Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Молодой Санкт-Петербург - культурная столица России ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Как показывают толковые словари, слово «культура» и в обыденном, и в научном употреблениях имеет целый спектр значений – от «парка культуры и отдыха» до «культуры человечества как способа его существования», включая такие понятия как «духовная культура», «культура производства», «культура поведения» и т.п. понятие «культура» обозначает нечто чрезвычайно разнообразное и, вместе с тем, чем-то объединяемое. А теоретики и историки выделяют обычно какой-либо компонент этого целого, считая его главным, определяющим, и, соответственно, сводят целое к данной его части. Строение культуры состоит, прежде всего, в том, что культура существует в трех разных модальностях, охватывая: ¾ Специфически-человеческие духовные и физические качества самого человека, его «сущностные силы», обретенные им при жизни знания и умения, идеалы и ценностные установки, принципы деятельности и поведения по отношению к другим людям; ¾ Способы деятельности, в которых реализуются эти «сущностные силы» человека; ¾ Плоды многосторонней созидательной деятельности людей – и духовные, и вещественные, и художественные, то есть вся предметная среда, которую люди создают для своего в ней существовании… Существенно при этом, что все три способа существования культуры друг друга опосредуют и превращаются друг в друга, так что оказывается, что человек является и творцом и творением культуры. Таково общее понимание культуры, которое мы должны применить к трактовке культуры города. Это значит, что культура города трехмерна: одно ее измерение – духовно-человеческое, другое – процессуально-деятельностное, третье – предметное. Уникальность Петербурга в истории отечественной культуры определяется тем, что положение столицы империи обусловило разносторонность бытия: юридическую роль столицы; функцию главного российского морского порта; высокий промышленный потенциал; центр политической мысли во всех ее противоречиях; активную научную, учебную, художественную формы деятельности горожан… Пройденный Петром путь создания новой грандиозной столицыбыл нелегким и прошел через целый ряд этапов. В соответствии с такой методологической установкой в истории культуры Петербурга следует выделить первый ее этап, условно определяемый понятием «петровский Петербург», охватывающий первую половину XVIII века, от основания города и до начала царствования преемницы Петра – Екатерины Великой. Адекватное представление об удельном весе культуро-созидательной деятельности основателя Петербурга может дать простой перечень фактов. 1709 – в Петербурге при кирхе Св. Петра создается первая в России государственная школа. 1711 – начинает работать первая типография, выполнявшая и функции издательства. 1711 – строится Летний дворец Петра, окруженный садом, заполнявшимся копиями античных статуй, которые закупались в Италии и превратили царский сад в своего рода музей европейской скульптуры на открытом воздухе. 1713 – открыты первая в стране общедоступная библиотека и первая книжная лавка; основан Ботанический сад; начал работать придворный театр. 1714 – царь «для детей дворянских и приказных учреждает арифметические школы в домах архиерейских и монастырских»; создается Морская академия. 1715 - учреждена Школа словесных наук; основаны хрустальная и стеклянная фабрики. 1716 - учреждена Медицинская школа, основаны Шпалерная мануфактура и мануфактура по производству шелковых тканей, затем три бумажные мануфактуры, четыре типографии и множество других заводов и фабрик. 1718 – открыта первая в России бумажная фабрика. 1719 – открыта Инженерная школа. 1721 – началась концертная жизнь Петербурга. Понятно, что здравый смысл и интуиция заставляли Петра начинать с решения материально-технических задач, духовные же проблемы культурного рассматривались как производные, хотя и необходимые для целостного развития страны. Наконец, в 1724 году основана Академия наук, включающая в себя и гимназию, и университет, и музей. Создавая Академию, петр преследовал две цели: развивать в России научную деятельность и готовить собственные, национальные кадры ученых. Достаточно этого сухого перечня фактов, чтобы получить адекватное представление о нарождении в Петербурге нового для России типа культуры – и материальной, и духовной, и художественной.
Заключение Подытоживая все сказанное, можно заключить, что основание Петербурга положило начало новому вектору в развитии русской культуры; отныне оно шло по двум руслам – условно говоря, московскому и петербургскому, ибо Москва сохраняла более или менее последовательно приверженность традиционным устоям русской культуры, а Петербург стал носителем европеизировано-просветительской ее модификации. Именно эта его культурная функция стала определяющей на протяжении последующих двух столетий, а все остальное отходило на второй план. Во второй половине XVIII века культура петербургского просвещения реализовала все то, что в эмбриональной форме содержалось в ней в петровское время.
Список использованной литературы 1. Каган М.С. История культуры Петербурга [Текст]: учеб.пособие. 3-е изд. - СПб.: Изд-во СПбГУП,2008. – 320с. 2. Мавродин В.В.Основание Петербурга [Текст]: Л.: «Советская Россия»,1978. – 287с. 3. Кайсаров Е.А. История культуры Петербурга XVIII век [Электронный ресурс]: мультимедийный учебник, СПбГУП., 2008 Date: 2015-11-13; view: 350; Нарушение авторских прав |