Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозная педагогика как наука





Глава 1. Религиозное образование в системе социальных отношений

Религиозная педагогика как наука

Время появления религиозной педагогики, как науки спорно. Профессор Фридрих Швайцер называет 18 век веком начала религиозной педагогики в Германии. Конечно, наука тут понимается не в современном смысле. В современном же ее понимании она появилась лишь в 20 веке, но про нее все равно невозможно говорить, не упоминая периоды развития в 18 и 19 веках и таких известных ее деятелей, как Фридрих Шляеймахер с евангелической и Иоганн Миаэль Зайлер или Иоганн Бапитст Хиршер с католической стороны. Термин «Религиозная педагогика», как новообразование появился еще в конце 19 века. Тогда происходили преобразования в образовании, которые затронули также и его религиозную часть. Технический прогресс, всеобщее школьное образование, освобождение людей от постоянной заботы о благосостоянии, а также широкая традиционализация и плюрализация религиозных установок привела к новой политической, общественной и культурно-религиозной ситуации из которой развилась регигиозная педагогика, как наука. Гельмут Киттель называет религиозную педагогику «Теологией воспитания»[1]. Разъясняя связь религиозной педагогики с другими науками, невозможно не углубится в историю появления религиозного образования в Германии. Религиозная педагогика развилась из богословской дисциплины «катехетики» (греч., от katechein, обучать.) - искусства обучать вопросам, имеющим между собою тесную связь и расположенным в строго логической последовательности. В средние века занятия по катехизации, т.е. обучению основам веры проходили перед крещением. Отчасти эта традиция сохранилась и сейчас. И эти занятия проходили строго при церкви. В последствие данные занятия стали проводиться и с детьми. Во время Реформации данный урок стал называться уроком катехизации крещеных. И тогда катехетика становится не только уроком, но еще и книгой. Схема «вопрос-ответ», как в Малом Катехизисе Лютера стала иметь место. Позднее катехетика стала полноправной наукой. Это связано с определенной датой, а именно 1774 год и с именем Адольфа Экселера со стороны католиков. В том году Франц Стефан Раутенштраух (1734-1785) представил Марии Терезии (Герцогиня Австрии) учебный план по пасторскому богословию, как отдельный учебный предмет, в который входила катехетика, как составная часть. В 1777 открылась отдельная кафедра пасторского богословия и катехетика вошла в ее сотав. Но у катехетики, как у религиозной дисциплины не было самостоятельности. Этого можно было достичь только став педагогикой. Поэтому катехетика приобретает новое название религиозная педагогика и становится самостоятельной дисциплиной, не относящейся к курсу богословия. Хотя, оставаясь «религиозной», педагогика сохраняет непосредственную связь с богословием. Причины появления религиозной педагогики как таковой уходят корнями во времена Реформации, которая провозглашала, что вера должна быть понята и принята всеми людьми, на основании знаний христианских истин, и не только духовенством, но и мирянами. Такое отношение к религии мотивировало всеобщее религиозное образование в дальнейшем[2]. Но этому предшествовало долгое и постепенное развитие немецкой богословской науки.

Христианство пришло в Германию в IV-VI веках. Его появлению способствовали бесчисленные походы германских племен, называемых готами. В своих походах против Римской Империи готы брали пленников. Так в 264 году восточные готы снарядили морскую экспедицию в Трапезунд. Достигнув побережья, они прошли с грабежом и разбоем Каппадокию, Галатию, Вифанию и вернулись назад со множеством пленных христиан. Этот поход имел очень важные последствия для самих готов. В числе пленных был каппадокийский христианин Евтих, имя которого сохранил епископ кесарийский Василий. Он приписывает Евтиху заслугу распространения первых семян христианства среди готов.

Христианство, занесенное к готам каппадокийскими пленниками, постепенно распространялось среди них. Ко времени первого Вселенского Собора готская церковь была настолько многочисленной, что имела своего представителя в Никее. Около того же времени, началась просветительская деятельность Ульфилы, вначале как чтеца, а затем как епископа. Ульфила прославился переводом книг Священного Писания, который стал первым документом на языке готов. А в 720 году святой Бонифаций - "апостол Германии", добивается официально господствующего статуса христианства. Карл Великий в 790 году подчинил саксов, после чего христианство стало распространяться и среди этого многочисленного народа.

Вместе с отделением Римской католической церкви от восточно-христианской церкви германские княжества оказались в числе ее канонической территории.[3]

Как только христианство пришло на немецкую землю, появилась потребность донести основы веры до народа. Церковь ограничивалась тем, чтобы исповедник знал символ веры и отче наш наизусть, а также смог на исповеди назвать 10 заповедей и 7 смертных грехов. О воспитании веры в духе библейского христианства не могло идти и речи[4].

Первая половина 16 века в Германии ознаменовалась началом новой культурной эры в жизни не только немецкого народа, но и всего мира. Мартин Лютер выдвинул идею церковной реформации. Недовольство папской властью ученого католического иеромонаха Мартина Лютера стало началом раскола в католической церкви и появлением третей деноминации христианства – протестантизма. Большинство лидеров Реформации были либо преподавателями в высшей школе, либо высокообразованными пастырями. Сам Лютер окончил университет в Эрфурте со степенью магистра свободных искусств и далее изучал юриспруденцию. После поступления в монастырь и рукоположения в священники его направили преподавать в Виттенбергский университет. Там он впервые ознакомился с работами блаженного Августина. Среди его учеников был в частности Эразм Альберус. Лютер одновременно преподавал и учился, чтобы получить степень доктора теологии. В 1512 году он получил степень доктора богословия. После этого, Лютер занял должность профессора теологии. А после посещения Ватикана в серьез задумывается о справедливости и божественности папской власти. Эти размышления привели его к изданию в 1517 году «95 тезисов об индульгенциях», где он ведет диспут касательно продажи индульгенций и прав папской власти. Данная работа вызвала большой резонанс в католическом обществе не только Германии, но и Рима. Она легла в основу начала Реформации, т.е. отделения немецкой церкви от Римского католического христианства. В 1529 году Лютер пишет Большой и Малый Катехизис, которые легли в основу Лютеранства и провозгласили основные его догмы. Особое внимание нужно также уделить Малому Катехизису. Этот документ, содержащий краткое изложение основ лютеранского вероучения, лег в основу урока религии для конфирмируемых детей, как основной документ, который они должны были знать наизусть. В дальнейшем расширение информационного поля привело к отделению урока религии, как части школьной программы. Знание Краткого Катехизиса является условием конфирмации для лютеран. Лютер утверждает, что сознательные христиане должны не только быть крещены, но и причащаться не реже четырёх раз в год, а также знать десять заповедей, молитву Отче Наш и Символ Веры. Также Лютер указывает на необходимость исповеди, кратких молитв утром, вечером, перед и после еды. Не отрицается и крестное знамение.

Подход реформаторов к проблеме образования был выдержан в традициях средневековой схоластики – публиковались тезисы, по ним проводились дебаты, а дальше следовали изданным документам. Появление печатной прессы превратило появление публикаций в необратимый процесс. Брошюры с привлекательными рисунками, написанные простым языком сделали доступными дебаты для большого количества людей. Реформаторы также перевели Святое Писание и написали пояснение к нему. Такие доктрины реформации как спасение верой, всеобщее священство и главенство Писания требовало образования всего общества. Если личность несет ответственность перед Богом, то она должна понять эту ответственность через Слово. В этом и состояла проблема, потому что только хорошо образованные люди могли читать Библию.

Распространение начального образования стало огромной заслугой Реформации. В результате, родной язык приобрел большое значение, а также получила развитие новая педагогическая доктрина, которая уделяла большое внимание не только книгам, но и изучению практического ремесла. Эта идея поддерживалась особым вниманием протестантов к утверждению, что Господь призвал служить себе не только церковный клир, но и всех мирян на своих местах: «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол. 3, 17)». Лютер одобрял домашнее воспитание, но он не верил, что родители могут дать своим детям необходимое образование сами. В своем «Письме к главам и графам всех городов Германии в отношении христианских школ», написанным в Виттенберге в 1524 году, он настаивал на обеспечении школьников всесторонним образованием, включающим в себя латинский, греческий и иврит, чтобы ученики могли хорошо понимать Библию и быть настоящими христианами. Лютер также спорил о том, что для поддержания гражданского порядка и хорошего хозяйства, школы обязательно нужны обществу для обеспечения его образованными людьми. Школы должны были финансироваться за счет городского бюджета. А также школы могли посещать как мальчики, так и девочки. Ближайшим соработником Лютера был профессор Тюбингенского и Виттенбергского университетов Филипп Меланхтон, который практически полностью посвятил свою жизнь образованию и изобрел новую систему обучения, а также заложил основание средней школы. Благодаря Меланхтону Виттенбергский университет стал центром теологической науки во времена реформации в Германии[5]. Таким образом, Реформация стала отправной точкой развития религиозного образования не только по всей Германии, но и Европе, задавая тон всем христианским конфессиям.

Первые 10 лет ХХ века образ прагматической «современной» религиозной педагогики был представлен как с католической, так и с евангелической стороны. Новый термин с самого начала был связан с определением выраженного научного основания имеющихся основных положений, которые представляли новую дисциплину.[6] Особое значение в развитии религиозной педагогики ХХ века имеют 2 аспекта: без сомнения институционализация религиозной педагогики как науки и появление определенной инфраструктуры. Это в первую очередь кафедры в университетах и еще, что важно именно для этой дисциплины – это органы печати, в особенности журналы. Именно с ХХ веком связана история развития термина. Но сам термин «Религиозна педагогика» появился на границе 19-20 вв. Самобытными представителями этого направления тогда были Базедов, Зальцман, Хердер и Песталоцци. Но сегодняшний образ религиозная педагогика приняла в 60-70 гг. 20 столетия. Появляется такое понятие как проблемноориентированный урок религии и корреляционная дидактика или если говорить научным языком, религиозная педагогика стала гуманитарно и социально направленной дисциплиной. К концу 60 гг. религиозная педагогика не имела единой программы. Хотя, она уже была самостоятельной дисциплиной со своим девизом «от экзегетики к катехизации». В период с 30 по 60 гг. под термином «религиозная педагогика» понималась либо катехетика, либо евангелическое или католическое воспитание. В 1945 году в религиозной педагогике остро встал вопрос о национализме и, хотя к тому времени на эту тему уже были выпущены научные труды, но внешние обстоятельства послужили посылом к еще целому пласту исследований. Началась новая стадия изучения данной науки – послевоенная религиозная педагогика, что повлияло на особую концентрацию исследований в период с 1930 по 1975 гг. Но именно 1975 год стал переломным и во многом то состояние, в котором находится религиозная педагогика сейчас, она получила именно в том году. Более позднее определение Ганса Штока отражает собой настоящее отношение к религиозной педагогике в научных кругах и звучит так: это дисциплина промежуточная между теологией и наукой о воспитании, включающая в себя обе, но при этом самостоятельно существующая. [7]

Date: 2015-11-14; view: 2089; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию