Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социокультурные функции науки. Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основ­ных ипостасях со своими характеристиками (указаны в скобках):





Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основ­ных ипостасях со своими характеристиками (указаны в скобках):

˗ как форма деятельности людей (целеполагание, принятие реше­ний, выбор, преследование своих интересов, признание ответственнос­ти);

˗ как система или совокупность дисциплинарных знаний (критерии объективности, адекватности, истинности; автономия по отношению к идеологическим и политическим приоритетам);

˗ как социальный институт = как форма общественного сознания, наряду с религией, политикой, правом, идео­логией, искусством и т.д. (система взаимосвязей между научными организаци­ями, членами научного сообщества, система норм и ценностей).

Один из основателей науки о науке Дж. Бернал выделяет другие факторы влияния науки на общество. Наука - это

˗ социальный институт;

˗ метод;

˗ накопление традиций знаний;

˗ фактор развития производства;

˗ наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношения
человека к миру. ]

В качестве социокультурного феномена роль науки двоякая:

˗ когда речь идет об исследовании ее истоков, границы науки расширяются до границ культуры в целом;

˗ с дру­гой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «под­линного» фундамента культуры в целом в ее первичном — деятельностном и технологическом — понимании.

Напомним, что в общем понимании отношения социальности - это отношения лю­дей по поводу людей и отношения людей по поводу вещей. Из этого следу­ет, что наука как социокультурный феномен вплетена во все сферы че­ловеческих отношений, она внедряется и в базисные основания отноше­ний самих людей, и во все формы деятельности, связанные с производ­ством, обменом, распределением и потреблением вещей. Максима со­временного технократического века гласит: «Все должно быть научным, научно обоснованным и научно проверенным».

Выделим явно отдельные социокультурные функции науки:

культурно-технологическая функция на­уки - формирование человека как субъекта познавательной деятельности, включение его в познава­тельный процесс. Современное индивидуальное познание совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и существующих в культуре. Научное знание, глубоко проникая в быт, пре­вратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой про­исходит становление и формирование личности.

этическая (ценностная) функция на­уки - проблема интеллектуальной и социальной ответ­ственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сооб­ществе и коллективе.

наука как фактор социальной регуляции общественных про­цессов – наука воздействует на потребности общества, становится необхо­димым условием рационального управления.

наука как фактор социальной организации - наука развивается сообществом ученых и располагает определенной социальной и профессиональной организацией, развитой системой ком­муникаций. Ученый — всегда представитель той или иной социокультурной среды.

В науке приветствуется поиск истины, а следовательно и критика, по­лемика, спор. Ученый находится в ситуации постоянного подтверждения своей профессиональности посредством публикаций, выступлений, ква­лификационных дисциплинарных требований и часто вступает в сложные отношения как со своими оппонентами-коллегами, так и с обществен­ным мнением. Признание деятельности ученого связано с градацией сте­пеней и званий. В этих условиях творческий потенциал личности может остаться нереа­лизованным либо оказаться подавленным общественной системой. Но совершить открытие, изобрести нечто новое может лишь индивид, обла­дающий проницательным умом и необходимыми знаниями, а не обще­ство как таковое. Удачная организация научных институтов стремится примирить эти противоречия.

функция производства истинного знания остается основной функцией науки; она распадается на соподчиненные функции описания, объяснения, прогноза.

«Нейтральность» науки и «социальный заказ». В середине 20 века существовал лозунг: наука – это непосредственная производительная сила, даже имел хождение подсчет: на каждый вложенный рубль наука приносит 10 рублей отдачи.

«В среднем» это так и было. Многооб­разные отрасли производства развивались как непосредствен­ные технологические применения данных различных отраслей науки. С другой стороны, не каждое новое открытие становится основой для изобретения, не каждое изобретение внедряется в практику. Принятие решения о внедрении выходит за рамки науки – это вопрос политики и (или) коммерции, вопрос «социального заказа».


Наука в функции производительной силы, состоя на службе торгово-про­мышленного капитала, не может реализовать свою универсальность, а застревает на ступени, которая связана не столько с истиной, сколько с прибылью. Отсюда многочисленные негативные последствия промышлен­ного применения науки, когда техносфера, увеличивая обороты своего развития, совершенно не заботится о возможностях природы переварить все эти вредоносные для нее отходы.

Отвечая на идеологические потребности общества, наука предстает как инструмент политики. Офи­циальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идео­логические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргу­менты и практический инструментарий, помогающий сохранить суще­ствующей власти и идеологии свое привилегированное положение. В этом отношении науке предписано «вдохновляться» идеологией, включать ее в себя.

Поскольку усвоение идеологии часто начинается на бессознательном уровне, в процессе первичной социализации, то наука в принципе никог­да полностью не может освободиться от влияния идеологии, хотя всегда стремится быть антиидеологичной. К характеристикам идеологии относят ее намеренное искажение реальности, догматизм, нетерпимость, нефальсифицируемость. Наука исповедует противоположные принципы: она стре­мится к точному и адекватному отражению реальности, зачастую терпи­ма к конкурирующим теориям, никогда не останавливается на достигну­том и подвержена фальсификации. Идеология варьирует следующими мо­делями отношения к науке:

˗ осуждение;

˗ безразличие (предоставляет той или иной науке развиваться самой по себе);

˗ апологетика (защита) и эксплуатация.

При этом в ход пускаются механиз­мы, направленные на то, чтобы запускать, замедлять или блоки­ровать определенные направления.

Постоянное давление общества ощущается и потому, что ученый всегда несет огромную моральную ответственность за последствия применения технологических разработок, которая часто входит в противоречие с требованиями социума (Сахаров и пр. примеры).

Еще один аспект науки как социокультурного феномена - ее коллективность, интерсубъективность. Здесь вводятся понятия микроконтекста (собственно научная сообщество, где работает ученый) и макроконтекста (вся социокультурная среда, в ко­торой развивается наука). Иными словами, каждое общество имеет науку, соот­ветствующую уровню его цивилизованной развитости.

Наука и цивилизация. Наука как социокультурный феномен предполагает соотнесение с типом цивилизационного развития. Согласно классифика­ции А. Тойнби выделяется 21 тип цивилизации. Более общий подход пред­лагает общецивилизационное разделение с учетом двух разновидностей:

традиционные,

техногенные.

Традиционный тип общества - замедленный темп развития, ус­тойчивые стереотипы развития. Приоритет отдается канонизиро­ванным и регламентирующим формам мышления, традициям, нормам, принятым и устоявшимся образцам поведения. Автономия лич­ности невозможна, реализовать личность можно, лишь при­надлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей.

Техногенный тип общества (возник в XV-XVII вв. в европейском регионе) –огромный темп развития; постоянная перестройка принятых основоположений, поиск новых воз­можностей, что создает внутренние резервы роста и развития; основной ценностью являются не канон и норма, но инновация и новизна; отстаивается автономия личности, позво­ляющая погружаться в самые разные социальные общности и культур­ные традиции. Но все это делается за счет ресурсов природы. Считается, что техногенная цивилизация живет чуть более 300 лет.

Авторы монографии «Филосо­фия науки и техники» B.C. Степин, В.Г. Горохов и М.А. Розов приходят к любопытному сравнению. В известном смысле символом техногенного об­щества может считаться книга рекордов Гиннеса — в отличие от семи чудес света, которые подчеркивают завершенность мира, то, что все гран­диозное и действительно необычное уже состоялось'.







Date: 2015-11-13; view: 651; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию