Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 50. Понятия пространства и времени





 

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – философские категории, которые обозначают основные формы бытия материи и являются такими же объективными характеристиками бытия, как материя и движение.

В обычном языке пространство и время чаще всего обозначают первичные общечеловеческие интуитивные понятия, при помощи которых воспринимается и эмпирически осмысливается окружающий жизненный мир человека.

В истории философии были две стороны отношения пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией (Демокрит, Эпикур, Исаак Ньютон). В ней пространство и время рассматривали как самостоятельные основы, существующие вместе с материей и вне зависимости от нее. Очевидно, что отношения между пространством, временем и материей представлялось как взаимосвязь между 2-я видами независимых субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от типа протекающих там материальных процессов.

Вторую идею можно именовать реляционной (от лат. relatio — отношение). Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) описывали пространство и время не как отдельные основы, а как системы отношений, которые образуются взаимодействующими друг с другом материальными объектами. Вне данной системы взаимодействий пространство и время принимались несуществующими. В данной концепции П. и В. выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Конечно, не отрицалась и зависимость свойств пространства и времени от типа взаимодействия материальных систем. В наши дни реляционная идея имеет естественнонаучное обоснование по типу созданной в самом начале двадцатого века теории относительности. Теория относительности А. Эйнштейна открыла непосредственную связь пространства и времени с движущейся материей и друг с другом. Основополагающий вывод, следующий из данной теории, звучит так: пространство и время не существуют без материи, их метрические особенности создаются распределением и работой материальных масс, другими словами, гравитацией.

Пространство – это структурность объекта и материи в целом, способ сосуществования и взаимодействия разнообразных материальных образований, элементов во всех материальных системах, согласно реляционной концепции. Оно является формой существования материи. Для описания данной философской категории употребляют понятие бесконечность. Пространство многомерно. Философское понятие пространства (протяженности) имеет смысл в той степени, в которой сама материя дифференцирована и структурирована.

Время – форма бытия материи, способ изменения материальных явлений, одно из главных понятий физики и философии, одна из координат пространства-времени, вдоль которой простираются мировые линии физических тел, а также сознание. Время – это позитивный ноумен (см. Ноумен), т.е. умопостигаемая, отображаемая вещь, например, понятиями течения, прошлого, настоящего, будущего, необратимости, направленности и т.д. Время, как субъективное понятие, возникающее в сознании человека в результате отображения в нем взаимовложенных колебательных процессов, один из которых выбирается в качестве эталонного, выступает основным условием всякого конечного существования. Время характеризуется такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время рассматривают с точки зрения трех категорий: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

В диалектике материализма время — это объективно реальная форма существования движущейся материи, которая описывает последовательность проистекания материальных процессов, отделённость друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность и развитие.

 

 


Вопрос 51. Познание и практика.

Познание осуществляется в процессе практической деятельности людей, т.е. знания не рождаются в сознании людей сами собой Познание может расти только на плодородной почве реального дела. Реальные дела людей формируют практику.

Практика - это общественно-историческая деятельность людей, направленная на изменение природы, общества и самих себя с целью удовлетворения своих потребностей

Практика включает всю разнообразную деятельность людей В сложном процессе познания практика играет чрезвычайно важную роль: во-первых, она является основой познания, во-вторых -движущей силой его, в-третьих - конечной целью познания; в-четвертых - критерием истины.

Относительно практики как критерия истины в истории философии делались различные попытки найти правильное мерило познания. Одни считали критерием истины ясность, четкость мысли (Декарт), другие - чувственность во, непосредственность восприятия того или иного положения вещей (Фейербах) третьи – общезначимость; четвертые - полезность (прагматисты Дьюи, Джеймс) и т.д. Но все эти критерии не могут вывести нас за пределы нашей субъективного мнения, а потому не способны отличить истину от заблуждений.


Основным критерием истины является практика Но и понимание не совпадает в разных философских направлениях Так, для неопозитивизма практика - это чувственный опыт, для экзистенциализма - чувственные познания. Материализм понимает практику, как уже отмечалось, прежде всего как целенаправленно, чувственно-предметную деятельность общества, направленную на преобразование объективной действительности.

Именно такая практика является критерием истинности наших знаний Только на практике человек может доказать истинность своих знаний. Но она не создает эту истинность, а лишь позволяет ее установить. Если выводы, сделанные на основе наших знаний, подтверждаются практикой, а деятельность оказывается успешной, то эти знания истинные.

Следует подчеркнуть, что практика как критерий истины имеет диалектический характер: она и абсолютная, и относительная. Абсолютность ее заключается в том, что она окончательно проверяет истинность теории. Относительность заключается в том, что практика доказывает правильность теории только при определенных условиях, с определенной степенью точности, т.е. правильность этой теории как относительной истины.

Практика как критерий истины функционирует в единстве с теорией, с уже накопленными и проверенными практикой научными знаниями. Иными словами, чтобы стать критерием истины, практика должна освоить все имеющиеся научные достижения в той области, для которой она предназначена Единство теории и практики является необходимым условием не только плодотворного научного исследования, но и настоящего доказательства истинности его результатов. Практика вместе с научной теорией доказывает как объективность научных истин, так и их относительность. Однако, как уже отмечалось, относительность истины не исключает ее объективности и абсолютности.

Процесс познания, который подчиняется в конечном итоге законам и целям практики, характеризуется также и относительной самостоятельностью Это объясняется:

- наличием внутренних законов и внутренней логики развития познания;

- существованием преемственности на различных этапах развития познания;

- наличием звеньев между практикой и познанием, опосредующие их взаимосвязь.

Последний имеет сложный диалектический характер. Практика стимулирует развитие познания, но и познание решает также те проблемы, порождаемые предшествующим развитием научной мысли. Человеческое познание оперирует всей совокупностью знаний, унаследованных от предыдущих поколений,поэтому развитие науки может опережать практику.

Познание, в свою очередь, выполняет ряд функций в отношении практики:

- информативно-отражательная, предусматривающий разработку, производство понятий, гипотез, теорий, методов, обеспечивающих целенаправленный характер практики и выступают средствами ее успешной реализации;


- проектно-конструктивная, означает разработку идеальных планов, таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть без науки, вне ее;

- регулятивная, которая заключается в научном управлении практикой

Практика была и является основой возникновения и развития всех наук Именно потребности практики не только в прошлом обусловили возникновение тех или иных отраслей познания. Все стороны познавательной деятельности, все ее необходимые моменты прямо или косвенно в основе своей имеют практическое происхождение.

В процессе освоения общественной жизни формируется субъект познания и его познавательные способности, которые в конечном итоге имеют практическое происхождение. Роль практики как основы познания состоит также в том, что благодаря ей субъект якобы "вмешивается" в природный процесс и, превращая его, открывает новые процессы и явления, которые становятся объектами познания.

Человек, изменяя предметы в процессе практики, имеет возможность рассматривать их со всех сторон, граней, связей, которые закрыты для пассивного созерцания. От уровня развития практики зависит, насколько глубоко человек может постичь сущность действительности. В процессе практики создаются и совершенствуются также средства познания: приборы, экспериментальные установки.

Практика является также движущей силой познания, так как именно она постоянно ставит перед познанием определенные проблемы и задачи, требуя их решения Именно потребности практики определяют направление научных опытов, характер развития познания, его направленность и темпы. Человек в процессе практики изменяет условия своей жизнедеятельности, а они, в свою очередь, ставят новые вопросы, которые могут и должны быть решены и в процессе познания.

Практика является и целью познания. Познание осуществляется не ради самого познания, а прежде всего является необходимым условием практической переустройства мира. Именно этим определяется основное назначение и гуманистическая а функция познания.

Следовательно, на каждом конкретном историческом этапе развития человеческое знание, будучи ограниченным и неполным, самой практикой организуется в завершенную и всеобъемлющую систему, которая должна дать вполне адекватные ответы на все или почти все вопросы, решение которых обеспечивает функционирование и развитие жизнедеятельности человека и обществ.







Date: 2015-11-13; view: 1538; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию