Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анатомо-физиологические особенности





В росте и развитии органов существует определенная закономерность, развитию одних органов предшествует развитие других.

Физическое развитие в первый год жизни. У большинства доношенных детей масса тела удваивается к возрасту 5 мес и утраивается к году. Рост здорового ребенка увеличивается в течение 1-го года на 25-30 см. В первые месяцы жизни заметно увеличивается подкожный жировой слой, который достигает своего максимума к возрасту 9 мес. Большой родничок у новорожденного может увеличиваться в размерах после рождения, но обычно к возрасту 6 мес уменьшается и полностью закрывается в возрасте 9-18 мес. Малый родничок в основном закрывается к 4-му месяцу жизни. Окружность головы, в норме составляющая в среднем при рождении 35 см, увеличивается приблизительно до 44 см к 6-му месяцу жизни и до 47 см к первому году. У новорожденного она больше окружности грудной клетки, но к возрасту 12 мес этот показатель выравнивается.

Окружность головы в первый год жизни нарастает в среднем ежемесячно на 1 см; в дошкольном возрасте ежегодно - на 0,5 см, а начиная с 9-10 лет, рост останавливается и снова возобновляется в период половой зрелости, когда окружность головы достигает 55-56 см, как у взрослого. Окружность головы в первые месяцы жизни больше окружности груди на 1,5-2 см, к году они сравниваются. В последующем прирост окружности головы начинает отставать от окружности груди ежегодно по 1-3 см. Высота головы у новорожденного составляет 1/4 длины тела, у ребенка 2 лет - 1/5, 6 лет - 1/6, 12 лет - 1/7, а у взрослого - 1/8. Длина черепа увеличивается в среднем в течение первых 2 лет на 24 мм, с 3 до 5 лет - по 7 мм в год, с 5 до 12 лет - по 2 мм, а с 12 лет - по 1 мм. Ширина черепа увеличивается в среднем в течение первых 2 лет на 14 мм, до 5 лет-по 4 мм, до 12 лет-по 1 мм, после 12 лет-по 0,8 мм. Наибольший рост лица происходит в течение первых 8 лет жизни.

Молочные зубы у большинства детей появляются на 5-9-м месяце жизни. Первыми прорезываются нижние центральные резцы, затем верхние центральные и верхние латеральные. Впоследствии прорезываются нижние латеральные резцы, первый и второй моляры. К возрасту одного года у большинства детей вырастает 6-8 зубов.

Рост тела в длину от рождения до 7 лет происходит главным образом за счет нижних конечностей. Наибольший прирост в течение всего детства приходится на первый год жизни; в течение же первого года - на первую четверть. Ежегодный прирост, постепенно уменьшаясь с 25 см на первом году до 4 см на четвертом, с 5 лет увеличивается вплоть до 7 лет включительно, второй скачок прироста приходится на пубертатный возраст.

Новорожденный ребенок способен поворачивать голову, а к 4-й неделе жизни её поднимать. К 12-й недели жизни он начинает контролировать положение головы, так как стремится занять положение сидя. Голова его при этом несколько наклоняется при вертикальном положении туловища. В возрасте 1 мес ребенок на мгновение поднимает голову так, что она находится на уровне тела, а к возрасту 2 мес он способен удерживать ее в этом положении. К возрасту 3 мес ребенок поднимает голову выше плоскости тела, а также вытягивает руки и ноги. В первые дни жизни дети лучше фиксируют взгляд на объектах, расположенных на линии их поля зрения или пересекающих ее. Хватательный рефлекс сохраняется в течение примерно 8 нед, после чего, по мере координирования движений глаз и рук, активное схватывание предметов становится более четким.

В возрасте 3 мес ребенок, лежащий лицом вниз на твердой поверхности, обычно способен приподниматься на согнутых в локтевых суставах руках. К возрасту 4 мес он способен в этом положении вертикально держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону. В возрасте 5 мес он удерживает голову устойчиво прямо. В возрасте 5-6 мес ребенок самостоятельно переворачивается вначале из положения лицом вниз на спину, затем обратно. К возрасту 4-5 мес ребенок получает удовольствие, находясь в вертикальном положении, а в 6 мес он способен изменять ориентацию всего тела для того, чтобы протянуть руку в направлении желаемого предмета.

В возрасте 5-6 мес дети нередко могут вставать из положения сидя и удерживать свое тело на выпрямленных ногах, возвращаются в прежнюю позу. Ребенок в возрасте 7 мес, находясь в положении лицом вниз, способен вращаться вокруг собственной оси в поисках предмета, но не может дотянуться до него, в возрасте 9-10 мес большинство детей умеют ползать. Лежащий на спине ребенок в возрасте 8-9 мес способен без посторонней помощи принять положение сидя и удерживать его. Часто 8 месячный ребенок твердо стоит в течение непродолжительного времени, а при поддержке стоит достаточно долго. В 9 мес он способен сделать несколько шагов, если его поддерживать двумя руками. Реакции высшей нервной деятельности ребенка, будучи основанными на безусловных и условных рефлексах и деятельности сигнальных систем, изменяются под влиянием социальных факторов, воспитания, питания, заболеваний.

В течение первого года больше всего увеличиваются в весе селезенка, поджелудочная железа, почки, легкие, сердце, печень, головной мозг. По отношению к общим размерам и весу тела у новорожденного и взрослого относительно одинаковы вес поджелудочной и щитовидной желез, емкость желчного пузыря. У новорожденного относительно больше, чем у взрослого окружность головы и высота головы, груди, вес вилочковой железы; соотносительно почти одинаковы сагиттальный диаметр груди, длина толстых кишок, вес гипофиза. Мозговой слой надпочечников у новорожденного развит слабо, а развитие его коркового слоя заканчивается к началу 2-го года. Количество адреналина в надпочечниках у новорожденного незначительно: оно увеличивается в течение первых лет жизни ребенка, затем резкое увеличение наступает в 13-15 лет, продолжаясь весь период половой зрелости.

Вес головного мозга новорожденного удваивается к 9-10 месяцам, утраивается к 3-4 годам, к периоду половой зрелости он увеличивается в 3-4 раза. Вес головного мозга у новорожденного составляет 1/4 окончательного его веса, между тем как вес других органов при рождении составляет 1/10-1/14 окончательного их веса. Вес головного мозга у мальчиков несколько больше, чем у девочек, отношение же веса мозга к весу тела у них почти одинаковое. Спинной мозг у новорожденного морфологически и функционально более развит, чем головной мозг. Первоначальный вес спинного мозга у новорожденного удваивается к 6 месяцам, утраивается к году, достигая максимума приблизительно к 20 годам.

Физическое развитие на втором году жизни. В это период жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка. Средний прирост массы тела составляет примерно 2,5 кг, а увеличение роста на 12 см. У ребенка этого возраста несколько уменьшается подкожный жировой слой. Большинство детей начинают худеть. Для ребенка в возрасте 2-3 лет характерны небольшой лордоз и выступающий живот. Окружность головы, увеличившаяся в первый год на 12 см, на втором году жизни увеличивается лишь на 2 см. Вместе с тем, если к концу первого года объем головного мозга достигает приблизительно 2/3 от размера мозга взрослого человека, то к концу второго года он составляет уже 4/5.

В течение второго года жизни прорезывается еще 8 зубов, и общее число их достигает 14-16, включая первые непостоянные моляры и клыки. Порядок прорезывания зубов может варьировать, но клыки обычно появляются после первых моляров. На втором году жизни от неуклюжего вертикального положения, в котором ребенок мог ходить с поддержкой, он обычно может самостоятельно ходить, а в 18 мес неумело бегать. В возрасте 18 мес ребенок может подниматься по лестнице делая отдельные шаги и придерживаясь одной рукой за перила, в 20 мес спускаться с лестницы и подниматься по ней, к возрасту двух лет дети способны хорошо бегать.

Время, к которому ребенок начинает легко произносить слова, широко варьирует. Иногда и совершенно здоровые дети до возраста 18 мес и позднее произносят мало или вообще не произносят звуков. Некоторые дети с задержкой развития членораздельной речи пользуются набором специфических звукосочетаний. У детей с задержкой развития речи до 18-20-месячного возраста часто по его достижении быстро увеличивается словарный запас и, как большинство их сверстников, к возрасту 2 лет они способны произнести предложение в три слова.

Все приведенное выше свидетельствует о том, что в онтогенезе человека проявляется свойственное всему живому на Земле диалектическое единство консерватизма наследственности, обеспечивающей устойчивость видовой организации, и изменчивости под влиянием конкретных условий существования. Если в генотипе индивидуума запрограммированы определенные принципы возможного отклонения в скорости возрастного развития и дефинитивных размеров тела, то фенотип формируется под влиянием окружающей среды, которая определяет уровень осуществления генетического потенциала роста и развития.

Этапы физического развития детей 2 – 7 лет,

анатомо-физиологические особенности

Возрастная периодизация:

1. Раннее детство (преддошкольный возраст) от 1-го года до 3-х лет;

2. Первое детство (дошкольный возраст) от 3-х лет до 7-ми.

 

1. Возраст 2 – 3 года:

На 3-м году жизни в организме малыша интенсивно продолжаются рост и развитие. Рост увеличивается в среднем на 7–8 см, масса тела – на 2-2,8 кг. Необходим контроль за полугодовой и годовой прибавкой в росте, так как это один и показателей уровня биологического развития. Детские невропатологи считают, что с дефицитом веса, обусловленным количественным и качественным дефицитом питания, связано до 60% случаев приобретенных заболеваний. Опасна и другая крайность: избыточный вес, ведь лишний вес – это путь к аллергии, сахарному диабету, нарушениям обмена веществ, снижения сопротивляемости организма, болезням.

К 3-м годам позвоночник имеет выраженные изгибы, но они еще не фиксированы; уже начинается процесс окостенения скелета, но из-за большого содержания органических веществ костная система ребенка весьма гибка и податлива (при патологическом изменении расположения костей меняется и топография сосудов, нервных стволов, что в последствии может послужить причиной нарушений в работе сердца и др. органов).

Происходит заметное нарастание мышечной массы (до 23% от всей массы тела), меняется мышечный тонус; вместе с тем сила мышц еще не велика, особенно слабы мышцы разгибатели, следовательно, ребенок не должен длительно (более 15-20 мин.) находиться в одном и том же положении: стоя, сидя, на корточках. Ребенок невольно ищет для себя более “легкое” положение тела, но, к сожалению, оно не всегда физиологически выгодно для организма.

Верхние дыхательные пути, трахея, бронхи узкие, с рыхлой слизистой, склонной к отекам (при t воздуха выше 22-24 градусов, запыленности). Слизистая обильно снабжена кровеносными сосудами, через легочные капилляры протекает относительно больше крови, чем у взрослых, что обусловливает лучшие условия газообмена. Но строение грудной клетки ограничивает размах дыхательных экскурсий. Дыхание поверхностное, ЧСС 25 – 30 в 1. При физических нагрузках меняется не глубина дыхания, а частота, что затрудняет вентиляцию легких. Вместе с тем, относительная потребность в кислороде в этом возрасте выше, чем в любом другом. Вот почему воздушная среда, в которой находится ребенок, должна быть с достаточным количеством кислорода; важны физические упражнения для дыхательной мускулатуры (мышц грудной клетки, диафрагмы): имитационные движения крыльев птиц, максимальное сведение, разведение рук, подтягивание на руках, взмахи руками, круговые движения рук и т.д.

Косвенное представление о степени развития дыхательной мускулатуры может дать показатель экскурсии грудной клетки: разница окружности грудной клетки на максимальном вдохе и полном выдохе.

Сердечно-сосудистая система: быстрое увеличение объема сердца, но медленная дифференцировка его тканей; обилие нервных стволов и сосудов, что создает условия для его усиленной деятельности. ЧСС 85 – 95 в 1. Артерии относительно широкие, тонус их невысок, АД колеблется в пределах 80-96/50-70 мм рт. ст., в связи с этим при переутомлении, перегрузках дети склонны к обморочным состояниям (побледнение кожных покровов в ходе игр, занятий – тревожный признак).

Нервная система: нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно—рефлекторные связи отличаются большой прочностью. Легкое формирование стереотипов действий и очень сложная их ломка, переделка (медленное устранение вредных привычек). Ребенок легко усваивает последовательность действий, но с трудом – механизм исполнения (знает когда надо мыть руки, но долго осваивает - как). Поэтому при обучении ребенка многокомпонентному действию алгоритм движений должен быть тщательно продуман и согласован с родителями. Координация движений слаба.

Зрение: продолжает формироваться глазодвигательная мускулатура, размер глазного яблока, острота зрения. Интересная особенность зрения детей: они отчетливо различают предметы с расстояния 7 см, поэтому любят рисовать, рассматривать картинки низко опустив голову. Необходимо использовать мольберты, подставки для книг, освещение должно быть достаточным. Телевизор – не более 10-15 мин. в день, не ближе 3 метров от экрана. Для тренировки мышечного аппарата глаз регулярно использовать упражнения: поочередное рассматривание предметов вдали и вблизи, рассматривание зелени, зажмуривать поочередно глаза, смотреть в разные стороны без поворота головы; наклоны, вращение головы. Упражнения проводить после деятельности, связанной с интенсивной зрительной работой, а также после сна и перед сном, после занятий физкультурой.

Немаловажно и рациональное питание: белковые продукты, витамины А, В2 (их много в растительных продуктах зеленого и оранжевого цвета), употреблять продукты в сыром, не измельченном виде, очень полезна черника.

 

Date: 2015-11-14; view: 422; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию