Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выпускная квалификационная работа. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

Санкт-Петербургский медицинский колледж

 

   
  Допустить к защите в ГАК   Заместитель директора по учебной работе Санкт-Петербургского медицинского колледжа ________________________М.О. Шанидзе «______»____________2015 год
   

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

на тему: «Роль фельдшера в диагностике и профилактики нарушения пищеварения у детей младшего школьного возраста»

   
     
  Работу выполнил(а) студент(ка) ___IV___курса_____421____ группы Специальность Лечебное дело   Студентка Башмакова Арина Алексеевна   Руководитель работы Преподаватель Фролова Наталья Юрьевна     «____»_____________________________2015 год   ___________________________________________ (подпись)

 

СПб 2015 год.

Содержание

1. Введение………………………………………………………….…………3

2. Нарушение пищеварения у детей младшего школьного возраста…………………………………..………………………..……..…5

2.1 Этиология нарушения пищеварения у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………….5

2.2 Патогенез нарушения пищеварения у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………….……6

2.3 Клиника нарушения пищеварения у детей младшего школьного возраста……………………..……………………………………………….13

2.4 Классификация нарушения пищеварения у детей младшего школьного возраста…...……………………………………………………15

2.5 Дифференциальная диагностика нарушения пищеварения у детей младшего школьного возраста…………………………………………….18

2.6 Роль фельдшера в диагностике нарушения пищеварения у детей младшего школьного возраста………………………………………..…...21

2.7 Помощь на догоспитальном этапе при нарушении пищеварения у детей младшего школьного возраста………………………………...……23

2.8 Госпитальное лечение при нарушении пищеварения у детей младшего школьного возраста…………………………………………….25

2.9 Роль профилактике при нарушении пищеварения у детей младшего школьного возраста………….…………………………………………...28

3. Статистические данные при нарушении пищеварения у детей младшего школьного возраста…………………………….……………………………….30

4. Заключение……………………………………………………………………32

5. Приложения…………………………………………………………………..34

 

 

1. Введение.

 

Пищеварение начинается в полости рта, так как в слюне содержится фермент, расщепляющий крахмал до глюкозы, хотя ротовая полость предназначена в основном для размельчения пищи и смачивания ее слюной для облегчения глотания и дальнейшего переваривания пищи. К органам пищеварительной системы относят и пищевод, хотя он не участвует в переваривании пищи, а только проводит ее из полости рта в желудок.

Главная функция пищеварительной системы – химическое расщепление содержащихся в пище питательных веществ и преобразование их в форму, которая способна всасываться кишечником.

В связи нарушения всасывания, ферментативных способностей и адекватного питания, происходит нарушения пищеварения и появления диспепсических расстройств.

Диспепсические явления желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), или, правильнее, функциональные расстройства деятельности ЖКТ, столь часто встречаются в первые годы школьного обучения и наблюдаются почти у каждого ребенка, что проявляется: изжогой, рвотой, послабления стула или запором, метеоризмом или кишечной коликой – все эти проявления могут наблюдаться однократно и не оказать никакого влияния на состояние здоровья и самочувствие ребенка, то есть носить случайный характер.

Вследствие проявлений этих симптомов у ребенка младшего школьного возраст происходит нарушение электролитного обмена, потери воды и минеральные веществ. Наконец, эти проявления могут отражать функциональные расстройства деятельности ЖКТ, обусловленные несоответствием возможностей растущего организма и предъявляемыми к нему требованиями. Поэтому прежде чем проводить лечение исходов нарушения питания у детей младшего школьного возраста, необходимо скорректировать пищевой дневник и найти этиологическую проблему возникновения нарушений.

Цель моей работы является изучить роль фельдшер в ранней диагностике и профилактике нарушения пищеварения у детей младшего школьного возраста. Задачей является статистика разнообразности этиологий тех или иных патологических явлений.

Объектом является дети младшего школьного возраста.

Предметом диспепсические нарушения пищеварения у детей младшего школьного возраста.

 

 

2.Нарушение пищеварения у детей младшего школьного возраста.

 

2.1 Этиология нарушения пищеварения у детей младшего школьного возраста.

 

При сборе анамнеза играет важную роль этиологический фактор возникновения нарушение пищеварения, от этого зависит дальнейшее лечение и реабилитация после проведенного лечения. Самыми частыми причинами, по статистике ВОЗ является:

 

· Нарушения в питании, преобладание тех или иных групп питательных веществ (белков, жиров, углеводов) или потребление некачественных продуктов.

· Гиперсекреция (повышенное выделение) соляной кислоты в желудке при гастрите (воспалении желудка).

· Прием некоторых лекарственных препаратов (антибиотиков, гормональных препаратов, противотуберкулезных и противоопухолевых средств).

· Психоэмоциональные стрессы.

· Интоксикация (отравление) организма при вирусных инфекциях, гнойных заболеваниях, профессиональных и бытовых отравлениях.

· Нарушения моторики (продвижения пищевых масс) желудка, двенадцатиперстной кишки, толстого кишечника. К

 

 

2.2 Патогенез нарушения пищеварения у детей младшего школьного возраста.

 

К основным патогенетическим факторам в развитии недостаточности пищеварения относят:

 

I. Нарушение аппетита.

II. Нарушение обработки пищи в полости рта и нарушение глотания.

III. Нарушение пищеварения в желудке.

IV. Нарушение пищеварения в кишечнике.

 

I. Нарушения аппетита

 

Ощущения голода и сытости обусловлены активностью пищевого центра, который представляет функциональное объединение нескольких нервных образований на различных уровнях ЦНС. В норме процесс принятия пищи регулируется двумя гипоталамическими центрами: вентролатеральным - «центр голода» и вентромедиальным - «центр насыщения», которые находятся в реципрокных отношениях.

Считается, в частности, что возбуждение нейронов центра голода может возникать в результате снижения уровня глюкозы в крови (глюкостатическая теория) или при действии метаболитов (метаболическая). Чувство голода наступает также при уменьшении содержания аминокислот (аминоацидостатическая теория) и уровня жирных кислот и триацилглицеролов в крови (липостатическая), а также при уменьшении температуры тела (термостатическая) и в результате импульсации от механорецепторов желудка при его «голодных» сокращениях (локальная теория)

 

 

II. Нарушение обработки пищи в полости рта и нарушение глотания.

 

· Нарушение жевания

· Нарушение глотания

 

· Нарушение жевания.

При нарушении разжевывания пищи происходят изменения в деятельности желудка: страдает его моторика, так как плохо прожеванная пища медленнее переваривается и дольше в нем задерживается, вызывая изменения слизистой. Этому способствует и уменьшение рефлекторного отделения желудочного и панкреатического соков. Грубая, плохо измельченная пища травмирует слизистую пищеварительного тракта, особенно пищевода и желудка, вызывая повреждения поверхностного эпителия.

Наиболее частой причиной нарушения жевания являются болезни зубов - кариес и пародонтоз.

Нарушение жевания связано с уменьшением количества зубов. Это приводит к деформации зубных рядов и прикуса, что еще больше усугубляет расстройство жевания.

Нарушение жевания возникает при патологии жевательной мускулатуры. Ее функция страдает при инфекциях, нарушениях иннервации, травмах, огнестрельных ранениях.

Воспалительные процессы в полости рта - пульпиты, стоматиты, гингивиты нарушают процесс жевания, являются очагом инфекции, могут вызывать сенсибилизацию организма и аллергические заболевания внутренних органов.

 

· Нарушение глотания

 

Глотание – это сложный рефлекторный акт, имеющий три фазы: ротовую (произвольную), глоточную (непроизвольную быструю) и пищеводную (непроизвольную медленную).

Нарушение глотания (дисфагия), вызванная слишком большим размером пищевого комка или сужением просвета глотательного канала,за счет воспалительного процесса (стоматит, фарингит, эпиглоттит, эзофагит), доброкачественных стриктур (пептические - под воздействием щелочей, кислот либо лекарственных препаратов, воспалительные - болезнь Крона, кандидоз, послеоперационные, радиационные, врожденные), злокачественных (первичный рак, метастазы) или доброкачественных (ангиома, папиллома, полип) опухолей, называется механической.

Дисфагия, связанная с некоординированными или слабыми перистальтическими сокращениями стенок канала, а также с нарушением глотательного центра, называется двигательной дисфагией. Вследствие этого может развиваться фагофобия - страх глотания и поэтому отказ от него, что, возможно, связано со страхом аспирации.

 

III. Нарушение пищеварения в желудке.

 

· Нарушение секреторной функции желудка.

· Нарушение резервуарной и эвакуаторной функций желудка.

· Нарушение двигательной функции желудка.

· Нарушение всасывательной функции желудка.

 

Желудок выделяет до 2 л жидкости в сутки. Количественные изменения секреции желудочного сока выражаются в увеличении (гиперсекреции) и уменьшении (гипосекреции). Это может сочетаться с изменениями выработки соляной кислоты париетальными клетками и пепсиногена - главными клетками, расположенными в трубчатых железах преимущественно дна и тела желудка. Выработка соляной кислоты может повышаться (гиперхлоргидрия) или понижаться (гипохлоргидрия). Возможны сочетания гиперсекреции с гиперхлоргидрией и гипосекреции с гипо- и ахлоргидрией.

Нарушение секреторной функции желудка включает в себя изменения количества желудочного сока, кислотности, образования пепсина и слизи, нарушением считается анализ соляной кислоты (HCL), которых выходит за рамки нормы. Нормальные показатели желудочного сока (Приложение №1) Соляная кислота и пепсин необходимы для химической обработки пищи. Главным стимулятором образования соляной кислоты служит гастрин, вырабатываемый G-клетками желудочно-кишечного тракта. Гастрин стимулирует выделение HCl и ферментов желудка, усиливает кровообращение желудка (является трофическим гормоном), усиливает моторику антрального отдела желудка, но тормозит опорожнение желудка, стимулирует выделение инсулина. Секрецию гастрина увеличивают: раздражение вагуса, прием белковой пищи, избыток ионов Са, прием кофеина, этанола. Секрецию гастрина снижают: гиперсекреция HCl, действие соматостатина, секретина, глюкагона.

Основными стимуляторами секреции соляной кислоты в желудке, кроме гастрина, являются гистамин и ацетилхолин.

 

· Нарушение резервуарной и эвакуаторной функций желудка.

 

Эвакуация пищевых масс из желудка в ДПК происходит, когда пища становится жидкой, а предыдущая порция кислого химуса нейтрализуется дуоденальным соком. Патология эвакуации выражается в ускорении или замедлении эвакуации.

Ускорение эвакуации наблюдается при гипосекреции желудочного сока, ахилии, ахлоргидрии, приеме гипоосмолярной пищи, а также пищи, богатой углеводами.

Замедление эвакуации отмечается при гиперсекреции желудочного сока, попадании в желудок большого количества пищи, особенно плохо разжеванной, на измельчение которой (до размера менее 1 мм) требуется много времени. При попадании в желудок большого объема пищи нарушаются «просеивание» крупных ее частиц и их измельчение, осуществляемое за счет сокращения антрального отдела, что, в свою очередь, ухудшает абсорбцию пищевых веществ. Растяжение желудка большим объемом пищи усиливает перистальтические сокращения антрального отдела и проталкивание пищи к привратнику и ДПК, что может сопровождаться болевыми ощущениями. Замедление эвакуации отмечается также при приеме гипертонических растворов и гиперосмолярной, белковой и особенно жирной пищи, способствующей выработке энтерогастрона в слизистой кишечника, который относят к дуоденальному тормозному механизму (тормозит моторику). Замедляется опорожнение желудка при перерастяжении ДПК и уменьшении секреции панкреатического сока и желчи, которые нейтрализуют кислый химус.

 

· Нарушение двигательной функции желудка.

 

В норме движения желудка выражаются в виде перистальтики - волнообразного сокращения стенки желудка, которое продвигает пищу от кардиального к пилорическому отделу, и перистолы - тонического напряжения мускулатуры, которое способствует размельчению пищи.

Возникновение нарушений со стороны двигательной активности желудка связано в основном с непосредственным ответом гладких мышц на влияние целого ряда нейромедиаторов и гормонов при участии рецепторов. Возможна патология гладкой мускулатуры и пейсмекера желудка (например, при хирургической перерезке блуждающего нерва). Стволовая ваготомия, которая приводит к повышению тонуса проксимальных отделов желудка с одновременным снижением фазной активности его дистальных отделов. Патологическая активность зафиксировать можно с помощью гастрограммы (приложение №2). Из желудка при этом ускоряется эвакуация жидкости и замедляется эвакуация твердого химуса.

При патологических состояниях перистальтика желудка может быть усиленной (гипертонус) либо ослабленной (гипотонус, атония).

Нарушения двигательной функции желудка проявляются такими симптомами, как изжога, отрыжка, икота, тошнота и рвота.

 

· Нарушение всасывательной функции желудка.

 

В норме функция всасываемости желудка невелика. При патологических состояниях желудка она может значительно усиливаться. Так, при застое пищи в желудке через его стенку могут всасываться полипептиды, что вызывает интоксикационный синдром и аллергизацию организма. Усиление этой функции может отмечаться при воспалительнодистрофических процессах, в частности при хроническом гастрите, когда слизистая оболочка желудка становится проницаемой для токсинов и продуктов переваривания пищи.

 

IV. Нарушение всасывания в кишечнике.

 

Пищеварение в тонкой кишке обеспечивает деполимеризацию питательных веществ до стадии, в которой они всасываются в кровь и лимфу. Пищеварение в тонкой кишке сначала происходит в ее полости (полостное пищеварение), а затем в зоне кишечного эпителия с помощью ферментов, фиксированных на его микроворсинках, и в пристеночное пищеварение. Полостное и пристеночное пищеварение осуществляется кишечными ферментами и ферментами поджелудочной железы.

Важную роль в нарушении пищеварения в кишечнике играют нарушения желчеотделения, внешней секреции поджелудочной железы, а также нарушения секреторной, всасывательной, двигательной, выделительной функций кишечника.

Вследствие этих нарушений происходит нарушение эвакуации из организма продуктов распада и канцерогенные вещества поступают в общий кровоток, что ведет к расстройству пищеварения.

 

 

2.3 Клинические проявления нарушения пищеварения у детей младшего школьного возраста.

 

Нарушение пищеварения сопровождается рядом симптомов, которые ребенок предъявляет при беседе с фельдшером, могут помочь при сборе анамнеза, который является самым главным этапом в медицине, для более точной постановки диагноза и методике лечения.

 

1. Дискомфорт, чувство тяжести в области желудка (в верхних отделах живота).

2. Периодическая, не связанная с приемом пищи боль в верхних отделах живота.

3. Чувство переполнения (ощущение задержки пищи) в желудке.

4. Нарушения аппетита, раннее насыщение (ощущение, что желудок уже наполнен, возникающее сразу после начала приема пищи).

5. Чувство вздутия, распирания в области желудка.

6. Тошнота (как на голодный желудок, так и после приема пищи).

7. Отрыжка (воздухом или пищей).

8. Изжога, чувство жжения в груди после еды.

9. Рвота (необязательный, но иногда встречающийся симптом). Как правило, после нее наступает кратковременное облегчение.

10. Комплекс симптомов, симулирующих язвенную болезнь желудка (образование дефектов различной глубины и язв в желудке) при настоящем ее отсутствии: ночные «голодные» боли в животе, изжога, тошнота, рвота.

Как правило, диспепсический синдром имеет следующие варианты течения:

· язвенноподобный вариант

(симптомы сходны с признаками язвенной болезни желудка – ночные, или «голодные», боли, отрыжка, изжога);

· дискинетический вариант

(дискомфорт в области желудка, чувство переполнения и раннего насыщения, вздутия);

· неспецифический вариант проявляется симптомами, характерными как для язвенноподобной, так и для дискинетической диспепсии).

 

 

2.4 Формы нарушения пищеварения у детей младшего школьного возраста.

 

Выделяют две основные группы диспепсических расстройств у детей.

 

· Функциональная диспепсия

Это синдром, при котором отсутствуют органические поражения (грубые повреждения, нарушения структуры) органов желудочно-кишечного тракта, имеются только функциональные поражения (нарушения деятельности).

· Органическая диспепсия

(синдром, связанный с органической патологией (структурными повреждениями) органов желудочно-кишечного тракта). Симптомы при органической диспепсии обычно более выражены и не проходят в течение длительного времени.

 

Также выделяют несколько вариантов диспепсии, исходя из вызвавшей ее причины.

 

· Алиментарная

Связанная с погрешностями в питании, чаще всего является причиной расстройства пищеварения у детей:

· Бродильная диспепсия

возникает при преобладании в пище углеводных продуктов (хлеба, сахара, фруктов, бобов, капусты) и бродильных напитков (кваса, пива у подростков);

гнилостная диспепсия – возникает при преобладании в пище белковых (мясо, рыба, птица, яйца), а также несвежих мясных продуктов;

· Жировая (мыльная) диспепсия

возникает при чрезмерном поступлении с пищей жиров, особенно тугоплавких (бараний, свиной жир).

· Диспепсия, связанная с недостаточным выделением пищеварительных ферментов, отвечающих за переваривание пищи в желудке и кишечнике:

гастрогенная (недостаточное выделение ферментов желудка);

панкреатогенная (недостаточное выделение ферментов поджелудочной железы);

энтерогенная (недостаточное выделение кишечных соков);

гепатогенная (недостаточное выделение желчи печенью).

· Диспепсия, связанная с нарушением кишечного всасывания (поступление питательных веществ из кишечника в кровь) при синдроме мальабсорбции (врожденная патология (заболевание), характеризующаяся нарушением всасывания питательных веществ в кишечнике).

· Диспепсия при кишечных инфекциях.

· Интоксикационная диспепсия, которая возникает вследствие интоксикации (отравление) при различных заболеваниях: ОРВИ, острой хирургической патологии, гнойных инфекциях, интоксикации ядовитыми веществами)

 

2.5 Дифференциальная диагностика нарушений пищеварения у детей младшего школьного возраста.

 

Нарушения пищеварения в младшем школьном возрасте, чаще всего, обусловлена группой заболеваний, сопровождающихся синдромом нарушенного пищеварения и всасывания, врожденного или приобретенного характера, объединяющим более сотни отдельных нозологических единиц и весьма гетерогенным по патогенезу и клиническим проявлениям. Понятие нарушенного пищеварения и всасывания, нередко смыкается с понятием “пищевая непереносимость”, т. к. последняя нередко обусловливает развитие мальабсорбции. В соответствии с современными представлениями под пищевой непереносимостью понимают развитие побочных реакций в связи с приемом пищевых продуктов разнообразной природы. В связи со сложностью и многогранностью дифференциальной диагностики процесс должен идти по определенному алгоритму с учетом в первую очередь данных анамнеза, результатов общеклинических тестов и на завершающей стадии – данных специализированного обследования.

Рассмотрим самые часто встречающиеся патологии ЖКТ, в связи которых может возникнуть нарушение пищеварения (Приложение №3).

 

2.5 Диагностика нарушения пищеварения у детей младшего школьного возраста.

 

Успешность диагностики и правильной постановки диагноза зависит, прежде всего, от тщательного и грамотного клинического анализа проявлений заболевания. Помогают в правильной постановке диагноза:

- детальный анамнез, учет всех имеющихся жалоб пациента;

- подробный осмотр больного с применением специальных диагностических приемов;

- назначение дополнительных методов исследований (анализы, инструментальная диагностика, функциональная диагностика и другие методы).

Более подробно это выглядит так:

1. Анализ анамнеза заболевания и жалоб. Когда (как давно) появились боли, дискомфорт в животе, как часто возникают, связано ли их появление с приемом пищи, сколько длится изжога, с чем пациент связывает возникновение этих симптомов.

2. Анализ анамнеза жизни. Страдает ли пациент заболеваниями желудочно-кишечного тракта: гастритом (воспалением желудка), холециститом (воспалением желчного пузыря), язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки (образованием язв в желудке и двенадцатиперстной кишке).

3. Лабораторные методы исследования.

· Клинический и биохимический анализы крови (позволяют выявить признаки воспаления, нарушения функций внутренних органов – печени, почек, поджелудочной железы).

· Анализ кала на скрытую кровь (обнаружение скрытой крови в кале является признаком язвенной болезни желудка и/или двенадцатиперстной кишки (образования язв и дефектов различной глубины в стенке желудка и/или двенадцатиперстной кишки), или язвенного колита (воспаления кишечника)).

· Копрограмма – анализ кала (можно обнаружить непереваренные фрагменты пищи, большое количество жира, грубые пищевые волокна).

4. Инструментальные методы исследования.

· Тест продукции кислоты желудком (если кислотность (рН) желудка меньше, чем 2.0 вместе с большим объемом измеряемого материала (>140 мл), это является поводом для того, чтобы заподозрить патологическую (ненормальную) природу диспепсии).

· Эзофагогастродуоденоскопия (диагностическая процедура, во время которой врач осматривает и оценивает состояние внутренней поверхности пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки при помощи специально оптического инструмента (эндоскопа)) с обязательной биопсией (взятием фрагмента органа для определения структуры его ткани и клеток).

· Импенданс-рН-метрия (процедура, основанная на измерении на переменном токе сопротивления между несколькими электродами, введенными в пищевод, для определения кислотности среды).

· Исследование материала желудка и/или дыхательная диагностика на наличие Helicobacterpylori (бактерия, повреждающая стенки желудка и двенадцатиперстной кишки в процессе своей жизнедеятельности).

· Ультразвуковое исследование (УЗИ) органов брюшной полости для установления наличия опухоли поджелудочной железы, стенки желудка или двенадцатиперстной кишки.

· Колоноскопия (диагностическая процедура, во время которой врач осматривает и оценивает состояние внутренней поверхности толстой кишки при помощи специально оптического инструмента (эндоскопа)).

· Рентгенография (проводится при необходимости при подозрении на опухоль или сужение пищевода). Больной проглатывает небольшое количество (обычно 200 мл) жидкого контраста (специальное вещество, которое хорошо видно на рентгеновском снимке), и с помощью рентгеновского аппарата наблюдается продвижение или застой контрастного вещества по пищеводу в желудок.

· Компьютерная томография (КТ) – проводится для выявления труднодиагностируемой опухоли или повреждения пищевода, желудка, кишечника.

· Электрогастроэнтерография – выявляет нарушение моторики (продвижения пищевых масс) желудка и кишечника.

· Эзофагеальная и антродуодеальнаяманометрия – исследование сократительной (двигательной) способности пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки.

5. После определения причины нарушения пищеварения производится дополнительные консультации специалистов, таких как: детского гастроэнтеролога, педиатра, детского невропатолога.

 

2.6 Роль фельдшера в диагностике нарушения пищеварения у детей младшего школьного возраста

 

Важным разделом деятельности фельдшеров является оказание медицинской помощи больным на дому, на ФАПе и учебных учреждениях.

Порядок лечения больных на дому определяют врачи участковой больницы или центральной районной больницы (ЦРБ) и лишь в отдельных случаях сам фельдшер, где присутствует ФАП. Больных, оставленных на дому, необходимо постоянно наблюдать до их выздоровления. Фельдшер следит, чтобы дети, нуждающиеся в сезонном (осень, весна) противорецидивном лечении, своевременно получали его в стационаре или амбулаторно.

В соответствии с «Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом» заведующий ФАП фельдшер может иметь право выдавать больничные листы, справки и другие документы медицинского характера в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Динамичное наблюдение за детьми младшего школьного возраста фельдшер осуществляет, как правило, во время профилактических приёмов здоровых детей в детской поликлинике. В ряде случаев (неблагоприятные эпидемические или метеорологические условия, в неблагополучных семьях и др.) фельдшер наблюдает здоровых детей на дому. Во время профилактического приёма он ведёт контроль за физическим и нервно-психическим развитием ребёнка, даёт необходимые рекомендации по организации режима дня, вскармливанию, закаливанию и физическому воспитанию, соответствующим возрасту ребёнка.

Помимо осмотров фельдшера, при обследовании ЖКТ по признакам нарушения пищеварения (Приложение №6), участковая медсестра ведёт патронажное наблюдение за ребёнком на дому по требованию лечащего врача или фельдшера. При патронажных посещениях медсестра осуществляет контроль за нервно-психическим развитием ребёнка, ведёт санитарно-просветительную работу в семье, даёт советы по воспитанию, режиму дня, приглашает детей на приём к врачу-педиатру, к врачам других специальностей, на профилактические прививки по национальному календарю прививок (Приложение №5).

 

 

2.7 Догоспитальная помощь при нарушениях питания у детей дошкольного возраста.

 

Во время неотложного состояния, а именно вызова бригады скорой медицинской помощи, оказывается лечебные мероприятия основанные на поддержании жизнедеятельности главных органов ребенка младшего школьного возраста.

При симптомах острой кишечной инфекции ребенка необходимо госпитализировать в инфекционный стационар с боксированым режимом пребывания.

При упорной рвоте следует провести промывание желудка изотоническим раствором хлорида натрия из расчета: детям до 1 года 100 мл на месяц жизни, от 1 до 3 лет 1,5—2 л.

Регидратационная терапия, можно осуществить путем введения глюкозо-солевого раствора через рот. Первичная регидратационная терапия проводится в течение 3-6 ч, используя углеводно-солевые растворы или оролит. Количество жидкости можно увеличить или уменьшить (при появлении отечности вокруг глаз). Грудные дети пьют раствор небольшими порциями из рожка или по 2—3 чайные ложки каждые 3—5 мин в течение 20 мин не следует давать более 100 мл раствора. Детям более старшего возраста, раствор дают пить из кружки или 1—2 стоповые ложки каждые 3—5 мин. Если у ребенка возникает рвота, необходимо прекратить прием раствора на 5—10 мин, а затем вновь давать его. Прием глюкозо-солевого раствора требуется чередовать с кипяченой водой или чаем в соотношении 2:1. Восполнение жидкости продлится в стационаре. При более тяжелом состоянии тяжести необходимо сразу же начать внутривенное введение жидкости. Вначале лучше использовать 10% раствор альбумина или плазму, затем — реополиглюкин из расчета 10—20 мл на 1 кг массы тела, остальной объем жидкости компенсируют 10% раствором глюкозы с инсулином и хлоридом калия. Объем жидкости, который следует ввести ребенку за 24 ч, составляет приблизительно 50-80 мл на 1 кг массы его тела.

После регидрационной терапии вводится мочегонные средства, такие как фурасимид и лазикс в дозе 2 мг на кг. Целесообразнее в конце регидротационной терапии в систему для капельного вливания. Под действием мочегонных средств, происходит выведение К и Мg из организма ребенка, необходимо ввести в/в раствор панангина 1 мл.

 

2.8 Лечение нарушения питания у детей младшего школьного возраста.

 

При возникновении симптомов, характерных для лечения диспепсии, у детей можно применять не медикаментозные методы лечения. Лечение подбирается на основании жалоб больного, серологических исследования, общем обследовании по системам подбирается индивидуально педиатром, эндокринологом иди невропатологом.

 

· Ограничить прием пищи на 6-12 часов, давать ребенку только жидкость (воду, слабозаваренный чай), в дальнейшем соблюдать режим кормления и контролировать правильное количество пищи для ребенка согласно его возрасту.

· Делать массаж живота ребенка по часовой стрелке.

· Ходить с ребенком в течение 15-20 минут после еды.

· Следить за тем, чтобы дети старшего возраста рационально и сбалансировано питались.

· Необходимо ограничить или отказаться от употребления продуктов, провоцирующих появление изжоги: цитрусовых, газированных напитков, кофе, крепкого чая, слишком соленых или сладких блюд, острой, копченой и жареной пищи.

· Также следует исключить попадание в пищу некачественных или несвежих продуктов.

· Исключить переедания.

 

При нехватке применения корригирующего питания, необходимо пройти курсовое лечение медикаментозной терапией.

 

Медикаментозное лечение.

 

1. запоров (слабительные препараты следует применять только до нормализации стула (исключить постоянный прием));

2. диареи (жидкого стула) — прием антидиарейных препаратов.

3. обезболивающих препаратов (уменьшающих болевой синдром в животе) — спазмолитических препаратов;

4. блокаторов водородной помпы – препаратов, снижающих кислотность желудка, при изжоге (жжении за грудиной) и отрыжке кислым;

5. Н2-гистаминоблокаторов – препаратов, снижающих кислотность желудка и имеющих более слабое действие, чем блокаторы водородной помпы;

6. ферментных препаратов, помогающих пищеварению в желудке и/или в двенадцатиперстной кишке.

7. Консультация детского психотерапевта, психотерапия, психотропные препараты по строгим показаниям врача.

 

В первую очередь необходимо лечить основную причину, патологию, заболевания, а не симптом нарушения питания, такие как:

 

· Гастрит (воспаления желудка).

· Дуоденит (воспаление двенадцатиперстной кишки).

· Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (образование язв и дефектов различной глубины в желудке и двенадцатиперстной кишке).

· Хеликобактерная инфекция (заболевание, вызываемое бактерией Helicobacterpylori, которая оказывает повреждающее действие на стенку желудка и двенадцатиперстной кишки, вызывая диспепсию, возможный гастрит, дуоденит, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки).

· Заболевания поджелудочной железы — панкреатит (воспаление поджелудочной железы), сахарный диабет (заболевание, связанное с повышением глюкозы (сахара крови)).

· Холецистит (воспаление желчного пузыря), желчнокаменная болезнь (образование камней в желчном пузыре).

· Вирусная инфекция (например, грипп).

· Гастроэзофагорефлюксная болезнь («заброс» кислого содержимого желудка в пищевод, которое повреждает его слизистую оболочку).

 

2.9 Роль фельдшера в профилактике нарушений пищеварения у детей младшего школьного возраста

 

Профилактические фельдшерские беседы проводятся во время приема или на дому, на дому это явление считается патронажем. Патронаж — это форма работы лечебно-профилактических учреждений, основной целью которой является проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены и улучшение санитарно-гигиенических условий в быту. Патронаж особенно широко проводится в учреждениях охраны материнства и детства.

Патронаж проводится врачами, участковыми (патронажными) сестрами детских поликлиник и сельских врачебных участков, фельдшерами и акушерками женских консультаций и фельдшерско-акушерских пунктов.

Со стороны предотвращения заболеваний ЖКТ при беседе с родителями или опекунами и самим ребенком акцент отводится на такие предпочтения в образе жизни как:

· Рациональное и сбалансированное питание.

Необходимо ограничить или отказаться от употребления продуктов, провоцирующих появление изжоги: цитрусовых, газированных напитков, кофе, крепкого чая, алкоголя, слишком соленых или сладких блюд, острой и жареной пищи. Пища должна быть богатая витаминами, микроэлементами.

· Следует исключить переедание.

4-5 приемов пищи в день небольшими порциями. Пища должна быть витаминизирована и сбалансирована.

· Исключение из пищи некачественных и несвежих продуктов питания.

Перед употреблением проверять срок годности продукта или соблюдать технику хранения того или иного продукта.

· Отказ от курения и употребления алкоголя.

Табакокурение относится к числу важнейших медико-социальных проблем современного общества, представляя серьезную опасность для здоровья населения, способствуя развитию целого ряда хронических неинфекционных заболеваний и являясь причиной преждевременной смерти. Именно поэтому Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) табак назван убийцей номер один. Алкоголизм менее распространение в младшем школьном возрасте, но даже в меньшем % соотношении несет угрозу появления заболеваний печени и нарушение развития ЦНС.

 

· Умеренные физические нагрузки, здоровый образ жизни.

· Соблюдение гигиенических норм (мытье рук перед приемом пищи, мытье овощей, фруктов).

· Регулярное (не реже одного раза в год) посещение врача-педиатра и при подозрении на развитие патологий ЖКТ у ребенка, то консультация гастроэнтеролога.

 

 

3. Статистические данные при нарушении пищеварения у детей младшего школьного возраста.

 

Вследствие исследований статистики заболеваемости ЖКТ, частота причин возникновения при нарушении питания, по мнению ВОЗ, приведу процентные данные за 2005 – 2014 год (Приложение № 4).

В России статистика в отношении разных форм гастритов отсутствует. В тех странах, где такая статистика фиксируется у 80—90 % больных начальными формами гастрита и сопровождает большую часть патологий ЖКТ.

Ориентируясь на исследования психиатра Рихтера, примерно от 25 до 40% детей младшего школьного возраста, внешне здорового населения, периодически испытывают симптоматические проявления ГЭРБ. Чаще всего клинически это проявляется в виде ощущений изжоги, которая у многих происходит хотя бы раз в месяц.

Зарегистрировано по стране заболеваемости ДЖВП, в среднем, составляет, у детей младшего возраста, 10-18%.

Воспалительное заболевание слизистой оболочки толстого кишечника, возникают в результате взаимодействия между генетическими факторами и факторами внешней среды, на момент исследования с 2005 года заболеваемость составляет 10 % от общей заболеваемости.

 

4.Заключение.

 

Нарушения пищеварения у детей младшего школьного возраста основывается на халатности родителей по организации приёмов пищи, по незнанию или в связи своей занятости. Роль фельдшера в диагностике и профилактике нарушения питания у детей младшего школьного возраста играет большую роль и основывается на патронажном осмотре и консультативных приемах, беседе с родителями или опекунами и детьми.

В школьной деятельности, фельдшер несет ответственность за то, что дети едят в школьной в столовой.

По частоте возникновения нарушения и последствий по статистике ВОЗ необходимо более жесткое ведение детей младшего школьного возраста и больше заниматься просветительской работой населения.

Заболевания ЖКТ на основе нарушения питания у детей младшего школьного возраста входят в тройку самых частых заболеваний. ВОЗ считают 1/3 занимают заболевания глаз, 1/3 заболевания апорно-двигательного аппарата и 1/3 заболевания ЖКТ.

 

4. Список литературы

 

Список литературы.

 

1. Александр Вильяме Дж., Биндер Х.Дж. Гастроэнтерология (в 3-х томах) / М.: «Медицина», 1985

2. Белобородова Э.И. Избранные главы клинической гастроэнтерологии. - Томск: Изд-во НТЛ, 2005.

3. Белобородова Э.И. Избранные главы клинической гастроэнтерологии. - Томск: Изд-во НТЛ, 2005

4. Гастроэнтерология детского возраста / Под ред. С.В. Бельмера, А.И. Хавкина, П.Л. Щербакова. Издание второе, переработанное и дополненное (Практическое руководство по детским болезням. Под ред. В.Ф. Коколиной, А.Г. Румянцева. Т. II). М., 2010.

5. Детская гастроэнтерология (избранные главы) / Под ред. А. А. Баранова, Е. В. Климанской, Г. В. Римарчук — М., 2002.

6. Ивашкин В. Т., Шептулин А. А., Лапина Т. Л. и др. Диагностика и лечение функциональной диспепсии. Гл. 3. Функциональная диспепсия и хронический гастрит / Методические рекомендации для врачей. М.: Российская гастроэнтерологическая ассоциация, 2011.

7. Калинин А. В. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, М., 2004

8. Клинические рекомендации. Гастроэнтерология / Под ред. В. Т. Ивашкина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

9. Клинические лекции по гастроэнтерологии и гепатологии / Под редакцией А. В. Калинина, А. И. Хазанова, А. Н. Культюшнова, в 3-х томах. Том 1. Общие проблемы гастроэнтерологии. Болезни пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки. / М., ГИУВ МО РФ, Главный клинический госпиталь им. академика Н. Н. Бурденко.

10. Практическая гастроэнтерология - Ахмедов В.А. 2011г.

11. http://vmede.org/sait/?id=Patofiziologija_novickij_goldberg&menu=Patofiziologija_novickij_goldberg&page=2_6

12. http://pro-analizy.ru/dispepsiya-u-detej/

13. http://www.sweli.ru/deti/do-goda/pitanie-detey-do-god..

14. http://www.lvrach.ru/2013/06/15435727/

15. http://www.gks.ru

 

 

5. Приложения.

 

Приложение №1

Показатели нормы желудочного сока

Показатели Натощак Базальная секреция Стимулированная секреция
Объем желудочного сока, мл 5-40    
Часовое напряжение, мл   50-100 100-140
Общая НС1, титр. ед. 20-30 40-50 60-100
Свободная НС1, титр. ед. 0-15 20-40 65-85
Дебит-час НС1, мэкв ммоль/ч Не определяется 1,5-5,5 55-100 8-14 300-500
Дебит-час пепсина, мг/ч Не определяется 10-40 50-90
Коэффициент расслоения, жидкий/ плотный Не определяется 1:1-1:2 1:1-1:2

 

Приложение №2

Гастрограмма

А - гипертонус желудка;

Б - гипотонус желудка

 

Приложение №3

Дифферциальная диагностика заболеваний ЖКТ младшего школьного возраста

Название Причина Клинические проявления
Гастрит Переедание и употребление несоответствующей детскому возрасту, жирной, острой, слишком горячей или грубой пищи. Инфицирование хеликобактерией, которая обитает в пилорическом отделе желудка. Боль в верхней части живота, отрыжка, изжога, тошнота, рвота, слюноотделение или сухость во рту. Язык обложен белым налетом, кожные покровы бледные, пульс частый, АД снижено.
ГЭРБ Поражение грибками рода кандида, вирусом простого герпеса, цитомегаловирусом. Химический ожог щёлочью или кислотой, растворителем (например бензин, ацетон), сильным окислителем. затруднения или болезненные ощущения при глотании, изжогу, боли во рту, ощущения чего-то застрявшего в горле, тошноту, рвоту.
ДЖВП Нарушенного развития внутренних органов, при патологическом развитии желчного пузыря и выводящих протоков. Психоэмоциональные нарушения, неврозы, пищевая аллергия, нарушенный режим питания, гиподинамия, паразитозы, курение, спиртные напитки снижение аппетита, тошнота и рвота, вздутие живота, горечь и сухость во рту по утрам, неприятный запах изо рта, повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность, гипергидроз (повышенное потоотделение), периодически возникающие головные боли.
Гельминтоз Контакт с носителем возбудителя выделяющий яйца гельминта; Употребление загрязненных яйцами паразитов воды, фруктов, овощей;   Кожная сыпь по типу крапивницы, лихорадка, лимфаденит, артралгии и миалгии, метеоризм, неустойчивый стул (запор, диарея), тошнота, отрыжка, боли в животе могут носить «летучий» характер либо быть упорными, сильными, имитирующими клинику острого живота, плохой аппетит, потерей массы тела, анемия.
Колит Кишечная инфекция; непереносимость некоторых компонентов пищи, грубые нарушения диеты; психогенные факторы, вегето-сосудистая дистония у детей, отягощенная наследственность, врожденные особенности развития кишечника; Повышенной температуры, анорексия, слабости, рвота; боли в подвздошной области, тенезмы. Стул учащается от 4-5 до 15 раз в сутки; испражнения имеют водянистый, пенистый, характер; зеленоватый цвет, примесь слизи и прожилок крови.

 

Приложение №4

 

Приложение №5

Национальный календарь прививок.

Приложение №6


<== предыдущая | следующая ==>
Графическая часть | Введение. Сохранение природной среды в условиях города зависит не только от деятельности природоохранных организаций и органов власти

Date: 2015-11-14; view: 3709; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию