Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
Политические системы большинства современных стран имеют сходную структуру (включая законодательную, исполнительную и судебную ветви власти), однако при этом каждая имеет специфические черты. Различия в политических системах зависят от характера их окружения. Под политическим окружением можно понимать все факторы, влияющие на функционирование политической системы. Политическое окружение включает в себя историю страны, ее экономику, гражданское общество, культуру, природно-климатические условия. Политико-культурное окружение в ряду перечисленных факторов имеет чрезвычайно важное значение для политической системы. Политическая культура создает нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы. В основе политической культуры лежат: 1) понимание справедливости, связанное с пониманием свободы и равенства; 2) форма организации согласия; 3) основные принципы конституционализма. Попытаемся проанализировать вышеперечисленные факторы окружения политической системы Беларуси. Белорусский ученый С.А. Шавель пишет: "История показывает, что от того, какой смысл вкладывается в понятия “справедливости”, “равенства”, “уравновешивания интересов”, в значительной степени зависит и проектируемое государственное устройство, и реальная политика" [с.70]. Справедливость – представление о должном, правильном общественном устройстве. Сама справедливость может выступать в обществе генератором добра, трудолюбия, стимулом общественной деятельности. Справедливость можно сравнить с весами, на которых уравновешиваются вклад и воздаяние, труд и вознаграждение, преступление и наказание. Либерально-демократическое понимание справедливости основано на приоритете индивидуальной свободы; справедливость в рамках социалистической идеологии тесно связана с социальным равенством. Что означает “равенство”? Что нужно делать, чтобы его обеспечить? В юридической и политической литературе выделяют следующие типы равенства: индивидуальное, социальное и гражданское. Индивидуальное и социальное равенства – утопичны. Индивидуальное равенство невозможно, так как люди не равны по способностям от рождения. Социальное равенство на практике обернулось потерей стимулов к труду, уравниловкой. Еще социалист-утопист Г. Бабеф высказывался о социальном равенстве так: «Никто не может иметь того, что не могут иметь все». Парижская коммуна, а затем советская власть столкнулись с противоречием между декларируемой уравнительностью и необходимостью стимулирования труда. Идея уравнительности нашла теоретическое выражение в программных установках марксистов о социально однородном обществе. Однако, социальная дифференциация – это органический продукт общественной жизни: разделение труда, различия способностей, культуры, устремлений людей. Для общества опасна не сама дифференциация, а ее чрезмерные формы (обогащение отдельных лиц путем нарушения закона). Основная цель социальной политики и обязанность государства – достижение гражданского равенства, понимаемого как равенство перед законом, независимо от национальности, партийности, общественного и имущественного статуса. Осознание необходимости наличия в обществе гражданского равенства – важное достижение демократического развития. «Выравнивать» нужно не по низшему, а по высшему критерию, стандарту. Этот вывод актуален и для оценки политической культуры граждан Беларуси. Стереотипы уравнительного равенства все еще сильны. Цель социальной политики должна состоять в осознанном регулировании процессов стратификации, а не в формировании мифологической однородности. Идея гражданского равенства не противоречит либеральным принципам свободы, поскольку свобода не есть произвол и вседозволенность. Свобода – это одна из самых важнейших ценностей цивилизованного человечества. Свобода – это состояние человека, когда он может самостоятельно осуществлять выбор. Существуют разные понимания свободы. Различают негативную и позитивную свободу. Негативная (свобода «от») – свобода от принуждения, насилия, эксплуатации, от того, что ограничивает проявление человека, как личности. Позитивная (свобода «для») – это свобода, связанная с реализацией собственных интересов человека, его саморазвитием и самореализацией. Можно выделить три аспекта свободы: свобода от принуждения; свобода мысли; свобода действия. Проблема общественной жизни заключается в мере свободы человека. Проявления свободы многообразны: политическая (демократия, плюрализм), экономическая (свобода труда, предпринимательства), моральная свобода и свобода совести, правовая свобода (принципы правового государства и права человека). Право – это всеобщая и равная мера свободы. Право выступает регулятором внешней свободы человека. Немецкий философ Иммануил Кант говорил, что человек свободен, если подчиняется не другому человеку, а закону. Правовая свобода проявляется в равенстве перед законом и судом. Правовая свобода отражает меру свободы в отношениях между человеком и государством, описывает нормы демократического политического участия и должна строиться на следующих принципах: Итак, идеи равенства и свободы отнюдь не противостоят друг другу, как может показаться на первый взгляд. Гражданское равенство и принципы политической, экономической, моральной и правовой свободы лежат в основе справедливости демократического общества. Кроме того, справедливость – это конкретная категория, требующая учета ее вида. Различают следующие виды справедливости: распределительная (равная оплата за равный труд), компенсаторная (перераспределение, компенсация за высокие затраты), карающая (санкции, наказание). Один вид справедливости не должен подменяться другим, так как это приводит к потере стимулов к экономической и социальной деятельности в целом. Оформление согласия в обществе – следующий составной элемент окружения политической системы. Согласие означает, что государство может существовать и управлять только с согласия управляемых. При всем разнообразии интересов в обществе должен быть достигнут консенсус по поводу базовых целей и ценностей. Консенсус обеспечивает легитимность политической системы, сбалансированность политических ценностей в обществе. В тоталитарных обществах нежелательные ценности и целевые ориентации подавляются политическими методами. Кроме того, существует тенденция к унификации ценностей и интересов, идущая как снизу – из стремления самого общества к консервативным традициям, так и сверху – для поддержания гомогенности и стабильности социальной системы, ее более легкой управляемости. В бывшем СССР общественный консенсус по вопросам социалистического строительства обеспечивался на основе жесткой централизации государственного управления. Функции КПСС были огосударствлены, а другие элементы политической системы оказались лишенными возможности влияния на государственную политику. Абсолютизация роли исполнительного аппарата в реализации решений высших органов на практике привела к тому, что местным органам самоуправления практически было отказано в праве осуществления местной политики. Общество в процессе трансформации, т.е. перехода из частично модернизированного состояния в современное, находится в ситуации выбора пути общественного развития. Единство ценностей и интересов разрушено, есть плюрализм новых ориентаций. Одна часть общества стремится назад, к прежнему единству, занимая консервативную позицию, другая – к большей плюрализации жизненных позиций. В условиях политической трансформации Беларуси встал вопрос: как осуществить трансформацию и сохранить стабильность в стране. Большая часть населения Беларуси, привыкшая к опеке и поддержке со стороны государства, всякого рода льготам и выплатам, неохотно принимает необходимость перехода к конкурентной социальной системе. Рассматривая следующий компонент окружения политической системы – принципы конституционализма – мы сталкиваемся с вопросами: как развивалось конституционное устройство страны во времени и обеспечивает ли оно возможность решать проблемы современного общества? Насколько оно эффективно в обеспечении прав человека? Часто можно встретить высказывания, что американская конституция "самая лучшая", поскольку "работает" с 1787 года. Но при этом не учитываются условия ее создания. Если современные страны Восточной Европы при создании конституций основной задачей имеют закрепление меняющихся политических и экономических отношений, то целью создателей американской конституции были не радикальные изменения в стране, а лишь закрепление сложившихся социальных и экономических отношений через установление конституционной демократии. В странах Восточной Европы процессы преобразования экономики, утверждения конституционной демократии, на которые другим странам понадобились века, осуществляются одновременно и в кратчайшие сроки. В настоящее время основным легитимирующим признаком, который провозглашают практически все конституции, является признание народа единственным источником и носителем власти. Кроме того, конституция берет на себя задачу очертить в письменном тексте гражданские, политические, социально-экономические и культурные права, а также набор правил, институтов, социальных практик как необходимых элементов современного общества, поскольку они недостаточно развиты в стране. Как уже отмечалось, согласно статье 1 Конституции Республики Беларусь наша страна – это унитарное, демократическое, социальное, правовое государство. Данная статья также закрепляет принцип государственного суверенитета. На развитие политической системы Беларуси большое влияние оказали республиканские референдумы. В Беларуси состоялось два республиканских референдума: в мае 1995 и в ноябре 1996 года. По результатам майского референдума 1995 года, большинство граждан Беларуси высказалось за конституционное закрепление двуязычия (русскому языку наряду с белорусским был придан статус государственного), изменение государственной символики укрепление экономических и политических связей с Российской федерацией, а также за право Президента на роспуск парламента в особых случаях, оговоренных в законе. По результатам референдума 24 ноября 1996 года была принята редакция Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом А.Г.Лукашенко (70,5 % населения высказались «за» данную редакцию). Кроме того, был перенесен День независимости Республики Беларусь на 3 июля (День освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков), сохранена смертная казнь (лишь 17,9 % населения высказались за отмену смертной казни), сохранена государственная форма собственности на землю (лишь 15,3% населения высказались за свободную, без ограничений куплю-продажу земли). Не получил поддержки проект конституции, вынесенный на республиканский референдум депутатами фракции коммунистов. Еще два вопроса не получили массовой поддержки: «Выступаете ли Вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями административно-территориальной единицы»? («за» высказалось 29,9%) и «Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета»? («за» – 32,1%).
§3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
Все политические системы сталкиваются с проблемами порядка и стабильности общества, устойчивого функционирования всех общественных институтов, а также угроз и вызовов социуму. В обществоведческой литературе существует понятие «безопасность общества», которое содержит комплексную интегративную характеристику наиболее важных процессов и явлений, характерных для конкретной страны; представляет собой систему предельно допустимых показателей социально-политического, экономического, культурного развития; отражает угрозы и риски, с которыми сталкивается государство. Беспалый В., Л.Заико, Д.Данилов и др. Национальная и региональная безопасность.-с. 234. Рассмотрим, как развивались представления о механизмах обеспечения стабильности и порядка в истории социальных идей. Платон писал, что наивысшее благо – это благо полиса. Основоположник социологии О. Конт считал, что для устойчивого функционирования общества необходимы социальные механизмы регулирования общественных отношений, определенное единство верований, убеждений и чувств. Нужны институты, регулирующие поведение человека как извне (государственное принуждение), так и изнутри через мир чувств, эмоций. Дж. Ст. Милль отмечал, что социальная наука должна давать рекомендации для принятия «правильных решений» на основе изучения массового поведения. Э. Дюркгейм писал об «органической солидарности» и механизмах предотвращения аномии как ценностно-нормативного вакуума. Целостность общества основана не столько на принуждении, сколько на институтах права и общественного мнения. Более четко данную идею мы находим у выдающегося социолога Т. Парсонса, который концентрировался на изучении стабильности социальной системы, проанализировал ее подсистемы и их функции. Особое внимание он уделил эволюции социума от традиционных к современным обществам. Парсонс показал, что механизмы управления обществом эволюционировали от принуждения как единственного метода, к развитию побудительных механизмов. В современных «социетальных обществах» регулятором отношений являются преимущественно ценностно-нормативные регуляторы, такие, как право, мораль, религия, обычаи, традиции, политические нормы. Итак, фактором, необходимым для обеспечения безопасности и стабильности политической системы (и общества в целом) выступает способность сохранять сущностные национальные и духовно-нравственные ценности. Традиционно в Беларуси высшей оценкой была нравственная оценка власти, а отношение к закону зависело всегда от степени уважения или неуважения к власти. Еще одно условие стабильного политического развития – формирование гражданского общества с учетом специфики исторических и цивилизационных особенностей Беларуси. Формирование гражданского общества должно рассматриваться как одна из основ политического развития Беларуси XXI века. Гражданственность – гарантия сдерживания недемократических тенденций, обеспечения достоинства личности. Гражданственность тесно связана с развитым правосознанием. Правосознание – это важнейший элемент процесса формирования национальных интересов. Право обеспечивает, по выражению известного социолога Э. Дюркгейма, «организацию социальной жизни в ее наиболее устойчивом и точном выражении», поскольку праву принадлежит приоритетная роль в ряду регуляторов социально-политических отношений. Политическая система является устойчивой, если достигнута легитимность. Легитимность власти, т.е. доверие со стороны населения трем основным компонентам политической системы (по Д. Истону): политическим институтам, политическим лидерам, политическому режиму в целом. Интересно, что в развитых демократиях доля граждан, радикально отвергающих существующую политическую систему доходит до 15–20%, предельно критическим показателем в мировой практике считается уровень 40% – тогда легитимность власти ставится под сомнение. Достижение легитимности не одномоментный, а длительный процесс, называемый легитимацией власти. Легитимность – это свидетельство эффективной работы механизмов обратной связи между центрами принятия политических решений и гражданским обществом, это принятие и одобрение власти. Таким образом, общественное мнение выступает социальным регулятором политических процессов. Для выявления динамики общественного мнения можно использовать различные методы: социологические опросы, анкетирование, расчет индикаторов социально-политической напряженности. Еще один фактор обеспечения политической стабильности – информационная безопасность. Четкое определение информационной безопасности предлагает С.Н. Князев: «Под информационной безопасностью Республики Беларусь понимают состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». Князев С.Н. далее выделяет четыре основные составляющие национальных интересов в информационной сфере. Первое: соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления Беларуси, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Второе: информационное обеспечение государственной политики Беларуси, связанное с доведением до белорусской и международной общественности достоверной информации о государственной политике, ее официальной позиции. Третье: развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе средств информатизации, телекоммуникации и связи. Четвертое: защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем. Стабильность политической системы проверяется в ходе регулярных выборов. В Республике Беларусь избираются депутаты местных представительных органов власти и депутаты Парламента – Национального собрания, Президент. Выборы обеспечивают участие граждан в управлении страной, реализацию политических прав; смену власти мирным путем; контроль за властью со стороны населения. Президентские выборы проходили в нашей стране в 1994 и 2001 годах. На выборах дважды одержал победу А.Г.Лукашенко. Парламентские выборы проходили в 1995 и 2000 годах. Наряду со стабильностью политической системы огромное значение имеет ее изменчивость, процессы развития и реформирования. Часто для их определения используют понятие «модернизация». Политическая модернизация – переход к политической демократии и конкурентной рыночной экономике. Выделяют два подхода к оценке характера и перспектив демократических преобразований: либеральный и консервативный. Либеральное направление – Р.Даль, Г.Алмонд, Л.Пай – в качестве основных критериев выдвигают степень вовлеченности населения в систему представительной демократии и степень открытости, конкуренции политических элит. В рамках этого направления модернизация связывается с быстрыми процессами экономической либерализации и политической демократизации («шоковой терапии»). Отрицательное отношение к авторитаризму – существенная черта либерального направления теории политической модернизации. На практике оказалось, что плюрализация элит и параллельный рост уровня массового политического участия ведут к хаосу, дезорганизации. Р.Даль предложил критерии успешной модернизации: 1. Взаимная безопасность среди конкурирующих за власть групп. 2. Сильная исполнительная власть, зависящая от демократических институтов. Консервативное направление – С.Хантингтон, Дж.Нельсон, Х.Линц –модернизация общества связана не столько с уровнем демократизации политических институтов, сколько с их прочностью и организованностью. Большое внимание отдается институционализации – т.е. формированию структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов. Политический режим, контролирующий порядок, может обеспечить переход к рынку и национальное единство. Условия модернизации: 1. Компетентность, профессионализм политических лидеров. 2. Выделение качественно различных и продолжительных этапов в процессе реформ, каждый из которых должен иметь конкретные приоритеты. 3. Точный выбор времени их применения. Консерваторы акцентируют внимание на обеспечении политического порядка с помощью централизованных политических институтов. Либералы – на наличии возможностей влияния населения на власть. С точки зрения консерваторов, переход к демократии должен осуществляться постепенно, по мере достижения успехов в реформировании экономических и социальных отношений. Главное для политической элиты – умение обеспечить равновесие между изменениями в различных сферах модернизируемого общества. Здесь следует отметить, что переходный характер отношений элитных групп в Республике Беларусь пока не демонстрирует достаточного числа примеров реального диалога правящей элиты и элит-аутсайдеров. По сей день политическая система не получила такого балансира, как системная оппозиция. В условиях демократического политического процесса элиты должны договариваться, совместно формировать «пакт» национальных целей и приоритетов развития, а в конечном счете – сформировать баланс по поводу базовых целей и ориентиров развития общества. Однако этот процесс всегда крайне сложен. Здесь возникает уже вопрос об институциональных рамках диалога элит. Методы разнообразны – от политических сделок до конвенции, договора. Таким образом, можно выделить две модели трансформационных преобразований политической системы. Первая – конкурентная модель: 1. Резкая либерализация. 2. Распад прежней политической системы. 3. Внедрение новых демократических институтов любой ценой, нередко вопреки сопротивлению как сверху, так и снизу. Поверхностная либерализация и быстрое проведение демократических выборов, в результате чего, старая элита отстраняется от власти. Вторая – кооперативная модель: 1. Последовательная либерализация политической системы. 2. Демонтаж отживших институтов и создание новых (институционализация). 3. Ресоциализация населения (переобучение, занятость и т.д.) и создание механизмов общественной консолидации. Республика Беларусь как свободное, образованное и открытое государство, основанное на принципах справедливости, гражданского равенства и правовой свободы должно создать механизмы социального единства, социальной солидарности. Солидарность следует отличать и от коллективизма, понимаемого в духе конформизма, и от индивидуализма, понимаемого как эгоизм. Солидарность – это осознание себя как гражданина своей страны с полной ответственностью за то, что в ней происходит. Есть две модели достижения сплочения, солидарности – из центра и из регионов. Необходимо делать ставку на сплочение из регионов. Нам надо повернуться лицом к будущему, а не к прошлому. Необходимо раскрепощение сил человека с учетом его реальной сути: каждый человек стремится к счастью, к достатку, благосостоянию семьи. Солидарность – это также осознание взаимозависимости, взаимной полезности: учитель – учит, врач – лечит, строитель – строит. Мы все оказываем друг другу услуги, мы нужны друг другу. Мы вместе строим сильную и процветающую Беларусь. Вот, что такое солидарность. Принцип солидарности означает серьезные сдвиги в социальной психологии. Нам необходимо уйти от атомизации, от комплекса врага, нетерпимости, от социального иждивенчества. Ведь – демократия это не просто власть большинства, а исключение диктата большинства против меньшинства, учет интересов этого меньшинства. Механизм установления консенсуса между различными силами общества давно и хорошо известен – это приоритет права, закона. Формой реализации солидарности выступает социальное партнерство как нахождение баланса интересов между государством, бизнесом и наемными работниками. Идея социального партнерства получила правовое закрепление в конституциях и законодательстве многих западных государств, например, Бельгии – в 1948 году, ФРГ – в 1952 году, Австрии – в 1957 году, Франции – в 1958 году, странах Северной Европы – в 1970-х годах. Отсутствие в западном мире на протяжении нескольких десятилетий крупных общественных потрясений в значительной степени результат реализации идеи социального партнерства труда и капитала, отношения между которыми долгое время представлялись не иначе как антагонистическими. Практическое воплощение эта идея получает после признания необходимости "трехстороннего сотрудничества" – представителей трудящихся, предпринимателей и государства. Одной из сторон "трехстороннего сотрудничества" выступают профсоюзы, представляющие интересы трудящихся. Их роли посвящена отдельная глава книги. Вопросы для самопроверки
Литература 1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. –Мн.: Беларусь, 2000. 2. Грамадскія ідэалы: нацыянальныя традыцыі, сучасны стан, погляд у будучыню: Навук.збор. – Матеріалы научн. Конференціі 26–27 ноября 1998 г., г.Мінск / Рэдкал.: Л.Уладыкоуская-Канаплянік і інш. – Мн.: “ННАЦ імя Ф.Скарыны”, 2002. – 224 с 3. Дегтярев А.А. Основы политической теории: Учебн.пособие. М.: Высш.шк., 1998. – 239 с. 4. Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика; Учебн.пособие. Мн.: Армита-Маркетинг, 2002.– 512 с. 5. Заико Л.Ф., Карбалевич В.И., Абрамова О.М. и др. Национально-государственные интересы Республики Беларусь. Под ред. Л.Ф.Заико. – Мн.: Изд. В.М. Сакун, 1999. – 268 с. 6. Национальная и региональная безопасность / Л.Заико, Д.Данилов и др. – Мн.: Несси, 2001. – 436 с. 7. Национальная идея и национальные интересы Республики Беларусь.// Материалы междунар.научно-практич.конференции. 19 ноября 1998 г. – Мн.: ИСПИ, 1999. – 128 с. 8. Япринцев В.Г. Национальное самосознание как интегративный признак нации. – Мн.: БГПУ, 2002. – 262 с. 9. Соколовский А.А. Республиканские и местные органы исполнительной власти и управления. – Мн.2001., С. 10 – 11. 10. Панарин А. К реконструкции «Второго мира» // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. 11. Пройсс У. Модели конституционного развития и перемены в Центральной Европе // Полис. 1996. № 4. С. 125-137. 12. Шавель С.А. К концепции социального развития Беларуси // Белорусистика. Т.3. – Мн.: Отд. научн. информации по гуманитарным наукам АН Беларуси, 1993. С. 69–73.
Date: 2015-11-14; view: 294; Нарушение авторских прав |