Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Некоторые аспекты использования наследия
(по Е.Ю. Мазуровой)
Сегодня необходима полноценная программа работ по возрождению национального достояния, которая бы включала систему мероприятий по выявлению, восстановлению, изучению, сохранению и использованию культурного и природного наследия. Причем решение подобной задачи должно быть комплексным, ибо практика показывает, что ни само выявление памятника, ни постановка его на учет и государственную охрану, ни ведение реставрационных работ еще не могут обеспечить его сохранения как национального богатства. Без использования памятник быстро приходит в запустение, да и можно ли сопоставить понятие "неиспользуемый памятник" с задачей сохранения и передачи будущим поколениям национального достояния? Сейчас, когда первоочередной задачей является стабилизация экономики, критерий эффективности использования территории, природных и культурных ресурсов, видимо, следует считать ведущим. Стоимостные оценки культурно-исторических памятников также необходимы при выборе направления их использования, хотя они должны сочетаться с эстетическими и инженерно-техническими. От ценности памятников и их территориальной концентрации зависит направление их использования, интенсивность рекреационных потоков, возможность включения в культурно-экономическую инфраструктуру территории. Прежде всего следует ориентироваться на основной объект наследия – уникальные историко-культурные территории. Их можно определить как "территории, обладающие особой ценностью для мира, страны, региона, где памятники истории, культуры и природы составляют единый комплекс и тесно связаны с живой культурой народа". На такой территории может протекать полнокровная жизнь, развиваться современное хозяйство, удовлетворяться широкий круг потребностей проживающих на ней людей. Это не будет противоречить сохранению и возрождению традиционной культурной среды, если мы будем относиться к наследию не как к музейному экспонату, а как к достоянию, оставленному нам предшествующими поколениями не только на хранение, но и приумножение. Понятно, что охрана и использование единичных объектов не может быть эффективной вне окружающего их исторического и природного пространства. Оно необходимо не только с точки зрения восприятия памятника, но, прежде всего – его жизнеспособности. Мертвый, неиспользуемый памятник в настоящее время является наиболее распространенным объектом. Однако каждый памятник является живущим организмом, и его функционирование невозможно без подключения окружающей территории, причем не как охранной зоны, а как его естественной, традиционной, природно-исторической среды. Поэтому создание уникальных территорий призвано одновременно решить вопросы и охраны, и рационального использования памятников истории, культуры и природы. Все чаще ученые разных стран говорят о реальных предпосылках к созданию местного научно-образовательного ядра на основе главной специализации по использованию историко-культурного и природного наследия. Этот процесс может осуществляться по нескольким направлениям. Достаточно реальна возможность развития научных исследований на основе выявленных ресурсов территории. Это исследования природы района, его археологии, интересных памятников архитектуры и градостроительства, сбор фольклора и др. Существующая практика показывает, что доходы, например, от лицензионного сбора за проведение археологических исследований могут значительно превышать лицензионный сбор от разрешений на охоту и рыболовство. На базе ресурсов исторического района могут быть организованы специальные занятия или даже курсы для лиц, желающих ближе познакомиться с отечественной историей, культурой, по изучению национального языка, с творчеством выдающихся деятелей культуры. Другое направление научно-образовательного ядра – развитие специфических местных образовательных традиций региона. Особое внимание в этом может быть уделено сохранению секретов мастерства народных промыслов и производств, развитию школ возрождения традиционного мастерства (изготовление изделий из дерева, обработка металла, гончарство, ткачество, плетение из лозы, изготовление швейных и вязаных изделий, школа иконописи, национальной вышивки, игра на народных музыкальных инструментах, возрождение старинных кулинарных рецептов и др.). Наконец, в рамках программы развития исторических мест и территорий возможно создание особых программ обучения, в частности, это могут быть углубленные экологические курсы, специализированные исторические программы. Тем самым не только создаются условия для приобщения подрастающего поколения к культурному и природному наследию, понимания им этих ценностей, но одновременно формируются потенциальные кадры работников в деятельности особо охраняемых территорий. Несколько ограниченным дополнением экономической структуры является туристско-рекреационный комплекс. Он предполагает системы туристского обслуживания на уникальных историко-культурных и природных территориях, возможность активизации денежных поступлений, в т. ч. и валютных. Основой развития рекреации на охраняемых территориях может стать система специализированного программного туризма. Она предполагает опору не на массовый поток туристов, который часто невозможно организовать, а на небольшой, но постоянный поток специалистов, связанных с изучением данной историко-культурной проблематики, лиц, интересующихся историей, природой и культурой данной местности. Организация туристского обслуживания должна базироваться на использовании специальных форм размещения, таких как гостевые дома, туристские деревни и другие формы размещения. Функцией восстановления системы традиционных ремесел и промыслов должно стать не только инфраструктурное подкрепление музейного, образовательного и туристского комплексов, но и самостоятельное развитие производств в исторически обусловленных формах. Традиционная система природопользования может помочь в развитии экологически чистых производств, в налаживании выращивания интересных местных сельскохозяйственных культур (льна, садовых и ягодных культур и пр.) Данная специализация района может сопровождаться определенным перепрофилированием материальной сферы. Этот процесс затрагивает переориентацию сельского хозяйства, иных производственных структур, частично на основе воссоздания исторических форм, частично для нужд туристской инфраструктуры. Эти структуры дополняются другими производствами, предпосылки для организации которых имеются в регионе, или необходимость в которых возникает при перспективном развитии. Сфера наследия на данной территории может стать ведущей (или одной из главных) отраслью производства. Наследие в этом случае выступает не только в виде памятника, но и как особый ресурс. Использование объектов культурного и природного наследия вместе с развитием туризма, научно-образовательной сферы, возрождением традиционных производств и технологий могло бы определить будущий экономический потенциал региона. Date: 2015-11-13; view: 291; Нарушение авторских прав |