Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сказания о Горе Бехдетском, крылатом Солнце





 

а) Миф о Горе Бехдетском принадлежит к числу основных древнейших египетских мифов. Его возникновение относится в главных чертах еще к отдаленному времени образования единого государства в долине Нила. Борьба главных героев мифа — враждующих за власть над всем Египтом богов Гора и Сета — в тот период отразила борьбу двух крупных территориальных объединений: Южного и Северного Египтов. В этой борьбе Гор первоначально олицетворял Северный Египет, так как его культ, по-видимому, возник в Бехдет — поселении, находившемся в Восточной Дельте (современный Телль эль-Баламун, около 20 км от Средиземного моря и в 25 км к юго-западу от Дамиэтты); см. [Gardiner, 1944, с.23-60; 1947, с.181]. В свою очередь, Сет олицетворял Южный Египет. Культ Сета с древнейших времен существовал в верхнеегипетском городе Небет (Омбос, около современного поселения Тух, на левом берегу Нила, почти против Коптоса); см. [Gardiner, 1944, с.23, примеч. 5; 1947, с.28-29]. В египтологической литературе раньше местом культа Сета ошибочно считали город Небит (Ком-Омбо) к северу от Элефантины.

Обстоятельства борьбы Юга и Севера до сих пор в точности не установлены. По-видимому, она проходила с переменным успехом и не прекратилась даже после объединения всего Египта в единое государство Менесом около 3200 г. до н.э. (см. примеч. «в» к этому сказанию).

В процессе этой борьбы культ Гора Бехдетского был перенесен на юг и уже ко времени III династии (XXX в. до н.э.) стал главным культом столицы II верхнеегипетского нома — города Эдфу (древнеегипетск. Эджбо), который отныне наряду со своим прежним именем стал называться Бехдет по имени первоначального места почитания Гора в Дельте (см. [Gardiner, 1944, с.23 и сл.; 1947, с.7]).

Гор Бехдетский и при переносе его культа в Эдфу сохранил свой характер солярного божества. В то же время, как покровитель объединенного Египта, Гор Бехдетский рано приобретает роль покровителя фараонов. Этим объясняется все увеличивавшаяся тесная связь культа Гора с египетским царским культом, отразившаяся, в частности, на иконографии Гора. Он изображается в обычном одеянии и головном уборе фараонов (хотя он и сохраняет при этом голову сокола — пережиток древнейших тотемистических представлений родового строя), получает свойственные царям Египта титулы: «благой бог» н «владыка Обеих Земель». В силу этих же причин миф о Горе (см. [Gardiner, 1944, с.48, примеч. 4, 49, 50]) Бехдетском приобретает некоторые особые черты: Гор объявляется сыном верховного бога Египта Ра, который, согласно мифу, некогда царствовал в Египте и сыновьями которого считались фараоны. Как старший сын Ра, Гор становится его верным и грозным защитником против всяких врагов. Этими врагами в мифе являются «мятежники», пытающиеся восстать против Ра и имеющие обычные для противников солярного божества образы водяных чудовищ —крокодилов, гиппопотамов, змей. Однако миф о Горе Бехдетском очень рано приобретает политический характер, так как под врагами Ра начинают подразумевать врагов царя. Это находит своеобразное отражение в ритуале Гора Бехдетского, в частности в мистериях эдфуского храма (см.гл. IV).

Следует отметить известную связь мифа о Горе Бехдетском с мифом об Осирисе. Когда последний получил всеегипетское распространение (см. гл. III), борьба Гора Бехдетского с Сетом стала сопоставляться с борьбой Гора, сына Исиды и Осириса, с Сетом — убийцей Осириса, и оба мифа тесно переплелись между собой. Неудивительно поэтому, что мы встречаем то Гора, сына Исиды, помогающим Гору Бехдетскому в борьбе с врагами Ра — крокодилами и гиппопотамами, то, наоборот, Гора Бехдетского оказывающим покровительство и поддержку Гору, сыну Исиды, в его борьбе со смертельным врагом его отца.

Полный текст мифа о Горе Бехдетском сохранился лишь от времен Птолемеев, хотя отдельные сведения о нем встречаются, в различных текстах гораздо раньше. Текст «Сказания» высечен среди других текстов, относящихся к мифу и культу Гора Бехдетского, на внутренней стороне западной стены храма Гора в Эдфу, построенного при Птолемеях. Текст представляет собой запись религиозной драмы, совершавшейся в храме, и сопровожден рельефами, воспроизводящими отдельные эпизоды драмы и помогающими ее истолкованию. Как показывает первый рельеф, участником этого культового представления был и фараон, который начинал его совершением ритуала «поднятия неба». Драматургическая обстановка мистерии и ее политический характер показаны в IV главе настоящей работы.

Последнее издание текста см. [Chassinat, 1931, с.108-132; 1934, табл. 518-5531; последний перевод [Fairman, 1935, с.26-36].

б) Я перевожу употребленное в данном месте текста неясное по транскрипции и значению слово словом «бог», а не «царь», как это делает Фэрман [Fairman, 1935, с.27], потому что весь контекст показывает, что здесь имеется в виду Гор Бехдетский.

в) «Год 363 царя Верхнего и Нижнего Египта Ра-Хорахте» — эта датировка, по-видимому, свидетельствует о существовании своеобразной «эры правления Ра», связанной с мифом о боге Ра как первом царе Египта. Ньюберри высказал предположение о том, что исходной датой «эры Ра» считалось объединение Египта Менесом около 3200 г. до н.э. В таком случае 363 г. «эры Ра» приходился приблизительно на годы правления фараона II династии Периебсена, который был, видимо, представителем поклонников Сета, так как над его именем изображается животное Сета, а не сокол бога Гора, обычно возглавляющий титулатуру фараонов, начиная с I династии ([Newberry, 1922, с.40-46]; см. также [Gardiner, 1944, C.46J). Очевидно, объединение Египта Менесом не было еще настолько прочным, чтобы окончательно пресечь длительную борьбу отдельных частей долины Нила за господство над всей ее территорией. Торжество сторонников Сета при Периебсене было, однако, непродолжительным, и вскоре поклонники Гора опять и уже более прочно завладели престолом вновь объединенного ими под своей властью Египта. Характерно, что наряду с существованием «эры Ра» позднее появилась и «эра Сета», как об этом свидетельствует знаменитая «стела 400-го года правления Сета», найденная в Танисе [Струве, 1930, с. 188 и cл.; Montet, 1941, с. 111 и cл.].

г) Культ Астарты получает распространение в Египте начиная со второй половины Нового царства вследствие усиления связей Египта с Передней Азией. Одновременно Астарта появляется в египетских мифах (см. примеч. «о» к «Спору Гора с Сетом»), Как в мифе «Спор Гора с Сетом», так и здесь Астарта изображена дочерью Ра; возможно, что этому способствовало известное сходство образов Астарты и Хатор-Тефнут, любимой дочери Ра, его Ока, которая выступает в египетских мифах постоянной спутницей и защитницей своего отца. Думаю, что именно этим и объясняется тот факт, что Астарта изображена на рельефе храма Эдфу с головой львицы, т.е. так, как изображалась грозная дочь Ра, богиня Сохмет-Хатор-Тефнут.

д) Здесь происходит обычная в египетских религиозных текстах игра слов. Текст объясняет название города Эдфу — Эджбо — следующей.игрой слов. Ра говорит Тоту: «Мои враги наказаны», причем для слова «наказаны» здесь применен глагол «джеб».

е) Нехбет и Уаджит — богини-покровительницы Верхнего и Нижнего Египта.

ж) Итеру — египетская мера длины (греч. — схойн), равная 10.5 км.

з) В оригинале стоит слово «Hn.t», которое, как показал Гардинер [Gardiner, 1943, с.37 и cл.; 1947, с.116], следует переводить — «озеро», «бассейн». Ранее под этим словом понимали обычно «канал» (Wb.III, с. 105). Как известно, это слово с предшествующим «г» — «устье» — являлось наименованием местности, расположенной при устье канала, соединявшего Нил с Фаюмским озером (древнеегипетск. — Рехонэ, коптск. — Лехонэ, современный — Эль-Лахун). Фэрман и переводит данное место в тексте мифа как Лахун, не соглашаясь с Редером, который переводит его просто словом «канал». Мне думается, что здесь следует принять значение «озеро» и что текст имел в виду определенное озеро, а именно Меридово. Как видно из материала, приведенного в указанной статье Гардинера, Меридово озеро и называлось в древности «Озеро (Hn.t) города Мерур». С таким пониманием слова «Hn.t» в сказании о Крылатом Солнце вполне согласуется и весь контекст, а именно места всех битв Гора Бехдетского с его врагами последовательно расположены с юга на север, начиная от Эдфу (Эдфу, Фивы, Дендера, Хебену, Мерет — столица XIX нома, Нереф — некрополь Абусира эль-Мелек); враги, убегая по Нилу к северу после каждого поражения, «обращают свои лица» не к какому-нибудь определенному городу или местности, а в каждом подобном случае указывается лишь общее направление бегства врагов: Верхний Египет после Фив и соответственно «Нижний Египет от Озера до моря» — после Дендера и Хебену. Таким образом, как мне представляется, в этих двух последних случаях указано все пространство от Фаюма до моря, а отнюдь не определенный канал или Лахун.

и) Хебену — город на правом берегу Нила в XVI верхнеегипетском номе, современный Ком эль-Ахмар; см. [Gardiner, 1947, с.90-91].

Текст объясняет происхождение названия Хебену опять созвучием последнего с глаголом «хебен» — «отгонять».

к) В имени жреца Гора в Хебену текст вскрывает связь с мифом о победе Гора над Сетом. Как указывалось в описании рельефа, иллюстрирующего данный эпизод текста, Гор изображен стоящим на антилопе, которую он пронзает копьем. Об антилопе как одном из воплощений Сета см. [Bonnet, 1952, с.40].

л) Хет — «палка» — мера длины, равная 100 локтям, т.е. 52 м.

м) Мерет — столица XIX верхнеегипетского нома Меру (Оксиринх). Здесь почитался Сет, о чем свидетельствует ряд текстов (см. [Gardiner, 1947, с.110]); очевидно, вследствие этого текст сказания и помещает одно из наиболее упорных сражений Гора именно в номе Меру.

н) О Пер-Реххеви см. [Gauthkur, 1925].

о) Тиби — пятый месяц египетского календаря.

п) Бэ — условное обозначение для Сета, употребляемое в поздний период, чтобы не называть его имени (Wb.I, c.410). Б.А.Тураев истолковывает это обозначение как «место» [Тураев, 1912, с. 239].

р) Характерно, что именно деревья «има» (финиковая пальма) или их ветви ставили как раз на носу священной ладьи во время коронационных мистерий, см. [Sethe, 1928a, с. 125]. Дерево «има» было связано с культом Осириса [там. же, с.139].

с) Дерево «шенедж» — акация, — согласно легенде, росло у гробницы Осириса [Wb.IV, с.521].

т) Нереф — некрополь у Абусир эль-Мелек (Wb.II, с.916). Гардинер приводит ряд материалов как в пользу такого определения Нерефа, так и в пользу сопоставления его с Гераклеополем [Gardiner, 1947, с. 114]. Мне все же представляется, что отождествление Нерефа с некрополем Абусир эль-Мелек более убедительно. «Великий бог в Нерефе» — Осирис.

у) Красный цвет как цвет огня и пустыни вообще был присвоен Сету, которому были посвящены красные, т.е. рыжие, животные. Рыжие люди также считались принадлежавшими Сету. Отсюда понятно употребление в ритуале фигурки гиппопотама из красной яшмы для олицетворения Сета.

ф) Гелиополь, называвшийся «Северный Он» в противоположность «Южному Ону» — Гермонтису.

х) Тэль-Чару (Силэ) — город в Восточной Дельте, столица XIV нижнеегипетского нома; местное львинообразное божество было сопоставлено с Гором; см. [Gardiner, 1947, с.202].

ц) Шас-херет — местность в Нубии; см. [Fairman, 1935, с.35, примеч. 2; Saunneron, Yoyotte, 1952, с.177].

ч) Снова игра слов: Вават — Нубия и глагол «вава» — «злоумышлять».

ш) Нехбет и Буто — богини-покровительницы Верхнего и Нижнего Египта.

 

Date: 2015-11-14; view: 387; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию