Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Для подготовки к экзаменуСтр 1 из 2Следующая ⇒ Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» ЛОГИКА Методические материалы для подготовки к экзамену
Подготовил: преподаватель кафедры _________________ В.Л. Некишев
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры «___» __________ 2015 г Протокол № __
Владимир - 2015
Логика - одна из наиболее древних наук, играющих важную роль в истории общества, в становлении культуры, в формировании познавательных возможностей человека. Знание законов и форм мышления, умение использовать логические правила и приемы в процессе решения многообразных практических задач сообщает мысли четкость, организованность, системность. Логика вырабатывает правила, строгое следование которым помогает избежать ошибок и заблуждений в познавательном и коммуникативном процессах, обнаружить противоречия в мыслительной практике, найти наиболее разумные пути их разрешения. Целью курса «Логика» является системное изучение форм мышления, умение пользоваться логическими законами, приемами корректного ведения диалога, грамотному построению аргументации в производственной и жизненной практике. Значение логики для юристов. Специфика работы юриста заключается в постоянном применении особых логических приемов и методов: определений и классификаций, аргументаций и опровержений и др. Степень владения этими приемами, методами и иными логическими средствами — показатель уровня логической культуры юриста. Существует мнение, что умение логично рассуждать присуще людям от природы. Оно ошибочно. Но если логическая культура не дается человеку от природы, то как же она формируется? Логической культурой мышления овладевают в ходе общения, учебы в школе и вузе, в процессе чтения литературы. Встречаясь неоднократно с теми или иными способами рассуждения, мы постепенно их усваиваем и начинаем понимать, какие из них правильные, а какие — нет. Логическая культура юриста повышается в процессе его профессиональной деятельности. Указанный путь формирования логической культуры можно назвать стихийным. Он не является наилучшим, так как люди, не изучившие логику, как правило не владеют теми или иными логическими приемами, и, кроме того, у них разная логическая культура, что не способствует взаимопониманию. Это подтверждают исследования, в ходе которых студентам юридического факультета до начала изучения логики давалось задание проанализировать ряд рассуждений. Требовалось ответить, какие рассуждения студент считает правильными, какие — неправильными, а о каких не имеет определенного мнения. Предлагалось также сообщить, какими способами, соответствующими данным правильным рассуждениям, он владеет активно, т. е. сам так рассуждает, а какими активно не владеет. Ответы студентов относительно одних и тех же рассуждений оказывались разными. После изучения логики логическая культура и повышалась, и выравнивалась. Изучение логики — наиболее продуктивный способ формирования и повышения логической культуры. Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет средства для точного выражения мыслей, без чего оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, и особенно правовое познание. Юрист может чувствовать, что или он сам, или кто-то другой рассуждает неправильно. Не зная правил логики, трудно понять, в чем заключается ошибка, более того, как доказать, что противоположная сторона ошибается? Ведь простое утверждение "Вы ошибаетесь" никого не убедит. Нужно указать, в чем человек ошибается. Например, если, выдвинув какое-либо положение, доказывают другое, сходное с первым, а затем утверждают, что доказано первое, нужно вскрыть в этом доказательстве ошибку, сославшись на соответствующие правила логики. Хорошие адвокаты часто используют знание правил и законов логики. Обнаружив ошибку в рассуждениях обвинителя, они объясняют, какая ошибка допущена, говорят, что эта ошибка специально выделяется в логике и имеет особое название. Такой довод обычно оказывает большое воздействие на судей и других людей, присутствующих в зале заседания, даже если последние никогда не изучали логику. Изучение логики не только позволяет убеждать людей в ошибочности их рассуждений, но и ускоряет нахождение ошибок. Изучив типичные ошибки и приобретя навыки их обнаружения, их замечают мгновенно, почти автоматически. Особенно важно быстро находить логические ошибки в ходе судебного заседания. Знание логики помогает правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при составлении официальных документов: протоколов допроса и осмотра места преступления, обвинительных заключений, решений и постановлений, рапортов и т.д. Высокой логической культурой должны обладать и руководители, работающие в сфере правопорядка. Известный американский теоретик и практик управления С. Янг пишет о руководителе: "...Он не только должен быть умным, но и обладать способностью логично рассуждать, так как проблемы организации весьма сложны". Проводя служебные совещания, руководитель часто выступает в роли организатора дискуссий и арбитра споров. Знание стратегий, тактических приемов и правил аргументации и критики, допустимых и недопустимых приемов спора позволяет ему направлять ход дискуссий на достижение истины. (Сходные задачи решает судья в процессе судебного заседания.) Одной из функций руководителя является разработка и принятие управленческих решений. Знание их логики позволяет организовать их подготовку группой специалистов, а затем показать членам коллектива, как решения разрабатывались, и вместе с ними как бы повторить весь этот процесс, что обычно убеждает в правильности принимаемых решений. В процессе прогнозирования преступности и оценки деятельности правоохранительных органов применяются методы статистики, основывающиеся на неполной индукции. Юристу важно знать специфику такой индукции, поскольку определение цели статистических исследований, оценка их результатов, а также умение выбрать нужный вариант прогнозирования — задача руководителей правоохранительных органов. В последние десятилетия возник раздел логики, называемый логикой норм. Логика норм позволяет упростить решение многих вопросов права, например, находить противоречия в кодексах и других нормативных актах, выяснять, вытекает ли данная норма из других норм, не является ли ее включение в нормативный акт ненужным и делает ли вновь принятый нормативный акт излишним ранее принятый нормативный акт или дополняет его, и т.д. Эти вопросы решаются, в частности, при совершенствовании российского законодательства. Являясь теоретической наукой, логика объясняет, почему тот или иной способ рассуждения является правильным или неправильным. Это дает возможность анализировать способы рассуждения, с которыми человек ранее даже не встречался. Выдающийся средневековый ученый Аль-Фараби во "Вводном трактате в логику" писал о задачах этой науки: "Нашей целью является рассмотрение искусства логики, искусства, которое содержит в себе вещи, ведущие разум к правильному мышлению всякий раз, когда существует возможность ошибки, и которое указывает на все предосторожности против заблуждения всякий раз, когда делается какой-либо вывод гуж помощи разума. Его положение по отношению к разуму подобно положению искусства грамматики по отношению к языку, и так же, как грамматика исправляет язык людей, для нужд которого она создана, наука логики исправляет разум, с тем, чтобы мышление протекало правильно всякий раз, когда существует возможность ошибки". Значение изучения логики не сводится только к повышению культуры мышления. Тот факт, что логика первой из всех наук оформилась в качестве строгой системы научного знания, указывает на потребность человечества не только решать конкретные познавательные проблемы прикладного, практического характера, но и осмысливать сам феномен познания и на этой основе устанавливать правила, нормы и идеалы для рациональных познавательных процедур.
Задача курса состоит в изучении законов логики и форм логического мышления, правил оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями, понимания табличных характеристик и условий истинности простых и сложных суждений. Большое внимание уделяется проблеме модальности суждений и анализу логических основ аргументации. Значительное место в курсе логики отводится формированию навыков практического применения правил и законов логики в профессиональной деятельности юристов.
|