Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уважаемые члены аттестационной комиссии!

Вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему: «Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с ДЦП."

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена значительной распространенностью и постоянным ростом количества детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В сфере изучения личности ребенка с ДЦП остро стоит проблема, связанная с исследованием ее эмоциональных проявлений, так как эмоциональный аспект личности является базовым для ее целостной характеристики.

Цель данной работы заключалась в изучении особенностей эмоциональной сферы ребенка с ДЦП.

Объектом исследования является эмоциональная сфера детей с ДЦП.

Предметом исследования стали особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с параличами.

Гипотеза исследования:

Дефицит двигательной активности, вызванный детским церебральным параличом, приводит к формированию определенного комплекса вторичных нарушений развития в эмоциональной сфере у детей старшего дошкольного возраста.

В рамках дипломной работы решались следующие задачи:

1. Провести теоритический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Применить комплекс методических приемов экспериментального исследования эмоциональных особенностей детей с детскими церебральными параличами.

3. Изучить психологическую характеристику эмоциональной сферы ребенка с двигательной патологией.

Исследование проводилось с 2010 по 2012 год на базе детского сада компенсирующего вида № 45 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата г. Санкт-Петербург. В эксперименте принимали участие дети с ДЦП, в общей сложности – 16 детей старшего дошкольного возраста.

Так же для сравнения результатов психологического исследования детей с ДЦП, были привлечены 16 нормально развивающихся ребенка старшего дошкольного возраста. Обследование данной группы было организовано на базе – детского сада № 77, г.Санкт-Петербург.

Исследование включало в себя беседу, наблюдение, изучение документации, а так же ряд методик таких, как «Тест тревожности» Р. Тэмми, М. Доркер, В. Амен; «Метод неоконченных предложений» и «Рисунок несуществующего животного»; «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотова.

В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:

1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. В современной общей психологии эмоции рассматриваются как сложные многоаспектные психологические образования. В настоящее время отсутствует единая психологическая теория эмоций. Проблема эмоций разрабатывается с позиций «деятельностного подхода» (А.Н. Леонтьев, В.К. Вилюнас, О.К. Тихомиров и др.), в рамках общей теории функциональных систем (П.К. Анохин, К.В. Судаков и др.), в рамках информационного подхода (П.В. Симонов и др.) и др. Изучив литературу по данной проблеме, мы пришли к выводам:

1) Для детей с ДЦП дошкольного возраста характерен ряд особенностей эмоциональной сферы. Для оптимизации эмоционального развития детей с ДЦП необходима целенаправленная система психокоррекционной работы, учитывающая особенности двигательного, речевого, познавательного, сенсорного развития детей.

2) На коррекцию эмоциональных нарушений в значительной степени влияют условия воспитания, в которых растет ребенок.

3) Подбор игр и занятий для дошкольников с церебральными параличами должен основываться на знании специфических структурных нарушений познавательной деятельности и быть направлен на коррекцию этих нарушений. Большое значение при этом имеет включение в комплекс коррекционных мероприятий таких видов деятельности, которые в своих истоках связаны с игрой: рисование, лепка, аппликация, конструирование, труд и др. Эти виды деятельности направлены, прежде всего, на развитие способности различать цвет, форму, величину, а также на развитие мышечно-суставного чувства и мелкой моторики. Вместе с тем эти виды деятельности существенно обогащают все психические функции и личность в целом.

2. В ходе экспериментальной части исследования нами была составлена и реализована диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. Экспериментальное исследование показало, что дети старшего дошкольного возраста с ДЦП испытывают существенные трудности при идентификации эмоциональных состояний (собственных и другого человека). Значительная часть дошкольников с ДЦП по показателям: уровень идентификации, вербализация эмоциональных состояний, структура эмоциональных представлений - продемонстрировали результаты более низкие, чем их нормально развивающиеся сверстники. У старших дошкольников с ДЦП присутствует неоднородность выражения эмоциональных состояний другого человека, во всех предлагаемых формах диагностического материала. При этом более выраженные трудности наблюдаются при идентификация эмоционального состояния по фотоэталону, определение эмоциональных состояний персонажей художественного текста. Менее выраженные трудности наблюдались при определении эмоциональных состояний по пиктограммам и тематическим рисункам.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость проведения коррекционной работы по оптимизации эмоционального развития старших дошкольников с ДЦП. При этом, основная роль в организации и реализации психокоррекционной работы должна принадлежать психологу. Психолог является тем специалистом, который обладает знаниями, позволяющими ему оценить особенности эмоциональной сферы каждого ребёнка, определить методы и направления работы, актуальные на данном этапе, координировать деятельность специалистов и т. д.


<== предыдущая | следующая ==>
Режим продувки двигателя | Понятие и предмет права социального обеспечения

Date: 2015-11-14; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию