Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная структура, социальные институты и процессы

Выдержки из автореферата диссертации

Клочкова Ольга Юрьевна, 2003,

Социальная структура, социальные институты и процессы

 

Актуальность темы исследования. Каждая цивилизация, когда-либо существовавшая ранее и существующая сегодня, выработала собственное представление об успехе, успешной деятельности и соответственно характерную модель успеха.

Модель успеха - понятие, широко используемое современными исследователями (Арутюнян М.Ю., Чирикова А.Е., Резник Ю.М.). Она включает в себя ряд элементов, основными из которых являются два: слагаемые успеха — это то, что, собственно, и подразумевается под успехом, осознается как успех и средства достижения успеха.

Примерами таких моделей являются «советская», преобладавшая в годы социалистического строя в СССР («через образование в интеллигенцию», приоритет духовных ценностей над материальными) или, например, «протестантская», зародившаяся в Европе с конца XVI в. в ходе Реформации и распространенная главным образом в США, Великобритании, Германии, Швейцарии и др. (с помощью упорного труда - к богатству как награде за труд и общественной ценности). Кроме моделей успеха, свойственных тем или иным цивилизациям, можно также выделить существование двух универсальных моделей, получающих распространение в периоды глобальных кризисов, когда общественные ценности разрушаются. Это «гедонистическая» (с возможно наименьшей растратой усилий — к некой обеспеченности как источнику благ и удовольствий) и «аскетическая» (с помощью отказа от материальных наслаждений — к достижению некой идеальной, духовной цели) модели успеха. Когда общество оказывается в состоянии кризиса и критерии успеха размываются, в обществе одновременно сосуществует и «пользуются спросом» на «рынке личностных стратегий успеха» (Резник, Е.А. Смирнов Е.А.) несколько^ моделей успеха, а также различные компромиссные варианты и стратегии.

Сущность трансформации, произошедшей в России в 1980-90-е гг., составляет постепенный переход от господства советской модели успеха к многообразию его форм и проявлений, где нет явного доминирования. Это и успех в так называемой «частной жизни», одобряемой и принимаемой «близкими» (компромиссная модель), и приверженность отдельных групп как «американской» модели успеха, так и «гедонистической», «аскетической» и традиционной советской моделям.

Постановка проблемы. В последнее десятилетие слово успех не сходит со страниц печатных изданий, экранов телевизоров. Индивидуальный успех стал важным социальным феноменом, привлекающим всеобщее внимание. Согласно господствующему сегодня подходу, только на базе личностных достижений возможно формирование общего преуспевания.

Между тем еще недавно, в советское доминировали иные, коллективные формы успеха, и именно в их рамках предполагалась наиболее полная реализация личных интересов. Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена как сравнительной новизной феномена личного успеха для современного российского общества, так и его распространенностью в современной социальной реальности.

Проблема заключается и в том, что феномен успеха находится на стыке ряда общественных наук - социологии, психологии, культурологии. Отечественная социология, и в особенности ее прикладная часть, долгое время занималась лишь отдельными, социально детерминированными аспектами стратегического поведения личности (В.Ольшанский) Актуальной задачей является построение комплексной модели успеха, типология таких моделей и использование этого инструментария в эмпирических исследованиях. В ином случае исследователь сталкивается с тем, что разные люди вкладывают в понятие успех совершенно разное содержание.

С другой стороны, эмпирические исследования фиксируют также большое разнообразие мотивов учебной деятельности и профессионального выбора. Это заставляет поставить вопрос о поиске определенных общих оснований, которые и детерминируют выбор профессии. С нашей точки зрения, таким основанием является в том числе представление об успехе и средствах его достижения.

Поскольку трансформация российского общества сопровождается ломкой устоявшихся представлений об успехе и стихийным формированием новых моделей, возникают закономерные вопросы о детерминантах выбора той или иной модели успеха, о распространенности различных моделей, о тендерных, возрастных и социально-профессиональных различиях в представлениях о личном успехе. Противоречивость многих ответов респондентов, получаемых в ходе социологических опросов, свидетельствует о своего рода «раздвоенности» их сознания, иррациональности выбора. Это предопределяет необходимость использования принципиально новых методических приемов при изучении жизненных стратегий и моделей успеха.


Процесс трансформации нашего общества неизбежно затронул сферу ценностей и идеалов. Успешность любых общественных преобразований определяется не только объективными изменениями, происходящими в экономической и политической сферах, но и соответствующей трансформацией системы ценностей и идеалов как важнейших регуляторов социального поведения индивидов. Понятие же успеха обладает самой непосредственной связью с ценностными ориентациями личности. Оно во многом формирует систему ценностных приоритетов, которые служат основой определения жизненной стратегии личности. Следовательно, • исследование модели успеха как фактора профессионального выбора поможет не только выявить воздействие представлений об успехе на профессиональный выбор молодых людей, но имеет и очевидную прогностическую силу, поскольку выявленные тенденции проецируются на перспективу развития российского общества в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема успеха волновала людей с глубокой древности и описана во многих работах, привлекая внимание ученых различных мировоззрений и научных интересов на протяжении многих веков. Первым к ней обратился древнегреческий поэт и мыслитель Гесиод (VIII в. до н.э.) в своей поэме «Труды и дни», размышляя о социальных причинах и личностной обусловленности богатства и бедности как успеха и неуспеха. Много внимания уделил проблематике успеха в своих диалогах Платон. Он проанализировал стремление древнего грека к славе, которая, по его мнению, есть форма признания тех или иных заслуг личности, оценка реальных и мнимых достоинств человека. Платон высоко оценивал это стремление, видя в нем одну из движущих сил эллинской цивилизации (Платон).

Поскольку современное западное общество (как и древнегреческое) есть общество «достижительское», не удивительно, что именно там исследование феномена успеха привлекло повышенное внимание. С конца 1950-х гг. в западной социальной психологии стремление к успеху было признано одним из главных социокультурных мотивов человеческой деятельности. Инициатором этого направления был Д. Мак-Клелланд (MacClelland), его взгляды получили развитие в ряде работ, прежде всего в работах Д. Аткинсона (Atkinson). Социально-психологические исследования 1970-1980-х гг., привели к выдвижению гипотезы о так называемом «страхе успеха» (T.Tresemer). Так была определена психологическая установка на избежание успеха как в смысло-жизненном ракурсе, так и на профессиональном поприще. М. Паппо ~ показал, насколько страх успеха преобладает в академических кругах США. Была даже сконструирована шкала «страха успеха» (Zuckerman, Allison). Позднее стало ясно, что дело не в «страхе успеха», а в амбивалентности профессиональных стратегий человека. Новые социально-психологические замеры и экспериментальные исследования привели большую часть американских и западноевропейских психологов к выводу, что в массовом сознании современного общества старая формула успеха «индивидуализированный успех через соревнование» сменилась на новую формулу с иным содержанием - «личный успех через кооперацию». Реализуя такую модель поведения, они чувствуют себя психологические более комфортно (Kohn, Simmons). В советской науке вплоть до начала 1990-х гг., по замечанию О.И. Ефремовой, понятие «успех» не получило своего научного статуса. «Если такие понятия, как потребности, интересы, мотивы, оценки, ценности, установки, ценностные ориентации, эмоции, воля, средство, результат и некоторые другие к этому времени уже были признаны в качестве научных категорий, то понятие «успех» все еще несло на себе печать обыденного сознания». В ряде работ успех выступает как форма самореализации субъекта, обеспечивает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны общества в форме одобрения или признания.


Современная отечественная научная литература о феномене успеха насчитывает уже сотни наименований. Крупным явлением стал межрегиональный (Тюмень - Москва) гуманитарный проект «Этика успеха», в рамках которого на протяжении нескольких лет издавались сборники статей по проблематике успеха (всего увидели свет 11 выпусков «Этика успеха» и ряд сборников под другими названиями). В этих сборниках опубликовано множество статей социологов, культурологов, политологов, философов, экономистов и психологов, так или иначе затрагивающих феномен успеха (среди авторов - А.Г. Асмолов, И.М. Клямкин, А.Ю. Согомонов, В.И. Бакштановский, Д.В. Драгунский, A.C. Панарин и др.)

В рамках «комплексного анализа жизненных стратегий личности» анализируют успех Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов. Защищены и диссертации по социологии (О.И. Ефремова; М.В. Богданова; Е.А. Знобищева) и психологии (M.JI. Кубышкина) успеха. Много внимания уделяет исследованию феномена успеха известный украинский исследователь Е.И. Головаха. В последние годы появились исследования предпосылок успешной деятельности, прежде всего предпринимательской (В.П. Позняков, Е.Б. Филиппов; А.Е. Чирикова; и др.) и профессиональной (А.Ю.Согомонов), содержащие ценный эмпирический материал.

Однако, в качестве темы специального исследования комплексный подход к феномену личностного и социального успеха в рамках единой модели, обусловленной еще и социально-историческими представлениями и формами реализации не стал предметом выбора. Не были также рассмотрены и решены методологические и технологические проблемы выявления определенных моделей успешного жизненного сценария в зависимости от субъективных представлений об успехе.

Теоретико-методологической основой данного исследования послужили работы, непосредственно затрагивающие проблематику успеха, а также посвященные изучению жизненных планов, связанных с включением молодежи в социальную структуру (A.A. Матуленис, М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, Э.А. Саар, Г.А. Чередниченко, А.Э. Штейнмец и др.), целенаправленного поведения личности (Н.Ф. Наумова), диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А. Ядов), жизненных ценностей, культурных стилей личности (A.M. Демидов, Л.Г. Ионин и др.), трансформации социальной структуры постсоветского общества (В.А. Мансуров), проблемы выбора профессии (Е.А. Климов).


Теоретико-методологическую базу исследования также составляют работы западных психологов и социологов, прежде всего Д. МакКлелланда и его последователей (находившихся, в свою очередь, под сильным влиянием идей М. Вебера и веберовской методологии).

Диссертационное исследование для решения поставленных задач движется от абстрактно-теоретических моделей к конкретному их синтезу в практических технологиях и предполагает получение двух уровней знания: теоретического и эмпирического. Теоретическое исследование моделей успеха в основном состоит в анализе и интеграции материалов различных научных трудов и публикаций по данной проблеме. В целях получения эмпирически подтвержденных данных проведено исследование представлений о моделях успеха на этапе выбора профессии среди студентов двух московских педагогических ВУЗов столицы.

Объектом исследования являются студенты московских педагогических вузов.

Предмет исследования - представления респондентов об успехе и средствах его достижения.

Цель диссертационного исследования - анализ воздействия представлений об успехе на формирование профессионального выбора. Эта общая цель конкретизируется в следующих задачах исследования:

• изучение успеха и модели успеха как междисциплинарной проблемы;

• дефиниция понятий успех (личностный успех, социальный успех, модель успеха) для целей данной работы, выявление различных типологий моделей успеха;

• теоретический анализ трансформации представлений об успехе в постсоветской России;

• изучение мотивационных механизмов достижения успеха в профессиональном выборе современной России;

• подбор диагностических процедур для изучения моделей успеха;

• эмпирическое исследование представлений об успехе на этапе выбора профессии;

• обоснование выводов и рекомендаций.

 

Эмпирическую базу данной работы составили материалы исследования сектора Проблем интеллигенции ИС РАН «Социальная адаптация профессиональных групп интеллигенции в современной России (учителя средних школ)» (опрос учителей г. Екатеринбурга и Свердловской области), проведенного в 2001г. (N=512); пилотажной и основной части исследования студентов двух педагогических ВУЗов столицы, проведенного в 2002 г. (N=236); а также исследование студентов четырех университетов Юго-Западного округа Москвы, проведенного в 2002 - 2003 гг. (N=1020).

Материалы, описанные в диссертации, были получены различными методами сбора первичных данных: метод анкетирования, метод возрастных срезов, классификационные методы, выявляющие зависимость между признаками (корреляционный анализ), а также причинно-следственное моделирование. Обработка данных проводилась с помощью статистической программы SPSS.

Основные положения диссертационной работы, выносимые на защиту

1. Определенная модель успеха формирует систему ценностных ориентаций личности для определения дальнейшей жизненной стратегии и является основным фактором мотивации его профессионального выбора. Было выявлено два основных параметра, позволяющих описать специфику представлений об успехе. Это ориентация респондента на материальные достижения с одной стороны и успех в идеальной (духовной) сфере, а также ориентация на «общественную пользу» или на индивидуальный успех вне общественных интересов.

2. В мозаичной культуре трансформирующегося общества, где сосуществуют различные ценности и где разные группы понимают под успехом достижение совершенно различных результатов, дети усваивают эти представления, делая выбор в пользу той или иной модели успеха. Последняя, обладая самой непосредственной и несомненной связью с ценностными ориентациями личности, во многом формирует систему ценностных приоритетов, которые служат основой определения жизненной стратегии личности. Следовательно, модель успеха является фактором мотивации учебной деятельности студентов и их профессионального выбора.

3. Личная модель успеха конструируется сегодня по одному из пяти образцов: гедонистическая, традиционная советская, трансформировавшаяся советская (компромиссная), американская (протестантская) и аскетическая.

4. Предложенный подход к анализу моделей успеха довольно нетрадиционен, также как и постановка исследовательских задач. Однако некоторые специалисты сегодня подчеркивают тот очевидный факт, что наше общество является в значительной мере больным. Для изучения больного сознания и кризисного общества нужны новые подходы, новый инструментарий. Традиционные подходы, позволяющие добиться успеха при изучении здоровых общественных механизмов, далеко не всегда оказываются эффективными. В связи с этим автором была разработана и апробирована собственная методика исследования представлений об успехе.

5. То, какой модели успеха придерживается индивидуум, оказывает непосредственное воздействие на его профессиональный выбор. Специалисты солидарны в том, что притязание на общественное признание является одним из важнейших факторов, определяющих профессиональный выбор. Но что есть общественное признание в трансформирующемся обществе, где конкурируют различные модели успеха? Исследование показало наличие прямой связи между представлениями об успехе и выбором той или иной профессии. Так, например, советская модель успеха мотивирует выбор профессий из «советского набора» (учитель, врач, инженер).

 

Научная новизна работы заключается в том, что:

■ предложены общие основания для сравнительного анализа межцивилизационных представлений об успехе на базе ряда психологических и социологических теорий;

■ разработана комплексная типология моделей успеха, интегрирующая социологический, психологический и культурологический подходы к данной проблематике;

■ разработаны методические приемы исследования представлений об успехе, которые апробированы на примере изучения студентов московских педагогических вузов;

■ экспериментально доказано воздействие представлений об успехе и средствах его достижения на конструирование жизненных планов, в том числе и на профессиональный выбор.

 

Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования диссертационного материала:

- при подготовке спецкурса в учебных заведениях социологического, психологического и культурологического профилей;

- при организации социологических исследований, затрагивающих проблематику успеха поскольку, широко распространенное применение данного понятия без необходимых уточнений~нё~ представляет'научной ценности, так как респонденты вкладывают в него различный, нередко прямо противоположный смысл);

- авторская методика исследования представлений об успехе может быть использована при изучении социокультурных установок отдельных слоев и групп населения с целью выявления преобладающих и периферийных моделей успеха;

- для разработки социальных программ, ориентированных на адаптацию населения к рыночным условиям.

 

Основные положения и выводы диссертационной работы использовались при чтении лекций по российской социологии на кафедрах социологии и социальной психологии МГУ, Московского Педагогического Университета им. Крупской.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы были представлены в докладах на XV мировом конгрессе «Russian sociology: changes and problems». (Брисбейн, Австралия, 7-13 июня 2002 г.); VI конференции Европейской социологической ассоциации «Ageing societies, new sociology» (Мурсия, Испания, 23 - 26 сентября 2003 г.) и П общероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (Москва, МГУ им. Ломоносова 30 сентября - 2 октября 2003 г.) Основные положения работы обсуждены на заседании сектора Проблем интеллигенции Института социологии РАН.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех основных глав, включающих ряд разделов, заключения, библиографии и приложений. Работа снабжена одной схемой, двадцатью четырьмя таблицами и пятью диаграммами.



<== предыдущая | следующая ==>
Список опубликованных работ по теме диссертации | Общая характеристика работы





Date: 2015-11-14; view: 397; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2025 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию