Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности и классификация систем «человек— машина» (СЧМ). Показатели качества СЧМ





Разными авторами предлагается общее представление о систе «человек— машина» (СЧМ) [8, с. 63—70; 3; 4]. Система (в общей ории систем)это «комплекс взаимосвязанных и взаимодействуя


иХ элементов, предназначенных для решения единой задачи». Система нередко рассматривается как некий «организм», состоящий из от­дельных органов. Интересно, что еще Н. А. Бернштейн говорил о том, что именно задача строит функциональный орган, таким об­разом, единая задача, общая цель строит систему.

Выделяются различные критерии классификации СЧМ:

по степени участия в работе системы человека'. 1) автоматичес­кие (работающие практически без человека); 2) автоматизиро­ванные (человек работает вместе с техническими средствами); 3) неавтоматизированные (человек больше работает без примене­ния сложных технических средств);

по целевому назначению: 1) управляющие (основная задача — управление машиной или комплексом); 2) обслуживающие (че­ловек контролирует состояние машины, ищет неисправности, осуществляет настройку); 3) обучающие (тренажеры, технические средства обучения — ТСО); 4) информационные (радиолокаци­онные, телевизионные и т.п.); 5) исследовательские (моделиру-юшие установки, макеты);

по характеристике «человеческого звена» («человеческого фак­тора»): 1) моносистемы (один человек, например пилот или опе­ратор станков с ЧПУ); 2) полисистемы (несколько человек, бри­гада), где выделяются «паритетные» (когда все операторы работа­ют на равных) и иерархические (с четкой соподчиненностью опе­раторов);

по типу взаимодействия человека и машины: 1) непрерывное, постоянное (например, система «водитель — автомобиль»); 2) ча­стичное стохастическое (например, система «оператор — компью­тер, ЭВМ», «наладчик— станок с ЧПУ»); 3) эпизодическое взаи­модействие;

по типу и структуре машинного компонента в СЧМ: 1) инстру­ментальные СЧМ (неотъемлемый компонент системы — инстру­менты и приборы, которые отличаются высокой точностью вы­полняемых самим человеком операций, т. е. важна роль самого че­ловека); 2) простейшие человеко-машинные системы (включают стационарные и нестационарные технические устройства); 3) слож­ные человеко-машинные системы (включают целую систему взаи­мосвязанных аппаратов, различных по своему функциональному назначению); 4) системотехнические комплексы (часто система Расширяется до «человек— человек— машина» как некая иерархия более простых систем).

Традиционно выделяются следующие показатели качества сис-пем «человек— машина» (СЧМ):

Важнейшей характеристикой СЧМ является ее эргономичностъ.

Целом эргономичность СЧМ предполагает: 1) управляемость стемы (социально-психологические и психологические харак-Ристики; возможность контролировать систему); 2) обслужива-


 




емость (соответствие физиологическим и психофизиологическ характеристикам оператора); 3) освояемость (соответствие сие мы антропометрическим характеристикам оператора); 4) мость (соответствие гигиеническим требованиям).

Основные показатели работы систем «человек — машина»:

1) быстродействие (определяется временем прохождения и*
формации по замкнутому контуру «человек —машина», т.е.
мя, отсчитываемое от момента приема сигнала до реакции на сщ
нал);

2) надежность и точность работы оператора (степень вероятно
сти правильного решения задач оператором);

3) своевременность решения задачи (как вероятность того, чт
поставленная задача будет решена вовремя, т. е. не позже устаноя
ленного времени);

4) безопасность труда оператора (как снижение вероятност
травм и аварий);

5) степень автоматизированности СЧМ (как относительное ко
личество информации, перерабатываемой автоматическими ус
ройствами);

6) экономические показатели (полные затраты на проектирс
вание, создание и эксплуатацию СЧМ).

Заметим, что по всем этим показателям можно производить дс таточно точные измерения, что позволяет использовать в инженер ной психологии современные математико-статистические среде

Классификация основных условий (элементов), определяющих э^ фективность труда [3, с. 319—321]:

1) санитарно-гигиенические условия — освещенность (ее
ственная, искусственная); вредные вещества (пары, газы, аэр
золи); микроклимат (температура, влажность, скорость движени
воздуха); механические колебания (вибрации, шум, ультразвук|
излучения (инфракрасное, ультрафиолетовое, ионизирующе'
электромагнитное, волны радиочастот); атмосферное давление (пи
вышенное, пониженное); профессиональные инфекции и биолС
гические агенты (микроорганизмы, макроорганизмы — растею
животные);

2) психофизиологические («трудовые») элементы — физичв
екая нагрузка (энергозатраты в ккал/ч; грузооборот за смену в ]
рабочая поза; нервно-психическая нагрузка; монотонность •
вого процесса; режим труда и отдыха (внутрисменный, суточнь
недельный, годовой); травмоопасность;

3) эстетические элементы — гармоничность светоцветовой ко!|
позиции; гармоничность звуковой среды; ароматичность запахе
композиционная согласованность природного пейзажа; композ
ционная целостность интерьеров рабочих помещений; композ
ционная согласованность компонентов технологического обор
дования; композиционная согласованность компонентов допс


: объектов (объектов, не несущих функциональной нагруз-<; временных объектов); гармоничность рабочих поз и трудовых движений;

4) социально-психологические элементы — сплоченность кол­лектива; характер межгрупповых отношений в коллективе (лидер­ство, производственные конфликты); внепрофессиональные фак­торы (бытовые условия, семейные отношения).

4. Оператор в системе «человек—машина» (СЧМ)

Date: 2015-11-14; view: 476; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию