Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детство





Психологическая характеристика детства

Детство можно разделить на два периода:

1. Раннее детство /1-3 года/;

2. Дошкольный возраст /З - 7 лет/.

Рассмотрим психологическую харак­теристику этого возраста.

Поведение ребенка в раннем возрасте определяется той ситуа­цией, в которой он оказывается. Он входит в нее как динамическая часть. По определению К.Левина, действия ребенка - полевые дейст­вия. Каждая вещь приобретает для него особую валентность (аффект, привлекательность). Ребенок находится в мире вещей подобно как в силовом поле. Это силовое поле провоцирует его на действия. Он не говорит ни о чем другом, кроме того, что видит и слышит, поэтому ребенок не может лгать, не способен к выдумке.

Ребенок чаще пытается обследовать предметы, открывать их свойства и выполнять с ними действия без помощи взрослого. Развитие речи приводит к появлению обобщений, что, в свою очередь, позволяет высказывать первые суждения. Бессловесное восприятие заменяется словесным. Речь меняет структуру восприятия, благодаря обобщению. Ребенок не просто начинает воспринимать мир, но и осмысливать его. Это сказывается и на развитии способов решения игровой задачи:

- игра с игрушками в подготовленной взрослыми ситуации;

- использование предметов-заместителей (1 г. 4 м.);

- воображаемые предметы (1 г. 7 м. - 1 г. 9 м.);

- активная замена хорошо усвоенных действий словом (с 2 л. 7 м.).

Дети, усваивающие более сложные способы решения игровых задач, могут играть парами и группами. Дети, не умеющие играть без опоры на предметы, затрудняются отображать взаимоотношения меж­ду игровыми персонажами, не могут понять свою роль и участвовать в игре (3. 17).

Центральным новообразованием этого возраста является воспри­ятие, в основе которого лежит обобщение, то есть возникают основные особенности человеческого сознания (2. 367).

С осознанием "я" как активного начала, как субъекта деятельно­сти, когда ребенок овладевает личными местоимениями, возникает первая фаза кризиса трех лет. Его симптомом является так называемое семизвездие кризиса трех лет, которое выражается в следующем:

1. Негативизм - все поведение ребенка идет вразлад с тем, что предлагают ему взрослые. Он не хочет что-нибудь делать потому, что это предложил кто-то взрослый. Это реакция не на содержание дейст­вия, а на само предложение. Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. В процессе негативной реакции мотив лежит вне ситуации.

Негативизм следует отличать от непослушания, в котором на первый план выступают социальные отношения к другому человеку. Непослушание - это акт социального характера.

2. Упрямство - ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Он настаи­вает на своем требовании. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением.

3. Строптивость - безлична, направлена против норм воспитания, против образа жизни. Строптивость вызвана стремлением настоять на своем желании. Ребенок обычно всем недоволен.

4. Своеволие и своенравие - тенденция к самостоятельности. Хо­чет все делать сам.

5. Протест, бунт - поведение ребенка носит протестующий харак­тер, он как бы находится в состоянии войны с окружающим миром.

6. Обесценивание - происходит обесценивание игрушек, людей. Ребенок начинает ругаться.

7. Деспотизм - проявление власти над окружающими. Обостре­ние ревности по отношению к младшим. (2. 369-375)

В указанных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуе­мый. В кризисе трех лет происходит раздвоение - изменяются отноше­ния ребенка к людям, окружающим его, и к собственной личности.

Кризис трех лет - это кризис социальных отношений ребенка. Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям. Мотив дифференцирован от ситуации. Новые черты связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношением с другими людьми. В это время у ребенка могут возникать невротические реакции, энурез, за­труднения в речи, заикания, припадки. Наказания, угрозы, окрики могут способствовать развитию невротических реакций.

В дошкольном возрасте идет процесс активного созревания орга­низма. Изменяются пропорции тела. К шести годам у ребенка хорошо сформирована двигательная сфера.

Недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни ребенка проявляется в его непосредственности. Переживания ребенка, его желания и выражения желаний, поведение и деятельность составляют одно целое.

Овладев речью и первыми навыками по уходу за собой, ребенок с трех лет начинает постепенно расширять свое сознание. Это первый признак того, что он готов ко взаимному общению с большим миром культуры.

В этом возрасте воображение ребенка питается тем, что он видит, знает и чувствует. Ребенок начинает чувствовать справедливость, по­нимать добро и зло, красоту и безобразие, начинает задавать массу вопросов, на которые должен получить полные, честные ответы.

К 6-7 годам происходит усвоение понятия пола, возникает поло­вое самосознание. С учетом этого ребенок начинает сознательно регу­лировать свое поведение.

Ребенок трех лет воспринимает мир как совокупность отдельных предметов, в дальнейшем мир воспринимается как совокупность дейст­вующих предметов. Происходит освоение словесной формы понятий, за которой стоят конкретно-образные практические действия. Слово становится регулятором поведения.

Переход к мышлению в понятиях, развитие логического мышле­ния, привнесение в поступки интеллектуального момента являются признаками кризиса семи лет. Семилетний ребенок утрачивает детскую непосредственность. Он начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил. В поведении появляется что-то нелепое, нарочитое, искусственное, вертлявость, клоунада. Поведение часто немотивирова­но - ребенок из себя строит шута.

Самой существенной чертой кризиса семи лет можно назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. В этом возрасте впервые возникает осмысленная реакция сво­их переживаний, новое отношение к себе. Переживание приобретает смысл. Радующийся понимает, что он радуется, сердящийся - что он сердит. Происходит обобщение переживаний. Новообразованиями явля­ются самолюбие и самооценка. (2. 377)

 

Развитие речи и образование ума ребенка

Святитель Феофан, характеризуя детский возраст, пишет о том, что вместе с развитием речи у дитя обнаруживается смышленость. Поэтому образование ума следует начинать вместе со словом. Главное - образовать здравые понятия и суждения по началам христианским обо всем встречающемся или о подлежащем вниманию ре­бенка: что есть добро и что есть зло, что хорошо и что ху­до. Это легко сделать посредством обыкновенных разгово­ров и вопросов. Родители говорят между собою, дети прислушиваются и почти всегда усваивают не только мыс­ли, но даже обороты их речи и манеры. Пусть же родите­ли, когда говорят, называют вещи всегда своими именами, чтобы дети могли понять, что значит настоящая жизнь, чем она кончится, Кто источник всех благ и от Кого все полу­чается, что такое радость, какое достоинство имеют те или иные обычаи и др. Пусть говорят с детьми и толкуют духовно-нравственные истины им или прямо, или посредством рассказов. Или пусть спрашивают детей, что они думают о том или другом явлении, и поправляют их ошибки. За непродолжительное время этим простым средством можно передать здравые понятия и начала для суждений о различ­ных вещах, которые потом не изгладятся надолго, если не на всю жизнь. Таким способом в самом корне будут подав­лены мирское мудрование и злая ненасытимая пытливость. Истина связывает ум тем, что насыщает его. Мирское муд­рование не насыщает, а разжигает пытливость. Не стоит читать и давать детям книг с растленными понятиями - и ум их сохранится целым, во здравости святой и Божественной. Не стоит переживать о том, что ребенок мал и ему эти по­нятия не доступны, - истина доступна всякому. То, что ма­лое дитя мудрее философов, показал опыт. В первые века христианства во время гонений и мученичества малые дети рассуждали о Господе Спасителе, о безумстве идолопоклон­ства, о будущей жизни и прочем. И все это оттого, что мать или отец истолковали им эти понятия и суждения в простой беседе, истины сроднились с сердцем, которое стало доро­жить ими до готовности на смерть.

Послушание как средство преодоления многожелательности

Дитя многожелательно, все его занимает, все его влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго злого, оно всего желает и все, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Необходимо строго блюсти волю как особую силу душевной деятельности. Самое простое средство - расположить детей так, чтобы они ничего не де­лали без позволения. Пусть со всяким желанием прибегают к родителям и спрашивают, можно ли сделать то или дру­гое. Необходимо убедить их опытом и примерами, собст­венными и чужими, в том, что им опасно, не спросясь, ис­полнять свои желания, настроить их так, чтобы они боялись своей воли. Этого достичь бывает просто, ибо дети и так большей частью обращаются ко взрослым с расспросами, сознавая свое неведение и слабость. Стоит возвести это правило до обязательного закона. Естественным следствием такого настроения будут полное послушание и покорность во всем воле родителей наперекор своей, внутреннее распо­ложение во многом отказывать себе и навык в этом. Ребе­нок из собственного опыта получает уроки, что нельзя слу­шать во всем себя, и необходимо на это обращать его внимание, объясняя, что желаемое часто бывает вредно для тела и души.

Отучая от своей воли, надо приучать дитя делать добро. Родители сами должны представлять истинный пример доброй жизни и на деле показывать, что у них самих глав­ными являются не заботы о наслаждениях и отличиях, а о спасении собственной души. Дети любоподражательны. Они рано умеют копировать мать или отца. Здесь происходит нечто похожее на то, что бывает с одинаково настроенными инструментами. Детей надо направлять на добрые дела. Среди них: милостыня, сострадание, милосердие, уступчи­вость и терпение. Всему этому весьма нетрудно научить. Отсюда выйдет воля с настроением на разные добрые дела и вообще с тяготением к добру. Доброделанию надо учиться, как и всему другому.

Когда человек был в союзе с Богом, он находил вкус в вещах Божественных и освященных благодатию Божией. По падении он потерял этот вкус и возжаждал чувствен­ного. Благодать крещения отрешила от чувственного, но оно снова готово наполнить сердце. От этого сердце необходимо защитить. Самое действенное средство воспитания истин­ного вкуса есть церковность. Сочувствие ко всему священ­ному, сладость пребывания среди священных предметов ради тишины и теплоты, духовное пение, иконы запечатле­ваются в сердце и заглушают блеск и привлекательность мирской суеты. Надо помнить и напоминать детям, что по вкусу сердца будет назначаться и будущая вечная обитель, а вкус у сердца там будет такой, каким мы образуем его здесь. Очевидно, что театры, балаганы, цирки и тому по­добные развлечения не годны для христиан.

Усмиренная и организованная таким образом душа не будет свойственной ей беспорядочностью препятствовать развитию духа. Дух легче развивается, чем душа, и прежде ее обнаруживает свою силу и деятельность. Действие духа проявляется в страхе Божием (в соответствии с разумом), в совести (в соответствии с волей) и в молитве (в соответст­вии с чувством). Страх Божий рождает молитву и очищает совесть. Чем раньше запечатлеется страх Божий и возбу­дится молитва, тем прочнее будет благочестие во все после­дующее время. Дух благодати, полученный при крещении, если он не погашен неправильным развитием тела и души, не может не оживлять нашего духа. Особого внимания при этом требует совесть - тот внутренний закон, с помощью которого человек может судить о положительном или отри­цательном достоинстве своих поступков, о степени их честности и законности. Здравые понятия и добрый пример ро­дителей, обучение добру и молитва запечатлевают в душе достаточные основания для последующей доброй деятель­ности, для образования настроения совестливости и созна­тельности. Воля родителей для малых детей есть закон со­вести и Божий. Благоразумность родителей заключается в том, чтобы, распоряжаясь своими повелениями, не ста­вить детей в необходимость быть преступниками их воли. Но если это произойдет, располагать их к раскаянию. Что мороз для цветов, то отступление от родительской воли для дитяти. Преслушание приводит к тому, что дитя не смеет смотреть в глаза, не желает пользоваться ласками, хочет убежать и быть одно, а между тем душа грубеет, ребенок начинает дичать. Как хорошо предварительно расположить его к раскаиванию, чтобы он без боязни, с доверием и со сле­зами сказал о том, что сделал худо. И хотя это касается про­стых предметов, хорошо уже то, что здесь полагается осно­вание будущему постоянному истинно религиозному харак­теру: тотчас вставать при падении. Так образуется умение скорого покаяния, и очищения, и обновления себя слезами.

Если дитя растет в этом порядке, то в нем будет разви­ваться дух благочестия. Родители должны следить за всеми движениями раскрывающихся сил и все направлять к од­ному. Таков закон: с самого первого вздоха дитяти вести его непрерывно, ровно, степенно, без порывов, с терпением и ожиданием, проявляя мудрую постепенность, подмечая ростки и пользуясь ими, не считая ничего маловажным в деле, столь ответственном.

Нельзя определить, когда человек приходит к осознанию себя христианином и к самостоятельной решимости жить по-христиански. На практике это бывает и в семь, и в десять, и в пятнадцать лет, и позже. Может быть, прежде этого наста­нет время обучения, как и бывает чаще всего. Непременное правило - хранить весь прежний порядок без изменения и на все время обучения, ибо он существенно вытекает из приро­ды наших сил и требований христианской жизни. (1. 38-44)

 

Date: 2015-11-13; view: 334; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию