Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Онтология как философское учение о бытии
Онтоло́гия — раздел философии, изучающий бытие. «Онтология в своем классическом понимании есть знание о предельно общем».Термин «Онтология» был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» и чуть позже И. Клаубергом в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Х. Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».Основной вопрос онтологии: что существует?Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих. Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. К. Р. Поппер сформулировал концепцию трёх миров: (1) мира физических объектов и состояний, (2) мира психических и ментальных состояний сознания и (3) мира объективного содержания мышления (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие не зависящие от субъективного восприятия объекты)[2]. Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности. Все известное многообразие конкретных форм бытия в системе «мир–человек» на основе логического обобщения можно свести к четырем основным. – Во-первых, к бытию неочеловеченной («первой») и очеловеченной («второй») природы. Вещи, состояния, системы «первой» природы характеризуются тем, что существуют первично и независимо от человека, подчиняясь собственным закономерностям. Очеловеченная природа представляет комплексную природно-социальную реальность, состоящую из вещей, произведенных человеком с целью удовлетворения своих потребностей. Способом же преобразования естественной природы в искусственную является трудовая деятельность. – Во-вторых, к бытию человека. С одной стороны, человек как телесно-организованное существо включен в цепь объективных закономерностей неорганической и органической природы, в общий процесс космической эволюции и полностью зависим от него. С другой стороны, как духовно-культурное существо человек способен реализовать себя всесторонним образом, быть свободным в своих проявлениях, а, следовательно, по своим сценариям активно изменять не только бытие окружающего мира, но и собственное бытие. – В-третьих, к бытию духовного, которое включает в себя единство всевозможных форм, состояний деятельности психики, сознания (чувств, мыслей, образов, идей, переживаний, верований, убеждений, оценок, стереотипов, норм, идеалов и т.д.) как отдельных людей, так и организованных в социальные группы, общество в целом. – И наконец, в-четвертых, к бытию социального, состоящего из бытия общества как исторически развивающейся системы, целостной совокупности социальных групп и форм совместной деятельности людей и бытия человека в структуре общественных отношений. Также к предметам онтологии относится реальность. Реальность- всё существующее, то есть весь материальный мир, включая все его идеальные продукты;объективная реальность, то есть материя в совокупности различных её видов. Реальность противополагается здесь субъективной реальности, то есть явлениям сознания, и отождествляется с понятием материи.Традиционно ассоциируется с материей (материальный мир) и духом (духовный мир, включая понятия Бога, душ) В наиболее полной мере категория бытия постигается через ее противопоставление понятию ничто. И хотя наше сознание испытывает, казалось бы, непреодолимые трудности представить себе то, чего нет, тем не менее, ничто заключает глубокий философский смысл. Как ни парадоксально, но без взаимопереходов бытия и ничто друг в друга вообще невозможным было бы движение, время, пространственная дифференциация вещей, т.е. всякое бытие. Ничто есть необходимое условие осуществления любой без исключения конкретной формы бытия (нечто). Тогда, спрашивается, каково содержание понятия «ничто», есть ли ему объективные аналоги или это просто фикция воспаленного мышления? Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что все конкретные формы бытия появляются как небывшие раньше и рано или поздно исчезают, т.е. однажды рождаются и однажды умирают. Если все сущее временно, преходяще, тогда необходимо понять суть того состояния, которое предшествует бытию (предсущее) и в равной мере следует после бытия (послесущее) конкретного нечто, т.е. то, из чего возникает новое образование и то, во что оно переходит после своего существования как определенной реальности (в мире, ведь, ничего бесследно не исчезает). В описании состояния предсущего и послесущего как раз и заключается предназначение философской категории ничто. Ничто как то, чего пока еще или уже нет, т.е. как отсутствие конкретного бытия, можно считать тождественным небытию. Однако ничто необходимо означает не только отсутствие бытия, его неопределенности, неявленности, неоформленности, неупорядочности и т.п., но и возможность его становления, причем возникновения таких новых форм, которых ранее вообще не существовало. Другими словами, состоянию ничто/небытия присуще свойство творческой активности, разрушать сколь бы устойчивыми ни были существующие формы и созидать бесконечное множество новых форм бытия.
20Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит.Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время. Пространство и время- это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознанияПространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:– объективность и независимость от сознания человека;– их абсолютность как атрибутов материи;–неразрывная связь друг с другом и движением;–единство прерывного и непрерывного в их структуре;–зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;–количественная и качественная бесконечность. Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны некоторые особенности, которые характеризуют их как различные атрибуты материи, хотя и тесно связанные между собой. Так, к всеобщим свойствам пространства относятся: протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента; связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры. Общее свойство пространства - это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и размеры. Все эти свойства зависят от структуры и внешней связи тел, скорости их движения, взаимодействия с внешними полями. К всеобщим свойствам времени относятся:–объективность;– неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.);– длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы. Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Весь опыт человечества, в том числе данные научных исследований, говорит о том, что нет вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела, существующие миллиарды лет, имеют начало и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая или разрушаясь, предметы не исчезают бесследно, а превращаются в другие предметы и явления. Материя вечна, несотворима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать. Движение. Существование любого материального объекта возникает только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в форме обозначены понятием движения. Материалистическая философия не признает наличие души в материи и объясняет ее активность взаимодействием вещества и полей. Но, термин «движение» обыденное сознанием понимает как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим. Существуют и более сложные формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и другие. Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием.Движение – это изменение вообще. Оно характеризуется тем, что– неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;– движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика;– движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,– движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение, но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета (особое состояние движения); Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные(изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве) и качественные(связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты) изменения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязей выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы: 1. формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;2между формами движения существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе низших форм;3высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Энгельс выделил 5 форм движения материи и предложил следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи. Представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.
26.Философия науки и техники. Философия как особая форма интегрирующего знания призвана создавать обобщенную картину мира, где имеют место самые разнообразные явления: природа, общество, человеческие отношения, сознание и познание, их роль в рациональном освоении мира. Философия науки - философская дисциплина посвященная философскому осмыслению науки и научного знания, которая изучает проблемы возникновения науки, структуру, динамику, уровни и формы научного знания, средства и методы научного познания. Как философская дисциплина она представлена различными концепциями, которые предлагают ту или иную модель развития науки, различными подходами и взглядами. Предметом философии науки являются общие закономерности научной деятельности по производству научных знаний, которые рассматриваются в их историческом развитии. Критерии научности и основные особенности научного познания. Понятие научности предполагает открытие объективных законов действительности (природных, общественных, законов мышления).Системность является существенным признаком научного познания, т.е. упорядочения наличного, вновь открытого знания и включение их в систему понятий, в состав теории.Характерная черта научного познания - объективность, постигаемая рациональными методами с ориентацией на истину.Доказательность - т.е. знание должно быть подтверждено аргументами и фактами. В философии науки проблема взаимодействия традиций и новаций рассматривается на примере книги Т.Куна «Структура научных революций». М., 2001., где выделяется две фазы в развитии науки: а) фаза «нормальной науки» и б) революционную фазу, где порывается связь с традицией (парадигмой) и возникает новое видение реальности, а также появление новой парадигмы. Научная парадигма (греч. - пример, образец) - это объединенные образцы, примеры фактической практики научных исследований. Парадигма является своеобразной научной традицией. Когда рождается знание о неведении, оно разрушает старую парадигму, и более того приводит к конфликту между сторонниками старой и новой парадигмы, пример тому учение Коперника, труды Ньютона и Дарвина, получили признание через многие годы. Исторически можно выделить следующие этапы взаимоотношения науки и философии: 1) Натурфилософский. Возник в Древней Греции. Философы умозрительно сочиняли картину мира, природы, опираясь на мифологию,то есть без особой опоры на науку, без доказательств. На более поздних этапах (XVII-XVIII века) начали интенсивно развиваться математика, механика. 2) Позитивистский этап (30-40 года XIX века). Был представлен такими деятелями как Рассел, Карнап, Випкинштейн, Конт и др. . Позитивистский этап проходил под лозунгами: «Философия ничего конкретного миру не дает, - это выдумки, поэтому только конкретные науки дают нам позитивные знания», «Наука сама по себе философия», 3)Современное отношение науки и философии. Несомненно, что ученые, как члены общества, к тому же наиболее осведомленные о возможностях науки, должны обеспечить использование её достижений вгуманных целях, на благо общества и человека. Основные характеристики современной науки.Современная научная картина мира, базируясь на идеях глобального эволюционизма, обусловила появление специфики науки и её основных характеристик:Формируется новый взгляд на мир как сложную нестационарную систему взаимодействия микро-, макро- и мегамира.Современная научная картина мира основывается на единстве во многообразии различных дисциплинарных онтологий, которая объединяет знания о неживой природе, органическом мире и социальной жизни. Приоритетными становятся междисциплинарные исследования по проблемам нахождения путей выхода из глобальных кризисов. Сформировалась тенденция экологизации науки, а философия науки с её междисциплинарными исследованиями все более увеличивает гуманитарные компоненты. Философские основания экологической этики.Экологическая этика являясь частью общего этического учения о моральны нормах и нравственных принципах, которыми должны руководствоваться люди в своем воздействии на природу.Ученые несут ответственность за возникновение многих глобальных проблем, за ряд негативных последствий научно-технического прогресса.В этой связи хочется особо отметить то, что под влиянием глобального техногенолиза человечество все более расслаивается в сфере интеллектуального развития.Появляется философия техники. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ — область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, культуру и человека. Техника в XX столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. современная техника, и прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Сегодня этот тезис никому не надо доказывать.Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп. В центре его книги "Основные направления философии техники" лежат антропологический критерий и принцип органопроекции. Рассмотрим более подробно эти инновационные идеи. Суть принципа органической проекции Эрнста Каппа состоит в том, что "механизм", бессознательно созданный по органическому образцу, сам служит для объяснения и понимания "организма". По мнению Каппа, "возникающее между орудиями и органами человека внутреннее отношение — и мы должны это выявить и подчеркнуть, — хотя и является скорее бессознательным открытием, чем сознательным изобретением, — заключается в том, что в орудии человек систематически воспроизводит себя самого. И, раз контролирующим фактором является человеческий орган, полезность и силу которого необходимо увеличить, то собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа."
Date: 2015-11-14; view: 991; Нарушение авторских прав |