Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приоритетность физического воспитания в раннем возрасте





Физическое воспитание для детей тоже, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и у них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.
Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Методика физического воспитания детей зависит от их возраста, но основные принципы ее во всех возрастных группах остаются одинаковыми. Некоторые отличия в методике проведения занятий по физическому воспитанию связаны лишь физиологическими особенностями детей различных возрастных групп.
Условно физкультурное занятие можно разделить на три части(вводно-подготовительная, основная и заключительная), хотя оно представляет собой тесно связанное между собой единое целое. Каждая часть физкультурного занятия имеет свои конкретные задачи и определенное содержание.
I. Вводно-подготовителыная часть физкультурного занятия имеет следующие задачи: организация детей, концентрирование их внимания, повышение заинтересованности и активности детей, а также функциональна я, подготовка опорно-двигательного аппарата и всех внутренних органов и систем к предстоящей повышенной физической нагрузке в основной части занятия. Вводно-подготовительная часть занимает до 20процентов времени от общей продолжительности занятия.
Для детей первого года жизни в этой части занятия проводится массаж мелких и средних мышечных групп и упражнений для них. Для детей более старшего возраста — ходьба и различные ее виды, построение, перестроения, общеукрепляющие упражнения для всех мышечных групп. Последние выполняются в следующем порядке: для мышц верхних конечностей, плечевого пояса, туловища и нижних конечностей. Упражнения должны выполняться в форме простых игр. Физическая нагрузка увеличивается постепенно.
II.Основная часть. Главной задачей этой части физкультурного занятия является развитие и совершенствование двигательных навыков и умений, а также воспитание физических качеств.
Во время занятий нужно стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки, которые наиболее необходимы в данном возрасте. Например, у детей первого полугодия жизни необходимо развивать двигательные навыки в поворотах со спины на живот, с живота на спину, несколько позже — навыки в ползании. У детей более старшего возраста развивать и совершенствовать двигательные навыки в основных видах движения: в ходьбе, беге, равновесии, лазании, метании и прыжках.
В этой части занятия для детей первого года жизни проводится массаж крупных мышечных групп и упражнения для них, для детей более старшего возраста —упражнения в основных видах движения. После этих упражнений необходимо включать простую подвижную игру.
В основной части физкультурного занятия дети получают наибольшую физическую нагрузку на все органы и системы организма, становятся возбужденными, особенно после правильно организованной подвижной игры. Под влиянием физической нагрузки усиливается деятельность органов кровообращения, дыхания и др.
III.Заключительная часть физкультурного занятия проводится с целью приведенияорганизма в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодроенастроение ребенка. Продолжительность ее составляет около 10 процентов времени,отведенного на занятие. Физическая нагрузка в этой части значительно снижается.Для детей первого года жизни занятие заканчивается упражнениями для средних имелких мышечных групп, поглаживающим приемом массажа; для более старших —спокойной ходьбой или игрой малой подвижности и др.

 

Делениефизкультурного занятия на части соответствует закономерностям включенияорганизма в работу и дает возможность обеспечить наилучшие условия для решениязадач физического воспитания детей. Количество частей в занятии, ихпоследовательность остаются неизменными во всех возрастных группах, в то жевремя продолжительность каждой части, содержание ее изменяются в зависимости отвозраста, состояния здоровья, физического развития детей.

 

3. Физическое воспитание ребенка 1 годажизни

 

Всяжизнь ребенка раннего возраста должна быть пронизана элементами физическоекультуры, среди которых наибольшее значение имеют массаж, физические упражненияи закаливание. Они должны проводиться как в условиях коллективного воспитаниятак и в семье.

 

Массажявляется одним из доступных средств физического воспитания детей первого годажизни. Из приемов массажа наиболее щадящим является поглаживание. Это ведущийприем, который снимает повышенный мышечный тонус и вызывает расслабление мышц,им начинают и заканчивают массирование каждой части тела ребенка. Припоглаживании ладонь массажиста скользит по коже ребенка плавно с различнойсилой давления по ходу крово и лимфотока. Применять его можно с 3-4 недельноговозраста. После каждого приема массажа (растирания, разминания, поколачивания)обязательно проводится поглаживание.

 

Растирание— следующий прием, действующий на более глубоко лежащие ткани, вызываетповышение тонуса мышц. Кожа с подлежащими тканями растирается в различныхнаправлениях преимущественно концами пальцев. Назначается этот прием, когда уребенка проходит повышенный тонус мышц — сгибателей (для рук к 3-м месяцам, дляног к 4 месяцам).

 

Разминаниеповерхностное и глубокое оказывает более сильное влияние на мышцы и назначаетсяк 4-5 месяцам жизни. При этом мышечные пучки разминаются между пальцами, но сбольшим, чем при растирании давлением.

 

Поколачиваниеназначается для мышц спины, ягодиц, бедер детям с хорошо выраженной жировойпрослойкой. Поколачивание в детской практике выполняется тыльной поверхностьюпальцев или концами пальцев — короткими, ритмичными ударами. Назначается к 5месяцам.

 

Движения,являясь основной функцией организма, оказывают благотворное влияние на опорно-двигательныйаппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и др. системы детей раннего возраста.

 

Массажи гимнастику детям до 1 года следует проводить ежедневно от 5 до 15 минут вхорошо проветренном помещении при температуре воздуха не ниже 20-22°, летом приоткрытых окнах. Лучше всего делать массаж на пеленальном столике, меняя длякаждого ребенка пеленку. Руки массажиста должны быть теплыми, чисто вымытыми ивытертыми насухо. Тальк и вазелин в практике массажа применять нельзя.

 

Послемассажа и гимнастики маленьких детей надо тепло одеть и дать им спокойноотдохнуть 20—30 минут.

 

Надопомнить, что проводить массаж и гимнастику сразу, после еды не рекомендуется,занятия начинают через 40—50 минут.

 

Массаж проводится в следующей последовательности:

 

1.Массаж рук:большой палец левой руки сестра вкладывает в правую руку ребенка, слегкапридерживая ее остальными пальцами. Свободной рукой делается охватывающеепоглаживание руки от кисти к плечу, пропуская локтевой сустав. С 3-4 месяцевможно применять легкое растирание и разминание.

 

2.Массаж груди. Поглаживание начинается с надплечий и грудины и идет походу межреберных промежутков к подмышечной области, минуя соски.

 

Упитаннымдетям и угрожаемым по пневмонии надо проводить вибрационный массаж груднойклетки. При этом охватить грудную клетку ребенка так, чтобы большие пальцылегли спереди под сосками, не надавливая на грудь, а остальные пальцы — сзади,а ладони плотно прилегли к груди. Затем производить быстрые, ритмичные движениявдоль туловища. Этот прием рефлекторно вызывает более углубленный вдох.

 

3.Массаж живота. Легкое поглаживание живота проводится по ходу толстогокишечника, начиная, от правой подвздошной области к левой, по ходу часовойстрелки. Поглаживание — растирание прямых мышц живота делается также по часовойстрелке, т. е. ладонной поверхностью правой кисти поглаживают левую половинуживота сверху вниз и одновременно тыльной стороной левой кисти правую половинуживота снизу вверх от лобка к реберной дуге. Для массирования (поглаживание —растирание) внутренних косых мышц живота ладони подкладываются под поясницу,скольжение кистей идет до соединения их ладонями над пупком. Массированиенаружных косых мышц живота начинается с боков грудной клетки. Скольжение кистейидет сверху вниз и сзади по направлению к пупку до соединения их ладонями.Массаж заканчивают легким поглаживанием толстого кишечника по часовой стрелке.

 

4.Массаж ног.Левую ножку ребенка сестра вкладывает в свою левую ладонь, а правой рукойпроизводит охватывающее поглаживание задней и боковой поверхности ножки отстопы к паху, минуя подколенную область и не затрагивая область половыхорганов. В возрасте после 3 месяцев включают растирание и разминание.Растирание проводят кончиками пальцев по наружной поверхности голени и бедра.Кольцевидное разминание выполняется большим и указательным пальцами обеих рук.Плотно охватывается голень ребенка и делаются встречные движения ребром ладони.А мышцы бедра разминаются только с наружной и задней поверхности одной рукой.Внутреннюю поверхность бедра массировать не рекомендуется. Упитанным детямможно проводить разминание «лыжный шаг». При этом проводится скользящеедвижение большим пальцем по внутренней и наружной поверхности голени доколенного сустава, а потом — по наружной поверхности бедра.

 

5.Массаж стоп. Вначале производят поглаживание тыла стопы большимипальцами кистей. Для поглаживания подошвы ногу ребенка нужно взять за голень, 4пальца другой кисти положить на тыл стопы, а большим пальцем проводитьпоглаживание и спиралевидное растирание подошвы. В комплекс массажа стопвключаются рефлекторные упражнения на сгибание и разгибание стопы. Для этогоконцом указательного пальца нажимают у основания большого пальца, при этомпроисходит сгибание стопы. Для разгибания пальцев стопы этим же пальцем, надавливая,проводят по наружному краю стопы от пальцев к пятке. После 3 месяцев включаютсяпохлопывания тыльной стороной полусогнутых пальцев.

 

6.Массаж спины. При массаже спины ребенка переворачивают на живот. До 3месяцев проводится легкое поглаживание мышц спины. При этом кисти ладоннойповерхностью плавно скользят от шеи до крестца, а потом обратно тыльнойстороной кисти от крестца до шеи. С 3-4-месячного возраста можно применятьрастирание, разминание, позже — легкое поколачивание. Растирание проводится спиралеобразнымидвижениями концами пальцев. Длинные мышцы спины и межреберные мышцы разминаютсяволнообраэно (волнообразные разминания). При этом 4 пальца одной руки делаютвстречные движения к большому пальцу другой руки на расстоянии 1-2 см друг от друга вдоль длинных мышц спины. Разминание межреберных мышц проводится волнообразно ноходу межреберных промежутков, не затрагивая позвоночник. При поколачиванииобласть почек пропускается.

 

Здоровымдетям массаж ягодиц не рекомендуется. При наличии атрофии ягодичных мышцпроводится массаж в виде пощипывания и покалачивания.

 

Помере роста и развития ребенка массаж постепенно заменяется физическимиупражнениями. После года массаж делают только ослабленным детям по показаниям.

 

Массажрук отменяется, когда ребенок свободно поднимает туловище с опорой навыпрямленные руки. Массаж ног отменяется, если ребенок легко ползает начетвереньках. Массаж спины можно отменить, если ребенок сидит без опоры истоит, держась за неподвижную опору, с выпрямленной спиной. Когда ребенокначинает переступать, держась за неподвижную опору, отменяется массаж стоп.Последним отменяется массаж живота (после года).

 

Одновременнос проведением массажа ребенок с помощью родителей или воспитателя выполняетпростые физические упражнения.

 

Программавоспитания детей ясельного возраста предусматривает выработку у ребенкаопределенных навыков в зависимости от возраста.

 

Присоставлении комплекса надо учитывать безусловные рефлексы, на основе которыхвыполняются некоторые рефлекторные упражнения.

 

Комплексупражнений для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев

 

К 2,5—3 месяцам надоприучать ребенка поднимать и удерживать головку, поощрять движения на животе.

 

I. Массаж рук —поглаживание

 

2. Массаж груди —поглаживание

 

3. Массаж живота — поглаживание

 

4. Массаж ног —поглаживание

 

5. Вызывание зрительногорефлекса яркой игрушкой

 

6. Поворот ребенка на бок(ножки держать вилкой), рефлекторное прогибание позвоночника — большим иуказательным пальцами вдоль позвоночника от крестца к шее — ребенок прогибается1-3 раза.

 

7. Парение на спине —ребенка приподнимают на ладонях — он рефлекторно сгибает ножки к животу, головутянет вперед.

 

8. Массаж стоп —поглаживание.

 

9. Рефлекторное сгибаниеи разгибание стоп.

 

10. Массаж спины —поглаживание.

 

11. Рефлекторное ползанье— ребенок лежит на животе, к стопам подставляют прямую ладонь, от которой иотталкивается ножками.

 

В возрасте от 3 до 6месяцев надо учить ребенка захватывать и удерживать игрушку. Развиватьподготовительные движения к ползанью, обучать крепко упираться ногами на опору(стол).

 

Комплекс упражненийдля детей от 3 до 4 месяцев

 

1. Массаж рук —поглаживание.

 

2. Массаж груди —поглаживание.

 

3. Скрещивание рук нагруди с разведением их в стороны.

 

4. Массаж живота(поглаживание, растирание прямых мышц).

 

5. Парение на спине.

 

6. Стимуляция захватаигрушки.

 

7. Поворот на бок —рефлекторное прогибание позвоночника.

 

8. Массаж ног(поглаживание, растирание).

 

9. Пассивное сгибаниеног.

 

10. Потанцовывание —ребенка, нужно взять за подмышечную область и ставить ножками на стол, онотталкивается и подгибает под себя ножки.

 

11. Массаж спины(поглаживание, спиралеобразное растирание).

 

12. Ласточка или парениена животе — ребенка поднимают на ладонях, поддерживая под грудь, он откидываетголовку назад 1-2 раза.

 

13.Стимуляция ползаньяпоказом игрушки.

 

14. Рефлекторное сгибаниестоп 2-3 раза.

 

Комплекс упражненийдля детей от 5 до 6 месяцев

 

Массаж рук с переходом нагрудь.

 

Скрещевание рук 3-4 раза.

 

3. Массаж живота(дополнительно дают растирание прямых, наружные и внутренних косых мышц).

 

4. Если сохранился четковыраженный шейный рефлекс, выполняют парение на спине 1-2 раза.

 

5. Если этого рефлексанет, дают присаживание, разводя руки в стороны 1-2 раза.

 

6. Бокс из положениялежа.

 

7. Массаж ног(дополнительно дается кольцевидное разминание и лыжный шаг).

 

8. Массаж стоп.

 

9. Топанье 3-4 раза.

 

10. Повороты на бок 1-2раза.

 

11. Массаж спины(дополнительно дается разминание и поколачивание).

 

12. Парение на животе 1-2раза.

 

13. Стимуляция ползаньяпоказом игрушки

 

14. Потанцовывание истимуляция ходьбы.

 

Комплекс упражненийдля детей от 7 до 9 месяцев

 

В возрасте от 7 до 9месяцев надо развивать двигательную и голосовую реакцию. Приучать по словувыполнять простые движения (сесть, лечь, повернуться на бок), способствоватьсвоевременному развитию ползанья.

 

1. Круговые вращения рук4-5 раз.

 

2. Массаж живота (всеприемы).

 

3. Активное присаживание,держась за кольца 2-3 раза.

 

4. Поднимание прямых ногили топанье.

 

5. Напряженное прогибаниепозвоночника (между лопатками вызывать раздражение кожи, от чего ребенокпрогибается в грудном отделе).

 

6. Хватание игрушки изположения лежа на спине и животе.

 

7. Самостоятельныеповороты на бок за игрушкой.

 

8. Ползанье за игрушкой.

 

9. Бокс из положениясидя.

 

10. Массаж спины.

 

Комплекс упражнений с10 до 12 месяцев

 

С 10 месячного возрастадо 1 года надо совершенствовать ранее освоенные движения, подготавливающиеребенка к самостоятельной ходьбе, учить выполнять ряд действий, направленных надостижение определенной цели.

 

1. Круговые движения руксидя.

 

2. Бокс сидя или стоя.

 

3. Массаж живота.

 

4. Топанье или пассивноесгибание ног.

 

5. Повороты за игрушкойна живот, на бок.

 

6. Напряженноесамостоятельное выгибание за игрушкой, которую поднимает воспитательница.

 

7. Подъем из положениялежа на животе за поднятые вверх руки.

 

8. Наклон вперед (ребенокстоит спиной к инструктору, его держат за ножки, и поощряя словами, заставляютподнять игрушку).

 

9. Подъем на кубики.

 

10. Упражнение«сели-встали».

 

11. Переступание закаталкой.

 

4.Физическое воспитание ребенка 2 и 3 года жизни

 

Физическое воспитание детей на 2 годужизни

 

В связи с развитием нервной системы врежиме детей второго года жизни увеличивается длительность бодрствования иуменьшается количество времени, отводимого на дневной сон.

 

Для детей второго года жизни,воспитывающихся в одной группе, устанавливается два режима. До 1 года 6 мес.дети спят два раза по 2—2,5 ч и бодрствуют 3,5—4 ч подряд, после 1 года 6 мес.спят один раз 2,5—3 ч и бодрствуют 4,5—5 ч. Таким образом, время сна и бодрствованиямладших и старших детей не совпадает, что дает возможность воспитателю и нянеуделять больше внимания той группе малышей, которые не спят.

 

Заметив, что ребенок вовремя не засыпаетили рано просыпается, а к установленному времени еще не хочет есть, воспитательсообщает об этом врачу. При необходимости врач дает указание перевести ребенкана другой режим. Детей ослабленных, с неустойчивой нервной системойцелесообразно несколько дольше оставлять в младшей подгруппе.

 

В период бодрствования детей нужно стимулироватьих двигательную активность, расширять круг двигательных умений, что имеетбольшое значение для роста и развития ребенка, нормального функционированиявсех его органов и систем. В группах детей второго года жизни 2 раза в неделюорганизуются занятия физическими упражнениями. Занятия проводятся в первойполовине дня, спустя 30 мин после завтрака, или после дневного сна, передполдником. Продолжаются они 10—15 мин. В младшей подгруппе (до полутора лет)занимаются одновременно с 4—5 детьми, в старшей (от полутора до двух лет) — с6—8. Занятия проводятся в групповой комнате при температуре 18—20°С, в летнеевремя — на воздухе. Во время занятий используются разнообразные пособия:лесенки, доски, ящики, мостики, каталки, корзины, мячи, палки и т. п.

 

Питание детей на втором году жизнизначительно изменяется: прекращается грудное кормление, ребенок начинаетполучать достаточно разнообразную, более густую и плотную пищу, требующуюпережевывания. Взрослые должны приучать детей есть незнакомые для них кушанья, съедатьполагающуюся им порцию, постепенно воспитывать у них навыки самостоятельнойеды.

 

Необходимо создать благоприятные условиядля кормления детей. Дети младшей подгруппы во время еды должны сидеть заполувысокими столами на креслицах с подножками. Старшие дети едят зачетырехместными столами, соответствующими их росту. Не следует задерживатьподачу на стол очередных блюд.

 

Детей младшей и старшей подгрупп кормятпорознь, потому что младшие дети еще не умеют есть самостоятельно и кормить ихприходится взрослым. Воспитатель и няня обычно кормят двух-трех малышейодновременно.

 

Как для первого, так и для второго блюдадаются глубокие тарелки (типа пиал), небольшие по размеру ложки (десертные).Чашки для детей должны быть устойчивыми, с широким дном и удобной ручкой.Сервировка, соответствующая возрасту детей, дает им возможность самостоятельносправляться с едой, не разливать и не разбрасывать пищу. Иногда няня иливоспитательница должны поправить ложку, чашку в руке ребенка, показатьправильное движение, держа его руку в своей. Дети быстро устают и, утоливголод, начинают отвлекаться или совсем перестают есть. Необходимо помочь имдокончить еду.

 

Пока няня заканчивает кормление старшихдетей, воспитатель проводит занятия с малышами, затем занимается со старшимидетьми, после чего младших детей готовят ко сну.

 

Старших детей, окончивших занятие, няняготовит к прогулке — организует пользование туалетной комнатой и одевает их. Вовремя одевания детей нужно разговаривать с ними, называя тот или иной предметодежды. Это помогает малышам узнать и запомнить новые для них слова,поддерживает стремление одеваться самостоятельно. При одевании детей оченьважно соблюдать одну и ту же последовательность действий. В холодное времягода, когда комплект одежды ребенка наиболее сложен, сначала надевают рейтузы,затем обувь, кофточку, варежки и пальто; в последнюю очередь надевается шапка.Надо очень внимательно следить за температурой наружного воздуха, чтобы одеватьдетей соответственно погоде.

 

Одетые дети не должны долго находиться впомещении, иначе они могут перегреться и, выйдя на улицу, простудиться. Поэтомувоспитатель выходит на участок с 5—6 одетыми детьми, не дожидаясь остальных,которых няня одевает и потом приводит к воспитателю.

 

Пока старшие дети гуляют, няня наблюдаетза спящими в это время малышами и занимается хозяйственными делами.

 

На прогулке воспитатель заботится о том,чтобы все дети были заняты, а в холодную погоду больше двигались. Он раздаетдетям игрушки, обязательно участвует в их играх, обращает их внимание наокружающее.

Чтобывоспитать у детей бережное отношение к игрушкам, педагог в течение всейпрогулки следит, как дети ими пользуются; в конце прогулки он вместе с детьмискладывает игрушки в ящик, пересчитывает мячи, лопаты, отыскивает недостающие.К окончанию прогулки няня выходит помочь воспитателю. Она уводит с собой частьдетей, уносит игрушки.

 

Необходимо приучить детей перед входом впомещение вытирать ноги о сырой коврик. В зимнее время взрослые стряхивают снегс одежды и обуви детей маленькими одежными веничками.

 

Раздевая детей, взрослые стараютсявызвать у них желание участвовать в этом, дают возможность старшим детямвыполнить некоторые действия самостоятельно. Зимнюю одежду — пальто, шапку —снимают взрослые, а дети достают из шкафа домашнюю обувь; поставив ее у своегостула, дети могут пытаться спустить рейтузы; взрослые снимают их с ребенка,переобувают его и провожают в туалетную, откуда ребенок идет в групповуюкомнату, где дети играют.

 

Это наиболее трудное время в работеперсонала. Старшие дети находятся в трех местах: раздевальной, туалетной игрупповой комнатах — и всюду им нужно помочь. Начинают просыпаться и младшиедети, которые также требуют внимания. Заведующей надо так составлять график,чтобы к этому времени приступили к работе воспитатель или няня второй смены.Они проводят обед, укладывают спать старших и поднимают после сна младшихдетей. В этом случае один из взрослых раздевает детей, другой следит за ними втуалетной, помогает детям мыть руки и направляет их в комнату.

 

Туалет. Воспитатель и няня продолжаютприучать детей второго года жизни к опрятности. Если воспитательная работа вэтом направлении проводилась и раньше, то к полутора годам ребенок начинаетпроситься на горшок. Чтобы выработать у детей привычку своевременно пользоватьсягоршком, надо обязательно направлять детей в туалетную перед прогулкой, посленее, перед сном и после пробуждения (если ребенок проснулся сухим). Кроме того,следует предлагать пойти на горшок тем детям, которые долгое время им непользовались. В этом возрасте навык проситься на горшок только формируется, ион может легко разрушиться, если взрослые не будут следить за детьми. Если же увоспитателя или няни нет необходимого такта и они резко отрывают ребенка отинтересной игры, напоминая ему о горшке (а он еще не приучен вовремя обращатьсяк взрослым по этому поводу), то в этом случае не только не создается привычка копрятности, но и возникает всяческое сопротивление разумным требованиямвзрослых.

 

Надо постепенно приучать детей к тому,чтобы они шли умываться самостоятельно. В умывальной комнате для малышей должныбыть низкие умывальники, а если их нет, то надо сделать подставку, так чтобыдети могли, стоя на ней, вымыть руки. Взрослый засучивает детям рукава,предлагает намочить руки, подставив их под струю воды. Воспитатель (няня)намыливает ладони и тыльную сторону рук ребенка и смывает мыло. Обычноприходится мыть не только руки, но и лицо, особенно если жарко или нос ребенкане в порядке. Проводя умывание, взрослые разговаривают с детьми, поощряют ихсамостоятельные действия. (Детские полотенца могут быть подвешены на уровнероста взрослых, так как дети сами вытираться еще не умеют.)

 

Помогая одному ребенку мыть руки,воспитатель предлагает двум другим детям, ждущим своей очереди, самостоятельнопроизводить некоторые действия: намочить руки водой, намылить ладони, растеретьмыло по всей кисти руки, смыть его.

 

Целесообразно организовать дневной сондетей на свежем воздухе —на веранде, под навесом, на площадке. Необходимо иметьв виду, что в холодное время года с детьми до 1 года 6 мес. прогулки непроводятся, а старшие гуляют очень непродолжительное время, поэтому сон насвежем воздухе в это время года необходим. Если же из-за отсутствия необходимыхусловий дети спят в помещении, то надо обеспечить хорошую вентиляцию: фрамуги,форточки или окна во время сна держат открытыми (насколько позволяеттемпература наружного воздуха). Для сна на открытом воздухе детей нужно одеватьтак, чтобы они не охлаждались и не перегревались. С этой целью в холодное времягода удобно пользоваться спальным мешком.

 

Вся подготовка ко сну должна проходитьспокойно, неторопливо, чтобы у детей создалось нужное настроение и не рушилосьнаступившее к определенному часу состояние сонливости. Необходима полнаясогласованность в действиях воспитателя и няни. Они должны знать круг своихобязанностей: пока воспитатель подготавливает ребенка ко сну (завертывает вмешок, если дети спят на воздухе, или укладывает в комнате) и наблюдает затеми, кто играет, няня выносит одетых на веранду. Все окна на веранде должныбыть открытыми. Предельная температура для сна детей на воздухе зимой —15°.

 

Во время дневного сна необходимотщательно наблюдать за самочувствием детей, следить, удобно ли им лежать, небеспокоит ли их что-нибудь; одного ребенка надо прикрыть, другого посадить нагоршок, сменить ему белье и т. д.

 

Все процессы — умывание, кормление,укладывание — должны проводиться воспитателем и няней в одном и том же темпе ив определенной последовательности. Очень важно, чтобы взрослые, обслуживающиедетей, предъявляли к ним единые требования. Воспитатель обязан наблюдать заработой няни и направлять ее действия. Он разъясняет няне, как поступать в томили ином случае, убеждает ее в необходимости воспитывать у детей желаниеучаствовать в самообслуживании, спокойно и терпеливо прививать им нужные навыкии умения.

 

Занятиях с детьми до 1года следует использовать сначала пассивные (с помощью взрослых), а затемэлементарные активные движения, например, повороты головы направо, налево,переворачивание со спины на живот, ползание, подготовительные упражнения входьбе, катание мяча, простейшие игры типа «ладушки».

 

К утренней гимнастикеребёнка следует приучать, как только он научился ходить. Комплекс её для самыхмаленьких (1 — 2 года) состоит из 3—4 упражнений имитационного характера(«достать мяч», «поднять мяч»). В занятиях с детьми в возрасте от 1 года до 3лет целесообразно использовать более сложные упражнения без предметов и спредметами (флажками, палкой, мячом). В физическом воспитании детей этого возрастабольшое место отводится подвижным играм и элементам плясок. Начиная с 3 летупражнения усложняются, увеличивается их число (до 5—6) и число повторений.

 

Помимо утренней зарядкидети (в зависимости от возраста) должны ежедневно упражняться в различных видахдвижений. С 3 лет малыши учатся бегу, прыжкам в высоту, метанию на расстояние,в цель, упражняются в равновесии, с 4 лет их можно учить ходить на лыжах, с 5 —плавать, играть в бадминтон, с 6 лет — кататься на коньках, играть в настольныйтеннис, выполнять элементы игры в баскетбол, городки. Детям дошкольноговозраста не рекомендуется делать физические упражнения статического характера,силовые упражнения, приводящие к утомлению нервной системы, нарушениюкровообращения и дыхания. Ребятам более старшего возраста можно рекомендоватьзанятия в спортивных секциях.

 

Наиболее эффективныспортивные упражнения на свежем воздухе, так как они стимулируют обменныепроцессы. Вместе с тем родители должны учитывать рекомендации врачей-онкологов,предостерегающих от длительного пребывания детей на воздухе в туманную погоду вкрупных промышленных городах.

 

 

5.Заключение

 

Младенец — эторадость, надежда и счастье родителей. Как хочется видеть своего ребенказдоровым, крепким, сильным!

 

Наше государство уделяетбольшое внимание физическому воспитанию детей всех возрастов. В программепоставлена одна из важнейших задач — физическое воспитание крепкого молодогопоколения, начиная с самого раннего возраста. Поэтому следует уделять развитиюдетей с раннего возраста и начинать физическое воспитание и лечебную гимнастикус раннего детства, вводя все это в норму.

 

Изучениеанатомо-физиологических особенностей развития детей с первых месяцев жизнипомогает ученым определять пути наиболее полноценного их развития и физическоговоспитания.

 

Первые три года жизниразвитие ребенка проходит очень быстро. Ни в один из последующих периодов он неприобретает так много, как в первые годы. Врожденные особенности не формируютпсихической деятельности младенца. С первых дней жизни окружающая младенцасреда начинает оказывать на него большое влияние, поэтому родители должныследить за здоровьем младенцем. Для укрепления здоровья младенца обычноприменяется лечебная физкультура и гимнастика, что приводит к правильномуразвитию ребенка на раннем этапе.

 

Между организмом младенцас его врожденными; унаследованными особенностями и окружающей средой с первыхдней жизни происходит процесс взаимодействия, в результате которого формируютсяновые нервные и психические процессы.

 

Известно, чторазвивается младенец в результате непосредственных воздействий на него взрослых,в процессе самостоятельной деятельности, а также под влиянием информации,идущей из окружающей среды.

 

Необходимо стараться неограничивать самостоятельную деятельность ребенка, не лишать его радостейпреодоления некоторых посильных для него трудностей. Если ребенок не слишкомподвижен, используйте уроки физкультуры, как приятное время препровождения. Всеэто позволит развеселить ребенка и приведет к правильному его развитию.

 

Задача родителей — способствовать развитиюсамостоятельной деятельности каждого ребенка. Дети много играют с игрушками,двигаются и вместе с тем с интересом наблюдают за окружающим, рассматриваюткартинки, по разнообразным поводам обращаются к родителям, с удовольствием выполняютих поручения.

 

На протяжении первых трехлет жизни решающее значение для развития ребенка имеет непосредственное влияниевзрослых. Формы этого влияния различны: на первом году значительное местозанимает показ, на втором и третьем — речь, поведение взрослых, их разговор сребенком и между собой, их взаимоотношения.

 

Особенно внимательнымдолжен быть подход к детям, отстающим в развитии. Учитывая их быструюутомляемость, легкую возбудимость, нужно обязательно чередовать лечебнуюгимнастику и физкультуру с паузами отдыха.

 

Одно из условий,повышающих сопротивляемость организма младенца к различным заболеваниям, —правильное физическое воспитание, которое зависит от организации всей жизниребенка, окружающей его среды и воспитания. Трудно переоценить значениедвижений для физического и нервно-психического развития детей раннего возраста,своевременного возникновения двигательных навыков и последовательного ихразвития. Этому в значительной степени способствуют лечебная гимнастика и массаж,а также уроки физкультуры.

 

Однако не все родителиимеют четкое представление о пользе лечебной гимнастики и лечебной физкультурыв сочетании с закаливанием для правильного физического развития ребенка. Многиене знают, что именно в раннем детстве особенно важно создать прочную основу дляпоследующего всестороннего укрепления здоровья и развития ребенка.

 

В тех случаях, когда вздоровье и физическом воспитании и развитии детей возникают какие-либоотклонения, правильный режим дня, закаливание, физические упражнения, лечебнаягимнастика и массаж по совету врача помогут устранить эти недостатки.

Список использованной литературы

1. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. — К.: Рад. шк., 1987 — 128 с.: ил.

2. Голубева Л.И. особенности физического развития детей 1 года жизни, Дошкольное воспитание, №4., 2003, с88-89.

3. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. — М.: АСТ, Аквариум, 2000. — 333 с.

4. Кенеман А.В., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста М., Просвещение 1985.

5. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред.М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М.: Педагогика, 1983.

6. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1987. — 160 с.

7. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 — 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1998. — 143 с.: ил.

8. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. Ю. Ф. Луури. — М.: Просвещение, 1991. — 61 с.

9. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 — 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1992. — 192 с.: ил

 

Date: 2015-11-14; view: 625; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию