Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






The form of government in Russia and foreign experience

Форма правления в России и зарубежный опыт

Аннотация: в статье проведен сравнительный анализ формы государственного правления России, США, ФРГ и Франции с целью выявить общие элементы и характерные особенности, присущие только конкретному государству. Автором рассматривается как влияние опыта зарубежных государств на организацию, формирование, взаимодействие высших органов власти, так и влияние исторического развития России на форму государственного правления современного государства.

 

Ключевые слова: власть, правление, государство, конституция, опыт, форма правления, ветви власти, президент, парламент, правительство, полномочие.

Dmitriev A.U.

The form of government in Russia and foreign experience

Annotation: this article, a comparative analysis of forms of government in Russia, the USA, Germany and France in order to identify common elements and characteristics unique to a particular State. The authors regarded as the impact of the experience of foreign countries for the organization, formation, interaction of the supreme bodies of power and influence of the historical development of Russia's form of government of the modern state.

 

Keywords: authority, the board, the state, constitution, experience, a form of government, branches of government, the president, parliament, government, authority.

В истории развития российской государственности, многие государственно-правовые институты часто создавались на основе опыта зарубежных государств, не является исключением и новейшая история России.

Разработчики Конституции РФ учли опыт зарубежных государств по организации, формированию и взаимодействию высших органов власти. Принятие новой Конституции РФ было нацелено на преодоление пробелов в российской государственной модели путем рационального использования опыта и правовых традиций зарубежных государств.

В главах 1,4-6 ныне действующей Конституции Российской Федерации содержатся положения определяющие разновидность формы государственного правления в России. При подготовке данных положений, разработчики российской Конституции уделили внимание опыту организации верховной государственной власти во Франции, США и Федеративной Республике Германии (ФРГ). Так США обладает, более чем двухсот летним опытом президентской модели республиканского правления.

Сущность формы государственного правления необходимо рассматривать с учетом исторических и временных обстоятельств, в которых она создавалась и в дальнейшем развивалась. Интерес к организации и формированию высших органов государственной власти в США, Франции и Германии обусловлен во многом схожими историческими условиями, сложившимися в российском обществе, при которых и были конституционно оформлены формы государственного правления указанных государств.

Заметим, что данные сходства являются общими и не умаляют всю сложность конкретного периода исторического развития государства. Так, во Франции конца 1950-х гг., и России 1990-х новая форма правления складывалась в период противостояния между законодательной властью и правительством в условиях политического и экономического кризиса. В разные исторические периоды президенты, стоявшие во главе исполнительной власти в России это Б.Ельцин, во Франции - Шарль де Голль, считали, что только сильная президентская власть, по их мнению, может принести стабильность в государство. Помимо этого, общей чертой сближающей государственные системы во Франции и России можно назвать нестабильность в общественно-политической жизни государств в период начала строительства новой модели государственного устройства.

Во Франции, как и в России, законодательное собрание состояло из различных политических объединений, при этом в США и ФРГ традиционно существует две сильных партии и относительная политическая стабильностью.

Не смотря на то что, есть определенные общие черты в историческом развитии России, отличия между рассматриваемыми государствами и Россией заключаются в следующем. Для Франции характерно то, что после революции 1789 года, многие институты развивались эволюционно, не смотря на множество потрясений, в том числе либерально-демократические институты. Для России характерно, полное отрицание институтов существовавших до становления новой государственной и правой системы.

Общими для постсоветской России и Германии является ситуация когда избавившись в недалеком прошлом от тоталитарного режима с однопартийной системой, новое государство стремилось наделить всей полнотой власти много партийный парламент, противостоящий исполнительной власти.


Президентская республика в США, несмотря на вероятность возрастания власти главы государства имеет ряд очевидных преимуществ. Суть в том, что у главы государства нет полномочий по роспуску парламента, а парламент не может сменить кабинет министров, который является «командой» Президента, что уравнивает данные субъекты власти. При этом Президент может воздействовать на законодательную ветвь власти путем применения права вето или угрозы его применения, а конгресс может воздействовать на исполнительную ветвь власти посредством законов, процедуры импичмента, либо парламентского расследования. Система сдержек и противовесов, учитывая высокую роль судебной системы в США, предотвращает монополию какой либо ветви власти и делает ответственность властей реальной.

Германия является парламентской республикой, где глава государства наделен ограниченными полномочиями, а высшей властью обладает всенародно избранный парламент, который формирует ответственный перед ним кабинет министров. Для данной формы правления характерна высокая степенью демократичности по сравнению с президентской республикой.

Формы государственного правления во Франции сочетает свойства и признаки президентской и парламентской республик.

Основным заимствованием является принцип разделения властей. Суть данного принципа в разделении власти на независимые друг от друга, но контролирующие друг друга, ветви исполнительной, законодательной и судебной.

При этом, зарубежный опыт был перенят частично. Показательным является российская система разделения властей, где Президент не входит ни в одну из трех ветвей власти, и находится над ними. В Конституции США 1787 г. президенту отведена роль главы государства и главы исполнительной власти, французский президент является гарантом национального суверенитета и целостности территории, обеспечивает своим арбитражем нормальную деятельность публичных властей. К его полномочия относится председательство в Совете министров (ст. 9), подписание ордонансов и декретов, рассмотренных в Совете министров (ст. 13), а также назначение премьер-министра и членов правительства, что говорит о вхождении французского президента в структуру исполнительной ветви власти.

Можно сказать, что статус Президента России отчасти по своим характеристикам схож со статусом Президента Франции. Много общего в способе выборов, и объем их полномочий. Оба президента назначают премьер-министра. Тем не менее, Конституция РФ закрепляет положение, согласно которому обязательно согласование кандидатуры главы правительства с законодателями. Надо учитывать тот факт, что кандидатуру на должность Председателя правительства вносит президент по собственному усмотрению и в случае трехкратного ее отклонения глава государства самостоятельно назначает Председателя правительства и распускает Государственную Думу (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ), таким образом, парламентарии вынуждены соглашаться с одной из президентских кандидатур фактически под угрозой роспуска.

Кроме полномочий по назначению главы правительства, президент Франции располагает правом по назначению и освобождению от должности членов правительства по предложению премьер-министра и правом председательствования на заседаниях правительства (ст. 9 Конституции Французской республики, ст. 31 ФКЗ «О Правительстве РФ»). Закрепление данного полномочия в Конституции, дополненного широкими полномочиями в исполнительной сфере власти (учитывая тот факт, что с формально юридической точки зрения президенты России и Франции и не являются главами исполнительной власти), неопровержимо доказывает, что структура исполнительной власти замыкается на главе государства, который является ключевой фигурой в государственно-правовом механизме государства, выступая не только как руководитель государства, но и как глава исполнительной власти.


Из Конституции Франции был позаимствован принцип ответственности кабинета министров перед парламентом. Однако при этом российский вари­ант процедуры выражения нижней палатой парламента недоверия правительству был сильно усложнен. В результате, во всех случаях вопрос о судьбе исполнительного органа власти решается президентом, что свиде­тельствует об отсутствии реальной политической ответственности правительства перед парламентом.

Проведенный сравнительный анализ доказывает, что в создании российской модели формы правления частично содержится опыт Французской Республики в таких сферах как организация исполнительной власти, закрепление правовых основ статуса президента, закрепления положений политической ответственности кабинета министров перед законодательным органом, а также порядок взаимоотношений между главой государства и органом исполнительной власти.

Как раз вариант формы государственного правления Французской Республики, принятый за основу при создании российской модели формы правления и перенесенный на российскую действительность, еще больше изменился в сторону увеличения власти президента, в чем не последнюю роль сыграл многовековой опыт сильной централизованной государственной власти. Данные обстоятельства приводят к выводу о том, что Президент является основным звеном всего государственного аппарата России.

Если французский опыт применялся при оформлении института ис­полнительной власти, то за основу в сфере формирования и функциониро­вания представительных органов власти при разработке российского варианта формы правления применялась немецкий опыт. Хотя Федеральное Собрание Российской Федерации построено на некоторых принципах немецкого парламента, не стоит говорить об абсолютном сходстве этих органов. Схожим для Государственной Думы и Бундестага является способ формирования посредством выборов, основанных на принципах равенства всеобщности, тайного голосования, при участи лиц достигших 18-летнего возраста и то, что формируются верхние палаты обоих парламентов на основе принципа представительства субъектов (земель).

Разработчики отказались от немецкой практики по формированию и организации верхней палаты парламента. Количественный состав представителей от каждой земли предопределен количеством голосов, которыми располагает эта земля в Бундестаге. Это количество, в свою очередь, зависит от численности населения соответствующей земли. Разработчиками российской Конституции был учтён опыт США по формированию палаты представителей. Так для поддержки равенства всех субъектов в Конституции США закрепляется равное представительство всех штатов в верхней палате парламента, а именно по два представителя от штата независимо от численности населения, что и было полностью воспроизведено в отечественном варианте.


Таким образом, схожими в России и Германии является организация высшего представительного органа, а также отсутствие какого либо ограничения по срокам осуществления полномочий сенаторами в верхней палате. Нижние палаты парламента - Государственная Дума (до Конституционной реформы 2008 года) и Бундестаг осуществляют свои полномочия по четыре года. Совет Федерации и Бундесрат представляют собой постоянно действующие органы, смены всего состава одновременно не происходит, а происходит постепенная ротация отдельной части верхней палаты[2].

Таким образом, разработчики Конституции РФ, при подготовке ее основных положений, о высшем законодательном органе государства, учли опыт федеративных государств - ФРГ и США.

Примечательно, что практика функционирования двухпалатного представительного органа была для обновленной России не новой. Например: Государственная Дума и Государственный Совет по Основным государственным законам 1906 г., Верховный Совет СССР, представленный Советом Союза и Советом Национальностей. Наименование нижней палаты Федерального Собрания РФ - Государственной Думы соответствует названию нижней палаты парламента царских времен.

Опыт США оказал влияние на такие элементы российской формы государственного правления, как: перечень требований, которым должен отвечать кандидат на пост главы государства. Среди таких требований: достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание на территории государства в течение десяти лет. Также образцом послужила модель сильной ветви президентской власти, глава которой обладает обширными полномочиями в сфере исполнительной власти. К сожалению, система сдержек и противовесов осталась без внимания, со стороны российских разработчиков основного закона.

Итоги сравнительного исследования российской формы правления с зарубежными государствами позволяют сделать вывод, о том что, форма правления, установленная Конституцией Российской Федерации 1993 г., содержит много элементов, существующих в государственном устройстве и определяющих форму правления таких государств как США, ФРГ и Французская Республика. Так основные принципы формирования и функционирования законодательной ветви власти отчасти были заимствованы у ФРГ, на основании опыта США и Франции, организована исполнительная ветвь власти, а также установлен правовой статус президента и регламентированы взаимоотношения данных органов между собой.

Очевидно, что из американской и французской модели государственного устройства были заимствованы элементы способствующие усилению президентской власти (усложненный вариант импичмента, наличие полномочий у президента по роспуску парламента и правительства, усложненная процедура вынесения парламентом вотума недоверия правительству). При этом элементы сдерживающие власть президента не были реализованы.

На форму правления в России прямое влияние оказал многолетний период монархической формы правления, и советская система, в обоих случаях возглавлявшаяся единоличным лидером. Данная тенденция выразилась в том, что, как и прежде, в рамках исполнительной ветви власти присутствуют две структуры - правительственная и президентская. Президент, как и Политбюро ЦК КПСС, является реальным центром власти, так как президент не входит в исполнительную ветвь власти, но реально ей руководит. Правительство выполняет роль в большей степени зависимого посредника, реализующего политику, которая проводится президентской властью[3].

В заключение можно сказать, что модель российской формы государственного правления помимо зарубежного опыта, по большей части базируется на результатах собственного исторического развития, которая выражается в централизации исполнительной власти, на что прямое влияние оказала не только наша монархическая, но и советская система, в обоих случаях возглавляемая авторитарными лидерами. Таким образом, форма государственного правления современного Российского государства является своего рода компромиссным вариантом, который вобрал в себя как адаптированные к российским условиям основные элементы форм правления западных государств, так и опыт собственного развития формы государственного правления.

Список использованной литературы:

1) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993/ «КонсультантПлюс»/ ст.11, 83, 90, 111, 112, 113 / http://www.consultant.ru/popular/cons/

2) Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №2 - ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Правительстве Российской Федерации»/ http://www.consultant.ru/online/base/

3) Федеральный закона от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.08.2000 г. № 32. Ст. 3336.

4) Основной закона ФРГ // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, США, Япония, Индия. М.: Волтерс Клувер, 2006.

5) Ассанов Е.В. Демократическое правовое государство и его становление в Российской Федерации: дисс. канд. юр. наук, М.-1995.

6) Крашенинникова Н.А. и Жидков О.А.. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов / Часть 2 М.,1999.

7) Козлова Е.И., Кутафин О.Е./ Конституционное право России /,. М., 2009.

8) Лафитский В. Форма правления и федерализм в двух проектах Конституции (политико-правовой анализ) // Конституционный Вестник. 1993. № 16 (май).

9) Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Зерцало, 2005.

10) Чиркин В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 2008.

 


[1] Дмитриев Александр Юрьевич - аспирант кафедры теории и истории государства и права Юридического института (Санкт-Петербург), научный руководитель – доктор юридических наук, профессор В.М. Оробец.

[2] ст. 2 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 05 августа 2000 г. № 113-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.08.2000 г. № 32. Ст. 3336; ст. 51 Основного закона ФРГ Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, США, Япония, Индия. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 131.

 

[3] Лафитский В. Форма правления и федерализм в двух проектах Конституции (политико-правовой анализ) // Конституционный Вестник. 1993. № 16 (май).

 



<== предыдущая | следующая ==>
Терапевтическое отделение | Экспертные исследования следов





Date: 2015-11-13; view: 446; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию