Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юношеский возраст. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в ранней юности





Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в ранней юности

Юность недавно выделилась в самостоятельный период жизни человека, основным содержанием которого является возмужание, взросление. В человеческом обществе критерием взрослости является не физическое возмужание, а овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, подготовленность к трудовой деятельности.

Современная психология относит к юности период от 14-15 лет до 18-20 лет.

Социальная ситуация развития (С.С.Р.) в юности характеризуется рядом специфических особенностей. Эти особенности связаны с изменением положения и статуса юношей в школе, семье, обществе. Юноши еще зависят материально от семьи, однако в остальном они становятся полноправными членами семьи: с ними советуются взрослые, предоставляют им свободу и самостоятельность. В школе, как правило, на старшеклассников учителя возлагают определенные обязанности (присмотреть за младшими школьниками, помочь им в учебе; подготовить школьное мероприятие и т.п.).

В обществе юношество также начинает играть определенную роль, особенно после получения паспорта в 16 лет, в этом же возрасте девушки (16 лет), а юноши в 18 лет уже имеют полноправную возможность вступать в брак. В 18 лет юношество может участвовать в выборах (президента, парламента и т.п.). Это расширяет круг общественных интересов и обязанностей юношей и девушек.

Л.И. Божович отмечала, что старшеклассник стоит на пороге самостоятельной жизни, что и создает совершенно новую социальную ситуацию развития.

Вступление в самостоятельную жизнь предполагает решение острого для старшеклассников вопроса об определении дальнейшего жизненного пути, об избрании для себя той или иной профессии. Л.И. Божович отмечает, в связи с этим, что личность старшеклассника обращена в будущее.

Это подтверждают такие данные исследований. Так, если больше 50% учеников 10-11-х классов довольно точно указывают ту профессию, которую они хотят избрать после окончания школы, то среди учащихся средних классов – приблизительно 20%.

Т.е. можно сделать вывод, что необходимость определить свое место в жизни выступает в качестве основного компонента социальной ситуации развития в период юности.

Новая С.С.Р. приводит, как показано в исследованиях Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Божович Л.И., к формированию новых мотивов деятельности, изменению мотивационной сферы и овладению новым видом ведущей деятельности – учебно-профессиональной. Юношество занято определением своего места в жизни и внутренней позиции; у них формируется мировоззрение, моральное сознание и самосознание.

Таким образом, юношескому возрасту свойственно изменение общественного положения и социальной деятельности личности, причем акцент делается на социально-демографических свойствах личности: завершение среднего образования, расширение диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности.

Л. Коул и Дж. Холл отмечают 9 задач развития юношей:1) общая эмоциональная зрелость; 2) пробуждение гетеросексуального интереса; 3) общая социальная зрелость; 4) эмансипация от родителей; 5) интеллектуальная зрелость; 6) выбор профессии; 7) навыки обращения со свободным временем; 8) осознание совести и сознание долга в поведении; 9) идентификация «Я». (Асеев, С. 154-156).

Развитие личности в период ранней юности

Юность – время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой проявляются в подростковом возрасте. Особенности личности старших школьников своими корнями уходят в психологические новообразования, которые зарождаются уже в подростковом возрасте. Однако у юношей и девушек уже мало чисто детских черт, которые у подростков преобладают.

В юношеском возрасте особенности, появившиеся у подростков, претерпевают значительные изменения, качественно преображаются. (Асеев, С. 163, Немов, С. 193).

Основными особенностями развития личности в юношеском возрасте являются: 1) развитие самосознания, в том числе, нравственного самосознания; 2) формирование мировоззрения; 3) развитие активной жизненной позиции, самоопределения; 4) преобразование эмоциональной сферы личности.

Рассмотрим 1-ю из названных особенностей – развитие самосознания. Его отличительной характеристикой становится резкое усиление процесса рефлексии, т.е. стремления к познанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей. (Асеев, С. 164). Рефлексия – (от лат. «reflexio» – обращение назад) – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний; размышления о самом себе; осознании того, что воспринимают и оценивают человека окружающие люди по-разному.


Рефлексия – это способность и умение видеть себя, свои действия, отношения с людьми, познавать свой внутренний мир, понимать себя. В то же время – рефлексия – это и умение видеть и понимать то, как к тебе относятся другие люди. То, как они тебя понимают.

Рефлексия как психологический феномен связана в своей основе с процессом общения, но общения особого вида – общения с самим собой; рефлексия подразумевается всегда внутренний диалог.

Чем сильнее развита рефлексия, тем активнее человек становится способным решать встающие перед ним задачи, в частности, – выбора дальнейшего жизненного пути, – и тем быстрее он становится субъектом, хозяином своей жизни и деятельности.

Таким образом, в юношестве человек по существу впервые открывает свой внутренний мир, начинает проявлять глубокий интерес к субъективным переживаниям и к собственному «Я».

В юношеском возрасте желание самоутвердиться также претерпевает трансформацию. В отличие от подростков, которые, пытаясь самоутвердиться, как правило, понимают под этим желание быть похожим внешне на взрослого, юноша же озабочен другим – он жаждет, чтобы окружающие признали его оригинальность. Это проявляется в форме повышенной активности в некоторых видах деятельности, например, в музыке, технике, литературе, спорте и т.п. (Асеев, С. 164). Таким образом, в этом периоде отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других. Причем, юношеству свойственно преувеличивать собственную уникальность. (Сапогова, С. 359-368).

Еще одной особенностью юношеского самосознания является становления нравственного самосознания. Юношеству, благодаря быстрому развитию интеллекта, становятся открытыми для понимания многие вопросы и проблемы, волнующие взрослых. Такими вопросами являются, в частности, морально-нравственные. Эти вопросы начинают волновать юношей и девушек в связи с установлением отношений с лицами противоположного пола и началом поры любви. Старшеклассников интересуют проблемы добра и зла, справедливости и беззакония. Современным юношам свойственны трезвый, практический взгляд на жизнь, независимость и самостоятельность.

Перейдем ко 2-ой особенности личности юношей и девушек – формированию мировоззрения. Юношеский возраст связан с формированием мировоззрения как системы взглядов на общество, мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний.

Мировоззрение – это не только система знаний и опыта, но и система убеждений. Поэтому мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни, как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл. (Сапогова, С. 357).

Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни, причем юношество ищет некую всеобщую, глобальную и универсальную формулировку («приносить пользу», «служить людям» и т.п.). (Сапогова, С. 357).

В настоящее время в обществе нет единых взглядов на окружающее, как было раньше, а характерна некая противоречивость, изменчивость.


Это по-своему сказывается на формировании мировоззрения у старшеклассников. С одной стороны (положительный момент) неоднозначность побуждает человека самостоятельно думать и принимать решения. Это способствует их ускоренному развитию и превращению в зрелых личностей, обладающих независимостью суждений, внутренней свободой, имеющих свою точку зрения. С другой стороны (отрицательной) данная ситуация разделяет людей на группы, отличающихся социально-мировоззренческой зрелостью. Те, кто способен самостоятельно решать сложные мировоззренческие проблемы, намного уходят вперед в своем развитии от тех, кто не способен сам справиться с проблемами.

В настоящее время важно, чтобы было сформировано экономическое мировоззрение, заключающееся в способности разбираться в экономической ситуации, сложившейся в обществе. При отсутствии данного мировоззрения у людей, трудно приспособиться и выжить в обществе.

Также важное значение имеет и развитие этического и эстетического мировоззрения, т.к. в настоящее время встречаются люди, богатые в материальном плане, но имеющие не развитые эстетические, этические, литературные, музыкальные вкусы.

Остро стоит сейчас и проблема формирования научного и религиозного мировоззрения. Необходимо, чтобы эти два вида мировоззрения дополняли друг друга, т.к. они связаны с познанием мира, а оно полно тайн и противоречиво. (Немов, С. 196-197).

Юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью. Это проявляется в неуравновешенности, раздражительности, вспышках то хорошего, то плохого настроения и т.п. Физиологи связывают юношескую неуравновешенность с нарастанием в этом возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Но поскольку пик эмоциональной напряженности, тревожности большинство психологов относят к 12-14 годам, то чаще эмоциональные сдвиги юношества объясняют социальными факторами, причем индивидуально-типологическими. В частности, это – противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», противоречивость внутреннего мира и т.д.

Обнаружено, что по ряду психологических тестов нормы психического здоровья для юношей значительно отличаются от тех же норм для взрослых. Вполне нормальные юноши и девушки имеют более высокие показатели по шкалам «психопатия», «шизофрения», чем взрослые (ММР I). Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослых считались бы отклонениями, у юношей являются статистической нормой. Проективные методики (Роршаха, ТАТ) показывают рост уровня тревожности к юношескому возрасту. Возрастает число случаев деперсонализации; часто встречается синдром дисморфофобии (бред физического недостатка). (С. 357-359).

Максимум эмоциональных реакций (в т.ч. и тревожности) юноши проявляют в отношении сверстников, близких, друзей и минимум – в отношениях с посторонними взрослыми и преподавателями. Возраст до 18 лет является критическим для появления психопатий. В юношеском возрасте остро акцентируются некоторые свойства характера (в частности, повышенная активность, возбудимость, подозрительность, педантичность, замкнутость и т.д.), которые могут закрепиться и повышать возможность возникновения психических травм и отклоняющегося поведения. Например, повышенная активность и возбудимость могут привести к неразборчивости в выборе знакомств, участию в рискованных авантюрах и сомнительных предприятиях, толкают к алкоголю, наркотикам. Таким способом юноши рассчитывают самоутвердиться и избавиться от чувства собственной неполноценности. Замкнутость в ранней юности часто перерастает в болезненную самоизоляцию, формирует комплекс неполноценности.


В целом в юношестве способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными; увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. В юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательного реагирования на внешние воздействия. Это обеспечивает психологическую устойчивость личности к ряду внешних факторов.

Характер: В юношестве улучшается коммуникативность, снижается чувствительность, мягкость характера, чувство зависимости и потребности в опеке; уменьшается неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога, т.е. развитие идет в сторону большей уравновешенности.

В ранней юности устанавливаются внутренние нормы поведения, расширяется сфера эстетических чувств, юмора, иронии.

Центральным новообразованием является становление самоопределения (т.е. становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»). Это связано с открытием своего внутреннего мира, что подтверждается результатами стандартных личностных тестов (описывая себя, юноши акцентируют внимание на мыслях, чувствах, внутренних проблемах; в то время как подростки говорят о действиях, поступках). У юношей усиливается внимание к личностным, внутренним, собственным психологическим качествам других людей, а внимание к внешности, одежде, манерам, так свойственной подросткам, снижается.

Отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других. Причем, юношеству свойственно преувеличивать собственную уникальность.

В юношеском возрасте впервые в самосознание осознанно входит фактор времени. Прежде всего с возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Эта тенденция, начавшись в юношестве, продолжается до конца жизни. Это связано с тем, что человек начинает жить преимущественно будущим, а не настоящим, как живут дети.

Формирование образа «Я» (идентичности по Э. Эриксону) акцентировано на 3-х важных для возраста моментах: 1) физический рост и половое созревание; 2) озабоченность тем, как юноша выглядит в глазах других, что он собой представляет; 3) необходимость найти свое профессиональное призвание.

Опасностью этой стадии, по Эриксону, является ролевое смешение, диффузия (спутанность) «Я»-идентичности. Это может быть связано с неуверенностью в сексуальной идентичности (следствие этого – психотические и криминальные эпизоды → так достигается прояснение образа «Я»), но чаще – с неспособностью разрешить вопросы профессиональной идентичности, что вызывает тревожность.

Неспособность разрешить, выйти из диффузии приводит к задержке в развитии личности (кризис идентичности затягивается), а выход приводит к достижению «взрослой идентичности». Состояние острой диффузии составляет основу специальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности, по Эриксону, связан с рядом моментов: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; пребывание в состоянии ожидания чего-то такого, что способно изменить жизнь; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских («юнисекс»); презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного.

Биологический возраст

 

Возрастная периодизация в медицине:

Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели

Грудной период — от 4-ёх недель до 1 года

Раннее детство — 1-3 года

Дошкольный возраст — 3 года — 6-7 лет

Младший школьный возраст — 6-7 — 10-12 лет

Подростковый период — 10-12 — 17-18 лет

Юношеский период

юноши: 17—21 год

девушки: 16—20 лет

Зрелый возраст (1 период)

мужчины 21—35 лет

женщины 20-35 лет

Зрелый возраст (2 период)

мужчины 35-60 лет

женщины 35-55 лет

Пожилой возраст — 55—60 — 75 лет

Старческий возраст — 75-90 лет

Долгожители — 90 лет и более

 







Date: 2015-11-14; view: 3517; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию