Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
III.Организация культа ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Почитание богов осуществлялось через проведение пышных церемоний, торжественных шествий, магических заклинаний и действий. Древние жители воспринимали своих богов не в качестве духовных сущностей, а как вполне материальных существ, живших в определенных сооружениях – храмах, олицетворенных в форме конкретной скульптуры. Как вполне материальное существо, бога нужно прежде всего кормить определенной пищей, приносить дары строить храмовые сооружения. Мужское божество должно иметь супругу, детей. Пантеон богов. Как и человеческое общество, имел иерархическое строение, т.е. выделялись боги главные и подчиненные им второстепенные божества, целый сонм божественных прислужников. Каждому божеству в зависимости от его положения в этой иерархии было положено определенное количество пищи, даров, объема услуг, размера храмового помещения. В течение многих веков сложилась тщательно разработанная, имевшая внутренне содержание и внешние торжественные формы система религиозного культа. Сущность культовых действий была направлена на консолидацию правящей элиты, управлявшей страной, в которой главную роль должна играть жреческая корпорация, а не государственная бюрократия во главе с царем. В этом отношении характерен разработанный ежегодный торжественный ритуал искупления за совершенные действительные или мнимые религиозные нарушения. В нем центральную роль отводили обряду религиозного унижения царя, игравшего роль козла отпущения. В течение нескольких дней царь не допускался в храм. Когда же он приходил в храм, перед входом верховный жрец отбирал у него все знаки царской власти. Босого, в одной нательной рубашке царя подводили «перед лицо Мардука». Здесь верховный жрец давал ему пощечину и таскал за уши; если на глазах царя показывались слезы, это считалось признаком предстоящего половодья в наступающем году. Затем царь падал ниц перед статуей Мардука и верховным жрецом и произносил слова о том, что он не совершал ритуальных нарушений в прошедшем году, заботился о священном городе Вавилоне и его главном храме, не оскорблял насилием свободного вавилонского гражданина. Как правило, этому обряду царского унижения подвергался не сам царь, а подставное лицо (его называли 2подменный царь»). Однако это не меняло сути этого любопытного обряда. Его главная цели – показать верховенство божественной благодати, олицетворенной в жречестве над собственно светской властью царя и его бюрократии. Первенствующая роль вавилонского жречества в господствующей идеологии объяснялось также и тем, что жречество играло роль интеллектуальной элиты общества, хранителя и создателя духовных ценностей и научных знаний, обеспечивавших развитие экономики и всех сфер социальной и политической жизнедеятельности. Все эти обстоятельства делали вавилонское жречество весьма многочисленной корпорацией. Были разработаны специальные правила отбора в жреца. Кандидат должен был быть грамотным и воспитанным человеком, высокого роста, с хорошими целыми зубами, не иметь физических недостатков. В этой многочисленной корпорации действовала четкая иерархия, состоящая из 30 разрядов со строгим подчинением младших старшим. Важнейшей частью культовых действий были пышные, торжественные выходы со статуей бога и ее возвращение в храм на свое место. Центральным действием было жертвоприношение, которое подразделялось на несколько категорий в зависимости от характера церемонии: особое – в случае великих праздников и другое – в обычные дни. В обычные дни приносилась малая жертва утром и большая – вечером. Ежедневно жертвовали 50 баранов, 2 быка, 1 теленка, 4 кабана, 8 ягнят, несколько десятков птиц, большое количество хлебов и вина для возлияния. Жертвоприношение осуществлялось строго по принятому ритуалу специальными разрядами жрецов. Считалось, что только такие обильные жертвы могут обеспечить благосклонность богов. При каждом храме, особенно в крупных, существовало храмовое хозяйство с многочисленными рабочими и обслуживающим персоналом, освобожденное от налогов и различных повинностей. Забота о процветании храмовых хозяйств рассматривалась как первейшая обязанность царя и его администрации. Уже с III тыс. до н.э. начали складываться основные формы вавилонской храмовой архитектуры, которая достигла своих наиболее законченных образцов к середине I тыс. до н.э. Наиболее выразительные храмовые комплексы посвящены главным богам вавилонского пантеона. Храмовый комплекс представлял собой огражденный стеной земельный участок, на котором находилось собственно храмовое помещение (храм), где хранилась статуя божества, а также различные вспомогательные сооружения (храмовая кухня, помещения для храмового персонала. Хранения священных сосудов и др.)Центральную часть такого участка (теменоса) занимал собственно храм. В Вавилонии он имел специфическую архитектурную форму – зиккурат. Этот тип месопотамского храма восходит к отдаленным временам III тыс. до н.э. Одним из древнейших исследованных археологами был зиккурат в городе Уре, возведенный в середине III тыс. до н.э. Однако наиболее известным был грандиозный зиккурат, построенный в Вавилоне в VII в. До н. э. Он получил символическое название Этеменанки, т.е. «храм краеугольного камня небес и земли». Он имел 7 ярусов, соединенных лестницами, его высота достигала 91 метра. В Библии Этеменанки стал праобразом Вавилонской башни, которая простиралась до неба и которую Господь Бог разрушил в наказание греховного человечества. IV.Заключение. Справедливости ради надо заметить, что отнюдь не все стороны жизни, не вся системаидей и институтов древнего Двуречья обусловливались религиозными представлениями.Например, тексты законов Хаммурапи убеждают в том, что нормы права были практически свободны от них. Этот весьма существенный момент свидетельствует о том, что религиозная система Двуречья, по образу и подобию которойвпоследствии формировались аналогичные системы других ближневосточных государств, не была тотальной, т. е. не монополизировала всю сферу духовной жизни. Она оставляла место для взглядов, поступков и порядков, не связанных непосредственно с религией, и именно эта практика могла повлиять на характер религиозных представлений народов восточного Средиземноморья, начиная от семитских племенСирии и Финикии и кончая крито-микенскими предшественниками античных греков. Не исключено, что она сыграла определенную роль в появлении свободомыслия в античности. На это стоит обратить внимание потому, что второй вариант древнейшей религиозной системы мира, древнеегипетский, практически одновременный с месопотамским, привел в этом смысле к другим результатам. Список литературы. 1) Кузищин В.И. «История Древнего Востока» – М.,20102) Матвеев К.П., Сазонов А.А. «Земля Древнего Двуречья» - М., 19863) Торкильд Якобсен «Сокровище тьмы. История меспотамской религии» - М., 1995Date: 2015-11-13; view: 314; Нарушение авторских прав |