Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы решений в организации





Если говорить об организационном (социальном) ТМ, то процедура принятия решений в организации является одним из важнейших элементов всей системы управления, и управления временем в частности. В случае слабой эффективности принятия решений в организации эта процедура может стать серьезной помехой, способной разрушить выполнение даже идеально разработанных планов.

Представляется полезным выделить несколько основных типов управленческих решений в организации. В основе выделения этих типов заложен целый комплекс критериев, главными из которых являются два: требуемая быстрота принятия данных решений и уровень решения (степень управленческой ответственности).

Можно выделить четыре типа решений в организации:

1. Инновационное принимается долго (в психологии творчества хорошо известно, что новая идея может прийти моментально как внезапное «озарение», но на ее обоснование и доработку обычно требуется много времени) и, как правило, носит долгосрочный характер (в масштабах управления организацией инновационные решения часто являются стратегическими решениями; см. раздел 5.1).

2. Рутинное решение обычно является наиболее стандартным способом принятия решений, сложившимся в организации, своего рода нормой. Так как решения подобного рода связаны с типичными повседневными ситуациями жизнедеятельности организации, то на их принятие в организации обычно отпущена некоторая норма времени. Этот самый временной норматив (а также связанные с принятием решений процедуры и регламенты) обычно предписан, но может быть и стихийно сложившимся в организации стандартом работы. Как правило, рутинные решения носят среднесрочный и краткосрочный характер.

3. Селективное решение, по сути дела, является модифицированным вариантом рутинного решения, предназначенным для оптимального принятия решений в ситуации напряженной деятельности. Принятие селективных решений включает в себя выбор наиболее важных и срочных задач (то есть расстановку приоритетов), а также (в связи со срочностью) выбор наиболее быстрых и эффективных способов решения этих задач. Если рутинные решения часто являются механистическими, шаблонными, то принятие селективных решений — активный творческий процесс, когда из всех потенциально возможных вариантов развития событий необходимо выбрать оптимальный.


Глава 5. Принятие решений и контроль

Селективные решения по своему характеру краткосрочны, они находятся «на переднем крае» оперативного менеджмента.

4. Адаптационное решение. Из всех перечисленных четырех типов решений адаптационное должно быть самым быстрым, так как оно принимается в неожиданно возникших кризисных и экстремальных ситуациях, когда возникает непосредственная угроза существованию организации или ее деятельности. Как правило, адаптационное решение является краткосрочным, поскольку ситуация требует «неотложных мер», но следом за ним неизбежно принимаются другие решения, связанные с более долгой временной перспективой (селективные, инновационные).

В предлагаемой таблице содержится краткое описание типов решений, а также перечисляются основные правила, рекомендации, ключевые моменты, которые необходимы для эффективного принятия решений каждого типа (табл. 24).

Таблица 24 Типы решений и их основные характеристики

Тип решения Правила, ключевые моменты
Инновационное (выбор нового пут развития, ценностей, целей, организационной структуры а целом,принципов управления, сферы деятельности и Г п.) 1. Подобные решения принимаются редко, но степень ответственности максимальна. Авторами подобных решений являются руководители организаций, топ-менеджеры. 2. Решение, ориентированное на создание/изменение ценностей и стратегических целей. 3. Возможность альтернатив. Среди подобных решений не бывает 'единственно верных', всегда существуют полноценные альтернативы. 4. При проработке решения важна системность, целостное видение. 5. Инновационная идея возникает у одного человека, но обязательно обсуждается в группе экспертов. Как управленческое решение к исполнению принимается директивно и единолично (так как характеризуется высшим уровнем ответственности) руководителем организации 6. Творческое решение, основанное на интуиции и "Озарении», нет жестких алгоритмов поиска и принятия подобного рода решений
Рутинное (оперативное управление, повседневные стандартные вопросы и проблемы) 1. По характеру такое решение является ■ретроспективно-перспективным», то есть это решение о настоящем или будущем на основании того, что уже происходило. Такого рода решения эффективны в стабильных, повторяемых условиях. 2. Основано на организационных стандартах (документации) и формализованных процедурах, обязательных для исполнения. 3. Ключ к эффективности рутинных решений: разумная и точная (но не громоздкая) оценка актуальной ситуации, позволяющая быстро выбрать предписанное стандартами решение. 4. Рутинные решения могут приниматься на любом уровне управления. 5. Важно, чтобы рутинные решения не становились слишком «окостеневшими'. Должна существовать возможность своевременного внесения изменений в предписанные стандарты и процедуры принятия решений

S.3, Типы решений в организации


Окончание табл.24

Тип решения Правила, ключевые моменты
  6. Предписанные стандарты и процедуры принятия рутинных решений не должны быть слишком жесткими и, там где это возможно, учитывать человеческий фактор, оставляя возможности для творческого подхода, проявления самостоятельности и др. 7. Чтобы механизм принятия рутинных решений функционировал эффективно, он должен в равной мера опираться на эффективный контроль и достаточно высокую мотивацию сотрудников
Селективное (оперативное управление, при решении срочных и важных задач) 1. Связано с актуальным положением дел и ближайшей перспективой. Часто является не чем иным, как решением по отклонениям, своевременной коррекцией оперативных планов. 2. Подобного рода решения чаще всего в компетенции миддл-менеджеров и тол-менеджеров. 3. Главный аспект: правильный выбор приоритетов. Принимающий решение должен уметь анализировать текущую ситуацию и обладать четкими критериями расстановки приоритетов. 4. Для быстрого принятия таких решений важна сбалансированность анализа и действия. 5. Чтобы исполнение таких решений было эффективным, требуется их четкая формулировка (постановка задачи) и эффективный контроль
Адаптационное (ответ на внезапные, нестандартные экстремальные проблемы) 1. Повысить эффективность принятия подобных решений можно с помощью создания системы идентификации организационных проблем (их диагностики и прогнозирования). По мере накопления данных возможно создание типологии проблем (то есть перевод неизвестной проблемы в известную задачу, си. раздел 5.2). 2. После создания типологии проблем следующим шагом может быть разработка системы сценариев (типовых алгоритмов) для решения типовых проблем. Идентифицированная проблема плюс типовой алгоритм ее решения означают изменение статуса решения - из адаптационного оно превращается в рутинное. 3. Отдельным направлением повышения эффективности адаптационных решений может быть регулярный анализ и учет рисков в различных видах деятельности организации (прогнозирование как мониторинг). 4. Принятие таких решений может быть востребовано на любых уровнях управления. Наиболее качественно адаптационные решения принимаются не единолично, а при работе в группах, при совместном творческом (вроде мозгового штурма] поиске решения

П С какими типами решений вам приходилось сталкиваться в жизнедея-

• тельности вашей организации? Приведите примеры.

Предложите несколько идей по повышению эффективности процедуры принятия решений в вашей организации (персонально на вашем рабочем месте):

• для инновационных решений;

• для рутинных решений;

• для селективных решений;

• для адаптационных решений.


Глава 5. Принятие решений и контроль







Date: 2015-11-14; view: 2937; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию