Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные концепции обучения изобразительному искусствуСтр 1 из 3Следующая ⇒
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В.А. Зеленская, старший преподаватель кафедры ВР, ДО и Т СКИРО ПК и ПРО Д.А. Зиборова, учитель изобразительного искусства и МХК, МБОУ СОШ №39 г.Ставрополя Основные концепции обучения изобразительному искусству К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных концепций обучения изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу. Концепция «Школа рисунка - графическая грамота». Авторы концепции Ростовцев Н.Н., Кузин В.С. В рамках концепции существует программа для 1 - 9 классов «Изобразительное искусство». Авторы программы - Кузин В.С., Щорохов Е.В., Кубышкина Э.И., Игнатова С.Е., Ломов С.П., Лебедко В.К., Коваленко П.Ю., Витковский А.Н. Основные задачи программы: Ø овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; Ø развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству. В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Эти компоненты содержания изобразительного искусства подразделяются на основные виды занятий: Ø рисование с натуры (рисунок, живопись); Ø рисование на темы и иллюстрирование (композиция); Ø декоративная работа; Ø лепка; Ø аппликация с элементами дизайна; Ø беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Концепция «Основы народного и декоративно-прикладного искусства». Основоположником этой концепции является доктор пед. наук, профессор Т. Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа. Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе. В рамках концепции существует программа для 1 - 8 классов «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). Авторы - Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М., Светловская Н.Н., Ершова Л.В., Величкина Г.А. и др. Основные задачи программы: Ø формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков; Ø создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности. В содержании предмета выделены следующие разделы: Ø основы художественного изображения; Ø орнамент в искусстве народов мира: построение и виды; Ø народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения; Ø художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла). Каждый из разделов включает в себя следующие виды учебно-творческой деятельности: экспериментирование (упражнения-опыты), учебная практика (упражнения-повторы, учебные задания), творческие работы (композиции, вариации, импровизации), беседы по искусству[1]. Концепция «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной». Автор концепции Б.М. Неменский. В рамках концепции существует программа для 1 - 9 классов «Изобразительное искусство и художественный труд». Авторы программы - Неменский Б.М., Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Эта концепция приобщения к мировой художественной культуре разработана в начале 70-х годов проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского. Ее главная идея — формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опытпредыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20—30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план. Основные задачи программы: Ø формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; Ø формирование художественно-творческой активности; Ø овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например, I класс - Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя; II класс -Ты и искусство; III класс - Искусство вокруг нас; IV класс - Каждый народ — художник и т. д. Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной. Вне зависимости от того, какая программа реализуется, учитель должен ориентироваться на достижение планируемых результатов обучения изобразительному искусству, которые зафиксированы в ФГОС ООО и примерной программе. В примерной программе основного общего образования обозначены следующие содержательные линии предмета «Изобразительное искусство»: Ø роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества; Ø духовно-нравственные проблемы жизни и искусства; Ø язык пластических искусств и художественный образ; Ø виды и жанры изобразительного искусства; Ø изобразительная природа фотографии, театра, кино. Таким образом, школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Ключевым моментом образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий (метапредметных результатов): личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных. Таким образом, ФГОС основной школы определяет, что результатом изучения изобразительного искусства является: 1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; 2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; 3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); 4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; 5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); 6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); 7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. Date: 2015-11-15; view: 7665; Нарушение авторских прав |