Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Korotayev A. V., Kradin N. N., Lynsha V. A., and de Munck V





Alternatives of Social Evolution: An Introduction / Kradin N. N., Korotayev A. V., Bondarenko D. M., de Munck V., and Wason P. K. (eds.). Alternatives of Social Evolution. – Vladivostok: FEB RAS, 2000 (pp. 12–51).

Kurtz, D. The Legitimation of Aztec State / Claessen H. J. M. and Skalník P. (eds.). The Early State (pp. 169–189).

Kurtz D. Strategies of Legitimation and the Aztec State / Ethnology, 1984, Vol. XXII, N 4 (301–314).

 


[1] По поводу причин введения мной этого термина и характеристики аналогов государства см.: Гринин Л. Е. Формации и цивилизации. Гл. 4 // Философия и общество.1997. № 5. С. 23–42; Гринин Л. Е. Политогенез: генеральная и боковые линии.

[2] Если читатель помнит, я трактовал цивилизации в традициях Тойнби как устойчивые культурно-религиозные группировки обществ (см. Гринин Л. Е. Формации и цивилизации. Гл. 6 // Философия и общество. 1998. № 2–3).

[3] См, например, Wittfogel K. A.Oriental Despotism; Adams R. The Evolution of Urban Society: Early Mesopotamia and Prehistoric Mexico; Carneiro R. A Theory of the Origin of the State; Fried M.H. The Evolution of Political Society; Fried M.H. The State, the Chicken, and the Egg; or What Came First?; Service E.R. Origins of the State and Civilization. The Process of Cultural Evolution;The Early State / Eds. Claessen H.J.M.& Scalnik P; The Study of the State / Eds. Claessen H. J.M.& Scalnik P.; Васильев Л. С. Становление политической администрации (от локальной группы охотников-собирателей к протогосударству-чифдом). И многие другие.

[4] Сервис вообще считал, что все множество теорий возникновения управления (то есть начала политогенеза) можно свести к двум главным типам (с подтипами): конфликтная теория и интегративная теория (Service E.R. Classical and Modern Theories of the Origins of Government. Р. 21).

[5] Крадин Н. Н. Введение. От однолинейного взгляда на происхождение государства к многолинейному. С. 7.

[6] См.: Cohen R. Introduction / Origins of the State. Р. 7.

[7] Cohen R.Op. Сit.P. 8.

[8] Эволюция государственности «вольно или невольно как бы «изымается» из общего социокультурного контекста, что затрудняет исследование, не позволяя охватить процесс во всем многообразии участвующих в нем компонентов и выявить все существенные для него связи» (История первобытного общества. Эпоха классообразования. С. 5).

[9] Советские ученые, в частности, во многом добросовестно пытались исследовать процессы в комплексе. Но тут помехой стали заидеологизированные представления о роли частной собственности в классогенезе и политогенезе.

[10] The Early State. The Hague, 1978.

[11] Claessen H.J.M. Problems, Paradoxes, and Prospects of Evolutionism. Р. 2.

[12] К счастью, в отечественной и зарубежной науке сложилось направление, которое активно выступает против такого взгляда, заостряя внимание на целом ряде негосударственных политических и социальных форм, стадиально равных раннему государству. Укажу лишь некоторые работы: Alternative Pathways to Early State; Civilizational Models of Politogenesis; Alternatives of Social Evolution. Эти книги изданы также и на русском языке: Альтернативные пути к ранней государственности; Альтернативные пути к цивилизации. См. также: Ранние формы социальной организации.

[13] См.: Кочакова Н. Б. Раннее государство и Африка (аналитический обзор публикаций Международного исследовательского проекта «Раннее государство»). С. 7.

[14] Цит.: Годинер Э. С. Политическая антропология о происхождении государства. С. 63.

[15] Это одни из самых любимых мыслей П. Тейяра де Шардена.

[16] Кочакова Н. Б. Раннее государство и Африка. С. 10.

[17] Правда, теперь столь многие ученые «полагают, что типы препятствуют познанию нового и являются непродуктивными», что исследователям, которые несогласны с таким нигилизмом, приходится, как и Паулу Уосону, делать шаг назад и вставать на защиту «принципиальной пригодности» типологии (см. Wason P. K. Social Types and the Limits of Tipological Thinking in Social Archaeology. P. 19).

[18] О причинах, необходимости и методике четкого разграничения моделей мирового развития в целом и развития отдельного общества как разных качественных объектов я много говорил в другой работе (см. Гринин Л. Е. Формации и цивилизации. Гл. 5 // Философия и общество, 1998. № 1).

[19] The Early State –The Hague, 1978. Р. 589, 640.

[20] Правда, есть точка зрения, согласно которой и многие города-государства, включая даже Афины периода расцвета и позже, не были государствами, а являлись «безгосударственными обществами», поскольку там «право на использование насилия не монополизируется правительством или правящим классом», и в полисе «не было готового государственного аппарата». (Berent M. The Stateless Polis: the Early State and the Ancient Greek Community. P. 225). Но мы рассмотрим этот подход в следующих частях работы.


Тем не менее можно сравнить по эволюционному динамизму греческие и этрусские города. Первые смогли быстро создать военно-политический союз против Персии, а после победы над ней политическая жизнь Эллады вращалась вокруг борьбы двух крупных военно-политических объединений: Афинского морского и Пелопонесского союзов. Этрусские же города, хотя и имели федерацию, но она была «преимущественно религиозным союзом» (см.: История древнего мира. С. 379). И даже при римской угрозе этот союз не стал военно-политическим, что и явилось важнейшей причиной потери Этрурией независимости.

[21] Кочакова Н. Б. Ук. Соч. С. 19.

[22] Гораздо реже трансформация догосударственного государства в полноценное государство совершается за счет собственного внутреннего развития, как это было в Афинах и некоторых других греческих государствах. Но и этот рост шел во многом благодаря постоянным войнам и быстрому росту населения, поскольку все же для государства нужен определенный объем.

[23] И такой капитализм находили даже в Междуречье.

[24] В этом смысле сильно различались зерновое и клубневое растениеводство.

[25] Бондаренко Д. М. Теория цивилизаций и динамика исторического процесса в доколониальной тропической Африке. С. 15.

[26] См, например: Коротаев А. В. От государства к вождеству? От вождества к племени? С. 224–302. См. также статью Трепавлова с характерным названием «Ногайская альтернатива: от государства к вождеству и обратно» (Trepavlov V.V. The Nogay alternative: from state to a chiefdom and backwards. P. 144–151).

[27]Например, в Эфиопии очень долго (до конца XVII в.) не применялись печати для передачи сообщений наместникам, поскольку все передавалось устно, через гонцов. Но и посылка печати еще не означала, что эфиопский царь посылал наместнику именно грамоту. Вполне возможно, что «посылал он ему даже не грамоту, а лишь оттиск своей печати в знак того, что все сказанное гонцом говорится от царского имени» (Чернецов С. Б. Влияние урбанизации на развитие эфиопской сфрагистики. С. 50).

[28] См.: Гринин Л. Е. Формации и цивилизации // Философия и общество. 2000. № 1. С. 69–71.

[29] Эти процессы, конечно, относятся и к другим этапам эволюции, но с учетом темы работы я не акцентирую на этом внимание.

[30] Даже имена. У индейцев «осэдж список имен собственных, принадлежащих кланам и субкланам, столь длинен… что занимает 42 страницы размером кварто» (Леви-Строс К. Первобытное мышление. С. 249).

[31] См. Sahlins M. D. Political Power and the Economy in Primitive Society. P. 405.

[32]Стоит отметить, что по поводу разграничения религии и магии, равно как и по поводу толкования понятия сакрального, нет единого мнения (см., например, Ма­линовский Б. Магия и религия. С. 509–534; Рэдклифф-Браун А. Табу. С. 421–438; Фрезер Дж. Типы магии. С. 486–509).


[33] См. об этом: История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. С. 111.

[34] «…Олмекский храмовый центр Ла Вента в Мезоамерике расположен на острове, территория которого могла прокормить при существовавшей тогда системе подсечно-огневого земледелия лишь 30 семей. Однако трудовые затраты на возведение всего комплекса оценены американскими исследователями в 18 000 человеко-дней. Совершенно ясно, что Ла Вента – это культовый центр целого союза общин, располагавшегося на окружающей, довольно значительной территории» (Массон В. М. Первые цивилизации. С. 9).

[35] Такие сооружения являлись как бы прологом более позднему «драматическому расцвету монументальной общественной архитектуры», по образному выражению Джонатана Хааса (Haas J. The Roads to Statehood. P. 18).

[36] Город как социокультурное явление исторического процесса. Введение. С. 6.

[37]«Город непосредственно выступает как территориальная концентрация множества разнородных форм деятельности» (Ахиезер А. С. Город – фокус урбанизационного процесса. С. 23).

[38] Даже многие ремесла весьма часто становились преимущественным занятием знати, что усиливало ее превосходство. Позже, правда, она полностью перешла на управление, войну и религию.

[39] Сайко Э. В. Город как особый организм и фактор … С. 17.

[40] Например, у бороро Южной Америки имена собственные кажутся принадлежащими определенным кланам либо даже сильным линиям. Считаются «бедными» те, кто в обретении имени зависят от доброй воли других кланов» (Леви-Строс К. Ук. соч. С. 250). Иногда для создания признаков неравенства еще в детстве изменяли анатомические признаки, например форму черепа или ноги.

[41] «Легко предположить, что люди, обладающие такими качествами, чаще других добивались успеха, за что бы ни брались. И действительно, наблюдения показывают, что в туземных обществах магия и выдающиеся личные качества всегда присутствуют рядом» (Малиновский Б. Ук. соч. С. 521).

[42] Хочу обратить внимание, что и сегодня общество не чуждо такому взгляду.

[43] По этому поводу см.: Artemova O.Y. Initial Phases of Politogenesis. P. 55.

[44] История первобытного общества. Эпоха классообразования. С. 90.

[45] История первобытного общества. Эпоха классообразования. С. 93 (курсив мой. – Л. Г.).

[46] Earle T. K. Hawaiian Islands (AD 800-1824) Р. 80.

[47] Урбанизационная среда «и является тем социальным бульоном, в котором кристаллизуются в большей или меньшей степени в зависимости от ее насыщенности (а отсюда разная степень и характер выраженности и развитость их) городские элементы и структуры» (Сайко Э. В. Город как особый организм …С. 13).

 

[48] Sahlins M. Stone Age Economics. Chicago, 1972. P. 139.

[49] Эванс-Причард Э. Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. С. 220.


[50] См.: Львова Э. С. Складывание эксплуатации и ранней государственности у народов бассейна Конго. С. 161.

[51] Артемова О. Ю. В очередной раз о теории «родового быта» и об «австралийской контроверзе». С. 47.

[52] Попов В. А. К вопросу о структурообразующих принципах рода и родовой организации. С. 18.

[53] Новожилова Е. М. Тайные союзы в старом Калабаре как институт консолидации городского сообщества. С. 34.

[54] См.: Новожилова Е. М. Традиционные тайные общества Юго-восточной Нигерии (Потестарные аспекты функционирования)... С. 110.

[55] Новожилова Е. М. Традиционные тайные общества… С. 109.

[56] Эванс-Причард Э. Э. Нуэры. С. 132 (курсив мой. – Л. Г.).

[57]«Стратифицированное общество не является единственной альтернативой сегментарному. Промежуточное положение занимают обществ, где власть распределена между большим количеством относительно независимых социальных институтов, организованных по родовому, территориальному или корпоративному принципу» (Новожилова Е. М. Традиционные тайные общества... С. 109).

[58] См.: Токарев С. А. Ранние формы религии. С. 314.

[59] Там же. С. 110–111.

[60] См.: Новожилова Е. М. Традиционные тайные общества...С. 110.

[61] В частности, так было в некоторых районах Нигерии с конца XVII в., когда тайное общество Эгбо координировало торговую и иную деятельность крупных объединений – торговых домов, стремясь сгладить остроту соперничества между ними. Монополией Эгбо было решение торговых споров и взимание долгов (см.: Новожилова Е. М. Тайные союзы в старом Калабаре... С. 37).

[62] См., например, Куббель Л. Е. Очерки потестарно-политической этнографии. С. 3.

[63] См. первую часть настоящей работы: Гринин Л. Е. Генезис государства…, особенно с. 12–13.

[64] См.: там же.

[65] Правда, в ходу такие термины, как «сложное общество», уровни «социокультурной сложности» и т. п. («complex society», «sociocultural complexity»), а некоторые ученые как о противоположности государству с его иерархией говорят о т. н. гетерархии («heterarchy», см. также сноску 58). Но этого, думается, недостаточно.

[66] См. по этому поводу: Bondarenko D. M., Grinin L. E., Korotayev A. V. Alternative Pathways of Social Evolution. Р. 66–67.

[67] См.: Гринин Л. Е. Генезис государства… С. 20–24.

[68] К этой проблеме мы вернемся в третьей части работы.

[69] См.: Carneiro R. L. Process VS. Stages…

[70] Например, без концентрации населения она затруднена, так как природные и технические ограничения не позволяют эффективно управлять на расстоянии. «…Несомненно, существует предел размеров территории, над которой вождь может сохранять эффективный контроль», – пишет, например, Чарльз Спенсер (Spenser C. S. The Political Economy of Pristine State Formation. P. 155).

[71] From Leaders to Rulers. Р. 35.

[72] Процесс этот в чистом виде проявляется только в современности в развитых демократиях, а в древности более чистым был только в небольших демократических полисах.

[73] Эта общеизвестная истина, к сожалению, фактически учитывается недостаточно, а то и вовсе игнорируется.

[74] Например, каждое продвижение в использовании лошади могло влиять на процессы. Появление боевых колесниц изменило военное дело. Появление конницы, а затем изобретение седла и стремян резко усилили военные и политические возможности кочевников. Изобретение хомута существенно изменило земледелие, а также транспорт.

[75] См.: Гринин Л. Е. Формации и цивилизации. 2000. № 1. С. 14–35. Он же. Производительные силы и исторический процесс. С. 38–40, 66–78.

[76] Например, вождества Новой Каледонии к середине XIX в. насчитывали от 500 до 2000 человек (Народы мира. С. 200). Т. Ёрл писал, что население вождества в пределах централизованной региональной структуры – это тысячи человек (исп.: Lozny L. The Transition to statehood in Central Europe. Р. 87). Юрий Березкин замечает, что доиспанские вождества в Лат. Америке демографически близки к населению одного из современных департаментов в горной Гватемале, в котором жило 8 тыс. человек (Berezkin Y. E. Alternative models of middle range society. P. 76).

[77] Spenser C. S. The Political Economy of Pristine State Formation. P. 155–156.

[78] Используя терминологию и мысли Мортона Фрида, можно сказать, что шел процесс перехода от эгалитарных обществ к ранжированным, то есть от социумов, в которых нет изначальных социальных ограничений для получения определенного статуса среди людей одного возраста и пола, к таким, в которых такие ограничения есть, хотя они еще не ведут к ограничению доступа к наиболее важным ресурсам общества (см.: Fried M. H. The Evolution of Political Society. P. 33, 109, 186).

[79] Earle T. K. Institutionalization of Chiefdoms. Р. 105.

[80] Как справедливо отмечал Карнейро, идеи вроде: победить близлежащие деревни военным путем; включить их и их территорию в свою политию; превратить пленников в рабов; заставить своих подданных платить регулярно дань и т. п. – весьма просты и могут родиться в уме любого человека(Carneiro R. L. Was the Chiefdom a Congelation of Ideas? Р. 90).

[81] Одним из вариантов такого развития является ситуация, проанализированная Карнейро: демографическое давление и, как следствие, нехватка земли и ресурсов и война за них (см., например, Carneiro R. A Theory of the Origin of the State).

[82] Поскольку политии этого периода существенно отличаются от более ранних политий, но еще «не дотягивают» до государства, многие исследователи (такие как Скальник, Саутхолл и другие) считают важной проблему, как классифицировать переходные общества, которые лежат на пути между вождеством и государством (см.:Marcus J. and Feinman G. M. Introduction. P. 6).

[83] Многие исследователи отмечают, что наличие достаточного населения является важнейшим условием образования государства. «Нужное количество администраторов, слуг, придворных, жрецов, солдат, земледельцев, торговцев и прочих может появиться только при численности населения [во многие] тысячи. Даже самые маленькие ранние государства на Таити насчитывали 5000 человек», – пишет, например, Г. Классен (Claessen H. J. M. Was the State Inevitable? Р. 107).

[84] Недаром М. Фрид, который выделял стадию стратифицированного общества, как особую, предшествующую государству, стадию, сам отмечал, что найти пример стратифицированного общества, лишенного политических институтов государственного уровня, почти невозможно (Fried M. H. The Evolution of Political Society. P. 185).

[85] См.: Гринин Л. Е. Генезис государства…С. 44, 49.

[86] Например, в Исландии, где уровень организации выборов, проведения собраний, распределение судебных округов и другое просто удивляет (см. Ольгерсон Э.Из прошлого исландского народа). Это связано с тем, что переселенцы не только перенесли континентальный опыт, но и существенно его усовершенствовали, отбросив многое отжившее.

Тем более заметно такое упорядочение в ранних государствах (см., например, о Польше IX–X вв. (государстве полян) Lozny L. The Transition to statehood in Central Europe. P. 88–90). Яркие примеры таких реформ и пертурбаций можно увидеть в начальных фазах стейтогенеза в Греции, Шумере и других местах.

[87] «…Анализ показал, что на стадии развития и вождества, и зародышего РГ (раннего государства. – Л. Г.) согласительный тип власти значительно преобладал над принудительным» (Кочакова Н. Б. Раннее государство и Африка. С. 9).

[88] Некоторые исследователи, например Э. Сервис, Г. Классен, П. Скальник, отмечали деление общества, по крайней мере, на два главных слоя или формирующихся класса, а именно управителей и управляющих, как один из важнейших и характернейших признаков раннего государства (см.:The Early State. Р. 640; Claes­sen H. J. M. Was the State Inevitable? Р. 103). Бесспорно, это очень характерно для раннего государства, но деление на элиту и простонародье, на управителей и управляющих не является принадлежностью только государства. Такая структура имела место в разных политиях и аналогах.

[89] Кочакова Н. Б. Раннее государство и Африка. С. 10.

[90] Schaedel R. The temporal variants of proto-state societies. P. 52.

[91] Даже если согласиться с Н. Крадиным, который считает, что т. н. «кочевые империи» Внутренней Азии имели население до 1–1,5 млн чел. (Крадин Н. Н. Кочевники в мировом историческом процессе. С. 127), то все равно такие ранние государства, как Древний Египет времен объединения Нижнего и Верхнего царств или Древний Китай эпохи Чжоу, существенно превосходили эти цифры. И их население (как и население других ирригационных государств) долго продолжало расти. Например, даже когда держава Восточных Чжоу распалась в первом тысячелетии до н. э. на семь царств, население каждого из них было равным или превышало указанную Крадиным численность, поскольку население всех семи царств вместе составляло около 20 млн чел. (см.: История Китая с древнейших времен... С. 19).

[92] Haas J. The Roads to statehood. Р. 17–18.

[93] То, что интеграция может быть прослежена во всех основных моделях стейтогенеза, считают и другие ученые (см., например, Крадин Н. Н. Политическая антропология. С. 32).

[94] Haas J. The Roads to statehood. P. 18.

[95] См.: Бондаренко Д. М. Доимперский Бенин. С. 20.

[96] Неусыхин А. И. Дофеодальный период как переходная стадия... С. 602.

[97] Там же. Вероятно, германцы в третьем-четвертом веках н. э. переходят в раннегосударственную стадию, первый этап которой и завершается образованием варварских королевств.

[98] Крадин Н. Н. Кочевники в мировом историческом процессе. С. 127 (выделено мной. – Л. Г.).

[99] Куббель Л. Е. Очерки потестарно-политической этнографии. С. 182.

[100] Разумеется, но здесь я на этом не останавливаюсь, в формировании этноса играли огромную роль другие процессы (религиозные, культурные и прочие).

[101] Куббель Л. Е. Ук. соч. С. 170, 172.

[102] «…Непосредственная связь этнической стратификации с социально-потестар­ной и социально-политической вообще может считаться типичной чертой доколониальных африканских обществ», но «Африка не выделяется сколько-нибудь заметно среди других континентов» (Куббель Л. Е. Ук. соч. С. 180).

[103] Неусыхин А. И. Дофеодальный период как переходная стадия… С. 608.

[104] Бутинов Н. А. Полинезийцы островов Тувалу. С. 54.

[105] Claessen H. J. M. Problems, Paradoxes, and Prospects of Evolutionism. Р. 3.

[106] Коротаев А. В. Некоторые экономические предпосылки классобразования и политогенеза. С. 150.

[107] См. об этом: Община в Африке. С. 254–260. Касты – это отнюдь не чисто индийский институт. Как справедливо указывает Деклан Квигли, распространенное представление, будто касты характерны только для Индии или индуизма, крайне затрудняет сравнение каст с другими социальными формами. Он также отмечает, что все институты, которые ассоциируются с кастами, присутствуют в различной степени в других обществах в различные периоды истории (Quigley D. Is a Theory of Caste still Possible? Р. 146, 153).

[108] Например, Л. Гумилев писал о кочевниках, живущих западнее и восточнее восточной Джунгарии: «Для всех народов восточной половины степи было характерно наличие сильной политической власти…На западе мы наблюдаем цепь конфедераций – племенных союзов» (Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии. С. 261). Он объясняет это разными способами пастьбы скота. На востоке скот пасся в степях, и пастухи, постоянно встречаясь друг с другом, выработали привычку общения. На западе в предгорьях Тянь-Шаня и Тарбагатая скот летом выгоняли на горные пастбища. Но подъем шел по узким долинам, каждая из которых принадлежала отдельному роду, равно как и альпийские луга, где он пасся. Изолированные методы ведения хозяйства отразились на характере политических образований (Там же).

[109] Например, с появлением лошади в североамериканских прериях кража лошадей стала главной причиной войн среди степных племен, таких как омаха. Мобильность передвижения на лошадях способствовала тому, что юты, апачи, навахо, шошоны и другие стали совершать набеги на народы, с которыми они никогда не сталкивались в эпоху до появления лошадей(Dennen J. M. G. van der. The Origin of War. Р. 429).

[110] Sahlins M. Stone Age Economics. P. 140.

[111] Однако такие случаи могут быть. Например, Ёрл приводит пример, когда в Даниив бронзовом веке(от 1700 до 700 гг. до н.э.) местные вожди расширяли скотоводство, чтобы иметь животных для торговли, но интенсификация привела к деградации региона, превращению пастбищ в пустоши, а полей в засыпанные песком места (Johnson A. W. & Earle T. The Evolution of Human Societies. Р. 27).

[112] О ее ходе и этапах см. подробнее: Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. С. 96–108.

[113] Я не думаю, что есть какая-то универсальная закономерность, что создание таких центров предшествует переходу к частному обогащению. Но в ряде случаев такая последовательность имела место. Например, в неолитической Европе как в обществах, так и у лидеров преобладала направленность на церемониальную деятельность, а в Европе бронзового века стал доминировать интерес к личному богатству и персональному статусу (см.Wason P. K. and Baldia M. O. Religion, Communication, and Genesis of Social Complexity in European Neolithic. P. 142).

[114] См.: Earle T. How Chiefs Come to Power. P. 7 and Ch. 3.

[115] Характерно, что Ёрл приводит примеры экономической власти вождей чаще именно сложных вождеств (см. Ibid. Ch.3), поскольку в простых вождествах такие случаи более редки.

[116] Дьяконов пишет по этому поводу: «По-видимому, именно в это время шумеры начали получать со своих полей сказочные по тем временам урожаи. Благосостояние общин быстро росло, одновременно росла концентрация населения к культовому центру всей округи, тяготевшей к каналу. Таким образом, резко меняется структура расселения – людям было, очевидно, безопаснее вместе: появилось богатство, которое можно было похитить и которое стоило защищать. Переселение жителей из мелких… деревень под стены центрального храма всей округи стало характерным процессом для всего Протописьменного периода (рубеж IV и III тыс. до н. э. – Л. Г.)» (История Древнего Востока. С. 110).

[117] См.: Кочакова Н. Б. Ук. соч. С. 42.

[118] Могли быть и какие-то промежуточные варианты между «монархией» и правлением аристократии, нечто вроде олигархии. Неудивительно, что в современной политической антропологии весьма распространенным для характеристики сложных (комплексных) обществ стало понятие гетерархии. Если в иерархических обществах власть сосредоточена в едином центре, то в гетерархических «власть и лидерство распределены между несколькими группами или лицами» (Claessen H. J. M. Was the State Inevitable? Р. 101).

[119] Куббель Л. Е. «Страна золота». С. 72. «Монополизация государством торговых источников, экзотического импорта и торговые пошлины были важнейшим альтернативным (налогам и дани. – Л. Г.) источником накопления»(Chase-Dunn C. and Hall T. D. Rise and Demise. Р. 236). Распространенность монополии на внешнюю торговлю в государствах Африки (особенно с приходом туда европейцев) даже дала основание французской ученой К. Кокри-Видович говорить об особом африканском способе производства (см. Крадин Н. Н. Политическая антропология. С. 98–99).

[120] Claessen H. J. M. Problems, Paradoxes, and Prospects of Evolutionism. Р. 2. Это понятие, по трактовке его авторов, шире понятия «производство прибавочного продукта» и включает его в себя, а также и такие моменты, как ирригация и торговля (Ibid.).

[121] О соотношении производства и государства на протяжении всего исторического процесса см.: Гринин Л. Е. Соотношение развития государства и производительных сил.

[122] Хотя ряд ученых вполне правомерно разделяет магию и религию, в данном разделе для удобства я рассматриваю их как единое явление.

[123] Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. С. 107.

[124] Сверхъестественные силы, в частности духи предков, могли рассматриваться людьми как истинные хозяева земли. Так было, к примеру, у бенинских общинников, которые воспринимали ритуальные действия не как пустую трату времени, но как неотъемлемую и важнейшую часть производственного процесса (см.: Бондаренко Д. М. Община и организация земледельческого производства... С. 99).

[125] См.: Кочакова Н. Б. Ук. соч. С. 41–42.

[126] Так было, например, в древней Норвегии (см.: История Норвегии. С. 128–132).

[127] При чрезмерной сакрализации правителя (как в ряде африканских государств, где он не мог свободно общаться с подданными) управление затрудняется, что может стать препятствием для стейтогенеза. Иногда подобная ситуация вела к тому, что сакральная и политическая стороны разделялись своеобразным путем: за монархом оставался почет, а управление сосредоточивалось в других руках (единоличных, как у сегуна в Японии, или коллегиальных, как кое-где в Африке).

[128] Wason P. K. and Baldia M. O. Religion, Communication, and Genesis of Social Complexity in European Neolithic. Р. 142.

[129] См.: Кочакова Н. Б. Ук. соч. С. 33.

[130] Например, на Гавайях, где существовала система наследственных рангов, было немало богатых людей, не имеющих высокого ранга (см.: Earle T. K. Hawaiian Islands. Р. 80). А Сервис подчеркивал, что для достижения персональной политической власти личного богатства не требовалось (Service E. R. Origins of the State and Civilization. P. 8).

[131] «Неустойчивость социальных перегородок» характерна для вьетского общества (Вьетнам) и большинства обществ Юго-Восточной Азии (см. Деопик Д. В. История Вьетнама. С. 5).

[132] Правда, варна шудр скорее всего возникла позже трех высших (брахманов, кшатриев и вайш) (См., например, Бонгард-Левин Т. М., Ильин Г. Ф. Древняя Индия. С. 166.)

[133] См.: История Франции. Т. 1. С. 20.

[134] См. об этом, например, Крадин Н. Н. Кочевые общества.

[135] В литературе неоднократно высказывалась мысль, что направление хода политогенеза может сильно зависеть от того, кто, какая элита находится во главе общества. Такие идеи, в частности, высказывали Л. Е. Куббель и А. М. Хазанов.

[136] Например, усиление роли войн могло способствовать переходу руководства от старшего возрастного класса к средним (молодых или средних лет мужчин), ведь люди в возрасте не могли соперничать в силе и воинской доблести с более молодыми. Естественно, что и лидеры общества начинали выдвигаться из воинов. Так происходило, в частности, у бини (Бенин), где военный лидер, будущий глава вождества, выделялся из среднего возрастного класса, что уменьшало роль старшего поколения (см.:Бондаренко Д. М. Доимперский Бенин… С. 21–22).

[137] Например, на Гавайях, где среди вождей было соперничество за контроль над населением, вожди внедряли такие капитальные достижения, как рыбные пруды, ирригационные системы, освоение земель, для того чтобы увеличить свой доход и за счет этого – свою военную мощь (Johnson A. W. & Earle T.The Evolution of Human Societies. Р. 27).

[138] Даже в Полинезии, где, «как правило, управление хозяйственной и социальной жизнью было сосредоточено в руках вождей», «жрецы иногда подчиняли себе верховного вождя и фактически захватывали власть над островом. Так, Э. Граффе отмечал, что островом Нанумеа, где было два вождя и семь жрецов, управляли последние. На Фунафути жрец пользовался бóльшим влиянием, чем верховный вождь (алики)» (Бутинов Н. А. Полинезийцы островов Тувалу. С. 33–34).

[139] Бонгард-Левин Т. М., Ильин Г. Ф. Древняя Индия. С. 166.

[140] Шарма Р. Ш. Древнеиндийское общество. С. 117.

[141] Stein G. Who Was King? Who Was Not King?” Social Group Composition and Competition in Early Mesopotamian State Societies.

[142] Stein G. Op. cit. Р. 205.

[143] Stein G. Op. cit. Р. 207 (выделено мной. – Л. Г.).

[144] Подобные группы были весьма распространены, и вплоть до недавнего времени они могли возникать в местах, где население привыкло само вершить суд и расправу (тот же знаменитый суд Линча, расправы по решению общинного мира в России и т. д.). Собственно судебная власть длительное время так и поступала, предоставляя только решение, а исполнение оставляла заинтересованной стороне.

[145] Ambrosino J. N. Inter-societal contact and the rise of the state... P. 54.

[146] Джонсон и Ёрл выделяют экономию жизнеобеспечивающей деятельности и «политическую экономию», связанную с особыми интересами и самосохранением элиты (Johnson A. W. & Earle T.The Evolution of Human Societies. Р. 22–27).

[147] И тут я вновь согласен с Дж. Амброзино, что при анализе возникновения первичных государств воздействие на них других обществ (а война – важнейшее из таких воздействий. – Л. Г.) теоретически выпускается из вида (Ambrosino J. N. Op. cit. P. 54). Я бы даже сказал, что внешнее воздействие особенно игнорируется для первичного стейтогенеза, поскольку роль заимствований и войн для вторичного стейтогенеза более очевидна.

[148] Claessen H. J. M. Problems, Paradoxes, and Prospects of Evolutionism. Р. 3.

[149] См. Claessen H. J. M. Was the State Inevitable? P. 110–111.

[150] Например, по мнению Ричарда Шедела, доинкское вождество Лупака (XV в.) в Перу имело население более 150 тыс. человек и им управляли два верховных вождя без института принудительной силы, а специализированный и принудительный труд имел место, по сути, на основе взаимного согласия (Schaedel R. The temporal variants of proto-state societies. P. 52)

[151] См.: Гринин Л. Е. Генезис государства... Часть 2. С. 28–30.

[152] Как, впрочем, и некоторые более специальные характеристики, например наличие городов (Adams R. The Evolution of Urban Society…См. критику этого: Service E. R. Origins of the State…; Claessen H. J. M. The Earle State: A Structural…); пространственная интеграция поселений (см.: Lozny L. The Transition to statehood…Р. 90); наличие ритуальных центров с густой концентрацией сооружений (см. критику этого Schaedel R. The temporal variants of proto-state societies. Р. 51) и т. п.

[153] Claessen H. J. M. The Earle State: A Structural Approach. Р. 586–588.

[154] В том числе и типа донских и запорожских казаков, которых некоторые исследователи считают альтернативами государству (см.: Korotayev A. V.and others.Alternatives of Social Evolution: introductory notes. P. 19).

[155] «Возможно, что сравнительно мало государств было действительно централизовано, хотя это громогласно провозглашалось их идеологами в центре», – замечает по этому поводу Э. Саутхол (Southall A. On the Emergence of State. Р. 151).

[156] В том числе «трудно различать вождество и раннее государство» (Кочакова Н. Б. Раннее государство и Африка. С 10).

[157] Некоторые исследователи, вслед за М. Вебером, говорят о том, что главный признак государства – это монополия государства на легитимное применение насилия. Иные считают, что хотя эта формулировка и не совсем корректна, поскольку во многих случаях, в частности в феодальных государствах, такой монополии не было, но все же весьма полезна (см., например: Crone P. Pre-Industrial Societies. P. 7).

[158] Эти признаки были сформулированы еще в XIX веке и используются как марксистами, так и неоэволюционистами.

[159] Skalník Р. Ideological and Symbolic Authority: Political Culture in Nanun, Northern Ghana; Claessen H. J. M. and van de Velde P. Early state dynamics.

[160] Бондаренко Д. М. Доимперский Бенин. C. 244–245.

[161] В этом плане показательной является очень интересная статья Штаерман (Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме), которая убедительно аргументирует, что применение триады особенно в марксистском варианте с классовым уклоном не дает возможности назвать Римскую республику государством, а только особого рода гражданской общиной.

[162] См.: Годинер Э. С. Политическая антропология о происхождении государства. С. 68.

[163] Лелюхин Д. Н. Концепция идеального царства… С. 4.

[164] Даже в таких мощных государствах, как Старовавилонское при Хаммурапи, где имелась большая постоянная армия, а воины за службу получали землю, дом и скот, крупные походы требовали ополчения (см.: Разин Е. А. История военного искусства. С. 58).

[165] См.: Морган Л. Г. Древнее общество. С. 7 и другие. О взглядах Г. Мэна на этот вопрос см.: Mair L. Primitive Government. P. 12–13.

[166] Коротаев А. В. От государства к вождеству? С. 245–246 (выделено мной. – Л. Г.).

[167] Ковалев С. И. История античного общества. С. 104.

[168] Korotayev A. V.and others.Alternatives of Social Evolution: introductory notes. P. 23–24.

[169] Самозванцев А. М. Социально-правовая организация индийского общества…С 265.

[170] На подобные особенности африканских политий обращал внимание, например, Куббель (Куббель Л. Е. Очерки потестарно-политической этнографии. С. 132 и др.).

[171] Берве Г. Тираны Греции. С. 34.

[172] В Римской республике в ранний период очень важным источником доходов была плата за сдачу в аренду общественных земель (см.: Налоги. С. 5). На необязательность налогов в ранних государствах указывают различные исследователи (см., например, Chase-Dunn C. and Hall T. D. Rise and Demise. Р. 236).

[173] Это показывает, что «нам не следует мыслить в категориях «чистых» типов. Государство отличается даже в том случае, когда имеет много общих признаков с вождествами» (Wason P. K. Social Types and the Limits...Р. 23).

[174] Wason P. K. Social Types and the Limits... Р. 24.

[175] Бондаренко Д. М. Доимперский Бенин. С. 250. Впрочем, уже довольно давно была высказана мысль, что все определения государства можно в общем плане разделить на две группы. Первая связана с социальной стратификацией общества, вторая – со структурой управления и власти (Cohen R. Introduction. Р. 2–3). Коэн, правда, еще упоминает об информационном подходе Райта, Джонсона и других. Аналогичные идеи о двух группах определений государства высказывает и Берент (Berent M. The Stateless Polis…P. 226).

[176] Мне кажется, что автор вышеприведенной цитаты Д. М. Бондаренко фактически исходит из той же логики, что и я, когда считает: с точки зрения политической формы Бенин эпохи Второй династии при желании можно рассматривать как раннее государство, но государством (или «зрелым государством» в категориях Классена) из-за отсутствия развитой бюрократии, а также исходя из неразвитости признаков триады – нельзя (см.: Бондаренко Д. М. Доимперский Бенин. С. 249–250).

[177] Но это не дефиниция раннего государства, а только формулировка одного его аспекта. Обстоятельные определения раннего и сформировавшегося государств будут даны мной в следующем разделе.

[178] Хотя теоретики раннего государства много сделали для того, чтобы найти критерии отличия раннего государства от зрелого (см., например, Сlaessen H. J. M. and Skalník P. Limits: Beginning and End of the Early State), но полностью проблемы не решили.

[179] Правда, по поводу того, какие это признаки, существуют очень большие разногласия.

[180] Некоторая литература уже указывалась (см.: Гринин Л. Е. Генезис государства…Часть 1. С. 12). Стоило бы особо выделить:Bondarenko D. M. and Korotayev A. V. Civilizational Models of Politogenesis, где структура книги подчинена общим идеям авторов: показать не просто альтернативы государству, но выделить две главные теоретических линии развития эволюции (в виде иерархических и неиерархических обществ). Правда, отдельные авторы сборника говорят относительно своих обществ не как об альтернативах, а именно как о ранних государствах (Beliaev D. D. Classic Lowland Maya) либо их позиция на этот счет остается неясной (Dozdev D.V. Rome).

[181] Здесь они особенно опираются на работы Берента (Berent). Cм. литературу в конце.

[182] Бондаренко говорит о необходимости недвусмысленно отказаться от постулата о государстве не только как о единственной, но и высшей постпервобытной форме социально-политической организации (Бондаренко Д. М. «Гомологические ряды» социальной эволюции …С. 205). Но если государство не высшая форма, то какая же высшая? А если таковой нет, то куда ведут негосударственные линии эволюции?

[183] См., например, Claessen H. J. M. The Earle State: A Structural… Р. 586–588; Ember C. R. and Ember M. Anthropology. Р. 158, 380.

Иногда я буду использовать понятия «верховная власть» и «центр» как синонимы, но следует помнить, что верховная и центральная власть в раннем государстве – это не всегда совпадающие понятия. Дело в том, что центральная власть может не быть верховной в плане фактического верховенства, а верховная власть может не быть центральной в географическом смысле (например, Карл Великий и многие государи Востока переезжали с правительством и двором с места на место). Не очень подходит понятие «центральная власть» и для полисных государств из-за малых размеров.

[184] Haas J. Nonlinear Paths of Political Centralization. P. 235.

[185] Спенсер считает, что «в любой эволюционной последовательности принимающая решения власть должна быть централизована, прежде чем внутренняя административная специализация и сопутствующее частичное делегирование власти могут осуществляться» (Spenser C. S. The Political Economy of Pristine... Р. 157).

[186] Claessen H. J. M. & Skalník P. The Study of the State. Р. 487.

[187] Это не только ирокезы, но и целый ряд других конфедераций, распространенных как в Северной Америке, так и в иных частях света. Потребность в консенсусе в них «вызывает отсутствие стабильности в центре конфедерации и ведет к потере связи с «окраинами» (Фентон У. Н. Ирокезы в истории. С. 114).

[188] См.: Леру Ф. Друиды. С. 123–127.

[189]Crumley C. L. Communication, Holism, and the Evolution of Sociopolitical Complexity.

[190] Southall A. On the Emergence of States. P. 150.

[191] Southall A. On the Emergence of States. P. 150.

[192] Такие советы давались в знаменитом древнеиндийском трактате о политике «Артхашастра», написанном, как предполагают, Каутильей, министром царя Чандрагупты в конце IV века до н. э. (см.: Лелюхин Д. Н. Концепция идеального царства… С. 37).

[193] Cohen R. Evolution, fission and earle state.

[194] Берве Г. Тираны Греции. С. 37.

[195] Об основных функциях формирующегося государства см.: Service E. R. Origins of the State... Р. XIII. Относительно того, какие проблемы почти всегда стоят перед ранним государством см.: Claessen H. J. M. The Earle State: A Structural Approach. P. 576. Стоит отметить, что верховная власть все заметнее приобретает и статус верховного арбитра. Некоторые исследователи указывают на это как на важную характеристику государства (см., например, Crone P. Pre-Industrial Societies. P. 7).

[196] См.: Earle T. K. How Chiefs Come to Power. Р. 70.

[197] Ёрл дает достаточно подобных примеров в своих работах. См., например: Earle T. K. How Chiefs Come to Power; Earle T. K. Hawaiian Islands.

[198] «Культы, связанные с верховным правителем и его предками, были одним из важнейших, если не самым важным, каналом проникновения в сознание бенинцев идеи об их единстве на уровне всей страны» (Бондаренко Д. М. Доимперский Бенин. С. 199).

[199] См., например: Бочаров К. И. Очерки истории военного искусства. С. 87, 117, 120, 201.

[200] В частности, возникает специализация в ролях лидерства, что некоторые исследователи считают признаком сложного вождества (см., например: Лозный Л. Переход к государственности в Центральной Европе. С. 107. Лозный ссылается на Ёрла).

[201] Исключения составляли демократические аналоги раннего государства, в которых источник власти (народ или его часть) делегировали власть выборным лицам. Но зато в связи с ограничением полномочий должностных лиц и часто коротким сроком их деятельности степень концентрации власти в этих обществах была слабая, что могло стать серьезной помехой для образования ранних государств.

[202] См.: Spenser C. S. The Political Economy of Pristine State Formation; Wright H. T. Recent Research on the Origin of the State.

[203] О важности в раннем государстве делегирования власти см.: Claessen H. J. M. The Earle State: A Structural... Р. 576; Spenser C. S. Op. cit.; Wright H.T. Op. cit.

[204] Смелзер Н. Социология. С. 545.

[205] Там же.

[206] Иногда говорят о делегировании задач (Claessen H. J. M. The Earle State: A Structural...Р. 576), но это только часть указанного мной принципа. Также и понятие, которое использует Спенсер, «делегированное принятие решений» для обозначения стратегии назначения из столицы на места управленцев низшего уровня с ограниченными полномочиями (Spenser C. S. Op. cit. Р. 157), составляет только часть указанного мной принципа.

[207] В Китае еще на самой заре формирования государства появляется «сентенция, уподобляющая государственное устройство строению человеческого тела, а именно – государь это голова, а сановники или же чиновники это его руки и ноги, глаза и уши» (Бокщанин А. А. Зарождение административно-управленческого аппарата в Древнем Китае. С. 213).

[208] Wright H. T. Recent Research on the Origin of the State. Р. 381.

[209] В частности, специализация деятельности по кланам могла являться одним из источников формирования госаппарата и аппарата принуждения. Например, в Древней Японии VI века н. э. император Кэйтай «делил власть с кланами Мононобэ и Опотомо, которые поставляли воинов для карательных походов, и с кланами Накатоми и Сога, поставлявшими специалистов культа». Однако постепенно под воздействием централизации государственной власти «различия, восходившие к специализации родов на особых видах деятельности», сглаживались, и эти виды деятельности «заново распределялись внутри высшего класса» (Patterson T. C. Gender, class and state formation in ancient Japan. P. 131–132).См. также: Дьяконова Е. М. Древняя Япония. С. 214.

[210] Wittfogel K. A. Oriental Despotism. P. 239.

[211] Так можно назвать членов родственной группы, только из числа которой выделялись управленцы и функционеры на определенные должности.

[212] Их классификацию см.: Claessen H. J. M. The Earle State: A Structural…Р. 576.

[213] См. об этом, например: Diamond J. Guns, Germs, and Steel. P. 274.

[214] См., например, о роли царских слуг в управлении в Египте в Древнем царстве: Janssen J. J. The Earle State in Ancient Egypt. Р. 223. Роль слуг была заметной повсеместно.

[215] Как отмечал Вебер, «важным следствием полной или частичной победы незнатных слоев общества для структуры политического союза и его управления в античности… [было установление] административного характера политического союза» (Вебер М. Город. С. 392).(Выделено мной. – Л. Г.)

[216] Нетрадиционные методы применялись в догосударственных и негосударственных образованиях, но не как основные. В ранних государствах существенно повышается и их значимость, и отношение к ним со стороны верховной власти, которая все чаще начинает использовать их как важнейшее орудие своей политики. Совсем новых методов могло быть и не так много.

[217] В уже упоминавшемся древнеиндийском трактате о политике «Артхашастра» (во второй его книге) очень много места уделено сведениям о контроле над теми, кто выполнял роль «надзирателей» за подданными и «элементами царства» и «проверке исполнения ими традиционных или специально оговоренных норм, договоров, обязательств, проверке честности при передаче в казну должной части дохода, а также осуществлении наказаний, штрафовании и устранении нарушителей…тех, кто присваивал царское имущество, царскую долю доходов и т. д.» (Лелюхин Д. Н. Концепция идеального царства. С. 42). Такие проблемы типичны для ранних государств.

[218] Например, у зулусов юноши должны были проходить своего рода военное обучение в военных краалях в течение достаточно длительного времени, и только после этого они получали право жениться. «Король» зулусов Чака, который вел бесконечные войны и был заинтересован в возможно большей армии, чрезмерно усилил указанную традицию. Он запрещал воинам жениться в течение многих лет, поскольку они непрерывно находились на военной службе. Такое право он давал только за особые заслуги отдельным воинам или целым частям. (См.: Риттер Э. А. Чака Зулу. Возвышение зулусской империи).

[219] Нечто подобное было и в ряде ранних государств, в том числе в Китае, где в шанском обществе система родства не имела еще четких критериев, в частности, основные и побочные ветви еще не сильно различались. Зато в последующие периоды такая формализация усилилась (см.: Бокщанин А. А. Сложение государствен­но-административных институтов в Китае. С. 230).

[220] Вот прямое подтверждение этой мысли историком: «При отсутствии органов государственной власти отношения между людьми в райбунском обществе полностью регулировались традициями, главным хранителем которых являлось жречество» (Frantsuzov S. A. the Society of Raybūn. P. 263).

[221] «Можно даже сказать, что наличие государства следует констатировать лишь в том случае, если в данном обществе совершился переход от обычая к закону», – считает Якобсон (Якобсон В. А. Государство как социальная организация. С. 7). Бесспорно, это чрезмерно категоричное заявление, тем более для раннего государства, но все же важность отхода от традиций подмечена верно.

[222] Ярким примером является Исландия, где альтингом (народным собранием) в 1000 году н. э. был принят закон о христианстве. Таким образом, исландцы не только добровольно изменили религию, но и оформили этот шаг законодательно. При этом были учтены интересы населения и проявлена веротерпимость, в частности, было разрешено употреблять конину (основную мясную пищу) и приносить тайно жертвы языческим богам. В Исландии также было принято решение о разделе крупных земельных хозяйств знати (хавдингов) между фермерами (бондами). Этот раздел завершился в основном в середине XI в. (См.: Ольгейрссон Э. Из прошлого исландского народа. С. 179 –186, 189–191.)

[223] Я уже не говорю про завоевания, а ведь завоевание – это в чистом виде разрыв с традицией.

[224] См.: Бонгард-Левин Г. М. Индия эпохи Маурьев. С. 71–74.

[225] История Востока. Т. 1. С. 59.

[226] Кучма В. В. Государство и право древнего мира. С. 113.

[227] Здесь происходит противоположное движение. В период коренных изменений в Исландии (конец X – первая треть XI веков) политическая жизнь была наполнена борьбой и противостоянием сторонников и противников Норвегии, приверженцев старой и новой религии, что и получило отражение в сагах. Казалось бы, после победы народовластия политическая жизнь должна стать более регулярной, систематической, охватывающей все новые области жизни. Однако напротив, в следующем столетии, с 1030 по 1130 год, она замирает, и об этом периоде мало рассказывается в сагах. «Общество, состоящее из зажиточных бондов-«середняков», было миролюбивым и единообразным, в нем происходило мало крупных событий» (Ольгейрссон Э. Ук. соч. С. 191). Напротив, жизнь народовластных Афин все более политизировалась, а органы управления и суда становились разветвленнее.

[228] Годинер Э. С. Ук. соч. С. 68.

[229] Например, согласно уже упоминавшейся «Артхашастре» в Индии в IV в. до н. э. в числе основных проводников политики царя были многочисленные «тайные люди» и соглядатаи (см.: Lelioukhine D. N. State and Administration... P. 272).

[230] См.: Фентон У. Н. Ирокезы в истории. С. 127.

[231] Например, царь Аккада Саргон Древний «окончательно отбросил все старые традиционные титулы и стал называть себя «царем четырех стран света» (История Востока. Т. 1. С. 61).

[232] Например, во многих африканских государствах царь мог изменить социальное положение человека (Токарев С. А., Кобищанов Ю. М. Община в Африке. С. 257).

[233] В том числе ограничение права населения на применение насилия, особенно запрет кровной мести и подобных обычаев.

[234] Например, в Бенине правитель мог создавать новые вождества – «чифдомы насажденные»– помимо тех, что образовались самостоятельно – «чифдомы выросшие» (см.: Бондаренко Д. М. Бенин. С. 183–189).

[235] Пространственная интеграция (то есть такое расположение важных населенных пунктов и городов, которое показывает определенную иерархию как общества, так местностей в структуре общества. – Л. Г.) считается признаком начального процесса образования государства (См.: Lozny L. The Transition to statehood in Central Europe. Р. 90).

[236] Так, комментируя положение власти у эдуев, наиболее могущественного народа у галлов времен Цезаря, Франсуаза Леру пишет: «Ясно виден процесс деградации. Сперва была максимально сокращена компетенция царской власти, затем, из опасения, что она останется все еще слишком широкой, статус царя был попросту и окончательно упразднен и заменен двумя магистратами, назначаемыми ежегодно, как римские консулы, с той только разницей, что они не обладали никакой реальной властью» (Леру Ф. Друиды. С. 124).

[237] Зримо это может выражаться, например, в росте размеров и значения столицы, а также в особом положении столичных знати и чиновников. «…Достаточно сравнить гробницы верхнеегипетских областеначальников (времен Старого царства. – Л. Г.), высеченные в скалах, небольшие и нередко скудно отделанные, с громадными, сложенными из тесаных камней и испещренными резьбою, гробницами столичных вельмож, чтобы убедиться в различии общественного положения» (Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта. C. 191–192).

[238] Например, всего за 30 лет во второй половине XV в. площадь государства Инков увеличилась в тысячу раз (см.: Haviland W. A. Anthropology. Р. 245).

[239] Берве Г. Тираны Греции. С. 19.

[240] Под редистрибуцией теоретики раннего государства понимают такое явление, когда значительная часть распределяемых благ и трудовых услуг поступает в центр управления раннего государства для материального обеспечения правителя и распределяется затем центром для различных нужд (обороны, строительства, в пользу храмов, для поддержания дорог и т. п.). (См.:Claessen H. J. M. and van de Velde P. Early state economics. P. 9.)

[241] «Распад и смена одних «имперских» образований другими в XIX в., перемещение «имперских» политических центров были проявлением поступательного развития ранней африканской государственности…» (Кочакова Н. Б. Рождение африканской цивилизации. С. 270).

[242] Cohen R. Evolution, fission and earle state. Р. 87–88.

[243] История Востока. С. 51.

[244] Так Кочакова характеризует влияние некоторых африканских империй на всю территорию Бенинского залива (Кочакова Н. Б. Рождение африканской цивилизации. С. 270).

[245] См. о том, какие авторы склоняются к тому или иному значению данного слова: Bondarenko D. M. and Korotayev A. V. 'Early State' in Cross-Cultural Perspective... P. 111.

[246] Поэтому раннегосударственные и аналоговые им общества более заметно отличаются друг от друга, фигурально говоря, верхней (центральной) частью, а нижние их части могут иметь гораздо больше близости, чем различий.

[247] Геллнер Э. Нации и национализм. С. 28.

[248] Но, конечно, в какие-то периоды, например внутренней борьбы граждан, борьбы с экономическими кризисами, в периоды прочного мира, проблемы внутреннего регулирования могли выходить на первый план.

[249] Некоторую литературу, в которой приводятся примеры таких политий, я уже указывал (см.: Гринин Л. Е. Генезис государства... Ч. 1. С. 12). Укажу еще следующие работы: Бондаренко Д. М. и Коротаев А. В. (ред.) Цивилизационные модели политогенеза; Крадин Н. Н. и Бондаренко Д. Б. (ред.). Кочевая альтернатива социальной эволюции; Попов В. А.(ред.) Ранние формы политической организации; Beliaev D. D. et al. Hierarchy and Power in the History of Civilizations; Bondarenko D. M., Grinin L. E., and Korotayev A. V. Alternative Pathways of Social Evolution; Bondarenko D. M. and Sledzevski I. V. (eds.) Hierarchy and Power in the History of Civilizations; Crumley C. L. Heterarchy and the Analysis of Complex Societies; Crumley C. L. Communication, Holism, and the Evolution of Sociopolitical Complexity; Ehrenreih R. M. et al. Heterarchy and the Analysis of Complex Societies; McIntoch (ed.) Beyond Chiefdoms.

[250] В частности, думается, от этого будет также зависеть и решение вопроса о признании государством или его аналогом Карфагена, поскольку последний во многих отношениях очень близок к демократическим государствам, особенно Римской республике. Под сомнение можно поставить и государственность в некоторых средневековых, например, итальянских республиках. К сожалению, эти вопросы выходят за рамки возможностей нашего исследования.

[251] См., например: McIntosh S. K. (ed.). Beyond Chiefdoms; McIntosh S. K. Pathways to Complexity; Vansina J. Pathways of Political Development in Equatorial Africa and Neo-evolutionary Theory; Bondarenko D. M. ‘Homologous Series’ of Social Evolution… P 213; Гиренко Н. М. Племя и государство: проблемы эволюции; Попов (ред.). Ранние формы политической организации; Попов В. А. Политогенетическая контроверза, параполитейность и феномен вторичной государственности; Белков П. Л. Раннее государство, предгосударство, протогосударство: игра в термины?

О проблемах классификации обществ, уже переросших догосударственный уровень, но не ставших государством, см. также: Lloyd P. West African Kingdoms and the Earle State. Р. 233; Marcus J. and Feinman G. Introduction. Р. 6.

[252] О некоторых из них мы уже говорили, в том числе связанных с резким изменением привычной ситуации и необходимостью новых решений и реформ, стремлением перераспределить власть (См.: Гринин Л. Е. Генезис государства… Ч. 2. С. 31–35, 68; Ч. 3. С. 7, 50–65. Grinin L. The Early State and its Analogues. Р. 155), о других еще будет речь в дальнейшем.

[253] Кстати, в однолинейных представлениях ученых XVIII века (Тюрго, Барнава, Робертсона, Миллара, Фергюсона, А. Смита, Десницкого и других) скотоводство стадиально предшествовало земледелию. И такое ошибочное представление держалось примерно до середины XIX века (см.: Илюшечкин В. П. Сословно-классовое общество в истории Китая. С. 15). Это показывает, как легко принять исторически предшествующую стадию (каким часто выступало скотоводство по сравнению с земледелием) за стадиально предшествующую.

[254] Я говорил о таком делении в предыдущих частях работы. См также: Grinin L. The Early State and its Analogues.

[255] У берберов Магриба в XIX–начале XX веков сознание племенной солидарности проявлялось даже реже, чем сознание деревенского единства. Жители деревень, принадлежавших к одному племени, обычно объединялись лишь во времена войн, восстаний, природных катастроф (Бобровников В. О. Берберы. С. 188). О нуэрах см.: Рэдклиф-Браун Э. Э. Нуэры.

[256] Например, Дельфийский полис. Об этой политии мы еще будем говорить в следующем параграфе. В качестве аналогов интересны также политические образования в Греции (их было немало), не имевшие собственных городских центров, однако воспринимавшиеся и самими гражданами и другими эллинами как полисы (см. Античная Греция. С. 10).

[257] См.: Korotayev et al. Alternatives of Social Evolution... P. 23; Коротаев А. В. Племя как форма … С. 266; Коротаев А. В. Сабейские этюды. С. 136–137.

[258] Шкунаев С. В. Община и общество западных кельтов. С. 143, 134.

[259] Некоторые сведения об Исландии уже приводились ранее См.: Гринин Л. Е. Генезис государства как составная часть… Ч. 2. С. 30; Ч. 3. С. 50–53.

[260] Филатов И. Исландия. С. 342.

[261] Там же. С. 343.

[262] Ольгейрссон Э.Из прошлого исландского народа. С. 179–191.

[263] Гуревич А. Я. История и сага. С. 8, 9.

[264] Там же. С. 9.

[265] О казаках как об аналогах см.: Korotaev et al. Alternatives of Social Evolution... Р. 19.

[266] Он писал: «У жужаней, как у народа, не было единого этнического корня. Происхождение жужаньского народа было несколько своеобразно. В смутные времена всегда бывало много людей, выбитых из седла и скомпрометированных. Немало таких оказалось и в середине IV в. (н. э. – Л. Г.). Все, кто не мог оставаться в ставке тобасского хана или в столице хуннского шаньюя, бежали в степь. Туда же бежали от жестоких господ невольники, из армий – дезертиры, из обедневших деревень – нищие крестьяне. Общим у них было не происхождение, не язык, не вероисповедание, а судьба, обрекшая их на нищенское существование; она-то властно принуждала их организоваться» (Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 11–12). Но вообще вопрос о происхождении жужаней весьма дискуссионен (О жужанях подробнее см.: Крадин Н. Н. Общественный строй жужаньского каганата. С. 80–94).

[267] См., например: Бессмертный У. Л. Возникновение Франции. С. 40; Неусыхин А. И. Дофеодальный период…; Удальцова З. В. Остготы. С. 654.

[268] См.: Шкунаев С. В. Община и общество западных кельтов. С. 140.

[269] См.: Корсунский А. Р. и Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение варварских королевств. С. 105–116.

[270] История СССР… С. 324.

[271] См. о них: Неусыхин А. И. Дофеодальный период… С. 601–602.

[272] Маробод. С. 123.

[273] Арминий был, несомненно, выдающийся полководец. Херуски вместе с другими племенами под его руководством одержали знаменитую победу над римскими легионами Квинтилия Вара в Тевтобургском лесу в 9 г. н. э. Арминий погиб в результате заговора херусской знати, недовольной его стремлением к единовластию. И это еще один факт, свидетельствующий о почти повсеместной борьбе центробежных и центростремительных сил в политогенезе и стейтогенезе (см. Арминий. С. 746).

[274] См. о нем: Федоров Г. В. и Полевой Л. Л. «Царства» Буребисты и Децебала: союзы племен или государства?

[275] Об этой политии см.: Lozny L. The Transition to Statehood in Central Europe. Р. 86–87.

[276] Само. С. 512–513. См. также: Ванчура В. Картины из истории народа чешского. Кн.1. С. 23–26.

[277] См.: История СССР. С. 457–462. Примеры такого рода объединений кочевников можно найти в работах Крадина («Кочевые общества», «Империя хунну», «Структура власти в кочевых империях» и др.). О половцах (а также об огузах, печенегах и других) см.: Васютин С. А. Типология потестарных и политических систем кочевников. С. 95–96.

[278] Schaedel R. The Temporal Variants of Proto-state Societies. P. 52.

[279] Колесницкий Р. Ф. Об этническом и государственном развитии средневековой Германии. С. 186.

[280] Там же.

[281] Неусыхин А. И. Дофеодальный период… С. 608; Саксы. С. 479.

[282] Саксонская правда. С. 475.

[283] Бродель Ф. Что такое Франция? С. 61–62.

[284] Clark G. and Piggott S. Prehistoric Societies. Р. 310–328.

[285] Леру Ф. Друиды. С. 125.

[286] Бессмертный У. Л. Возникновение Франции. С. 17; Записки Юлия Цезаря. С. 9.

[287] Шкунаев С. В. Община и общество западных кельтов. С 139, 140, 144.

[288] См., например: Шкунаев С. В. Кельты в Западной Европе. С. 503.

[289] Об ирокезах см.: Фентон У. Т. Ирокезы в истории; Vorobyov D. V. The Iroquois.

[290] См. Першиц А. И. Общественный строй туарегов Сахары в XIX в. См. также: Гринин Л. Е. Формации и цивилизации. С. 28.

[291] О печенегах см.: Marey A. V. The Socio-Political Structure of the Pechenegs; а также Васютин С. А. Ук. соч. С. 95.

[292] Хазанов А. М. Кочевники евразийских степей в исторической ретроспективе. С. 48.

[293] Об этрусских городах мы уже вели речь. См.: Гринин Л. Е. Генезис государства… Ч. 1. С. 21.

[294] Неронова В. Д. Этрусские города-государства… С. 376.

[295] Однако и государства могут быть членами сложного аналога среднего и крупного государств. Думается такими были союзы полисов в Греции (Афинского, Пелопонесского, Коринфского). Интересны в этом плане и «мультиполитии», состоящие из более или менее сильных государств в центре и сильных вождеств или племен на периферии плюс







Date: 2015-11-13; view: 276; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.133 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию