Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национально‑диссидентское движение





 

В 1975 году в Хельсинки (Финляндия) состоялось совещание стран‑участниц Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Европейские страны, Соединенные Штаты Америки и Канада подписали заключительный акт совещания. В первой статье этого документа излагались принципы, которыми должны были руководствоваться подписавшие договор страны в отношениях между собой. Вот эти принципы: суверенное равенство; неприменение силы; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное решение споров и др.

Хельскинкский договор подписали и представители Советского Союза и государств социалистического лагеря. Для них особенно нежелателен был один из принципов, который предусматривал уважение прав человека, его мнения, совести, религии, свободы вероисповедания, а также право на равноправие народов и право на самостоятельное решение своей судьбы каждым народом. Повидимому, советское руководство не до конца предусмотрело, чем может обернуться для советской империи признание указанного принципа Хельсинкской декларации.

Признание прав человека и взятие обязательств по их защите перед лицом мировой общественности вынудило советское правительство примириться с образованием первых некоммунистических организаций в стране. В ряде городов и республик Советского Союза возникли группы и организации по защите прав человека – т. н. Хельсинкские группы. Так зародилось диссидентские движение в Советском Союзе. Хельсинкские группы распространяли информацию о нарушении прав человека представителями власти собственных правительств. Эта информация передавалась и в другие страны мира.

В 1976 году в Грузии была создана «Инициативная группа по защите прав человека», которая в том же году основала «Хельсинкскую группу». В 1989 году группа была переименована в «Хельсинкский Союз», в который входили: Звиад Гамсахурдиа, Мераб Костава, Виктор Рцхиладзе, Бего Бежуашвили и другие. В 1976 году «Хельсинкская группа» Грузии выпустила первый номер журнала «Сакартвелос моамбе» под редакцией Звиада Гамсахурдиа. В дальнейшем группа выпустила рукописные журналы «Золотое руно», «Богословский сборник» и др. Статьи грузинских диссидентов печатались в русских диссидентских изданиях и в зарубежной прессе. В указанных изданиях «Хельсинкская группа» изобличала антинациональные действия советского руководства, защищала интересы грузинского народа, его язык, культурные памятники, а также права беженцев и политзаключенных.

Деятельность Хельсинкской группы вызвала резкую критику со стороны правительства. В 1978 году Звиад Гамсахурдиа и Мераб Костава были арестованы и преданы суду.

Грузинская Хельсинкская группа являлась первой легальной оппозиционной организацией в Грузии. Несмотря на то, что она была немногочисленной, ее деятельность оказала значительное влияние на общественную жизнь Грузии. Диссидентское движение особенно влияло на сознание и национально‑политические взгляды грузинской интеллигенции и студенческой молодежи.

Апрельские события 1978 года стали ярким свидетельством национально‑патриотической настроенности грузинской интеллигенции и студентов. В этот год должны были принять новую конституцию. В отличие от старой конституции в проект новой конституции не была внесена статья о присвоении статуса государственного языка грузинскому языку. Этот факт был с возмущением встречен в грузинском обществе. В защиту сохранения государственного статуса грузинского языка выступили патриотически настроенные интеллигенция и студенческая молодежь. В дело сплочения этих сил в период утверждения новой Конституции большой вклад внес известный грузинский критик и общественный деятель Акакий Бакрадзе. С 12 апреля 1978 года в Тбилиси начались демонстрации и митинги протеста. В них принимали участие студенты высших учебных заведений столицы и учащиеся старших классов средних школ.

Руководящую роль начавшегося большого национального движения выполняло студенчество Тбилисского государственного университета (Тамар Чхеидзе, Мариам Багдавадзе и другие). 14 апреля перед зданием Тбилисского государственного университета собрались тысячи студентов, а также профессора, педагоги и представители интеллигенции. Демонстранты двинулись к Дому Правительства. Во время шествия к ним присоединялись студенты других высших учебных заведений и учащиеся средних школ. Все они требовали восстановления статуса государственного языка грузинскому языку. Требование демонстрантов поддерживала большая часть населения столицы. Лозунг защиты языка, символизирующий защиту национальных интересов, объединил различные слои грузинского общества.

Политическое руководство страны, первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Грузии Эдуард Шеварднадзе в крайне сложной ситуации проявил большой политический такт и чувство ответственности перед народом. В ходе напряженных переговоров с политическими руководителями Советского Союза Эдуард Шеварднадзе сумел убедить их в необходимости признания справедливого требования грузинского народа. Москва пошла на уступки и крупное кровопролитное столкновение с властями, которое в любую минуту могло произойти, было предотвращено. В новой Конституции Грузии была восстановлена статья о присвоении статуса государственного языка грузинскому языку. Это была большая победа национального движения.

Апрельские события 1978 года не были случайным явлением. Они были обусловлены теми морально‑мировоззренческими изменениями, которые претерпело грузинское общество в 60–70‑х годах XX века. Именно в этот период значительная часть грузинского общества, особенно интеллигенция и студенческая молодежь втайне или открыто отвергла коммунистическую идеологию и вновь встала на позиции возрождения национальных ценностей.

 

 

Date: 2015-11-13; view: 276; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию