Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ся уволившийся молод1специалист, воспринимаю его как «слабака», не суме шего справиться с первым трудностями . Повышение квалификац включая и самообразовани образование за свой счет((ли организация «экономит на дальнейшем образо] молодого специалиста), известно, и реально, и мально успех в карьере многом зависит от таш полнительного образова. Ориентация на карьер; Молодой специалист своим видом должен noi зывать, что стремиться лучше, чем он есть на с; деле. Поначалу это выз) усмешки окружающих, потом к этому привыка И когда появляется при: катальная вакансия или д< ность, то могут вспомн о молодом специалисте, редко для карьеры столько профессионали протекция, сколько спос< (Стабилизация профессиональной 'туации (для молодого человека это ризнание того, что развитие чуть ли не рекратилось). (Неудовлетворенностьсобой и своим рофессиональным статусом. Ревизия «-^-концепции», связанная с [ереосмыслением себя и своего места в."Фе. В немалой степени это следствие (^ориентации с ценностей, харак- рныхдля молодежи, на новые цен-и, предполагающие большую меру ветственности за себя и своих тизких. ность противостоять насмешкам и общественному мнению. Смена места работы, вида деятельности на данном этапе уже допустимы, так как молодой работник уже доказал себе и окружающим, что способен преодолевать первые трудности адаптации. Более того, в данном возрасте вообще лучше попробовать себя в разных местах, поскольку профессиональное самоопределение фактически продолжается, только уже в рамках выбранной сферы деятельности.. Уход в хобби, семью, быт часто является своеобразной компенсацией неудач в основной работе. Это не самый лучший способ преодоления кризиса в этом возрасте. Заметим, что особенно в сложном положении часто оказываются молодые женщины, вышедшие замуж за «хорошо зарабатывающих» мужей, которые считают, что жена должна сидеть дома заниматься хозяйством . Переход на новую должность или работу. В этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых предложений, ведь даже в случае неудач ничего еще не потеряно. В случае же «осторожных» отказов на работнике вообще могут поставить «крест» как на неперспективном. Заметим, что и здесь в основе успеха в карьере лежит не столько профессионализм и усердие, сколько готовность к риску и
• Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли. • Сужение социально-профессионального поля (работнику меньше поручают заданий, связанных с новыми технологиями). ихофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья • Новый способ жизнедеятельности, главной особенностью которого является появление большого количества свободного времени. Особенно сложно это пережить после активной трудовой деятельности в предшествующие периоды. Усугубляется это тем, что пенсионера быстро загружают различными домашними работами (сидение с внуками, хождение по магазинам и т. п. Получается так, что уважаемый в недавнем прошлом специалист превращается в няньку и домработницу. • Сужение финансовых возможностей. Заметим, что раньше, когда пенсионеры часто еще и работали после выхода на пенсию, их финансовая ситуация даже улучшалась (довольно приличная пенсия плюс заработок), что позволяло им чувствовать себя вполне достойными, уважаемыми и любимыми членами семьи. • Социально-психологическое старение, выражающееся в чрезмерном морализаторстве, брюзжании и т. п. . Постепенное повышение • Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров.. Вовлечение в общественно полезную деятельность. Заметим, что многие пенсионеры готовы работатьл за чисто символическую] зарплату либо вообще бесплатно. «Социально-психологическая активность. Например, участие в политических а ях, борьба не только за сво] ущемленные права, но и саму идею справедливости Еще Л. Н. Толстой говор «Если старики говорят "р шай", а молодые — "созидай1 то лучше послушаться стариков. Ибо "созидание" мол дых — это часто разрушение, а "разрушение" стариков — это созидание, ибо стороне стариков мудрост утрата профессиональной идентифи-!' ции (в своих рассказах и воспомина-! 1иях старик все больше фантазирует, 1риукрашиваетто, что было). Общая неудовлетворенность жизнью •отсутствие тепла и внимания со сто-эоны тех, кому недавно верил и сам томогал). Чувство своей «ненужности», которое, по мнению многих геронтологов, является особенно тяжелым фактором старости. Ситуация усугубляется тем, что иногда дети и внуки (те, кого пенсионер совсем недавно любил) ждут, когда он уйдет из жизни и освободит приватизированную на их имя квартиру. Криминальный аспект данной проблемы уже привлекает внимание исследователей, однако не менее страшным представляется морально-нравственный аспект, который пока еще не стал предметом серьезного изучения. Резкое ухудшение здоровья (часто как следствие неудовлетворенности жизнью и чувства своей «ненужности») А на Кавказе говорят: «Там, где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи». Освоение новых социально полезных видов деятельности ^главное — чтобы старик, точнее пожилой человек,:мог почувствовать свою полезность). Проблема в том, что в условиях безработицы и для более молодых людей не всегда находятся возможности приложения своих сил. Но и старики далеко не все немощны и больны. Кроме того, у стариков, действительно, немало опыта и нереализованных планов. Заметим, что главным богатством любого общества и любой страны являются не недра, не заводы, а люди, человеческий потенциал. И если такой потенциал не используется, это равносильно преступлению. Пожилые люди и старики являются первыми жертвами такого преступления и наиболее остро переживают то, что их таланты и идеи мало кого волнуют ных деструкции. Профессиональные деструкции — это постепен„. накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труду взаимодействии с другими участниками этого процесса, а на развитии самой личности» [6, с. 149]. А. К. Маркова выделяет основные тенденции развития профес. сиональных деструкции [цит. по: 6, с. 149—156]: отставание, замедление профессионального развития по срав. нению с возрастными и социальными нормами; несформированность профессиональной деятельности (работ-ник как бы «застревает» в своем развитии); дезинтеграция профессионального развития, распад профес-сионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты; | низкая профессиональная мобильность, неумение прислосо биться к новым условиям труда и дезадаптация; рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания); свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления; искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности; появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции, особенно в профессиях с выраженной властью и известностью); прекращение профессионального развития из-за професси| нальных заболеваний или потери трудоспособности. Таким образом, профессиональные деформации нарушают целосщ ностъ личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; цателъно сказываются на продуктивности деятельности. Для анализа развития профессиональных деструкции важно имея* в виду следующие основные концептуальные положения [там с. 152-153]: а) профессиональное развитие — это одновременно и б) профессиональные деструкции в самом общем виде — э| нарушение уже усвоенных способов деятельности; но это и из нения, связанные с переходом к последующим стадиям про сионального становления; и изменения, связанные с возраст физическими и нервными истощениями; „) преодоление профессиональных деструкции сопровождает- цсихической напряженностью, психологическим дискомфор-сям а иногда и кризисными явлениями (без внутреннего усилия Т°сградания личностного и профессионального роста не бывает); Й д) деструкции, вызванные многолетним выполнением одной той же профессиональной деятельности, порождают професси-нально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека. Это и есть «профессиональные деформации»; это как болезнь, которую вовремя не смогли обнаружить и которая оказалась запущенной; самое страшное, что и сам человек незаметно смиряется с этой деструкцией. Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность. Многие качества человека остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества; одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации — чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях период стабилизации у отдельных специалистов может продолжаться достаточно долго. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности. Сензитивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, способствует возникновению негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность.
|