![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Организационная структура управления предприятиемПод организационной структурой управления предприятием понимается состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подчиненности друг другу и высшему органу управления, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям [8, с.89]. Чем совершеннее организационная структура управления, тем эффективнее влияние управления на процесс производства. Для этого организационная структура должна отвечать следующим требованиям: ‒ адаптивность (способность приспосабливаться к переменам во внешней среде); ‒ динамизм, гибкость (способность чутко реагировать на изменение спроса, технологий и т.п.); ‒ адекватность (постоянное соответствие организационной структуры параметрам управляемой системы); ‒ специализация (ограничение и конкретизация сферы деятельности каждого управленческого звена); ‒ оптимальность (установление рациональных связей между уровнями и звеньями управления); ‒ оперативность (недопущение необратимых изменений в управляемой системе за время принятия решения); ‒ надежность (гарантия достоверности передачи информации); ‒ экономичность (соответствие затрат на содержание органов управления возможностям организации); ‒ простота (легкость для персонала в приспособлении к данной форме управления). Все многообразие организационных структур управления можно разбить на две большие группы: 1. Бюрократические структуры. 2. Адаптивные (органические) структуры. Бюрократические структуры характеризуются высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала [8, с.90]. Простейшим вариантом бюрократической структуры является линейная структура управления. Рассмотрим линейную организационную структуру (рис. 1). Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделения отсутствуют. Эта структура строится безе выделения функций. Рисунок 1 - Линейная структура управления Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей. По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную (рис.2). Она аналогична предыдущей, но управление сосредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения. Рисунок 2 - Линейно-штабная структура управления Функциональная организациооная структура При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям. При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель — функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) — исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток — функции руководителя размыты. Рисунок 3 - Функциональная структура управления Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью. При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные (рис. 4). Рисунок 4 - Линейно-функциональная структура управления Дивизиональная организационная структура В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений. Недостатки: рост расходов на управленческий персонал; сложность информационных связей. Дивизионная структура управления строится на основании выделения подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных корпорациях. Рисунок 5 - Дивизиональная структура управления Дивизионы могут выделяться по нескольким признакам, образуя одноименные структуры, а именно: ‒ продуктовая. Отделы создаются по видам продукции. Характерна полицентричность. Такие структуры созданы в «Дженерал Моторс», «Дженерал Фудс», частично в «Русском Алюминии». Полномочия по производству и сбыту данного продукта передаются одному руководителю. Недостаток — дублирование функций. Такая структура эффективна для разработки новых видов продукции. Имеются вертикальные и горизонтальные связи; ‒ региональная структура. Отделы создаются по месту расположения подразделений компаний. В частности, если у фирмы есть международная деятельность. Например, Coca-Cola, Сбербанк. Эффективна для географического расширения рыночных зон; ‒ организационная структура, ориентированная на потребителя. Подразделения формируются вокруг определенных групп потребителей. Например, коммерческие банки, институты (повышение квалификации, второе высшее образование). Эффективна для удовлетворения спроса. Матричная организационная структура В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции возникли программно-целевые структуры управления, получившие названия матричные (рис. 6). Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений. При матричной структуре управления формируются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов. Недостатки — сложность структуры, возникновение конфликтов. Примером могут служить авиакосмическое предприятие, телекоммуникационные компании, выполняющие крупные проекты для заказчиков. Рисунок 6 - Матричная структура управления Преимущества: гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы. Корпоративная организация или корпорация рассматривается как особая система взаимосвязи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Корпорации как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией, авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узко корпоративных интересов. Благодаря объединению ресурсов и, в первую очередь людских, корпорация как форма организации совместной деятельности людей представляет и обеспечивает возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы. Однако объединение людей в корпорации происходит через их разделение по социальным, профессиональным, кастовым и другим критериям.
2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУР НА ОАО ШАХТА «БОЛЬШЕВИК» Открытое акционерное общество ОАО «Шахта «Большевик» (ОАО «Шахта «Большевик» - сокращенное название) является самостоятельным предприятием с частной формой собственности и входит в состав группы компаний ООО «Холдинг Сибуглемет». Общество является юридическим лицом, действует на основании Устава, зарегистрированного в ИМНС по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка (свидетельство о регистрации от 29.10.03года, государственный регистрационным номер № 2034218004247). Место нахождения и почтовый адрес: Российская Федерация, 654235, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Центральная, 27. ОАО «Шахта «Большевик» введена в эксплуатацию в 1954 году. Она входит в состав ООО «Холдинг Сибуглемет» и является одним из старейших предприятий угольной промышленности Кузбасса, имеющие славные горнятские традиции. Основной вид деятельности –добыча угля подземным способом, ведение очистных и подготовительных работ в условиях повышенной опасности. Уголь используется в основном для нужд металлургической промышленности России. Потребителями угля являются также предприятия коксохимпроизводства стран ближнего и дальнего зарубежья: Украина, Корея. Основными видами деятельности ОАО «Шахта «Большевик» являются: – переработка угля, выпуск и реализация концентрата; – строительство, реконструкция, поддержание производственных мощностей акционерного общества; – оказание услуг производственного характера; – инвестиционная деятельность; – осуществление внешнеэкономической, коммерческой и посреднической деятельности; – организация сбыта продукции (маркетинг), торговая деятельность; – перевозка грузов; – содействие проведению научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных, технологических и внедренческих работ; – выполнение работ связанных с рекультивацией используемых земель и использованием отходов основного производства; – оказание методической, консультативной и других видов помощи; – эксплуатация грузоподъемных сооружений (краны, лифты); – организация питания трудящихся. Виды деятельности акционерного общества не ограничиваются выше указанными. Общество в праве заниматься любой деятельностью, не запрещенной законодательством.
|