Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребление, сбережение, инвестиции. Сущность парадокса бережливости. Мультипликатор инвестиций





Завершающий акт хозяйственной деятельности — потребление. Оно представляет собой использование товаров и услуг для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

Когда речь заходит о потреблении, то прежде всего возникает представление о потребительской функции домашних хозяйств. Однако потребляются не только потребительские (продукты питания, одежда), но и инвестиционные товары (станки, оборудование, стройматериалы).

Потребительские товары составляют примерно 2/3 «общественного пирога», остальная 1/3 — инвестиционные товары. Они предназначены для восполнения выбывающего реального капитала, говоря по-другому, расходуются на производственное потребление. Главным потребителем производимых благ являются домашние хозяйства, а инвестиционных товаров — предприятия (фирмы).

В принципе потребление домашних хозяйств можно определить достаточно точно. Но здесь возникают свои трудности. Одни товары, например продукты питания, напитки, различные услуги, потребляются сразу. Другие, а именно товары длительного пользования — автомобили, мебель, жилища, — потребляются постепенно, в течение ряда лет, т.е. можно сказать, что они потребляются по частям. Потребление этих товаров исчисляют не по полной их стоимости, а по стоимости того количества услуг, который предоставляют товары длительного пользования за тот или иной отрезок времени, например за год.

Каждому хозяйству приходится постоянно принимать решение, какую часть дохода израсходовать (потребить) сегодня, какую отложить на будущее — на случай непредвиденной ситуации, заболевания, инфляции, с целью накопить средства для приобретения дорогостоящей вещи. Одна часть дохода расходуется на текущее потребление, другая — откладывается в виде сбережения.

Сбережения — доход, не израсходованный на приобретение товаров и услуг в рамках текущего потребления. Их осуществляют как домохозяйства, так и фирмы. Размер сбережений обратно пропорционален величине потребления. Источниками сбережений служат рост производства (и доходов) или сокращение доли потребления в доходах. Процесс осуществления сбережений называют термином «сбережение».

Связь между совокупными потребительскими расходами и доходами выражает потребительская функция. Потребительские расходы зависят от величины всего национального и располагаемого доходов.

Уровень потребления характеризуют такие показатели, как средняя склонность к потреблению и предельная склонность к потреблению. Средняя склонность к потреблению — это доля дохода (V); израсходованного на потребление (С). Она выражается как отношение С к V. Предельная склонность к потреблению характеризует динамику потребления в результате прироста дохода. Увеличение дохода на одну единицу (долю, часть) ведет к изменению потребления. Предельная склонность к потреблению (Мс) исчисляется в виде отношения прироста потребления (sС) к приросту дохода (sV), т.е.

Мс = s С: sV.

С экономической точки зрения сбережения представляют ту часть дохода общества (национального дохода), которая призвана пойти на накопление, расширение производства.

Инвестиции — это затраты, направляемые на увеличение или восполнение капитала.

Во многих случаях как синоним инвестиций употребляется термин «валовое накопление». В России его принято делить на три части: инвестиции в финансовые активы (финансовые вложения), например в ценные бумаги, уставный капитал, займы; инвестиции в запасы материальных оборотных средств (в основном это сырье, не до конца изготовленная продукция и еще не проданная готовая продукция); инвестиции в основной капитал, т.е. в машины, оборудование, здания, сооружения, или, говоря по-другому, в тот реальный капитал, который служит более года. Последний вид инвестиций называют капитальными вложениями (капиталовложениями) или валовым накоплением основного капитала.

В свою очередь, эти капиталовложения включают затраты как на возмещение, так и на прирост основного капитала. Амортизация — это инвестиционные расходы, которые направляются на возмещение износившихся машин и оборудования, на восполнение отслуживших свои сроки зданий и сооружений.

Чистые инвестиции — это ресурсы для строительства новых предприятий, создания нового оборудования, новых транспортных средств и др. Они могут быть исчислены как разница между валовыми инвестициями и средствами, израсходованными на возмещение износа и потерь. Иначе говоря, валовые инвестиции минус амортизация дают величину чистых инвестиций.

Необходимо иметь в виду, что в конечном счете инвестиции в финансовые активы предполагают не просто выпуск акций или облигаций, а направление средств от их продажи на расширение производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест, вовлечение в производство новых работников. Инвестирование в целях увеличения размеров реального капитала и есть процесс накопления.

Инвестирование — это шаг в завтра, создание условий для обновления и увеличения производства. Стимулом для инвесторов служит прибыль. Но инвестиционные вложения возвращаются не сразу, поэтому процесс инвестирования связан с риском, так как растянут во времени

Мультипликатор - «множитель» ( multiplication — умножение).Статическая модель мультипликатора была предложена в 1931 г.Р.Ф. Каном, детально разработана Дж. Кейнсом. Впоследствии модель мультипликатора получила развитие в трудах П. Самуэльсона, Ф. Маклупа и др. В модель был введен фактор времени.Так возникла динамическая модель мультипликатора. В модели Кейнса мультипликатор показывает влияние приростаинвестиций на прирост дохода. Если происходит прирост объемаинвестиций, то доход возрастает на величину, которая в km больше, чем прирост инвестиций, т.е.: ΔY = k m × ΔI,где km - мультипликатор.Практическая значимость мультипликатора заключается в том, что он позволяет установить необходимую величину прироста инвестиций, чтобы получить заданный прирост национального дохода. Например, для получения прироста национального дохода на 100 единиц достаточно привлечь 25 единиц автономных инвестиций при коэффициенте мультипликатора, равном 4 единицам. Следует иметь в виду, что эффект мультипликатора Кейнс объясняет цепной реакцией увеличения доходов и расходов. Автономные инвестиции дают первоначальный импульс для активизации экономической деятельности. Предположим, что прирост инвестиций составил 100 тыс. долларов. Мультипликационный эффект вовсе не связан с отдачей от. инвестиций в виде производства дополнительных благ и услуг. Дополнительные инвестиции будут направлены на покупку инвестиционных товаров. Соответственно, они станут доходами тех агентов рынка, у которых эти товары будут приобретены. Получатели доходов (заработной платы, прибыли, ренты, процента) увеличат свое потребление в соответствии с предельной склонностью к потреблению. Предположим, МРС = 0,75. Это означает, что 75 % прироста дохода (100x0,75), или 75 тыс. долларов будут израсходованы на потребительские товары и услуги. В результате увеличится доход в отраслях, производящих потребительские блага. Получатели этого дохода в свою очередь израсходуют 56,25 тыс. долларов (75 х 0,75) на потребление и т.д.; в результате общий доход возрастет на 400 тыс. долларов. Расширение производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли. Возникает эффект «камушка,брошенного в озеро», то есть эффект кругов на воде. По мере расширения производства эффект возмущения (мультипликации) становится менее интенсивным. Это объясняется тем, что часть дохода сберегается и тем самым исключается из дальнейшего доходообразования. Эффект мультипликатора тем интенсивнее, чем больше дохода поступит на следующую стадию, то есть от предельной склонности к потреблению ΔC (MPC =) ΔY Дж. Кеинс исследовал влияние мультипликатора в депрессивнойэкономике, характерной особенностью которой является циклическаябезработица и недоиспользованные производственные мощности. Вусловиях полной занятости мультипликационный рост расходов выразится в росте цен, поскольку будет иметь место превышение совокупного спроса над совокупным предложением.

Классики считают, что сбережения сами по себе представляют совокупность капитала, который в случае необходимости может быть использован в качестве инвестиций. Иными словами, это инвестиционный резервный фонд.

Исходя из такого предположения, классики сделали вывод, что высокая склонность к сбережениям, по сути дела, стимулирует рост инвестиций и национального дохода.

В противоположность такому подходу Дж. М. Кейнс (1883—1946) выявил, что в странах с высокоразвитой рыночной экономикой стремление сберегать превышает желание инвестировать, осуществлять капиталовложения. Суть такого парадокса заключается в следующем:

1) с увеличением капитала происходит снижение его эффективности. Это связано с тем, что альтернативных возможностей высоко прибыльных капиталовложений становится все меньше;

2) с увеличением дохода растут сбережения. Однако за счет этого общество не становится реально богаче. Когда накапливаются сбережения, расходы на потребление становятся меньше, следовательно, происходит сокращение совокупного спроса и ВВП. Доход сокращается на величину, превышающую первоначальное увеличение сбережений.

Таким образом, парадокс бережливости — это сокращение величины дохода при одновременном росте сбережений. Автономные инвестиции вызывают рост национального дохода и производных инвестиций вследствие действия эффекта мультипликатора. Увеличение любого компонента автономных расходов приводит к росту национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов. Наоборот, снижение дохода прекращает рост инвестиций, что является причиной стагнации экономики.

Когда экономика характеризуется неполной занятостью, увеличение сбережений свидетельствует о соответствующем снижении потребления. Это в свою очередь изменяет совокупный спрос, и производитель, не реализовывая готовый продукт, теряет прибыль, а его предприятие уже не является объектом для инвестирования.

В результате наблюдаются сокращение производства, рост безработицы и снижение совокупного дохода. Нация становится беднее. Таким образом, получается противоречие постулату классической школы: склонность к сбережению не приумножает потока инвестиций. Полученный принцип четко проявил себя во время Великой экономической депрессии 1929—1933 гг.

Если рассмотреть ситуацию полной занятости, можно заметить, что в этом случае рост сбережений как фактор снижения совокупного спроса приводит к снижению уровня цен, что спасает экономику от «перегрева».

 

Date: 2015-11-15; view: 788; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию