Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационная структура управления предприятием





Под организационной структурой управления предприятием понимается состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подчиненности друг другу и высшему органу управления, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям [8, с.89].

Чем совершеннее организационная структура управления, тем эффективнее влияние управления на процесс производства. Для этого организационная структура должна отвечать следующим требованиям:

‒ адаптивность (способность приспосабливаться к переменам во внешней среде);

‒ динамизм, гибкость (способность чутко реагировать на изменение спроса, технологий и т.п.);

‒ адекватность (постоянное соответствие организационной структуры параметрам управляемой системы);

‒ специализация (ограничение и конкретизация сферы деятельности каждого управленческого звена);

‒ оптимальность (установление рациональных связей между уровнями и звеньями управления);

‒ оперативность (недопущение необратимых изменений в управляемой системе за время принятия решения);

‒ надежность (гарантия достоверности передачи информации);

‒ экономичность (соответствие затрат на содержание органов управления возможностям организации);

‒ простота (легкость для персонала в приспособлении к данной форме управления).

Все многообразие организационных структур управления можно разбить на две большие группы:

1. Бюрократические структуры.

2. Адаптивные (органические) структуры.

Бюрократические структуры характеризуются высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала [8, с.90].

Простейшим вариантом бюрократической структуры является линейная структура управления.

Рассмотрим линейную организационную структуру (рис. 1). Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделения отсутствуют. Эта структура строится безе выделения функций.

Рисунок 1 - Линейная структура управления

Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей.
Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией.

По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную (рис.2). Она аналогична предыдущей, но управление сосредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.

Рисунок 2 - Линейно-штабная структура управления

Функциональная организациооная структура

При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям.

При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель — функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) — исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток — функции руководителя размыты.

Рисунок 3 - Функциональная структура управления

Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью.
Недостатки: недостаточная гибкость; плохая координация действий функциональных подразделений; низкая скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия.

При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные (рис. 4).

Рисунок 4 - Линейно-функциональная структура управления

Дивизиональная организационная структура

В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач.

Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений.

Недостатки: рост расходов на управленческий персонал; сложность информационных связей.

Дивизионная структура управления строится на основании выделения подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных корпорациях.

Рисунок 5 - Дивизиональная структура управления

Дивизионы могут выделяться по нескольким признакам, образуя одноименные структуры, а именно:

‒ продуктовая. Отделы создаются по видам продукции. Характерна полицентричность. Такие структуры созданы в «Дженерал Моторс», «Дженерал Фудс», частично в «Русском Алюминии». Полномочия по производству и сбыту данного продукта передаются одному руководителю. Недостаток — дублирование функций. Такая структура эффективна для разработки новых видов продукции. Имеются вертикальные и горизонтальные связи;

‒ региональная структура. Отделы создаются по месту расположения подразделений компаний. В частности, если у фирмы есть международная деятельность. Например, Coca-Cola, Сбербанк. Эффективна для географического расширения рыночных зон;

‒ организационная структура, ориентированная на потребителя. Подразделения формируются вокруг определенных групп потребителей. Например, коммерческие банки, институты (повышение квалификации, второе высшее образование). Эффективна для удовлетворения спроса.

Матричная организационная структура

В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции возникли программно-целевые структуры управления, получившие названия матричные (рис. 6). Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений.

При матричной структуре управления формируются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов. Недостатки — сложность структуры, возникновение конфликтов. Примером могут служить авиакосмическое предприятие, телекоммуникационные компании, выполняющие крупные проекты для заказчиков.

Рисунок 6 - Матричная структура управления

Преимущества: гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы.
Недостатки: наличие двойного подчинения, конфликты из-за двойного подчинения, сложность информационных связей.

Корпоративная организация или корпорация рассматривается как особая система взаимосвязи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Корпорации как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией, авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узко корпоративных интересов. Благодаря объединению ресурсов и, в первую очередь людских, корпорация как форма организации совместной деятельности людей представляет и обеспечивает возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы. Однако объединение людей в корпорации происходит через их разделение по социальным, профессиональным, кастовым и другим критериям.

 

 

2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУР НА ОАО ШАХТА «БОЛЬШЕВИК»

Открытое акционерное общество ОАО «Шахта «Большевик» (ОАО «Шахта «Большевик» - сокращенное название) является самостоятельным предприятием с частной формой собственности и входит в состав группы компаний ООО «Холдинг Сибуглемет».

Общество является юридическим лицом, действует на основании Устава, зарегистрированного в ИМНС по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка (свидетельство о регистрации от 29.10.03года, государственный регистрационным номер № 2034218004247).

Место нахождения и почтовый адрес: Российская Федерация, 654235, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Центральная, 27.

ОАО «Шахта «Большевик» введена в эксплуатацию в 1954 году. Она входит в состав ООО «Холдинг Сибуглемет» и является одним из старейших предприятий угольной промышленности Кузбасса, имеющие славные горнятские традиции. Основной вид деятельности –добыча угля подземным способом, ведение очистных и подготовительных работ в условиях повышенной опасности.

Уголь используется в основном для нужд металлургической промышленности России. Потребителями угля являются также предприятия коксохимпроизводства стран ближнего и дальнего зарубежья: Украина, Корея.

Основными видами деятельности ОАО «Шахта «Большевик» являются:

– переработка угля, выпуск и реализация концентрата;

– строительство, реконструкция, поддержание производственных мощностей акционерного общества;

– оказание услуг производственного характера;

– инвестиционная деятельность;

– осуществление внешнеэкономической, коммерческой и посреднической деятельности;

– организация сбыта продукции (маркетинг), торговая деятельность;

– перевозка грузов;

– содействие проведению научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных, технологических и внедренческих работ;

– выполнение работ связанных с рекультивацией используемых земель и использованием отходов основного производства;

– оказание методической, консультативной и других видов помощи;

– эксплуатация грузоподъемных сооружений (краны, лифты);

– организация питания трудящихся.

Виды деятельности акционерного общества не ограничиваются выше указанными. Общество в праве заниматься любой деятельностью, не запрещенной законодательством.

Date: 2015-11-13; view: 2944; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2023 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию