Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критического мышления учащихся в курсеСтр 1 из 4Следующая ⇒ «География материков и океанов» Содержание: Раздел «Евразия». Темы: «Общая характеристика климата Евразии»; «Климатические пояса и типы климатов Евразии». I. Тип диагностики: сопровождающая (по ходу изучения нового материала). Задание 1. Прочитать текст учебника. Заполнить таблицу ИНСЕРТ. Задание 2. Составить таблицу «толстых» и «тонких» вопросов к прочитанному тексту. Письменно ответить на несколько сложных вопросов (в качестве подсказки для ученика учитель предлагает вопросительные слова и выражения, например: что? Как? Почему? С чем связано? Чем отличается? В чем причина? Возможно ли? Как будет выглядеть?). В этом случае проверяется количество и качество составленных вопросов (прежде всего сложных, т. е. вопросов высокого порядка), качество ответов на них (по критериям обоснованности ответа, количества понятийных единиц, степени использования учебника, атласа). Например, ученик может задать вопрос: «Чем объясняется разнообразие областей умеренного типа климата в Евразии?» Ответ будет предполагать: знание климатообразующих факторов, выделение в качестве основных факторов влияние океанов, протяженность с запада на восток; приведение в качестве подтверждающих фактов данных из атласа о распространении областей умеренного климата и т. д. Задание 3. Найти и представить аргументы для перекрестной дискуссии на тему «Климат Евразии идентичен климату Северной Америки». Ответ будет оформлен в виде таблицы перекрестных аргументов «за» и «против». Например, можно предложить учащимся привести по пять аргументов с доказательствами «за» и «против». В качестве критериев оценки сформированности критического мышления можно выделить: — степень аналитичности суждений (способность выстро — способность к синтезу (формулирование выводов — до — способность к оцениванию (формулирование общего Задание 4. Составить кластер основных понятий темы по мере чтения параграфов. В качестве базового выступает понятие «климат Евразии». Кластер составляется на уроке или дома. Качественная оценка может быть выстроена на основании следующих критериев: — выражение признаков понятия своими словами; — сочетание теоретических компонентов понятия «климат — привлечение для выстраиваемого кластера дополнитель Для обобщенной оценки предлагается использовать критерий креативности (в данном случае — способность ученика синтезировать новую информацию в графической форме и применять ее при решении новых типов задач). П. Тип диагностики: обобщающая (после изучения нового материала). Задание 1. Выполнить тестовые задания. Можно предложить ученикам на выбор выполнить те задания, которые они считают наиболее интересными. В этом случае тест будет состоять из 30 вопросов, на любые шесть из которых ученик должен ответить. На каждый тип мыслительных операций (воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) составляется по пять вопросов (для учеников можно пометить степень их сложности звездочками от одной до шести и предоставить возможность свободного выбора). Таким образом, обобщенная качественная и количественная оценка проводится путем: а) сравнения выбранной школьником сложности вопросов с уровнем знаний и умений, который он демонстрировал в процессе изучения темы; б) проверки правильности и полноты ответов на вопросы теста. Вопросы в тесте могут быть открытыми (без указания вариантов ответа) и закрытыми (с указанием вариантов). Приведем примеры вопросов теста: 1. Воспроизведение. В Евразии наибольшее распространение имеют территории, расположенные в (подчеркнуть нужное): — арктическом поясе; — субарктическом поясе; — умеренном поясе; — субтропическом поясе; — тропическом поясе; — субэкваториальном поясе$ — экваториальном поясе. 2. Понимание. Подчеркните климатообразующие факторы, которые, на ваш взгляд, определяют общий характер климата Евразии: — близость к экватору; — большая протяженность материка с запада на восток; — близость Северной Америки; — горы вдоль восточного побережья материка; — пустыни в Центральной Азии; — близость Северного полюса; — арктические пустыни вдоль побережья Северного Ледо 3. Применение. Вставьте необходимые слова, чтобы получилась логическая цепочка: тропики—•- Евразия—*•............................. —•• муссоны 4. Анализ. На климат Евразии в большей степени оказывает влияние (выбрать нужные варианты, ниже аргументировать ответ двумя-тремя предложениями): — Атлантический океан; — Северный Ледовитый океан; — Индийский океан; — Тихий океан. 5. Синтез. Соедините стрелками следующие словосочетания: Умеренный морской климат Резкие перепады летних и зимних температур Умеренно континентальный Постоянная неустойчивая климат погода Умеренный континентальный Большая часть Восточнб- климат Европейской равнины Умеренный резко Тайфуны континентальный климат Умеренный муссонный климат Северный Ледовитый океан Сезонные ветры Влияние западного переноса 6. Оценка. Перечислите 3 основные черты сходства климата Евразии и Северной Америки. Задание 2. Заполнить бортовой журнал. В левой его части выписать основные черты климата Евразии (на основании данных учебника и атласа). В правой части записать собственные суждения по вопросу: «Как эти черты климата Евразии влияют на ее рельеф, внутренние воды, растительный и животный мир?» При этом учащиеся еще не изучили темы о внутренних водах, растительном и животном мире Евразии. Таким образом, мы диагностируем умения школьников самостоятельно выносить суждения аналитического, синтетического и оценочного характера. Отметим, что учителя школ, работающие на уроках с применением технологии развития критического мышления, используют различные подходы к определению инструментов для диагностики результативности работы. Представим один из таких подходов, разработанный учителем биологии школы № 455 Санкт-Петербурга Е. Е. Василевской. Создание системы проверки и оценки знаний, умений и навыков является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках, в частности на уроках биологии. И это понятно, ведь именно в процессе проверки выявляются достижения школьников и пробелы в их учебной подготовке, закрепляются, уточняются и систематизируются знания и умения, приобретенные учащимися на предыдущих уроках, а на основе полученной информации корректируется процесс изучения нового материала. Как же организовать проверку, чтобы она выполняла все возложенные на нее функции? Как правильно определить место и время проверки? Какие методы и методические приемы следует использовать при этом? Как с наименьшими потерями времени проверить знания, умения и навыки каждого ученика? Эти и многие другие вопросы встают перед учителями, встали они и передо мной. Из всех технологических приемов международной образовательной программы РКМЧП, нацеленных на проверку знаний, умений и навыков, мне наиболее близкими и интересными стали вопросы по таксономии Б. Блума. А так как все мои уроки нацелены на формирование мыслительных навыков по данной таксономии, то этот прием стал наиболее оптимальным для проверки уровня сформированности данных умений и навыков. Почти все мои диагностические методики содержат по 5 вопросов, нацеленных на проверку у каждого ученика навыков понимания материала, применения его в новой ситуации, анализа и синтеза материала, а также оценку его важности. Такие диагностические методики хоть и сложны в их составлении и обработке, но дают обширный материал для дальнейшей работы. Создавая данные методики, я всегда думаю о трех их основных характеристиках: надежности, обоснованности и применимости. Надежный тест — это такой тест, который будет снова и снова давать один и тот же результат. Он последователен и стабилен. Обоснованность методики проявляется в том, что любой из составленных тестов оценивает то, что спланировано для оценивания. Всегда пользуясь любым тестом, я пытаюсь определить, достигли ли мои ученики каких-либо определенных целей. А применимость теста — это то, насколько легко данным тестом пользоваться. Кроме надежности и обоснованности, я всегда думаю о том, сколько времени уйдет на создание теста, о его улучшении и проведении. Необходимо подумать, как я его буду рассматривать и по каким баллам. Не один раз необходимо проверить, правильно ли составлен вопрос, не длинен ли он, не переутомит ли учеников, не содержит ли тест каких-либо стереотипов или личного мнения, интересен ли он и заставляет ли учеников думать. И вот тут самое большое счастье'для учителя, когда после такого i/ода работы у учеников повышается интерес к предмету; когда они начинают задавать все большее количество вопросов, у них поднимается мотивация к учению. Обоснование к проведению контрольного среза по теме «Класс млекопитающие» (раздел учебника «Биология животных», 8 класс) Цель проведения среза: диагностика сформированности знаний и умений учащихся по предложенной теме. Результатом данной работы стала диагностика сформированное* данных знаний и умений. Тест содержит 39 вопросов различной направленности. Впервые к проведению контрольного среза были составлены критерии оценки, по которым и шла дальнейшая проверка результатов. Выделено 8 критериев, каждый из которых оценивался отдельно. Оценка по данным критериям даст возможность планировать дальнейшее развитие знаний, умений и навыков. Основные критерии оценки знаний и умений учащихся 8 класса по итоговому тесту. Тема «Класс млекопитающие». 1. Знания особенностей внешнего строения животных в связи со средой 2. Знания особенностей строения скелета различных животных класса 3. Знания особенностей строения системы внутренних органов в связи с 4. Знание особенностей поведения млекопитающих. 5. Знание общей характеристики изучаемых отрядов. 6. Знание значения животных в жизни и хозяйственной деятельности 7. Умение сравнивать млекопитающих основных отрядов. 8. Умение анализировать и обобщать изученный материал для дальней Срезоваяработа по теме «Класс млекопитающие», 8 класс (фрагмент) • Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы. 1. Туловище млекопитающих высоко поднято над землей благодаря: Б — расположению ног под туловищем; В — большему, чем у пресмыкающихся и земноводных, числу отделов в передних и задних конечностях. 2. Шерстный покров тела млекопитающих состоит: Б — у одних видов млекопитающих из ости, у других — из подшерстка; В — у одних видов млекопитающих из ости, у других — из ости и подшерстка, у третьих — из подшерстка. 3. Ушные раковины имеют: Б — все млекопитающие, за исключением постоянных обитателей морей и океанов; В — все млекопитающие, за исключением видов, ведущих водный и подземный образ жизни. 4. Глаза у млекопитающих: А — имеют веки с ресницами; Б — не имеют ресниц; В — не имеют век. 5. Живорождение развито: Б — у всех млекопитающих, за исключением яйцекладущих; В — у всех млекопитающих, за исключением яйцекладущих и сумчатых. 6. Плацента (детское место) развито у самок: Б — всех млекопитающих, за исключением сумчатых; В — всех млекопитающих, за исключением сумчатых и насекомоядных. Итак, тесты знакомые и незнакомые. А как американские коллеги — авторы технологии решают вопросы диагностики? В основе диагностики качества образованности в традиционной американской системе образования лежит тестирование. И Министерство образования, и директора школ, и родители, и учителя, и ученики хотят иметь цифровые данные тестирования знаний. Отметка всегда считалась наиболее точным индикатором результатов успеваемости. По мере того как учителя все чаще используют методику критического мышления, их отношение к оценке знаний учащихся претерпевает существенные изменения. Философия данной технологии предполагает, что в выставлении оценки ученик и учитель должны быть партнерами — сами понимать, что им необходимо знать и что они в состоянии делать, ясно представлять себе свои собственные достижения и необходимость не останавливаться на достигнутом, постоянно самосовершенствоваться. Методика тестирования в духе критического мышления предлагает ряд методических приемов оценки успеваемости, например градацию. Самый простой способ сделать учащихся партнерами в процессе оценки их знаний — это дать им понять, что подразумевается под хорошим результатом. Этого можно добиться, если прояснись критерии оценки. Градация — четко сформулированные правила, в соответствии с которыми работа учащегося заслуживает высокого, среднего или низкого балла. Схема градации (например, по пятибалльной шкале, где перечисляются требования, необходимые для получения оценки, разработанные совместно с учащимися) выписывается на доске, после чего учащиеся выпДл-няют задание, например пишут; сочинение. Прежде чем сдать работы, учащимся предлагается оценить их с точки зрения этой градации. Учитель выставляет оценку в строгом соответствии с предложенной классификацией оценок. Как оценивать участие ученика в активной дискуссии? Авторы технологии предлагают использовать самооценку. В преддверии классной дискуссии учитель может предложить учащимся составить таблицу самооценки, позволяющую им оценить понимание собственной деятельности на уроке. Например, предлагаются утверждения типа: «Я догадываюсь о смысле текста по его названию и иллюстрациям» (всегда, иногда, никогда), «Я обращаю внимание на подробности, которые помогают мне строить догадки» и т. д. Подобная методика может быть использована и для самооценки собственной деятельности в группе. Еще один метод — выборочная оценка. Для того чтобы получить объективную информацию об освоении приемов и стратегий РКМЧП, учитель может попросить учащихся предоставить ему результат работы по выбору. Интересным примером оценки в технологии развития критического мышления может служить совокупная оценка. Сначала учитель разъясняет учащимся, какие задачи им предстоит решить на определенном отрезке времени, затем он предлагает им поработать с портфолио для обобщения материалов по теме. Учителя и учащиеся договариваются о том, какие материалы составят совокупный критерий оценки порт-фолио. Когда занятия по теме подошли к концу, учащимся предлагается собственноручно отобрать лучшие из собранных в папке работ, а затем составить письменный отчет о проделанной работе. При этом ученики могут в качестве доказательства их успехов ссылаться на разработанные ранее критерии оценки портфолио. Учащимся может быть предложено самим выставить себе оценкуТзате'м их работа~передается учиг телю, который дает на нее критический отзыв.^.олько теперь^ принимая во внимание оценку, которую учащийся выставил себе сам, учитель оценивает работу учащихся.
|