Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая история. После падения III династии Ура огромное централизованное государство, объединявшее почти все Двуречье





После падения III династии Ура огромное централизованное государство, объединявшее почти все Двуречье, распалось, его административный аппарат развалился. Ур перестал быть центром страны, и на эту роль претендовал целый ряд древних и новых городов.

Самой характерной чертой политического развития Месопотамии в старовавилонский период была, несомненно, борьба между племенами и племенными объединениями. Западносемитские племена проникали в Двуречье еще издревле. Они селились в Месопотамии рядом с шумерами, постоянно поглощая и ассимилируя местное население. Этот процесс шел медленно и в большинстве случаев, вероятно, достаточно мирным путем. На археологических уровнях, соответствующих времени наиболее массовых и известных вторжений племен в Двуречье, в ходе раскопок не было обнаружено следов значительных массовых разрушений. Характерно и то, как мало эти вторжения влияли на вавилонскую цивилизацию. В то же время пришельцы не только подпадали под влияние сильнейшей шумерской культурной традиции, но со временем начинали воспринимать эту традицию как свою и старались ее развить и продолжить. К старовавилонскому периоду процент собственно шумерского (чисто этнически) населения в Месопотамии был, по-видимому, невелик, в то время как шумерский язык, шумерские хозяйственные, политические и культурные традиции в значительной мере сознательно охранялись и поддерживались. Шумерский язык в повседневной жизни в это время практически не употреблялся, его полностью вытеснил один из языков восточносемитской группы, который мы условно называем аккадским (от названия столицы Саргона Великого города Аккада/Аккаде, ставшего впоследствии и обозначением всей северной части Нижней Месопотамии). Однако значительная часть деловых записей, особенно на юге, все еще составлялась на шумерском или на смеси шумерского и аккадского языков. Тысячи клинописных документов, дошедших до нас от старовавилонского периода, позволяют историкам восстановить картину социально-экономической и политической жизни Месопотамии того времени.

Основную массу населения Месопотамии составляли представители различных семитоязычных племен. Необходимо, видимо, отказаться от существовавшего длительное время в исторической науке жесткого типологического разделения населения Месопотамии на оседлое и кочевое. На практике эти два образа жизни не были резко противопоставлены друг другу в чистом виде. Существовало множество переходных ступеней от одного состояния к другому, и в каждом племени были представлены все или многие варианты такого рода. Те резкие противопоставления городской и кочевой жизни, которые изредка встречаются в старовавилонских литературных памятниках, имеют в виду, вероятно, горные племена, совершавшие иногда опустошительные, но кратковременные набеги на равнину.

Характерным политическим образованием старовавилонского периода было племя или племенное объединение с городом в качестве племенного центра. Политическое образование такого рода имело нечто общее с городом-государством и получало возможности для дальнейшего развития. Племенными центрами при этом обычно становились небольшие города, не имевшие традиций политической жизни. Целый ряд таких городов, ставших центрами местных династий, вышел на арену политической жизни Месопотамии именно в старовавилонский период, в то время как старые города, бывшие некогда центрами шумерских городов-государств, не играли в это время никакой политической роли, хотя некоторые из них продолжали сохранять важное значение как традиционные центры культуры и торговли.

В 1900-1850 гг. до х.э. в Месопотамии образовался ряд государств во главе с аморейскими династиями, каждая из которых поддерживалась отдельным племенем или союзом племен. Политическим идеалом таких династий было государство III династии Ура, и они старались показать себя законными преемниками его власти, присваивая себе пышную титулатуру урских царей. На деле власть большинства таких правителей была эфемерной, и независимость они сохраняли до тех пор, пока кто-либо из соседей, опирающихся на более сильные и богатые племена, не изыскивал возможности с этой независимостью покончить. Заключались бесчисленные союзы, общими усилиями два соединившихся правителя разбивали третьего, а потом вступали в борьбу и между собой. В такой борьбе больше сил сохранял тот, кто в ней меньше всего участвовал; меньше страдали города, расположенные либо на окраинах охваченной борьбой территории, либо в центре территорий самых могущественных племен. В ходе таких многолетних войн одни аморейские династии приходили в упадок и цари их вновь опускались до роли племенных вождей, зависящих от более сильных соперников, тогда как другие возвышались, объединяя под своей властью все большую часть территории Месопотамии, и из племенных вождей превращались в правителей независимых государств. Центрами наиболее значительных государственных образований в старовавилонской Месопотамии были города Иссин, Урук, Эшнунна, Мари, Ларса, Вавилон. В Северной Месопотамии Шамши-Адад I (1813 - 1781 гг. до х.э.), сын аморейского вождя Илахкабкабуху, подчинил себе огромную территорию, включавшую Ашшур на севере и Мари на среднем Евфрате на юге. Он попытался (с помощью своих сыновей) создать централизованное государство, ликвидировав старинные номовые институты и заменив их системой своего рода военных округов. Серьезно ослабела ашшурская торговля с Малой Азией, добитая позднее усилением Хеттского царства и Митанни. Шамши-Адад I опирался лишь на грубую силу, пренебрегая дипломатией и пропагандой (ошибка, которую позднее учел Хаммурапи). Поэтому держава Шамши-Адада не пережила своего основателя. Ашшур вновь обрел независимость, а Мари, после недолговечного союза с Вавилонией, было ею же и захвачено.

Иссин

В главе III уже рассказывалось о том, как возникла царская династия в Иссине. Основателем нового царства стал некий Ишби-Эрра, один из военачальников последнего урского царя Ибби-Суэна. Своей столицей он избрал небольшое селение на одном из рукавов, ответвлявшихся от Евфрата ниже Ниппура. Окончательное крушение государства III династии Ура, отсутствие на первых порах сильных соперников позволили царям Иссина провозгласить себя прямыми преемниками урского государства. Территориальные владения первых царей Иссина, простиравшиеся далеко на север и охватывавшие почти весь юг Месопотамии, как будто соответствовали их политическим претензиям. Первые цари иссинской династии не называли себя царями Иссина, а именовались царями Ура, в составленных здесь царских списках цари Иссина идут непосредственно вслед за царями Ура.

Годы правления первых царей династии Иссина были временем относительного расцвета и усиления нового государства. Его цари много занимались строительными работами, вели успешные военные действия в направлении Элама и долины р. Диялы. Тем не менее полностью достичь границ государства III династии Ура царям Иссина, именовавшим свое государство "царством Шумера и Аккада", так и не удалось, а по мере того как на территории Месопотамии постепенно преодолевались последствия, вызванные разрушением урского государства и возникали новые государственные образования, соперничавшие с Иссином, территориальные границы и границы влияния Иссина все больше сужались.

Третий преемник основателя иссинской династии Ишби-Эрры, Ишме-Даган, сохранив титул "царь Ура", стал уже именовать себя и "царем Иссина", а при следующем царе, Липит-Иштаре, Иссин окончательно потерял Ур. Его завоевал Гунгунум, царь Ларсы, государства, ставшего главным и все усиливающимся соперником Иссина. Потеря Ура означала и потерю важнейшего титула "царь Ура", который теперь окончательно перешел к Ларсе; тем не менее цари Иссина еще долго питали так и не осуществившуюся надежду восстановить свою власть над всем югом. От времени Липит-Иштара (1934-1924 гг. до х.э.) до нас дошел составленный в Иссине от имени царя свод законов (подробнее о нем см. ниже). Потеряв значительную часть своих владений на юге, цари Иссина обратили взоры на север и некоторое время даже контролировали Вавилон (вероятно, в правление третьего преемника Сумуабума, Апиль-Сина). Однако по мере усиления Вавилонского царства и царей Ларсы на юге власть Иссина ослабевала. Важнейшей политической задачей последних царей Иссина стало сохранение контроля над священным городом Ниппур, власть над которым высоко поднимала обладателя ее в глазах жителей Двуречья. Ниппур никогда не был столицей какого-либо царства и стоял в стороне от политической борьбы. Однако с древнейших времен он был важнейшим и религиозным центром всего Двуречья. Сюда в многочисленные храмы постоянно стекались богатейшие дары со всех концов Месопотамии. Контроль над Ниппуром давал право его обладателю претендовать на господство над всем Шумером и Аккадом. Цари Ларсы несколько раз захватывали Ниппур, но иссинцам удавалось его вернуть. Окончательно Ниппур перешел к Ларсе в 1826 г., в правление Варад-Сина. При брате Варад-Сина, Рим-Сине I, последний царь Иссина, Дамикилишу, вновь ненадолго захватил Ниппур. Но вскоре и Ниппур, а несколько позднее и сам Иссин были окончательно покорены своим южным соперником и вошли в состав государства Ларса.

Date: 2015-11-13; view: 405; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию