Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Э. д. с. и напряжение генератора
При вращении якоря в каждомпроводнике его обмотки индуктируется э. д. с. е = Blяuя где В — индукция в воздушном зазоре машины; lя и uя — активная длина проводника и скорость его перемещения в магнитном поле. Э. д. с. генератора Е равна сумме э. д. с. e индуктируемых во всех проводниках, входящих в параллельную ветвь обмотки якоря,
где N — число проводников обмотки якоря.
Произведение для каждой данной машины представляет собой некоторую постоянную величину и может быть обозначено cE. Поэтому э. д. с. Следовательно, э. д. с. Е в каждой данной машине зависит только от частоты вращения якоря n и магнитного потока Ф. Регулировать ее можно двумя способами: 1) изменением магнитного потока Ф; для этого требуется изменить ток I в в обмотке возбуждения; 2) изменением частоты вращения n. Напряжение генератора U = E - Iя rя где Iя rя — падение напряжения во всех обмотках, включеннях последовательно в цепь якоря (обмотках якоря, добавочных полюсов, компенсационной и последовательного возбуждения); rя — суммарное сопротивление этих обмоток. Следовательно, для регулирования напряжения генератора надо регулировать его э. д. с. указанными двумя способами. Оба способа используют в тепловозах для регулирования напряжения тягових генераторов. Генераторы, применяемые для питания цепей управления локомотивов, для зарядки аккумуляторных батарей и пр., работают обычно при постоянной частоте вращения п. Поэтому регулирование их напряжения осуществляется путем изменения тока возбуждения. Ток нагрузки и электромагнитный тормозной момент генератора. В генераторах постоянного тока нагрузка (приемник электрической энергии) включается в цепь обмотки якоря. Поэтому ток нагрузки Iн = U/rн = (Е - Iя rя)/rн Следовательно, регулировать ток нагрузки генератора можно двумя способами: 1) изменением сопротивления га приемника; 2) изменением напряжения U генератора, т. е. его э. д. с. Е. На каждый проводник обмотки якоря, находящийся в магнитном поле, действует электромагнитная сила f = Вlяiя = BlяIя/(2a). Совместное действие электромагнитных сил f всех N проводников якоря создает электромагнитный момент: М = [pN/(2πa)] ФIя. Произведение [pN/(2πa)] для каждой данной машины представляет собой постоянную величину и может быть об означено сM. Поэтому М = сM ФIя. Очевидно, что при увеличении тока генератора Iя ≈ Iн увеличивается и электромагнитный тормозной момент М, что требует соответствующего увеличения внешнего момента Мвн первичного двигателя (дизеля), приводящего генератор во вращение. О свойствах генераторов постоянного тока судят по их характаристикам: холостого хода, внешней и регулировочной. Ниже будут рассмотрены эти характеристики для генераторов различного типа. Характеристики генераторов. Генератор с независимым возбуждением. Характерной особенностью генератора с независимым возбуждением (рис. 120) является то, что его ток возбуждения I в не зависит от тока якоря I я, а определяется только напряжением UB, подаваемым на обмотку возбуждения, и сопротивлением rв цепи возбуждения. Обычно ток возбуждения невелик и составляет 2—5% номинального тока якоря. Для регулирования напряжения генератора в цепь обмотки возбуждения часто включают регулировочный реостат rрв. На тепловозах ток Iв регулируют путем изменения напряжения UB. Характеристика холостого хода генератора (рис. 121, а) — зависимость напряжения U0 при холостом ходе от тока возбуждения Iв при отсутствии нагрузки rн, т. е. при Iн = Iя = 0 и при постоянной частоте вращения п. При холостом ходе, когда цепь нагрузки разомкнута, напряжениетенератора U0 равно его э. д. с. Е0 = сЕФп. Так как при снятии характеристики холостого хода частота вращения п поддерживается неизменной, то напряжение U0 зависит только от магнитного потока Ф. Поэтому характеристика холостого хода будет подобна зависимости потока Ф от тока возбуждения Iя (магнитной характеристике магнитной цепи генератора). Характеристику холостого хода легко снять экспериментально, постепенно увеличивая ток возбуждения от нуля до значения, при котором U0 ≈ 1,25 U ном, а затем уменьшая ток возбуждения до нуля. При этом получаются восходящая 1 и нисходящая 2 ветви характеристики. Расхождение этих вервей объясняется наличием гистерезиса в магнитопроводе машины. При Iв = 0 в обмотке якоря потоком остаточного магнетизма индуктируется остаточная э. д. с. Е ост, которая обычно составляет 2—4% номинальногонапряжения U ном. При малых токах возбуждения магнитный поток машины невелик, поэтому в этой области поток и напряжение U0 изменяются прямопропорционально току возбуждения и начальная часть этой характеристики представляет собой прямую. При увеличении тока возбуждения магнитная цепь генератора насыщается и нарастание напряжения U0 замедляется. Чем больше становится ток возбуждения, тем сильнее сказывается насыщение магнитной цепи машины и тем медленнее возрастает напряжение U0. При очень больших токах возбуждения напряжение U0 практически перестает возрастать. Характеристика холостого хода позволяет судить о значении возможного напряжения и о магнитных свойствах машины. Номинальное напряжение (указанное в паспорте) для машин общего применения соответствует насыщенной части характеристики («колену» этой кривой). В тепловозных генераторах, требующих регулирования напряжения в широких пределах, используют как криволинейную, так и прямолинейную ненасыщенную часть характеристики. Э. д. с. машины изменяется пропорционально частоте вращения п, поэтому при п 2 < п 1 характеристика холостого хода лежит ниже кривой для п1. При изменении направления вращения генератора изменяется направление з. д. с. Е, индуктированной в обмотке якоря, а следовательно, и полярность щеток. Внешняя характеристика генератора (рис. 121,б) представляет собой зависимость напряжения U от тока нагрузки Iн = Iя при постоянных частоте вращения п и токе возбуждения Iв. Напряжение генератора U всегда меньше его э. д. с. Е на значение падения напряжения Iя rя во всех обмотках, включенных последовательно в цепь якоря. С увеличением нагрузки генератора (тока обмотки якоря Iн = Iя) напряжение генератора уменьшается по двум причинам: 1) из-за увеличения падения напряжения Iя rя в цепи обмотки якоря; 2) из-за уменьшения э. д. с. Е = сЕФп в результате размагничивающего действия потока якоря. Как было установлено, магнитный поток якоря несколько ослабляет главный магнитный поток Ф генератора, что приводит к некоторому уменьшению его э. д. с. Е при нагрузке по сравнению с э. д. с. Е0 при холостом ходе. Изменение напряжения при переходе от режима холостого хода к номинальной нагрузке в рассматриваемом генераторе составляет 3 – 8%.
Если замкнуть внешнюю цепь на очень малое сопротивление, т. е. произвести короткое замыкание генератора, то напряжение его упадет до нуля. Ток якоря при коротком замыкании Iк достигнет недопустимого значения, при котором может перегореть обмотка якоря. В машинах малой мощности ток короткого замыкания может в 10—15 раз превысить номинальный ток, в машинах большой мощности это соотношение может достигать 20—25. Регулировочная характеристика генератора (рис. 121, в) представляет собой зависимость тока возбуждения Iв от тока нагрузки Iн при неизменном напряжении U и частоте вращения п. Она показывает, как надо регулировать ток возбуждения, чтобы поддерживать постоянным напряжение генератора при изменении нагрузки. Очевидно, что в этом случае по мере роста нагрузки нужно увеличивать ток возбуждения. Достоинствами генератора с независимым возбуждением являются возможность регулирования напряжения в широких пределах от 0 до Uмакс путем изменения тока возбуждения и малое изменение напряжения генератора под нагрузкой. Однако он требует наличия внешнего источника постоянного тока для питания обмотки возбуждения. Генератор с параллельным возбуждением. В этом генераторе (рис. 122, а) ток обмотки якоря Iя разветвляется во внешнюю цепь нагрузки rн (ток Iн) и в обмотку возбуждения (ток Iв); сила тока Iв для машин средней и большой мощности составляет 2—5% номинального значения силы тока в обмотке якоря. В машине используется принцип самовозбуждения, при котором обмотка возбуждения получает питание непосредственно от обмотки якоря генератора. Однако самовозбуждение генератора возможно только при выполнении ряда условии. 1. Для начала процесса самовозбуждения генератора необходимо наличие в магнитной цепи машины потока остаточного магнетизма, который индуктирует в обмотке якоря э. д. с. Е ост. Э. д. с. Е ост обеспечивает протекание по цепи «обмотка якоря — обмотка возбуждения» некоторого начального тока. 2. Магнитный поток, создаваемый обмоткой возбуждения, должен быть направлен согласно с магнитным потоком остаточного магнетизма. В этом случае в процессе самовозбуждения будет нарастать ток возбуждения Iв, и, следовательно, магнитный поток Ф машины и э. д. с. Е. Это будет продолжаться до тех пор, пока из-за насыщения магнитной цепи машины не прекратится дальнейшее увеличение Ф, а следовательно Е и Iв. Совпадение по направлению потоков обеспечивается путем правильного присоединения обмотки возбуждения к обмотке якоря. При неправильном ее подключении происходит размагничивание машины (исчезает остаточный магнетизм) и э. д. с. Е уменьшается до нуля. 3. Сопротивление цепи возбуждения rв должно быть меньше некоторого предельного значения, называемого критическим сопротивлением. Поэтому для быстрейшего возбуждения генератора рекомендуется при включении генератора в работу полностью выводить регулировочный реостат rрв, включенный последовательно с обмоткой возбуждения (см. рис. 122, а). Это условие ограничивает также возможный диапазон регулирования тока возбуждения, а следовательно, и напряжения генератора с параллельным возбуждением. Обычно уменьшать напряжение генератора путем увеличения сопротивления цепи обмотки возбуждения можно лишь до (0,6-0,7) U НOM. Следует отметить, что для самовозбуждения генератора необходимо, чтобы процесс увеличения его э. д. с. Е и тока возбуждения Iв происходил при работе машины в режиме холостого хода. В противном случае из-за малого значения э. д. с. Е ост и большого внутреннего падения напряжения в цепи обмотки якоря напряжение, подаваемое на обмотку возбуждения, может уменьшиться почти до нуля и ток возбуждения не сможет увеличиться. Поэтому нагрузку к генератору следует подключать только после установления на его зажимах напряжения, близкого к номинальному. При изменении направления вращения якоря изменяется полярность щеток, а следовательно, и направление тока в обмотке возбуждения; в этом случае генератор размагничивается. Во избежание этого при изменении направления вращения необходимо переключить провода, присоединяющие обмотку возбуждения к обмотке якоря. Внешняя характеристика генератора (кривая 1 на рис. 122, б) представляет собой зависимость напряжения U от тока нагрузки Iн при неизменных значениях частоты вращения п и сопротивления цепи возбуждения rв. Она располагается ниже внешней характеристики генератора с независимым возбуждением (кривая 2). Объясняется это тем, что, кроме тех же двух причин, вызывающих уменьшение напряжения с ростом нагрузки в генераторе с независимым возбуждением (падение напряжения в цепи якоря и размагничивающее действие реакции якоря), в рассматриваемом генераторе действует еще третья причина—уменьшение тока возбуждения. Так как ток возбуждения Iв = U/ rв, т. е. зависит от напряжения U машины, то с уменьшением напряжения по указанным двум причинам уменьшается магнитный поток Ф и э. д. с. генератора Е, что приводит к дополнительному уменьшению напряжения. Максимальный ток Iкр, соответствующий точке а, называется критическим. При коротком замыкании обмотки якоря ток Iк генератора с параллельным возбуждением мал (точка б), так как в этом режиме напряжение и ток возбуждения равны нулю. Поэтому ток короткого замыкания создается только э. д. с. от остаточного магнетизма и составляет (0,4-0,8) Iном. Внешняя характеристика точкой а делится на две части: верхнюю — рабочую и нижнюю — нерабочую. Обычно используется не вся рабочая часть, а только некоторый ее отрезок. Работа на участке аб внешней характеристики неустойчива; в этом случае машина переходит в режим, соответствующий точке б, т. е. в режим короткого замыкания. Характеристику холостого хода генератора с параллельным возбуждением снимают при независимом возбуждении (когда ток в якоре Iя = 0). Поэтому она ничем не отличается от соответствующей характеристики для генератора с независимым возбуждением (см. рис. 121, а). Регулировочная характеристика генератора с параллельным возбуждением имеет такой же вид, как и характеристика для генератора с независимым возбуждением (см. рис. 121, в). Генераторы с параллельным возбуждением применяют для питания электрических потребителей в пассажирских вагонах, автомобилях и самолетах, в качестве генераторов управления на электровозах, тепловозах и моторных вагонах и для зарядки аккумуляторных батарей. Генератор с последовательным возбуждением. У этого генератора (рис. 123, а) ток возбуждения Iв равен току нагрузки Iн = Iя и напряжение сильно изменяется при изменении тока нагрузки. При холостом ходе в генераторе индуктируется небольшая э. д. с. Е ост, создаваемая потоком остаточного магнетизма (рис. 123, б). С увеличением тока нагрузки Iн = Iв = Iя возрастают магнитный поток, э. д. с. и напряжение генератора; это возрастание, как и у других самовозбуждающихся машин (генератора с параллельным возбуждением), продолжается до известного предела, обусловленного магнитным насыщением машины. При увеличении тока нагрузки свыше Iкр напряжение генератора начинает уменьшаться, так как магнитный поток возбуждения из-за насыщения почти перестает увеличиваться, а размагничивающее действие реакции якоря и падение напряжения в цепи обмотки якоря Iя rя продолжают возрастать. Обычно ток Iкр значительно больше номинального тока. Генератор может работать устойчиво только на части аб внешней характеристики, т. е. при токах нагрузки, больших номинального. Так как в генераторах с последовательным возбуждением напряжение сильно изменяется при изменении нагрузки, а при холостом ходе близко к нулю, они непригодны для питания большинства электрических потребителей. Используют их лишь при электрическом торможении двигателей с последовательным возбуждением, которые при этом переводятся в генераторный режим. Генератор со смешанным возбу ждением. В этом генераторе (рис. 124, а) чаще всего параллельная обмотка возбуждения является основной, а последовательная вспомогательной. Обе обмотки находятся на одних полюсах и соединены так, чтобы создаваемые ими магнитные потоки складывались (при согласном включении) или вычитались (при встречном включении). Генератор со смешанным возбуждением при согласном включении его обмоток возбуждения позволяет получить приблизительно постоянное напряжение при изменении нагрузки. Внешняя характеристика генератора (рис. 124, б) может быть в первом приближении представлена в виде суммы характеристик, создаваемых каждой из обмоток возбуждения. При включении только одной параллельной обмотки, по которой проходит ток возбуждения Iв1, напряжение генератора U постепенно уменьшается с ростом тока нагрузки Iн (кривая 1). При включении одной последовательной обмотки, по которой проходит ток возбуждения Iв2 = Iн, напряжение U возрастает с увеличением тока Iн (кривая 2). Если подобрать число витков последовательной обмотки так, чтобы при номинальной нагрузке создаваемое ею напряжение ΔU посл компенсировало суммарное падение напряжения ΔU при работе машины с одной только параллельной обмоткой, то можно добиться, чтобы напряжение U при изменении тока нагрузки от нуля до номинального значения, оставалось почти неизменным (кривая 3). Практически оно изменяется в пределах 2—3%. Увеличивая число витков последовательной обмотки, можно получить характеристику, при которой напряжение U ном будет больше напряжения U 0 при холостом ходе (кривая 4); такая характеристика обеспечивает компенсацию падения напряжения не только во внутреннем сопротивлении цепи якоря генератора, но и в линии, соединяющей его с нагрузкой. Если последовательную обмотку включить так, чтобы создаваемый ею магнитный поток был направлен против потока параллельной обмотки (встречное включение), то внешняя характеристика генератора при большом числе витков последовательной обмотки будет круто падающей (кривая 5). Встречное включение последовательной и параллельной обмоток возбуждения применяют в сварочных генераторах, работающих в условиях частых коротких замыканий. В таких генераторах при коротком замыкании последовательная обмотка почти полностью размагничивает машину и уменьшает ток к. з. до значения, безопарного для генератора. Генераторы со встречно включенными обмотками возбуждения используют на некоторых тепловозах в качестве возбудителей тяговых генераторов; они обеспечивают постоянство мощности, отдаваемой генератором. Такие возбудители применяют также на электровозах постоянного тока. Они питают обмотки возбуждения тяговых двигателей, которые при рекуперативном торможении ратботают в генераторном режиме, и обеспечивают получение круто падающих внешних характеристик.
Date: 2015-11-13; view: 1820; Нарушение авторских прав |