Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кинематограф и его просветительская роль в досуговой культуре Германской империи





 

Кино вошло в жизнь человечества на исходе XIX века и довольно быстро после своего рождения успело стать великим искусством. Оно потеснила такие виды искусства как театр, литература, живопись.

Духовная жизнь может проявляться в различных элементах внешнего мира, особенно в тех почти неприметных беглых явлениях, которые составляют суть их любого экранного воплощения. Когда воспроизводится фильм, он дает реальную возможность увидеть не только стороны внешнего мира, который окружает абсолютно каждого человека, но и позволяет понять психологические аспекты открывающихся реалий.

Существовало множество мнений, о том, что же такое кино. Одни считают, что кино - это видимая литература, другие, что это говорящая живопись, третьи, что это движущаяся фотография.

Традиционно считали, что кино больше всего связано с литературой. В самом деле, и при чтении книги, и при восприятии фильма перед нами возникают зрительно-словесные образы, движется цепь событий. Но при чтении книги в сознании человека появляются образы, которые связаны с его воображение. У каждого в этом случае будет своя картина событий. А зрителям, кто решил просмотреть киноленту, показывают конкретное реальное действие. Все они видят одно и то же, но опять же, восприятие у них будет различно. Может быть, кинематограф больше всего похож на театр? Похож, но есть и различия. Действие театральное происходит в реальном времени и пространстве. Здесь и сейчас. А действие кинематографическое показано через экран. Это уже не действие, а изображение действия. И в этом смысле кино ближе всего по природе своей к искусствам изобразительным.

Кино, в отличие от театра занимает большое социокультурное пространство, часто выходит за пределы художественного образа. Вопрос о взаимосвязи кино с пластическими искусствами до сих пор систематически еще не изучался, но к этой проблеме неоднократно обращался крупнейший художник и теоретик нашей эпохи Сергей Михайлович Эйзенштейн. Он считал, что кинематограф - это часть системы развития живописи, часть ее истории[80].

Несомненно, кинематограф занял определенное место в досуговой культуре и явился зачатком массовой культуры. Но если говорить о Германской империи рассматриваемого нами периода, то нужно сказать что кинематограф только зарождается, как назвал этот период в развитии кино Зигфрид Кракауэр «архаический период развития кинематографа»[81]. Важно отметить, что национальное кино отражает психологию своего народа более прямым путем, нежели другие искусства

Если коснуться самого понятия кинематографа, то оно имеет первоначальное значение - это название аппарата для съемки на кинопленку движущихся объектов и для последующего воспроизведения получаемых снимков путем проецирования их на экран. Другое значение - зрелище, основанное на использовании кинотехнической аппаратуры.

Зарождение и развитие кинематографии в Германии происходило в обстановке стремительного роста милитаристских тенденций в политической и общественной жизни страны. В своей внутренней политике Бисмарк уделял особое внимание развитию тяжелой промышленности, так как без этого Германия не могла стать великой военной державой. За короткий исторический срок в 25-30 лет Германия стала индустриальной страной. В связи с быстрым развитием промышленности возникали всевозможные компании, банки, акционерные общества. Эта деловая горячка, которую тогда называли грюндерством, безмерно обогащала крупных капиталистов и вызывала обнищание мелкой буржуазии. Казалось, что бурные темпы развития машиностроения, химии и оптики должны были способствовать быстрому росту кинопроизводства, оснащению его новыми видами аппаратуры и высококачественной кинопленкой, но в действительности ничего подобного не произошло. Сначала немецкая кинематография находилась практически на последнем месте в Европе по уровню своего развития. Условия, при которых происходило зарождение киноискусства, были весьма не благоприятными. Существование строгой прусской полицейской цензуры, особенно яростно нападавшей на французские фильмы не столько из-за их содержания, сколько в силу националистического рвения цензоров тормозило развитие кинематографа. Нельзя так же забывать о конкурентной борьбе между кинематографом и театром[82].

Число провинциальных театров в Германии было достаточно большим. После воссоединения Германии в каждом бывшем княжестве еще долгое время продолжали действовать придворные театры. Но после того как они перешли под опеку городских властей, их ждало довольно - таки жалкое существование. С появлением кинематографа происходит некая борьба театральных деятелей за право считать театр наилучшим проведением досуга и повышения образованности среди молодежи. Театральные деятели пытались доказать, что кино – это аморальное зрелище, которое не воспитывает, а лишь развращает немецкую молодежь. Однако несмотря на все эти недовольства, энтузиасты и поклонники кинематографа не жалели усилий и развивали производство фильмов и аппаратуры. Кинематограф был изобретен в 1896 году братьями Люмьер в Лионе в том виде, который сделал возможным его повсеместное применение.


«В те годы фильм своими манерами напоминал мальчишку- беспризорника, и это невоспитанное создание привольно произрастало среди самых низких общественных слоев. Кинематограф прельстил многих немцев, прежде никогда не заглядывавших в театр; других экран переманил к себе из театрального зала. В 1910 году театр провинциального городка Хильдесхейм сообщал о том, что потерял половину тех зрителей, которые прежде покупали три разновидности самых дешевых мест. Варьете и цирк жаловались на то, что ими пренебрегают. Привлекая к себе молодых рабочих, продавщиц, безработных, бродяг, кинотеатры пользовались весьма дурной славой. Они предоставляли кров беднякам и убежище влюбленным парам. Иногда в такой кинотеатр забредал и какой-нибудь шалый интеллигент»[83].

Если мы коснемся вопроса о производстве фильмов, то Германия отставала от Франции и Америки. В кинотеатрах доминировали картины иностранного производства, немецких фильмов было очень мало.

Регулярное производство фильмов в Германии начинается только с 1909-1910 годов. В 1909 году кроме «Месстера» появились еще фирмы «Континенталь», «Дейчес биоскоп», «Ралиг» и некоторые другие. Однако руководящую роль по-прежнему играла фирма «Месстер». Спрос на кинофильмы в стране возрастал с каждый днем, росло и количество кинотеатров. К 1911 году, по неполным данным, в Германии было около 1500 кинотеатров вместимостью 150-200 зрителей каждый.

Происходит расширение кинорынка, а это приводит к тому, что заказов на фильмы становится гораздо больше. К началу войны на экраны выпускалось в год до 120 игровых кинокартин длиной от 300 до 900 м. Пропорционально росту кинопроизводства росло и количество кинофирм, занимающихся их созданием и прокатом. К 1913 году в Германии насчитывалось более 50 различных кинопредприятий. Маленькие фирмы существовали рядом с большими. Это обеспечивало разнообразие кинопродукции, что укрепляло способность немецкого кино отражать настроение общества. Постоянная конкуренция, существовавшая между ними, приводила к ожесточенной борьбе на кинорынке. Активный интерес зрителей к кинематографу и ревностное отношение к этому театра с новой силой обострили взаимоотношения между ними. Желая положить конец производству фильмов, руководители театров обратились за помощью к творческим союзам. В основном творческие союзы состояли из писателей, театральных деятелей и драматургов. Им было запрещено принимать участие в создании фильмов. Примечательно, что против кинематографа зачастую выступала и пресса[84].

Развитию киноиндустрии способствовало развитие химической промышленности. Германия занимала видное место в развитие и процветании данного вида промышленности. Инженеры, специализировавшиеся ранее в различных областях производства на базе анилина, в 1905 году разработали промышленные способы изготовления невоспламеняющейся основы для пленки из ацетата глюкозы, который мог заменить целлюлозу в производстве кинолент. Германские химики довольно быстро преодолели трудности, и в 1913 году «Агфа» заявила, что ее пленка не уступает по качеству пленке американской фирмы «Кодак»[85].


И все же производство игровых фильмов не сокращалось. Не прошло и года, как о попытках запретить членам союза участвовать в создании фильмов забыли.

Среди театральных режиссеров были и те, кто готов был сотрудничать с кинематографом. Первым, кто пошел на компромисс, был крупнейший театральный режиссер М. Рейнгардт, подписавший в 1912 году договор с фирмой «Унион» на постановку 5 художественных фильмов.

Здесь нелишним будет напомнить, что во Франции крупные театральные актеры стали сниматься в фильмах уже в 1908 году. Следовательно, германские кинофирмы отстали в этом отношении на 5-6 лет. Чтобы добиться таких же успехов немецкие режиссеры идут на хитрость. Им удается переманить на работу в Берлин крупных и известных киноактеров из других стран Европы. Конечно же, основным поощрением является огромный гонорар.

Интеллектуальный мир театра - режиссеры, актеры и драматурги, которые давно презирали своего низменного собрата, стали проникаться интересом к кинематографу. Эту перемену настроений можно отчасти объяснить миссионерской, ревностной деятельностью Пауля Давидсона, активного пропагандиста раннего немецкого кинематографа, который упрямо предрекал кинематографу большое художественное будущее. В целях широкой кинорекламы Давидсон подписал контракт с Максом Рейнгардтом, крупнейшим берлинским театральным режиссером, и в 1911-1912 годах принял участие в основании своеобразной организации, которой вменялось в обязанность наладить связи между постановщиками картин и драматургами. Перспектива весьма ощутимых преимуществ, конечно, сломила неприязнь многих недавних недругов кинематографа. Молодые актеры из берлинских театров были не прочь подработать на киностудиях. Театральные режиссеры со своей стороны наживались на том, что сбавляли этим актерам жалованье; более того, они не без удовольствия размышляли о том, что теперь театр заманит к себе кинозрителей, которым захочется полюбоваться своими экранными любимцами на сцене[86].

Развитие немецкого киноискусства во многом обязано Максу Рейнгардту. Этот непревзойденный новатор театра, к сожалению, никогда серьезно не интересовался специфическими особенностями языка кино. Он, видимо, отталкивался от мысли, что все хорошее в театре подходит и для кино. Поэтому, не затрудняя себя поисками, он просто переснял на пленку «Венецианскую ночь» и «Остров блаженных» (обе - в 1914 году).


Но, как и следовало ожидать, эти старания кинематографа добраться до высокого уровня литературы были по существу ошибочны. Люди театра, по старинке тяготеющие к сценическим способам выражения, не могли постичь непривычные им законы нового, а к фильмам относились снисходительно. Значение кинематографа в конечном счете ограничивалось для них сценическими рамками.

После 1910 года в Германии возникло движение за реформу кино. Сторонники этого движения выступали с призывом запретить демонстрацию аморальных фильмов, и говорили о необходимости достичь воспитательных целей с помощью постановки фильмов в духе патриотизма и истории, в которых бы отражались героические моменты и подвиги. Если мы коснемся рассмотрения времени с 1912 года, то увидим, что ретивые представители этих обществ оправдывали свое существование тем, что изо всех сил противодействовали безнравственным фильмам и объявляли их источником растления молодежи. Они осуждали кинематограф за то, что он так пренебрежительно относится к литературным шедеврам, и зачастую перевирает всю суть произведения, а о многих моментов и вовсе умалчивает. Был случай ещё в 1910 году. Постановщик фильма «Дон Карлос» самовольно упразднил двух центральных персонажей шиллеровской драмы. Реформаторы кино сочли этот поступок за преступление. Ведь каждая экранизация должна четко следовать первоисточнику (книге, по которой идет съемка). Возникает вопрос: неужели эти образованные буржуазные болтуны рьяно защищали Шиллера во имя искусства? Вряд ли. Классическая литература пользовалась внушающим благоговение авторитетом, и, защищая ее неприкосновенность, реформаторы кино выражали свое стремление служить властям.

Накануне 1914 года складывается обстановка, свидетельствующая о скором появлении настоящего немецкого кино.

В кинематографе пользовались популярностью американские вестерны. Киноковбои Брончо Билл и Том Микс покорили сердца немецкой молодежи, которая проглатывала том за томом романы Карла Мая. Невероятные события касались легендарного Дальнего Запада. Эти книги населяли индейские племена, торговцы в крытых фургонах, охотники, бандиты и авантюристы. Подобного рода книги были актуальными среди молодежи подросткового возраста. Взрослые же относились к ним снисходительно, иногда не понимая такого рода увлеченности. Герои американского экрана быстро завоевывали любовь и популярность. Их подвиги были героическими, поступки добрыми, сами они были простые и отзывчивые. Все эти моменты не могли не затронуть немецкую публику, даже в интеллигентской среде. Следуя моде, множество студентов в самом начале войны бросились очертя голову добровольцами на фронт. Ими руководили не столько патриотические чувства, сколько страстное желание избавиться от бесплодной свободы и променять ее на полную превратностей жизнь. Они хотели ощущать свою полезность.

В свою очередь немецкие кинопредприниматели придерживались достаточно определенных целей при производстве своих фильмов. Вероятно, они будут заинтересованы в том, чтобы получить максимальный доход за свою картину. Именно поэтому кинематографические новации их интересовали в меньшей степени. Большинство фильмов, к сожалению, носило коммерческий характер. Это коснулось всех жанров и всех видов кинопродукции: развлекательных комедий, бытовых драм и исторических фильмов. Все эти фильмы объединял явно выраженный националистический и шовинистический характер. Эти тенденции особенно усилились накануне войны[87].

После того, как началась война, был подведен своеобразный итог в развитии кино. Он характеризуется медленным развитием производства фильмов. Перед войной начинают укрепляться связи со смежными искусствами и литературой. В кинопроизводство пришли новые творческие люди, имеющие большой опыт работы в театре. Кинематограф начинает получать финансовую спонсорскую помощь от банковского капитала. Усилилось строительство студий, улучшилось их оборудование. Появляются первые кинотеатры, которые были рассчитаны на 2000 мест. Серьезным вкладом довоенного и военного кинематографа явилось то, что он создает благоприятную почву для будущего роста целого поколения актеров, операторов, режиссеров и техников. Некоторые из этих ветеранов продолжали потом работать при Гитлере.

С началом войны все планы кинематографистов были перепутаны. Для обслуживания военных нужд, были необходимы ресурсы. Поэтому все постановки, запущенные в производство, были приостановлены[88].

Важно отметить, что фильмы, существующие в ту или иную эпоху, отражают не столько определенные убеждения, сколько психологические настроения коллективной души. О многих переменах в обществе узнавали из прессы. О многих проблемах писали известные авторы в своих романах. Ставили различные пьесы в театрах. Но кинематограф во многом превосходит эти источники. Благодаря спецэффектам, возможностям переснять определенную сцену, картины кино являются более детально изученными. Они показывают целостную картину окружающего видимого мира.

«В кинотеатре... зритель сидит на месте только в физическом смысле... В эстетическом плане он пребывает в постоянном движении, поскольку глаз его идентифицируется с объективом кинокамеры, которая постоянно перемещается в различных направлениях и меняет угол зрения. Пространство предстает зрителю в таком же движении, в каком пребывает он сам. В пространстве движутся не только твердые тела - движется само пространство: зыблется, растворяется, изменяется, снова сгущается...»[89].

Разного рода фильмы: художественны и документальные запечатлевают реальный мир. Опередив другие кинематографические приемы, крупный план появился у колыбели кино и продолжает успешно утверждаться на протяжении всей его истории. «Когда я берусь за фильм, - говорил Эрик Штрогейм журналистам, - то работаю днем и ночью. Не ем, иногда не сплю, стараюсь выверить каждую деталь, представить себе даже выражения лиц моих героев». Здесь говорится о том, что происходит фиксация повседневных мелочей, попытка разглядеть детально то, что скрыто природой. Миссия фильма - фотографическое воспроизведение с элементами рефлексии.

Немецкий кинематограф представляет значительный пласт мирового киноискусства и включает в себя многочисленные шедевры кинематографа, начиная с немого кино и заканчивая современными авторскими работами. На стадии зарождения кинематографа в Германской империи в рассматриваемый нами период он являлся новым видом развлечения. Быстро завоевав популярность среди «высшего общества» Германии, кино стало средством массовой культуры, и короткие фильмы вскоре уже повсеместно показывали обычным горожанам и рабочим.

Таким образом, можно сказать, что появление киноискусства привело к созданию новых средств коммуникации и воздействия на немецкое общество. Несмотря на позитивное влияние кинематографа, распространение кино привело к негативным последствиям в культуре. Кино навязывало населению новые образцы поведения. Оно явилось одной из первых форм массовой культуры.


Заключение

На развитие и формирование досуговой культуры Германской империи последней трети XIX - начале XX вв. оказывали влияние определенные факторы и исторические условия, характерные для Германской империи. В художественных произведениях Германии элементы досуговой культуры находят свое место и отражение. Перечислим условия, которые сформировали досуговую культуру Германской империи: объединение Германии в 1871 году, завершение промышленной революции, урбанизация, появление социального законодательства, которое в свою очередь дало возможность к уменьшению рабочего дня и увеличению свободного времени рабочих; происходили изменения в социальной структуре немецкого общества - увеличение количества рабочих; национализм как теория и практика политической жизни, милитаризм и др. Но изменения в повседневности нельзя объяснить только причинами экономического и политического и социального характера, в 70-е годы XIX века в Германии появилась тенденция в обществе - ощутить и заново осознать себя как единая нация, этот длительный процесс складывания нации продолжался уже в едином государстве.

Досуговая культура Германии последней трети XIX - начала XX вв. была представлена основными традиционными и новыми формами. Традиционные формы досуга складываются ещё до объединения Германской империи, но в связи с изменениями, происходившими в государстве стали приобретать свои особенности. Художественная литература являлась показателем культурного потенциала империи. В ней зачастую раскрывалась досуговая культура немцев. Не всегда ее можно полноценно сравнить с существующими установками, касающимися досуга данного периода. В ходе нашего исследования, нам приходилось сравнивать элементы досуга, отраженные в художественной литературе, и элементы, отраженные в историографическом списке, для того, чтобы взять для детального изучения лишь объективные реалии. Анализ художественной литературы показал, что авторы, которые пишут романы, весьма часто обращаются к воссозданию полной картины существующего досуга, как части повседневности. Для того чтобы сделать своих героев наиболее приближенными к реальной жизни, авторы делают попытку описать быт, досуговую культуру, повседневность наиболее ярко. Они стремятся как бы «вклинить» вымышленных героев в ту среду, в которой живет сам читатель. По причине того, что многие читают именно то, что касается конкретно их проблем, переживаний, установок и поведения. Некоторые читатели в литературных произведениях ищут ответы на волнующие их вопросы жизни, взаимоотношений, любви и дружбы.

Такие традиционные формы досуга как музыка, танцы и песни составляли важную часть духовной жизни немецкого народа последней трети XIX - начала XX веков, без которой нельзя представить повседневную жизнь. Эти формы наиболее ярко показывают развитие досуговой культуры, ее разнообразие. Благодаря этому происходит подъем национального духа, сплочения нации на националистической основе. Перечисленные формы досуга, несомненно, являлись очень востребованными у народа. Важным моментом при анализе данной формы досуга следует сказать о взаимосвязи поколений, тесноте контактов, отсутствии различий между мужчинами и женщинами, стариками и детьми, танцевали, пели все.

Большое значение отводилось домашнему чтению. По итогам анализа художественной литературы, мы видим, что в досуговой культуре чтение является важной составляющей. Читали много. Литература была различной. Журналы и книги в свою очередь отвечали основным литературным направлениям, например, выпускалось множество журналов направления «модерна». Книги, которые были написаны в этот период, писались, так сказать, «написаны на злобу дня», и отражали основные направления развития и проблемы страны (произведения Т. Манна, Г. Манна и др.).

Новые формы появляются на рубеже XIX - XX веков. Это ознаменовано реакцией на процессы, которые затронули Германскую империю. Нельзя не брать во внимание индустриализацию, урбанизацию. Кинематограф появляется благодаря достижениям научно-технического прогресса. Он являлся одной из форм проявлений массовой культуры, что в последствие свидетельствует о его доступности. Кинематограф очень быстро становится популярным зрелищным видом досуга, на это указывают и быстрорастущее количество кинотеатров. Некоторое время кино соперничает с театром. Театральные деятели не желают видеть в кинематографе веяния нового времени, изменения, которые, возможно, улучшат культурную ситуацию в стране. Актеры, хоть и не сразу, что является вполне естественным, становятся кумирами, примерами для подражания. Особенность кинематографа как формы досуга в Германии состояла в том, что он стал навязываться населению с тех позиций и прививать ту модель поведения, которые были удобны и выгодны государству.

Литературная жизнь и литературно-музыкальные вечера связывают с появление новых направлений и литературе и искусстве: «Сецессиона», декадентство (декаданс), модерна. Что же давали эти вечера немцам? Литературно-музыкальные вечера давали немцам возможность отдохнуть от ежедневных проблем, занять свободное от работы время. Благодаря им происходило повышение уровня грамотности и образованности жителей Германской империи. Однако эти формы досуга одновременно служили для пропаганды определенных морально-этических, художественных ценностей, а также осуществляли политическое воспитание.

Культурная политика Германской империи была направлена на подъем национального духа и сплочения нации. Но нельзя упускать тот факт, что правящие круги использовали досуговую культуру, как свои планы на мировое господство Германии.

 

 







Date: 2015-11-14; view: 1268; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию