, откуда грозили шведы, захватившие Новгород.

Когда стало известно, что король Сигизмунд III отправил на выручку осажденномумосковскому гарнизону войско гетмана Кароля Ходкевича, князь Пожарский 27 июля выступил из Ярославля. Он отправил к столице два передовых отряда в 1100 всадников под командованием воеводы Михаила Дмитриева, арзамасского дворянина Федора Левашева и князя Дмитрия Лопаты – Пожарского. Главные силы ополчения подошли к Москве 20 августа.

Воевода приказал ополченцам строить среди городских развалин полевые укрепления на вероятном пути движения гетманских войск. Была усилена блокада осажденного польского гарнизона. Стать единым лагерем с казаками подмосковных «таборов», которыми начальствовал князь Дмитрий Трубецкой, Пожарский решительно отказался, памятуя о судьбе первого земского ополчения. Но с Трубецким была достигнута договоренность о совместных действиях.

Гетман Ходкевич привел к Москве 12–тысячное королевское войско. Большую часть его составляли конные украинские казаки (запорожцы и «черкасы»). Меньшую часть – конница польской шляхты и легкая венгерская кавалерия. Пехоты Ходкевич имел немного, и вся она состояла из наемников: немцев, венгров и прочих. Осажденный гарнизон насчитывал 3 тысячи человек. О наличии у сторон артиллерии летописные источники ничего не сообщают.

Князь Дмитрий Пожарский имел 6–7 тысяч ополченцев. У Трубецкого в «таборах» набиралось до 2,5 тысячи казаков, которые показали в предыдущих боях низкую дисциплину. Общая численность земской рати не превышала 8–10 тысяч человек.

Сражение под Москвой проходило в два дня – 22 и 24 августа. В первый день стороны начали «ратовать» с боя конных отрядов на Девичьем поле у Новодевичьего монастыря. Затем войско гетмана смогло продвинуться в черту городских развалин, но к вечеру его атакующий пыл иссяк, и оно отступило. Была отбита попытка осажденных поляков сделать вылазку из Кремля. Казаки князя Трубецкого участвовали в бою только силами четырех отрядов.

Через день сражение возобновилось. На этот раз гетман Ходкевич, прославившийся в войне в Нидерландах на стороне испанцев, изменил направление удара. Он решил пробиться к Кремлю через Замоскворечье. Битва возобновилась столкновением конницы. Под вечер королевскому войску удалось сбить ополченцев с вала Земляного города и ввести в отвоеванную часть Замоскворечья обоз из 400 возов с продовольствием для осажденного гарнизона. Большего успеха гетман добиться не смог.

Судьбу битвы под Москвой решил героический поступок Кузьмы Минина. Получив у князя – воеводы Пожарского в командование три конных дворянских сотни и отряд литовского перебежчика ротмистра Хмелевского, он в сумерках незаметно переправился через Москва – реку и внезапно атаковал у Крымского двора польскую заставу из двух рот – конной и пешей. Те, не принимая боя, обратились в бегство, увлекая за собой всех, кто оказывался по пути.

Этот удар отряда Кузьмы Минина послужил сигналом для общей атаки ополченцев – нижегородцев и казачьих «таборов». Войско гетмана стало отступать повсюду к Воробьевым горам, не везде оказывая сопротивление русским ратникам, которые «налегали со всею силою». Войско Ходкевича было выбито из Москвы с большими потерями. На рассвете 25 августа королевский полководец «с великим срамом побежал» с Воробьевых гор через Можайск в польские пределы.

Осада польского гарнизона продолжилась. Только 27 октября 1612 года он согласился на капитуляцию, а на следующий день вышел из Кремля и сложил оружие.

Москва была освобождена от поляков. В последующие годы князь Дмитрий Пожарский, получивший от родоначальника династии Романовых царя Михаила боярский титул, был воеводой в Новгороде. Начальствовал над Ямским, Разбойным, Судным приказами, исполнял другие должности. В сентябре 1618 года руководил защитой Москвы от войска польского королевича Владислава и запорожцев гетмана Сагайдачного.

В отечественной истории князь Дмитрий Пожарский вместе со своим боевым соратником Кузьмой Минином стали одними из самых популярных национальных героев во все времена. В одной из народных песен об «освободителях Москвы» есть такие слова, полные гордости за совершенный ими ратный подвиг:

 

Поднялися те добры молодцы,

Поднялися те Руси верные,

Что Пожарский князь с купцом Мининым,

Вот два сокола, вот два ясные,

Вот два голубя, вот два верные,

Поднялися вдруг, пустилися,

Пособиравши рать, рать последнюю…

 

 

Date: 2015-11-15; view: 410; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию