Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






СМИ и информационная политика в Беларуси





 

Фундаментом демократизации общества, ядром демократии является участие общественности в принятии важнейших решений на основе полной и достоверной информации, к которой она имеет доступ, обеспечение доступа масс к выборам, их прозрачность и открытость, а также обеспечение права протестовать против власти, которая не удовлетворяет. СМИ как раз и реализует необходимость обеспечения открытости и прозрачности политического процесса для включения в него общественности, политическое просвещение масс, создавая механизмы, позволяющие демократической власти поддерживать систематические отношения с избирателями на основе взаимопонимания и обмена информацией, что делает демократию реальной, технологически возможной. При отсудствии активного и хорошо информированного общества избранные депутаты и назначенные чиновники могут утратить связь со своими избирателями и забыть об их интересах и потребностях, а общественность не сможет реализовать свое право на участие в принятии политических решений. СМИ, таким образом, создают возможности для обеспечения открытости власти для общественности и открытости общественности для власти. Деятельность СМИ создает механизмы взаимного обмена информацией, взаимной открытости субъектов политического процесса благодаря адкватному обмену информацией, что обеспечивает жизненность демократии.

С другой стороны, только владея необходимой и достоверной информацией, общественность может давать объективную оценку деятельности власти и ее институтов, результативности идеологических процессов и программ. Таким образом, СМИ реализуют задачи по обеспечению общественности полной и достоверной информацией, политическому просвещению масс, по осуществлению контроля над действиями власти, ибо лишь одобрение деятельности власти и ее институтов, которое основано на осведомленности граждан, является непременным условием демократического общества.

Средства массовой информации и журналистика возникли как ответ на тот идеологический заказ, который поступил со стороны государства. СМИ является важным средством идеологической ориентации человека, они являются важнейшим элементом политических коммуникаций современного общества.

Политические коммуникации – это специфический вид политических отношений которые регулируют производство и распространение идеологических парадигм.

СМИ всегда распространяли и распростаняют политические идеи, взгляды, иллюзии. Можно сказать, что политика –главная религия нашей эпохи.

В результате политический процесс становится тождественным идеологическому процессу. Идеологические процессы делятся на:

1. прогрессивные и регрессивные;

2. гуманистические и человеконенавстнические;

3. действительные и мнимые.

Государство всегда будет защищать и отстаивать свою идеологию, именно поэтому всегда были и будут противоречия между идеологией государства и идеями и ценностями отдельных граждан.

Политическая идеология – это важный элемент структуры общественного сознания. Она обладает относительной самостоятельностью.

Политическая идеология – это неотъемлемый компонент любого общества и государства, она возникает там, где появляется политические процессы и его субъекты.

Идеология является одним из уровней общественного сознания.Основной механизм соединения политической идеологии и политического процесса является политическая коммуникация. Существует три формы политической коммуникации:

1. Межличностная политическая коммуникация.

2. Устная и письменная агитация и пропаганда.

3. СМИ.

Средства массовой информации (СМИ)это социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой аудитории и отличается быстротой и регулярностью распространения, практически одновременностью потребления, опосредованным, в известной степени стереотипным характером. Распространение массовой информации является неотъемлемой частью массового духовного общения людей, которое возникло на определенной стадии развития человечества в дополнение к личностному общению.

Адресатом массовой информации является большая аудитория (от лат. аudiforium – место для слушания) – устоявшаяся совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. Завоевание все более широкой аудитории для источников информации представляет один из важнейших практических результатов информационно-пропагандистской и идеологической деятельности государства, различных общественных организаций и объединений граждан.

Анализируя функции СМИ в информационной политике и политической жизни, следует выделить, прежде всего, учредительную функцию, связанную с тем, что СМИ не только отражает происходящие в стране политические процессы, но и воссоздают их, принимая на себя роль активных участников политических сценариев.

Регулятивная функция СМИ при этом связана с их возможностями воздействовать на принятые в обществе стандарты и нормы поведения, хотя сами СМИ и не имеют в политической иерархии юридически закрепленной позиции, в силу чего она постоянно колеблется, являясь производной от оценки, задаваемой общественным мнением, и динамикой отношений между центрами политического влияния. СМИ, как показывает опыт, спсобны интегрироваться в экономические, политические, социальные структуры, выступая не автономным образованием, используемым различными силами в политической игре, а составной частью структуры власти, одним из ее компонентов.

Идеологическая функция СМИ заключается в целенаправленном распростанении господствующей идеологии, удержании социальных конфликтов в политически приемлимых рамках.

Нормативо-ценностная функция СМИ связана с задачей не только распространения, но и создания соотведствующих норм поведения, социальных ценностей и целей.

Растущая роль средств массовой информации в социальной жизни, действенность СМИ в идеологических процессах объясняется нетолько тем, что основными источниками, из которых респонденты получают общественно-политическую информацию, являются, по результатам социологических опросов, телевидение(93,9%), радио (69,3%),пресса (65,8%), но и выполнением СМИ фундаментального предназначения по оправданию социального порядка и обеспечению воспроизводства существующих социальных отношений.

Информационная политика Республики Беларусь – это устойчивая совокупность социальных и политических связей и отношений, в которых массовая информация выступает как социальны и политический ресурс, а журналистика и СМИ как социальный и политический институт. В Республике Беларусь действует 6 социальных типов СМИ:

1. Государственные СМИ.

2. Государственно-общественные СМИ, т.е. у них смешаны и учредители и источники.

3. СМИ организаций и структур гражданского общества: политические партии и др.

4. Альтернативные СМИ – финансируются не госструктурами, деятельность направлена на формирование идей, ценностей, отличающихся от официально принятых.

5. Коммерческие СМИ.

6. СМИ не политических структур, имеющих специфическую аудиторию.

Современный этап развития белорусского общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы. Информационное поле Беларуси, интегрированное в мировые информационные потоки, подвергается активному внешнему воздействию, зачастую деструктивного характера.

В целом информационное пространство Республики Беларусь представлено 1374 печатными периодическими изданиями, 9 информационными агенствами, 130 программами радиовещания, из которых 105 являются государственными, а 25 – негосударственными.

Телевидение представлено 54 программами из которых только 17 является государственными. Лицензии Министерства связи на деятельность в области кабельного телевидения имеют 93 организации.

Из числа всех печатных изданий 2/3 являются негосударственнными. Государственные издания имеют большой тираж и доминируют в информационном пространстве республики. Что касается местных печатных СМИ, то их в Беларуси зарегистрировано 136. Из них 10 областных, 8 городских, 118 районных газет.

В Беларуси 119 студий городского и районного радиовещания. В Гомельской области вещают 22 радиопрограммы. В последние годы появилось радиовещание в FM диапазоне.

В стране 9 программ местного радиовещания негосударственной формы собственности и 30 негосударственных местных телеканалов.

Наиболее эффективным средством передачи информации является телевидение, а самым популярным телеканалом в Беларуси стал ОНТ. Его смотрят регулярно 72,8%. Это – самый успешный медиа-проект в стране за последние годы.

На 2 месте РТР – 52,3%, на 3-м месте впервые оказался НТВ, его смотрят 50%, но в Минске – 68,5%. На четвертом месте БТ – 49,4%, в Минске – 36,3%, в Гомельской области – 60,1%, среди студентов и учащихся – 16,9%.

Среди радиопрограмм лидирует 1-я Белорусская программа (40,2%), но в Минске только 33%. На втором месте впервые оказалось радио “Столица”. Ее слушает треть населения.

Растет рейтинг у радио “Би-Эй”, радио “Рокс”, падает у 2-й Белорусской программы.

Печатные издания читает более 4-х миллионов жителей страны. Наиболее популярной является “Советская Белоруссия”. Ее читает почти 40% населения, на втором месте “Республика” (около 20%), на третьем “Семь дней” (12,3%). Все остальные издания имеют рейтинг менее 10%, в т.ч. “Народная газета” (9,3%), оппозиционные “Народная воля” (8,9%), “Белорусская газета”(3,1%).

 

3. Общественные организации в идеологических процессах.

 

В идеологических процессах важное место занимают общественные организации и движения. Они являются одним из элементов политической системы общества.

Общественная организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющие относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное индивидуальное или коллективное членство.

Для общественной организации характерны следующие признаки:

· Наличие устава, определяющего деятельность;

· Наличие аппарата управления и руководителя организации, а также коллективного руководящего органа, избираемого демократическим путем;

· Относительная стабильность состава;

· материальное участие членов организации в ее деятельности (уплата членских взносов и целевых взносов и др.).

Согласно этим признакам к общественным организациям можно отнести профессиональные союзы, молодежные, кооперативные, ветеранские, женские, творческие организации, союзы предпринимателей, разнообразные добровольные общества (научные, технические, экологические, культурно-просветительские).

С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные, международные общественные организации. Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства (экологические, феминистские, и др. движения).

Общественные движения отличаются массивностью, нестабильностью ориентаций и состава, организационной и идейной аморфностью. Связи между участниками движения носят преимущественно идейно-политический, а не организационный характер.

Общественные организации и движения в отличие от политических партий не ставят своей целью завоевание и осуществление политической власти, не добиваются открытого контроля над ней. Они занимаются политической деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения задач их деятельности. Однако, объективно деятельность общественных организаций носит политический характер, поскольку использование гражданами конституционного права на объединение включает их в орбиту политических действий.

Политическая роль общественных организаций и движений состоит в оказании влияния на процесс принятия политических решений органами государственной власти и управления. Они выступают как группы интересов и группы давления. Общественные организации и движения выполняют следующие функции:

1. Выполнение и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения.

2. Функция социальной интеграции и мобилизации.

3. Функция социализации.

4. Функция представительства и защиты интересов своих членов во взаимодействии и другими политическими институтами.

5. Функция моделирования новых общественно-политических структур, поиск и испытание новых форм социальных связей.

На начало 2003 года в Республике Беларусь было зарегистрировано 1014 общественных организаций, в том числе 18 политических партий.

Среди общественных организаций больше всего просветительских, культурно - досуговых (190), физкультурно – спортивные (142), благотворительные (135), научно-технических (95), объединений инвалидов войны и труда, ветеранов (85), молодежных (56).

В Гомельской области зарегистрировано 237 общественных объединения, 95 областных объединений республиканских общественных объединений, а также отделения 16 политических партий.

Особое место в структуре гражданского общества занимают профсоюзы, которые призваны следить за соблюдением прав и условий труда наемных работников, а также защищать их права.

Профсоюзы являются самой массовой общественной организацией в Беларуси. Федерация профсоюзов Беларуси имеет официальную численность более 4 млн. человек или 54% всего населения страны в возрасте старше 14 лет. В Беларуси насчитывается 32 отраслевых профсоюза, 6 областных объединений профсоюзов.

В 90-е гг. возникли независимые профсоюзы как альтернатива официальным. Независимые профсоюзы носят отраслевой характер. Их общая численность не превышает 0,1% наемных работников. На IV съезде ФПБ, прошедшем 18-19 сентября 2001 г., произошла смена руководства. Избран новый состав Совета ФПБ, Президиум Совета ФПБ и Председатель – Леонид Петрович Козик.

К работе профсоюзов много претензий. Период открытого противостояния ФПБ во главе с Гончариком и власти не прошел без негативных последствий для профсоюзов. Они потеряли ряд важных функций, что сказалось на авторитете профсоюзов среди трудящихся. Не всегда умело и активно они защищают права трудящихся от слишком ретивых действий министерств и ведомств.

Индекс доверия, как официальным профсоюзам, так и свободным профсоюзам не высок.

В 2000 г. 7,7 %, в 2001 г. – 8,7 и 9,7%, в 2002 г. – 6,5 и 5,8%.

В студенческой среде авторитет своего профсоюза неизмеримо выше. 75% опрошенных студентов считают, что студенческий профсоюз и профком нужен. 55,7% считают, что нужен студенческий отдел кадров. А вот в том, что в вузе нужен студенческий союз, объединяющий всех студентов, согласны 47% студентов.

 

 

Date: 2015-11-14; view: 2744; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию