![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Фальсифицируемость
Известный философ и методолог науки Карл Поппер выдвинул идею, что главное — не верифицируемость гипотезы, а ее фальсифицируемость3. К сожалению, терминология, предложенная Поппером, может служить источником путаницы, поскольку причастие "фальсифицируемое" не означает, что данное высказывание может оказаться ложным! Путаница еще больше усугубляется, когда человек начинает осознавать, что глагол "фальсифицировать" значит "доказать, что нечто ложно". В действительности, Поппер
вкладывает в термин "фальсифицируемый" определенное техническое значение: гипотеза считается фальсифицируемой, если можно найти логически возможное множество наблюдений, которое ей противоречит. Разумеется, общее утверждение гораздо легче фальсифицировать, чем верифицировать. В качестве иллюстрации можно использовать один из примеров, приведенных выше. Высказывание "Все лебеди белые" явно фальсифицируемое. Необходимо найти, по крайней мере, одного черного лебедя, чтобы фальсифицировать это высказывание. А поскольку мы знаем, что черные лебеди действительно существуют, то высказывание можно считать фальсифицируемым. Однако при этом могут возникнуть проблемы. Они связаны в первую очередь с тем, что большая часть научной деятельности гораздо сложнее, чем проверка утверждений типа "Все лебеди белые". Например, проводившиеся в XIX в. наблюдения за движением планеты Уран показали, что оно противоречит предсказаниям, сделанным на основании законов Ньютона. Это влекло за собой предположение о ложности законов Ньютона. Однако вместо того чтобы сразу же заявить, что законы Ньютона следует фальсифицировать, Леверье и Адаме выдвинули догадку о том, что вблизи Урана может существовать не обнаруженная до сих пор планета, которая и отвечает за аномальное поведение Урана. Эта догадка заставила другого ученого — Галле — заняться поисками новой планеты. Так была открыта планета Нептун. Таким образом, было бы неправильно трактовать поведение Урана как фальсифицирующее законы Ньютона. Проблема здесь заключалась в незнании исходных условий — в исследовавшейся системе планет отсутствовала одна планета, то есть ученые в то время не располагали некоторыми важными данными. На этом примере из истории науки хорошо видна одна из проблем концепции Поппера. Когда наблюдение не согласуется с теорией, это может быть связано с ложностью теории. Но равно вероятно и то, что теория вер- на, а эмпирические данные, имеющиеся в распоряжении ученых, либо неполны, либо даже неверны. Неверными могут быть также некоторые вспомогательные допущения. Каким же образом можно судить о том, какая картина мира верна? Большинство ученых считает, что идеи Поппера слишком пессимистичны, а его методология идет вразрез с интуицией. Их опыт и интуиция говорят им, что научные методы, которыми они пользуются, в действительности, помогают им все лучше и лучше понимать окружающий их мир. Однако одним из несомненных достоинств теории Поппера явилось подчеркивание того, что научные теории должны быть проверяемыми. 7. Повторяемость и абдукция Повторяемость. Научная деятельность, которую мы до сих пор анализировали, основана на повторяемости. Мы рассматривали ситуации, когда ученые занимаются поиском универсальных общезначимых и достоверных законов, относящихся к повторяющимся феноменам, то есть таких законов, которые, подобно законам о движении Ньютона, могут быть в любой момент экспериментально проверены. Научные дисциплины такого типа обычно называют индуктивными или помологическими (от греч. nomos — "закон"). К ним относится большая часть научных дисциплин. Однако есть такие важные области научного исследования, где повторяемость и воспроизводимость невозможны, например, исследования происхождения Вселенной и происхождения жизни. Конечно, это не означает, что ученым нечего сказать о явлениях, в которых отсутствует повторяемость. Напротив, если судить по количеству публикаций, в том числе и популярного характера, происхождение Вселенной и жизни относится к числу областей науки, вызывающих наибольший интерес. Но именно в силу того, что эти неповторимые и не поддающиеся воспроизведению процессы столь важны, необходимо понять, что применяющиеся к ним научные подходы
существенно отличаются от подходов, приложимых к повторяющимся и воспроизводимым явлениям. Поскольку теории об этих разных феноменах предъявляются публике от имени всесильной науки как равнозначные, постольку существует реальная опасность, что предположениям о неповторимых событиях, которые не поддаются экспериментальной проверке, будет приписана та же достоверность, что и теориям, которые получили подтверждение посредством воспроизводимых экспериментов. Майкл Полани указывает, что исследование происхождения обычно существенно отличается от исследования процессов функционирования, хотя, разумеется, ключ к происхождению можно найти, исследуя функционирование системы. Нужно отличать исследования повторяемых процессов в лабораторных условиях, например, рассечение лягушки с целью изучения работы ее нервной системы, от исследования чего-то, принципиально не воспроизводимого, например, того, как вообще возникли лягушки как биологический класс; и если перейти на самый общий уровень, то отличать исследования функционирования Вселенной от того, как она возникла. Наиболее глубокое различие между исследованиями повторяющихся и неповторяющихся феноменов заключается в том, что метод индукции в последнем случае не работает, так как мы не можем осуществить последовательные наблюдения или эксперименты, чтобы произвести индукцию или повторно воспроизвести процесс, который послужит основой для предсказаний. Основной метод, который используется при изучении невоспроизводимых и неповторимых феноменов, это Абдукция. Хотя этот термин, введенный логиком Чарльзом Пирсом в прошлом веке, кажется незнакомым, но идея, лежащая в его основании, хорошо известна. Абдукцию осуществляет любой квалифицированный следователь в целях раскрытия убийства. Убийство происходит при определенных обстоятельствах и всегда сопровождается какими-то со- бытиями. Встает вопрос: кто или что послужило причиной трагического происшествия? Зачастую в поисках причин события абдукция оказывается единственным доступным методом анализа ситуации. В качестве примера абдукции можно привести следующий вывод: Дано: Машина Ивана упала с обрыва, и он погиб. Вывод: Если у машины не сработали тормоза, машина могла упасть с обрыва. Заключение по принципу абдукции: Есть основания предполагать, что у машины не сработали тормоза. Однако существует и альтернативное объяснение (специально для любителей детективов): если бы кто-нибудь столкнул машину Ивана с обрыва, то результат был бы тот же. Было бы ошибкой и большой глупостью допустить, что раз мы придумали одно объяснение событиям, то оно единственное. Принцип абдукции можно представить в виде следующей схемы: Дано: Наблюдается А. Вывод: Если бы было верно В, то тогда могло последовать А. Заключение по принципу абдукции: Есть основания предполагать, что В истинно. Конечно, можно сформулировать и другую гипотезу, С, из которой бы следовало: Если бы было верно С, то тогда могло произойти А. На самом деле, в качестве С можно высказать несколько утверждений. Следователь из нашей вымышленной истории рассматривает эти гипотезы одну за другой. Сначала он может рассмотреть вероятность того, что проистекает из гипотезы В, то есть, что не сработали тормоза. Затем он может обратиться к гипотезе С, согласно которой событие было не случайным и в нем замешан человек, который спланировал убийство и столкнул машину с обрыва. Следователь может также рассмотреть более сложную гипотезу D, в которой при-
сутствует и запланированное действие, и элемент случайности: кто-то задумал убить Ивана и испортил тормоза у его машины в надежде, что они когда-то не сработают. Так и произошло: тормоза отказали вблизи обрыва. Вывод, ведущий к наилучшему объяснению. Наш детективный сюжет показывает, как процедура абдукции помогает формулировать гипотезы и вместе с тем ставит перед нами вопрос о том, какая из гипотез лучше объясняет имеющиеся у нас данные. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить гипотезы на предмет их объяснительной силы, то есть выявления, какой объем эмпирических данных они охватывают, является ли выдвигаемая теория внутренне согласованной, согласуется ли она с другими областями знания и теориями и т. д. Для того чтобы ответить на эти вопросы, обычно применяется дедукция. Например, если гипотеза В в нашей детективной истории истинна, то изучение вещественных доказательств должно выявить неисправность тормозов. Если истинна гипотеза С, то мы должны дедуцировать, что тормоза окажутся в порядке. Если же истинна гипотеза D, то следует ожидать обнаружения следов преднамеренной поломки гидравлической системы тормозов. Если мы обнаружим эти следы, тогда D будет немедленно признана как лучшее из объяснений, поскольку она обладает наибольшей объяснительной силой. Таким образом, абдукция вместе с последующим сравнением конкурирующих гипотез может рассматриваться как вывод, ведущий к наилучшему объяснению. В этом состоит сущность не только работы следователя и других работников правоохранительных органов, но и работы историка. Как следователь, так и историк должны прийти к наиболее оптимальному объяснению на основании имеющихся у них данных о тех уже произошедших событиях, которые их интересуют. Более подробно применение абдукции в естественных науках (на примере космических исследований и биологии) мы рассмотрим в Части II настоящей книги. Б. Что такое объяснение Date: 2015-11-14; view: 365; Нарушение авторских прав |