Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. 1. Общее понятие спроса. Кривая спроса





Содержание

Введение

1. Общее понятие спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Изучение спроса на выбранный вид товара (работы, услуги)

2. Общее понятие предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы влияющие на предложение. Изучение предложения, выбранного товара (работы, услуги)

3. Равновесная цена. Равновесный объём. Избыток и дефицит товара. Равновесная цена на выбранный вид товара (работы, услуги)

4. Эластичность спроса и предложения.

5. Издержки производства

Заключение

Список литературы


Введение

 

Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.

Цель курсовой работы - изучение спроса и предложения выбранного мной товара.

Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:

1. Общее понятие спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Изучение спроса на выбранный вид товара.

2. Общее понятие предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Изучение предложения, выбранного товара (работы, услуги).

3. Равновесная цена. Равновесный объём. Избыток и дефицит товара. Равновесная цена на выбранный вид товара (работы, услуги)

4. Эластичность спроса и предложения. Виды. Практическая значимость. Определение эластичности выбранного товара (работы, услуги)

5. Издержки производства. Выручка. Прибыль. Расчёт издержек производства, выручки и прибыли на выбранный товар (работу, услугу)

Методологической основой для написания курсовой работы послужили сборники научных трудов, монографии, периодическая литература.


1. Общее понятие спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Изучение спроса на выбранный вид товара (работы, услуги)

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;

рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

 

Рис.1. Кривая спроса

 

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:[7; 130]

1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “ распродажи “, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.

Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

Помещение цены на вертикальной оси, и величины спроса на горизонтальной — это экономическая традиция. С математической точки зрения цену удобнее разместить на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая переменная. На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. [7; 135]

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

доходы потребителей;

вкусы и предпочтения потребителей;

цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;

запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);

информация о товаре;

время, затраченное на потребление.

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.

Я рассматриваю спрос на примере семечек

В таблице 1 представлена гипотетическая шкала спроса для семечек. Для каждой цены мы можем установить, какое количество семечек купят потребители. Например, при цене 15 руб. за упаковку потребители купят 9 млн. упаковок в год. По более низкой цене семечек их купят больше. Так при цене 12 руб. будет куплено 10 млн. упаковок. При еще более низкой цене, равной 9 руб., величина (количество или объем) спроса (К) достигнет 12 млн., и т.д. Мы можем определить величину спроса для каждой цены, представленной в табл.1.

 


Таблица 1 Шкала спроса для семечек

  Цена семечек за упаковку (в руб.) Величина спроса (млн. упаковок в год)
     
     
     
     
     
     

 

По каждой рыночной цене потребители захотят купить определенное количество семечек. С уменьшением цены на семечки будет возрастать величина спроса.

В графическом виде шкалу спроса можно представить как кривую спроса. На рис. 2 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси показана величина спроса на семечки, а по вертикальной - цена на них. Величина спроса и цена связаны обратной зависимостью: К возрастает, когда Ц убывает. Кривая наклонена книзу, она направлена от северо-запада к юго-востоку. Эта важная зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.

 

Рис. 2. Кривая спроса с отрицательным наклоном показывает зависимость между величиной спроса и ценой

 

На графике кривой спроса для семечек цены отложены по вертикальной оси, а величина спроса - по горизонтальной. Каждая пара (Ц,К) цифр из табл. 1 перенесена на график, и построена плавная кривая, проходящая через эти точки и являющаяся кривой спроса. Отрицательный наклон кривой спроса иллюстрирует соответствующий закон. Второй причиной эффекта снижения объема спроса при возрастании цены является эффект дохода. Он начинает действовать ввиду следующей причины: когда цена возрастает, я начинаю чувствовать, что стал немного беднее, чем был до того. Если цена на бензин увеличится вдвое, то в результате я буду иметь меньше реального дохода и, естественно, снижу потребление бензина и других товаров.

2. Общее понятие предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы влияющие на предложение. Изучение предложения, выбранного товара (работы, услуги)

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. [4; 102]

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

 

Рис. 3. Кривая предложения

 

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

Факторы, оказывающие влияние на предложения:

· изменение цен на факторы производства;

· технический прогресс;

· сезонные изменения;

· налоги и субсидии;

· ожидания производителей;

· изменение цен на сопутствующие товары.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.[4; 104]

Табл. 2 иллюстрирует гипотетическую шкалу предложения для семечек, а рис. 3 представляет данные из таблицы в виде кривой предложения. Эти данные говорят о том, что при цене в 5 руб. за упаковку семечек, их не будет произведено совсем. По такой низкой цене производители продуктов, вероятно, захотят перевести свои предприятия на производство других продуктов, более выгодных, чем семечки. С возрастанием цены на семечки, будет все больше увеличиваться их производство. При самых высоких ценах на семечки, изготовители продуктов сочтут выгодным подключить к работе больше рабочих, оборудования для производства и упаковки семечек в пакеты, и даже вовлечь больше фабрик в их производство. Все это приведет к увеличению выпуска семечек по более высоким рыночным ценам.

 

Таблица 2 Шкала предложения для семечек

  Цена семечек за упаковку (в руб.) Ц Величина предложения (млн. упаковок в год) К
     
     
     
     
     
     

 

Шкала предложения показывает зависимость между величиной предложения и ценой.

 

Рис.4. Кривая предложения

 

Рис.4 описывает типичный случай кривой предложения с положительным наклоном для отдельных товаров. Кривая предложения изображает пары количеств и цен, взятых из таблицы 2. Плавная кривая проходит через эти точки и образует кривую предложения с положительным наклоном

 

3. Равновесная цена. Равновесный объём. Избыток и дефицит товара. Равновесная цена на выбранный вид товара (работы, услуги)

 

Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием. [1; 78]

 

Рис. 5. Рыночное равновесие

 

Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).

Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Рассмотрим пример с выбранным мной товаром в табл. 3 для того, чтобы увидеть, как спрос и предложение определяют рыночное равновесие. Значения для этой таблицы я взяла из табл. 1 и 2. Для того, чтобы найти рыночную цену и количество, мы определим цену, при которой величина спроса совпадает с величиной предложения. Если мы возьмем цену 5 руб. за упаковку, то она продержится не долго. Как показывает строчка А табл. 3, по цене 15 руб. производители захотят продать 18 млн. упаковок в год, тогда как покупатели захотят купить только 9. Величина предложения при цене в 15 руб. превысит величину спроса, и запасы семечек накопятся в супермаркетах. В связи с тем, что слишком большое число семечек привлекает слишком мало покупателей, цена на них будет падать, как это показано в колонке (5) табл. 3.

 


Таблица 3 Объединение спроса и предложения

  (1) Возможные цены (руб. за упаковку) (2) Величина спроса (млн. упаковок в год) (3) Величина предложения (млн. упаковок в год) (4) Состояние рынка. (5) Давление на цену.
А       излишек в сторону снижения цены
       
B       излишек в сторону снижения цены
       
C       равновесие нейтральное
         
D       недостаток В сторону повышения цены
       
E       недостаток В сторону повышения цены
       

 

Только при равновесной цене в 9 руб. за упаковку величина предложения будет равна величине спроса. При слишком низкой цене будет иметь место дефицит товара и его цена будет расти, при слишком высокой цене - излишек (избыток), который будет снижать цену товара. Пусть теперь цена равна 7 руб. Улучшит ли она ситуацию на рынке?

Даже быстрый взгляд на строчку Д показывает, что при такой цене потребление превысит производство. Полки, заполненные семечками, начнут опустошаться. Люди будут повсюду разыскивать нужные им товары, а это, таким образом, приведет к росту цены, как это показано в колонке (5) табл. 3.

Мы можем рассмотреть и другие цены, но все же очевидно, что равновесная цена - это цена, равная 9 руб. или ряд С табл. 3. При цене в 9 руб. спрос, соответствующий желаниям потребителей, будет в точности совпадать с объемом производства, соответствующим желаниям производителей, причем каждый из них будет равен 12 единицам. Только при цене в 9 руб. и потребители, и производители будут принимать согласующиеся решения.

При равновесной цене в 9 руб. цена не будет иметь тенденции к росту или падению, и количество производимых кукурузных хлопьев не будет ни увеличиваться, ни возрастать. Это показывает, что заказы на предложение и спрос выполнены, книги заказов "очищены" от них, а потребители и производители удовлетворены.

Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.

С помощью диаграммы предложения и спроса, изображенной на рис. 6, можно наилучшим образом показать рыночное равновесие продажи семечек. Эта диаграмма объединяет кривую предложения из рис. 4 с кривой спроса из рис. 2. Мы смогли объединить эти графики, так как на их осях отложены одни и те же единицы.

 

Рис. 6. Рыночное равновесие

 

Рыночное равновесие находится в точке пересечения кривых предложения и спроса.

Равновесная рыночная цена и равновесный рыночный объем находятся на пересечении кривых предложения и спроса. При цене в 9 руб. фирмы захотят производить столько же, сколько потребители захотят купить. Если цена слишком низка (скажем 7 руб.), то величина спроса превысит величину предложения; тогда будет иметь место дефицит товара и цены будут двигаться к равновесию. При цене, равной 12 руб.произойдет то, что мы можем найти рыночное равновесие в том случае, если найдем цену, при которой величина спроса будет равняться величине предложения. Равновесная цена располагается на пересечении кривых предложения и спроса.

В условиях недостатка конкуренция среди покупателей за ограниченные блага приведет к повышению цен. Теперь мы знаем, что баланс или равновесие между спросом и предложением находится в точке, в которой кривые предложения и спроса пересекаются. В этой точке, где цена равна 9 руб. за упаковку и количество соответствует 12 единицам, величина спроса равняется величине предложения, нет ни дефицита, ни излишка, и, следовательно, нет тенденции к росту или падению цен. Только в этой точке, и нигде больше, силы предложения и спроса находятся в равновесии и устанавливается устойчивая цена.

 

Date: 2015-11-14; view: 252; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию