Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы управления рисками предприятия





Задача риск-менеджеров компании заключается не только в том, чтобы провести анализ, дать экономическую оценку рисков. Департамент риск-менеджмента должен предложить мероприятия по минимизации последствий рисковых событий, выработать позицию по отношению к тому или иному риску - принять его либо уклониться.

Рассмотрим основные методы, которые применяют риск-менеджеры компании для управления рисками.

1. Избежание риска. Это один из консервативных способов нейтрализации рисков, подразумевающий отказ от действий, которые могут повлечь существенный риск. К примеру, отказ от проекта с неопределенным спросом или уровнем результатов, продажа рискового актива или уход с рынка.

Данный метод ограничен в применении, поскольку приводит к отказу от определенной деятельности, а следовательно, к потере выгоды, связанной с ней.

2. Удержание риска. Удержание риска заключается в принятии риска и самостраховании, то есть в создании резервов на покрытие убытка. Сумма резерва обычно равна сумме, необходимой для полного покрытия возможного ущерба.

Удержание риска требует дополнительных мер контроля. Внутри компании должны быть определены административные процедуры по принятию рисков, а персонал обучен действиям в кризисных ситуациях. Например, для удержания производственных рисков необходимо разработать инструкции по технике безопасности, обучить персонал их соблюдению и действиям на случай возможной аварии.

3. Передача риска. Классические методы передачи риска - страхование, хеджирование, аутсорсинг.

При страховании риск передается страховой компании посредством заключения договора с ней, при этом ее риски покрываются за счет страховых премий. При наступлении страхового события убытки предприятия возмещает страховщик.

Хеджирование - это страхование от неблагоприятного изменения ситуации на рынке. Например, можно хеджировать риск ценовых колебаний, заключив контракт с поставщиком на жестко оговоренных условиях - в отношении будущей цены покупки или количества поставляемого товара. Валютные риски хеджируются путем заключения с банком договора, в котором на определенный срок фиксируется курс покупки валюты. За то что банк принимает на себя риски, ему выплачивается премия.

Хеджирование - экономическая концепция принятия мер для защиты от финансовых рисков. В качестве хеджируемой статьи могут выступать актив, существующее обязательство, будущее обязательство по договору или ожидаемая будущая сделка, подвергающие организацию риску изменения справедливой стоимости или риску изменения будущих денежных потоков.

Инструмент хеджирования - как правило, производный финансовый инструмент, используемый для уравновешивания соответствующих изменений по хеджируемой статье.

Применение специального учета при хеджировании позволяет исключить неблагоприятные колебания финансовых результатов организации из-за хеджирования. Так, в отсутствие учета при хеджировании, если по состоянию на 31 декабря 2009 г. по фьючерсному контракту получен убыток, он отрицательно повлияет на чистую прибыль организации за 2009 год.

Применение правил учета при хеджировании дает возможность максимально "сгладить" финансовый результат, отражая прибыли и убытки как по хеджируемой статье, так и по инструменту хеджирования в одном и том же отчетном периоде.

Аутсорсинг - передача непрофильных для компании функций другим организациям - часто позволяет не только снизить риски, но и повысить эффективность деятельности, уменьшить затраты, связанные с самостоятельной реализацией таких функций (IT-услуги, строительные работы и перевозочную деятельность и др.).

4. Снижение риска. В отличие от стратегии полного избежания риска при использовании данного метода компания находится в зоне действия риска. Не отказываясь от риска полностью, она пытается активно влиять на его развитие.

Способами снижения риска может быть диверсификация (расширение видов деятельности компании), введение лимитов, формирование резервов (на покрытие убытков) и уменьшение времени нахождения в опасных зонах (для производственных циклов).

После диагностики выявленные риски ранжируются по вероятности наступления и размеру возможного ущерба, выявленные риски оцениваются как количественно, так и качественно.

Для количественной оценки рисков применяются разнообразные статистические методы, имитационные модели, сценарные анализы. Так, для оценки финансовых рисков используются расчет рисковой стоимости (VaR - Value-at-Risk) и имитационное моделирование (метод Монте-Карло). Для оценки природных рисков используются мнения экспертов, основанные, к примеру, на расчетах, проведенных по историческим наблюдениям, результатам накопленных статистических данных.

Для качественной оценки возможных убытков предлагается шкала ущерба - от несущественного, малого, среднего, крупного до значимого (таблица 1).

Таблица 1

Качественная оценка ущерба

Ущерб Возможная сумма, у.е.
Несущественный (best) менее 100
Малый (up) 100-1000
Средний (base) 1000-10000
Крупный (down) 10000-100000
Существенный (worst) более 100000

Суммы материального ущерба, фигурирующие в шкале, меняются в зависимости от уровня допустимости рисков, принятого в конкретном подразделении компании.

Качественная шкала оценки вероятности риска едина для всех подразделений (таблица 2):

Таблица 2

Качественная оценка вероятности риска

Вероятность возникновения риска Интервал, %
Незначительная менее 5
Малая 5-20
Средняя 20-50
Высокая 50-80
Значительная более 80

 

Следует отметить, что интервалы для обеих таблиц определяются риск-менеджерами самостоятельно, исходя из целей оценки, и могут быть как равно распределенными, так и асимметричными (в тех случаях, когда особое внимание необходимо уделить маловероятным и несущественным или, наоборот, более вероятным и значимым по размеру ущерба рискам).

Бесспорно, качественная оценка - это более простой способ, но менее точный и надежный. Поэтому по возможности компания старается использовать количественную оценку рисков.

После того как риски выявлены и оценены, следует определить допустимый размер рисков, к которому компания готова на данном этапе своего развития, то есть уровень толерантности. Обычно уровень толерантности определяется как наибольший риск, который компания готова понести в настоящее время. С развитием предприятия и изменением его стратегии этот уровень следует пересматривать.

Толерантность к рискам - не что иное, как склонность к риску тех менеджеров, акционеров, инвесторов, которые несут ответственность за них.

 

Заключение

Таким образом, практически каждая компания идентифицирует основные виды рисков, присущие ее бизнесу.

После проведения диагностики выявленные риски ранжируются по вероятности наступления и размеру возможного ущерба, выявленные риски оцениваются как количественно, так и качественно.

Для количественной оценки рисков применяются разнообразные статистические методы, имитационные модели, сценарные анализы. Так, для оценки финансовых рисков используются расчет рисковой стоимости (VaR - Value-at-Risk) и имитационное моделирование (метод Монте-Карло). Для оценки природных рисков используются мнения экспертов, основанные, к примеру, на расчетах, проведенных по историческим наблюдениям, результатам накопленных статистических данных.

В рамках рассмотренных методик управления рисками, большое внимание уделяется организационным аспектам построения системы управления рисками. В свою очередь, опыт внедрения систем управления рисками на российских предприятиях, говорит о важности организации системы принятия решений внутри субъекта хозяйствования на основе современных методов и принципов управления рисками.

Повышение эффективности деятельности любого предприятия связано с созданием и постоянным совершенствованием системы управления рисками. Для организации управления рисками предприятия необходимо разработать принципы создания, функции, структуру, стандартные процедуры и типовые методики системы управления рисками.

 

Список использованной литературы

1. Балдин К.В. Риск-менеджмент / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев. – М.: Гардарики, 2005. – 288 с.

2. Гончаренко Л.П. Риск-менеджмент / Л.П. Гончаренко, С.А. Филин. – М.: КноРус, 2007. – 216 с.

3. Локир К. Управление проектами. Ступени высшего мастерства / К. Локир, Дж. Гордон. – М.: Гревцов Паблишер, 2008. – 352 с.

4. Хруцкий В. Е. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования / В. Е. Хруцкий, В. В. Гамаюнов. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 457 с.

 

Date: 2015-11-14; view: 493; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию