Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эль‑Тахин
Последние следы «археологических» ольмеков теряются в конце VI столетия н. э. Но семена ольмекской культуры уже всходили на землях их ближайших соседей, и первыми наследие ольмеков восприняла новая, хотя и не достигшая их славы, культура индейцев‑тотонаков. Тотонаки создали одну из наиболее развитых культур доколумбовой Мексики.
Этот народ обитал на побережье Мексиканского залива, на территории нынешнего штата Веракрус. Первой столицей тотонаков был город Эль‑Тахин, руины которого находятся в 8 км к юго‑востоку от мексиканского города Папантла. Он был населен с момента возникновения тотонакской культуры (около 500 г. н. э.) и вплоть до начала XIII века. Материалы археологических раскопок, начатых в 1934 году, свидетельствуют, что Эль‑Тахин являлся крупнейшим религиозным центром цивилизации тотонаков. Городские сооружения расположены в узкой долине и на склонах обрамляющих ее гор, занимая площадь 959 га. Они состоят из двух групп зданий, построенных в разное время. Центр долины занимает храмово‑дворцовый комплекс, площадь которого составляет около 60 га. Большинство построек возведено в 600–900 годах н. э. Наиболее интересное сооружение города – семиэтажная, высотой 18 м, пирамида «Эль‑Тахин» с сотнями ниш, украшенных рельефными изображениями змей. По имени этой пирамиды город и получил свое название. Квадратная в плане пирамида ориентирована по сторонам света. Ее ядро состоит из скрепленных глиной валунов, облицовка выполнена из тесаного камня. Вертикальные этажи‑уступы прорезают 364 глубокие ниши, что выделяет эту пирамиду из подобных ей сооружений древней Америки. На восточной стороне пирамиды сооружена лестница, насчитывающая 364 ступени – по числу дней в году. У тотонаков, как и у всех доколумбовых индейских культур, вся жизнь была строго подчинена календарю. Последний день – триста шестьдесят пятый – знаменовала собой площадка на вершине пирамиды, на которой, видимо, приносились человеческие жертвы. Среди других археологических памятников Эль‑Тахина – различные площадки и платформы, семь стадионов для ритуальной игры в мяч. Здесь найдены также резные рельефы с криволинейными завитками, характерными для этой культуры. С религиозными обрядами тотонаков, очевидно, связаны загадочные предметы, которые очень часто находят во время раскопок тотонакских городов. Это каменное ярмо, похожее на то, которое надевают на запрягаемых ослов, но украшенное богатым рельефом. Как правило, эти предметы имеют форму подковы длиной до полуметра и шириной до 30 см. Их назначение связывают с жестокими тотонакскими ритуалами – вероятно, с помощью такого ярма приносимый в жертву человек закреплялся в «правильном положении», либо ярмо сжимало шею жертвы, не позволяя ей пошевелиться. Не меньшие споры вызывают так называемые тотонакские каменные «пальмы» – обрядовые секиры, напоминающие по форме пальмовый лист. Они выполнены в виде трехгранной призмы с отверстием внутри, но в то же время каждой секире придан образ стилизованного животного или человека. Поскольку эти «пальмы» чаще всего находят в гробницах тотонакских вельмож и особенно жрецов, можно полагать, что они были призваны помочь душе умершего преодолеть препятствия на пути в загробный мир. С кровавыми ритуалами тотонаков удивительным образом контрастирует еще один присущий этой культуре предмет: изображение смеющегося человеческого лица. Нигде больше в Америке подобное изображение не встречается. Тотонаки населяли земли на побережье Мексиканского залива с VII века н. э. вплоть до прихода испанцев. Но с XIII столетия их культура вступила в период упадка, и европейцы застали уже агонию тотонакской цивилизации.
Маунды
На востоке Северной Америки до наших дней сохранились одни из самых поразительных и загадочных сооружений древних индейцев – маунды. Иногда это слово переводят как «курганы» – перевод близкий по смыслу, но не вполне точный. В общих чертах маунды – это весьма разнородные земляные насыпи и различные сооружения из глины или камня. Некоторые из них действительно являлись курганами – то есть земляными насыпями над захоронениями. Другие представляют собой искусственные холмы, на которых возводился деревянный храм. К таким «храмовым маундам» принадлежит, например, одна из самых известных групп маундов, обнаруженная в 1925 году близ города Этова в штате Джорджия. Маунды третьего типа выглядят как ступенчатые земляные пирамиды. Таков, например, маунд Кахокия (штат Иллинойс). Эта самая большая «пирамида» Северной Америки. Она имеет размеры основания 350 × 210 м и в высоту достигает 30 м. Наиболее интересную группу составляют так называемые фигурные маунды, распространенные в штатах Висконсин, Огайо и ряде других мест США. Они представляют собой обширные насыпи, очертания которых воспроизводят многократно увеличенные контуры тела какого‑либо животного. Так, в штате Огайо сохранились два маунда, сооруженные в виде изгибающегося тела змеи. Один из них – Большой Змеиный Маунд – имеет более 300 м в длину, при этом «змея» несколько раз изгибается и заканчивается гигантской спиралью. «Крокодилий маунд», расположенный неподалеку от поселка Ликинг (штат Висконсин), имеет протяженность около 60 метров и изображает, как это ясно из его названия, крокодила (точнее, аллигатора). «Большой маунд» в Южной Дакоте выполнен в форме черепахи. А близ городка Крауфорд (Висконсин) находится группа из шести маундов, изображающих гигантских птиц с распростертыми крыльями. Всего же американские исследователи выявили 24 маунда в форме птиц, 11 оленьих маундов, 16 маундов, изображающих кролика, 20 медвежьих и т. д. При этом в одном только штате Висконсин открыто 483 маунда. Для чего строились маунды? Кем и когда? Загадка этих таинственных сооружений (а их на востоке США обнаружено несколько тысяч) волнует уже несколько поколений ученых. Однозначного ответа на вопрос о назначении маундов невозможно дать хотя бы потому, что эти сооружения, несмотря на общее название, явно отличаются друг от друга. С маундами‑могильниками вроде бы все просто – они являлись кладбищами. «Фигурные маунды», изображающие птиц, ланей и бизонов, очевидно, служили религиозным целям. Возможно, сооружая их, древние жители Америки стремились воспроизвести образы тотемных животных – своих мифологических предков. Некоторые маунды (например, маунд Эншент, или Древний Форт, в штате Огайо, представляющий собой вал протяженностью около пяти с половиной километров, причем высота земляных насыпей колеблется от 2 до 6 м), вероятно, могли быть оборонительными постройками. Но для создания таких сооружений требовалось огромное число рабочих рук. Так, например, для сооружения пирамиды‑маунда Кахокия потребовалось около 635 тысяч кубометров земли. И это при том, что индейцы Северной Америки в ту пору, судя по всему, вообще не знали, что такое лопата! Исследования американских ученых, ведущиеся вот уже более ста лет, позволили пролить свет на многие загадки маундов. Во‑первых, сегодня с полным основанием можно утверждать, что строители разных видов маундов сами отличались друг от друга. Во‑вторых, удалось установить, что древнейшим типом маундов являются, безусловно, маунды‑могильники. В Северной Америке они появились около трех тысяч лет тому назад. Их создателями были люди так называемой аденской культуры. Подобно многим древним племенам, люди аденской культуры исповедовали культ предков. Над могилами умерших они сооружали погребальные маунды, некоторые из которых (например, Грейв Крик Маунд в штате Вирджиния) достигают 25 м высоты. Традиции аденской культуры переняла и развила новая культура – хоупвеллская, просуществовавшая приблизительно до VIII–X веков н. э. Ее представители не только насыпали огромные курганы, но и впервые начали использовать их для погребальных обрядов, которые совершались на вершине маунда. Для этих целей верх кургана делался плоским, и на нем нередко возводилось святилище. К числу подобных сооружений относится, например, восьмигранный маунд в Ньюарке (штат Огайо). Фигурные маунды, обнаруженные в северных районах США, также относятся к хоупвеллской культуре. Люди этой культуры были оседлыми земледельцами, выращивавшими кукурузу. Как и во всех раннеземледельческих культурах, большую роль в их жизни играли аграрная магия и культ предков. Соответственно, в этот период особенно выделяются те, кто руководил религиозными обрядами, – то есть жрецы. На смену хоупвеллской культуре пришла культура Миссисипи. Именно люди этой культуры сооружали гигантские храмовые маунды и земляные ступенчатые пирамиды. Нередко маунды возводились в центре обширных земледельческих поселений‑«городов», некоторые из которых были значительны даже по современным меркам. Так, поселение Кахокия насчитывало не менее 30 000 жителей, то есть было самым крупным из известных сегодня поселений доколумбовых индейцев Северной Америки. Для строительства гигантских маундов нужно было собрать тысячи, а возможно – и десятки тысяч рабочих, и руководить их трудом. Но к этому времени в миссисипском обществе уже явственно выделилась светская и духовная знать. Это расслоение распространялось и на загробную жизнь: в одном из маундов Кахокии был найден скелет вождя или жреца, покоившийся на подстилке из 12 тысяч жемчужин и ракушек. Мертвого сопровождали в последний путь обильные дары и, кроме того, шесть мужчин – очевидно, его слуги. Неподалеку от могилы этой высокопоставленной особы в общей яме были обнаружены скелеты пятидесяти трех женщин – вероятно, жен погребенного, убитых, когда умер их муж. Жители Кахокии и других подобных «маундовых городов» очень близко подошли к созданию настоящих городов‑государств. Однако по каким‑то причинам этот процесс был прерван. Во всяком случае, эти города и вся культура Миссисипи представляют собой самую высокую ступень культурного развития, достигнутую в доколумбовы времена в этой части Северной Америки. Значение миссисипской культуры для истории этой части континента настолько велико, что естественным образом возникают вопросы: кем были ее творцы? Откуда в бассейн Миссисипи пришли эти удивительные культурные импульсы? Кто только не занимался проблемой маундов – от школьных учителей и владельцев хлопковых плантаций до президентов США. Многие из этих исследователей, будучи в большинстве своем дилетантами в науке, тем не менее навеки вписали свои имена в историю американистики. Весьма серьезно занимался изучением маундов один из первых американских президентов, Томас Джефферсон. Другой президент США, Уильям Генри Гаррисон, даже посвятил проблеме маундов вполне научную работу «Рассуждение об аборигенах долины Огайо». Именно Гаррисон впервые высказал гипотезу о том, что строителями маундов, вероятно, были древние мексиканцы – ацтеки. Эта точка зрения получает сейчас все большее признание. По поводу гипотезы Гаррисона о том, что маунды возводились пришельцами с юга, больших споров нет – обсуждается преимущественно вопрос этнической принадлежности этих пришельцев из Центральной Америки. Так, например, известный американист Поль Рэдин приписывает строительство самых крупных маундов не ацтекам, а майя.
Несомненно и участие в формирование культур строителей маундов каких‑то групп североамериканских индейцев – например, натчезов. Многие исследователи предполагают, что представители натчезской аристократии, которых еще застали пришедшие после Колумба белые, являлись прямыми потомками выходцев из Мексики. Придя во второй половине I тысячелетия н. э. в бассейн Миссисипи, они подчинили себе местные племена и начали строить великолепные памятники, использовав существовавшую здесь еще в I тысячелетии до н. э. традицию возведения погребальных курганов‑маундов.
Date: 2015-11-15; view: 395; Нарушение авторских прав |