Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первое русское государство и начало Киевской Руси⇐ ПредыдущаяСтр 95 из 95
История Русского каганата не завершилась в момент его гибели. Именно земли, входившие в его состав, стали ядром Киевской Руси, а его жители внесли неоценимый вклад в древнерусскую культуру. Реконструкция развития Русского каганата дает возможность сделать некоторые выводы о процессах политогенеза, протекавших в этом образовании, и о роли в них славян Поднепровья, а главное – о том, как связаны русы с хаканом во главе и славянская Русь Поднепровья. Процессы образования государства, сложения народностей протекали сходным образом во всех уголках земного шара. Отличия были связаны с географическим фактором и конкретными историческими обстоятельствами. Но ученые все же смогли выделить некоторые закономерности в этно – и политогенезе. К сожалению, даже образование Древнерусского государства совершенно не изучено с этой точки зрения. Исследователи российских древностей пренебрегают достижениями историков первобытного общества. Конечно, немного коробит, когда наших предков надо сравнивать с «пребывающими в дикости» этносами Центральной Африки или коренными народами Америки. Но ученый должен следовать прежде всего разуму, а не чувствам. А исторический опыт свидетельствует, что прогресс – явление все же всемирное, и есть стадии развития, через которые в разное время прошло все человечество. Первобытность – это как раз такой период, и истоки нашего менталитета, традиций общественных отношений нужно искать именно там. Политогенез всегда стимулировали именно внешние вторжения, межэтнические контакты. В первобытности потестарная структура этноса ориентирована на замкнутость. Это связано и с натуральным хозяйством, и с неразвитостью ремесел и обмена. Простые (первичные) протогосударства возникают в рамках даже не племени, а его части – этносоциального организма или в результате слияния субкланов нескольких племен. Именно так можно характеризовать рухское ядро Русского каганата, которое состояло из трех родов и их ответвлений. Вторичное протогосударство (или раннее государство) появляется на последнем этапе политогенеза, когда на первое место выдвигается война, возникающая в результате расширения производства и – как следствие – усилившегося соперничества вождей. Цель этой войны не грабеж, а увеличение территории и населения для производства и реализации избыточного продукта. Именно этот момент переживал Русский племенной союз в конце VIII – начале IX в., в период оформления каганата. То есть русам уже мало было заставить окрестные племена платить дань: на асских, праболгарских и славянских землях русские мастера строят укрепления, металлурги создают оружие и орудия труда, ширится сеть гончарных мастерских. В раннем государстве начинается активный внутренний обмен товарами и даже специализация отдельных районов. Массовые миграции чрезвычайно ускоряли характерный от доклассового общества к раннеклассовому процесс замены основных этносоциальных ячеек первобытности новыми, более крупными этносоциальными общностями – народностями. При переселении на новую территорию, как правило, происходило столкновение с местным населением. В данном случае рухсам пришлось столкнуться со славянами пеньковской культуры и недавно пришедшими именьковцами. Здесь могло быть несколько путей развития отношений. Часто столкновение завершалось завоеванием пришельцами автохтонного населения. Как правило, это происходило при схватке этносов, уже знакомых с первичным протогосударством и имевших давние социальные и потестарно-политические традиции. В социально-экономическом отношении эти завоевания могли иметь троякий характер: 1) завоеватели навязывают свой способ производства; 2) победители оставляют без изменения способ производства побежденных, довольствуясь данью; 3) происходит взаимодействие двух способов производства, в результате которого возникает третий[511]. Здесь схема развития отношений славян и русов шла по второму пути, что подтверждают арабо-персидские источники. И это было очень рационально: славяне занимались земледелием, а русы за поставку сельскохозяйственной продукции охраняли их от нападений. В этническом отношении выделяются следующие возможные исходы: 1) полная ассимиляция завоевателями местного населения; 2) пришлое население растворяется в местном; 3) происходит синтез этнического суперстрата (пришлое население) и субстрата (аборигены), в результате чего возникает новая общность[512]. Критерием ассимиляции является смена языка. Однако закономерность этнических процессов при завоевании пока не выявлена, как не определена еще степень участия в этногенезе ассимилируемого народа, особенно если оба этноса находились на примерно одной ступени развития. Например, политическое господство пришлого населения дает ему явную «фору». Однако если завоевание не влекло за собой сколько-нибудь существенных перемен в хозяйственно-культурной жизни, в способе производства, местное население сохраняло свой язык и этническое самосознание. В случае же с Русским каганатом и его наследницей – Киевской Русью от «суперстрата», «социальной верхушки» сохранилось лишь название и некоторые антропологические черты, а также элементы культуры и языка. Русская «элита», находившаяся примерно на одном уровне развития с автохтонным населением, ассимилировалась менее чем за полтора века[513]. Примерно те же процессы наблюдаются в Дунайской Болгарии и Венгрии (хотя в последнем случае славяне переняли язык у пришлого населения, но ассимиляция мадьяр заняла меньше века). Об этих государствах осталось гораздо больше источников, чем о Русском каганате, поскольку они граничили с Византийской империей. А раз процессы в этих образованиях похожи, значит, обратившись к Болгарии и Венгрии, можно будет лучше понять судьбы славян и русов. Первоначально болгарами назывались, как мы помним, тюркские племена. В VII в. после распада Великой Болгарии в Приазовье орда хана Аспаруха переправилась через Дунай и захватила огромную территорию от Дуная и Черного моря до Балканских гор, где жили славяне. Образовавшееся в 681 г. Первое Болгарское царство носило в итоге договорной характер. Конечно, тюрки заставили славян платить дань и даже переселили их в пограничные районы, освободив себе степные земли для кочевий. Хозяйственный уклад народов нового «государства» был абсолютно различен: славяне – земледельцы, болгары – кочевые скотоводы. Поэтому изначально жили они обособленно друг от друга. Политическая власть принадлежала болгарам, правящий слой состоял из знатных болгарских родов. Но уже на рубеже VIII – IX вв. наблюдается славянизация болгарских титулов, главы областей называются не тарханами, а традиционным южнославянским «жупан». Среди представителей болгарской знати появляются люди со славянскими именами-титулами. Когда в 864 г. Болгария официально принимает крещение, в это время даже не встает вопрос о богослужении на тюркском языке. А это значит, что социальная верхушка Первого Болгарского царства уже давно говорила по-славянски. Так чуть больше чем за полтора века тюрки-кочевники полностью растворились в славянах. С венграми все произошло быстрее. Массовое переселение их на Дунай относится ко второй половине IX в. А уже во второй половине Х в. на территории Венгрии появляется единая белобродовская археологическая культура, абсолютно славянская. Может быть, пришлое население ни в Болгарии и Венгрии, ни в Русском каганте и на Руси не стало социальной верхушкой? Хотя и византийцы о болгарах и венграх, и арабы и персы о русах говорят совершенно обратное… Почему так быстро произошло растворение в славянской культуре? Как показывают этнографические исследования, 1) в крайнем проявлении потестарная или раннеполитическая структура, ориентированная на расширение этно-социального организма и характерная для эпохи разложения первобытно-общинного строя, может принять вид надстройки, этнически чуждой основной массе населения. В этом случае происходит прочная фиксация этнических границ средствами власти. Этническая граница таким образом становится кастовой. Классический пример – отношения арийских и дравидийских племен в Индии, где несмотря на этнические смешения, касты сохраняются и ныне. 2) Во втором варианте развития таких обществ сосуществуют две параллельные потестарно-политические структуры (на нижнем уровне управления сохраняются структуры основной массы населения). Однако в данном случае элита также стремится сохранить внутреннюю корпоративность, и этническая стратификация все равно становится и социальной, и ассимиляция происходит очень медленно[514]. Рассмотренные случаи характерны для обществ с кровнородственной основой. Если у побежденных родовая община и тем более, если они отдаленно родственны победителям, их гораздо легче убедить, что они не имеют права на власть по законам родового общества: их предки менее знатны, всегда подчинялись пращурам победителей и т. д. Примерно такой путь развития можно наблюдать в отношениях русов лесостепи и асско-праболгарского Подонья. В междуречье Днепра и Донца (как и Дунайской Болгарии и Венгрии) местную основу составляло славянское население с территориальной общиной, обладающей способностью быстрой ассимиляции пришельцев. Однако этого недостаточно. Если завоеватели малочисленны и сумели навязать свою политическую или потестарную структуру покоренному населению, инстинкт самосохранения в любом случае приведет их к установлению четких этнических границ. По иному пути пойдет этническое и политическое развитие, если пришлое население достаточно многочисленно и переселение не связано с жестокой борьбой с местными жителями, а также если пришельцам нашлось место в экологической нише (к примеру, если основное занятие местного населения – земледелие, а пришлого – ремесло и торговля). Именно так случилось в Русском каганате. Отношения русов и славян были исключительно мирными, а так как славянская территориальная община была более открыта, чем русская позднеродовая, миксация (смешение населения) фактически приняла форму ассимиляции русов славянами. Этому способствовало и падение Русского каганата во второй четверти IX в. под натиском кочевников. Так же быстро славяне ассимилировали и других пришельцев. Норманисты любят упоминать о скандинавских погребениях в дружинных могильниках Киевской Руси. Действительно, таковые появляются во второй половине Х в. в Гнездове, Тимереве. Доля их по отношению к остальным погребениям очень мала – около 5 процентов, захоронения со скандинавскими вещами очень бедны. Но важно другое: если в Х в. можно определить, кто похоронен – славянин, финноугр, тюрок, скандинав, то уже к началу XI в. погребальный обряд в дружинных могильниках полностью нивелируется. От этнического самосознания дружинников-неславян не остается и следа. Так на этапе становления государства территориальная община славян оказалась неизмеримо сильнее воинственных и жестких традиций кровного родства русов, болгар, мадьяр, да и многих других.
Этнополитическая и социальная история Юго-Восточной Европы периода, предшествовавшего образованию Древнерусского государства, представляет собой клубок неразрешенных и не поставленных еще проблем. По мере исследования этой истории вопросы о происхождении социальных и политических институтов древнерусского общества, о формировании древнерусской народности могут быть рассмотрены в совершенно новом контексте. Поэтому новая трактовка одного из аспектов истории Юго-Восточной Европы VIII – IX вв., а именно отождествление Русского каганата восточных и западных раннесредневековых источников с салтово-маяцкой археологической культурой в «узком смысле» (лесостепной и степной варианты), пожалуй, ярчайшей на территории Восточной Европы того времени, конечно, поможет в дальнейшем исследовании одной из центральных проблем российской истории – происхождении и становлении Руси как государства и этноса. Явное влияние Русского каганата прослеживается во многих сферах жизни Древней Руси: иранские имена договоров Руси с греками, сюжеты былин Киевского цикла, аланизмы в русском языке и так далее. Иначе и не могло произойти при столь сильном взаимодействии славян и русов в рамках раннего государства. Первоначальная территория летописной «Русской земли» точно соответствует расселению славянских племен, входивших в состав Русского каганата. В данном случае важнее другое. В формировании Древнерусского государства принимали участие многие и многие этносы. Такое явление – правило для раннего Средневековья, и не только. Но одного преобладающего влияния, благодаря которому и возникла Киевская Русь, выделить нельзя. Поиски норманистов в этом направлении вряд ли когда-нибудь увенчаются успехом. Теория о разделении Восточной Европы на хазарскую и норманнскую сферы влияния рушится при объективном анализе данных археологии и письменных источников. Скорее всего, Русский каганат на Северском Донце оставил славянам имя «Русь». Но само государство у славян Поднепровья возникло под влиянием внутренних социальноэкономических и политических предпосылок. Правящая династия уже с середины X в. приняла славянские имена и быстро ассимилировалась. Уже в то время противопоставление русов славянам имело не этническую, а социальную природу, символизируя два полюса общественного устройства Древней Руси – «Землю» и «Власть».
Литература
Абаев В. И. Несколько замечаний к славянским этимологиям // Проблемы истории и диалектологии славянских языков. – М., 1971 Абаев В. И. О происхождении фонемы g (h) в славянском языке // Проблемы индоевропейского языкознания. – М., 1964 Абрамова М. П. К вопросу о раннеаланских катакомбных погребениях Центрального Предкавказья // Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. – М., 1971 Абрамова М. П. Новые материалы раннесредневековых могильников северного Кавказа // Советская археология. – 1982. № 2 Абрамова М. П. Ранние аланы Северного Кавказа III – V вв. н. э. – М., 1997 Авдусин Д. А. Происхождение древнерусских городов (по археологическим данным) // Вопросы истории. – 1980. № 12 Алексеев В. П., Бромлей Ю. В. К изучению роли переселения народов в формировании новых этнических общностей // Советская этнография. – 1968. № 2 Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. – М., 1990 Алексеева Т. И. Антропологическая характеристика восточных славян эпохи Средневековья в сравнительном освещении // Восточные славяне: антропология и этническая история. – М., 1999 Алиев Р. Низами Гянджеви // Низами. Стихотворения и поэмы. – Л., 1981 Аммиан Марцеллин. Римская история. – СПб., 1994 Артамонов М. И. История хазар. – Л., 1962 Артамонов М. И. Саркел – Белая Вежа // Материалы и исследования по археологии СССР. – № 62. Артамонов М. И. Саркел и некоторые другие укрепления северо-западной Хазарии // Советская археология. – Вып. VI. М., 1940 Афанасьев Г. Е. Буртасы и лесостепной вариант салтово-маяцкой культуры // Советская этнография. – 1985. № 3. Афанасьев Г. Е. Где же археологические свидетельства существования Хазарского государства? // Российская археология. – 2001. № 2 Афанасьев Г. Е. Донские аланы. – М., 1993 Афанасье в Г. Е. Население лесостепной зоны бассейна Среднего Дона в VIII – X вв. (аланский вариант салтово-маяцкой культуры). / Археологические открытия на новостройках. – Вып. 2. М., 1987 Афанасьев Г. Е. Система социально-маркирующих предметов в мужских погребальных комплексах донских алан // Российская археология. – 1993. № 4 Афанасьев Г. Е. Топологическое исследование степени доступности салтовомаяцких городищ // Проблемы изучения древних поселений в археологии. – М., 1990 Афанасьев Г. Е., Николаенко А. Г. О салтовском типе сыродутного горна // Советская археология. – 1982. № 2 Баранов И. А. Таврика в эпоху раннего Средневековья. – Киев, 1990 Бартольд В. В. О письменности у хазар // Сочинения. – Т. 5. М., 1968 Бейлис В. М. Библейская история русов и славян в версии аль-Масуди // Восточная Европа в древности и Средневековье. Спорные проблемы истории. – М., 1993 Бейлис В. М. Из истории Дагестана VI – IX вв. (Сарир) // Исторические записки. – Т. 78. М., 1963 Березовец Д. Т. Об имени носителей салтовской культуры // Археологiя. – Т. XXIV. Киiв, 1970 Березовец Д. Т. Раскопки в Верхнем Салтове в 1959—1960 гг. (Печенежское водохранилище) // Краткие сообщения Института археологии АН УССР. – Вып. 12. Киев, 1962 Бернштам А. Н. Очерки истории гуннов. – Л., 1951 Бешевлиев В. Първобългарски надписи. – София, 1979 Бзаев К. К. Происхождение этнического термина «Русь». – Владикавказ, 19 95 Бируни/ Абу ар-Райхан Мухаммед Ибн Ахмед аль-Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей. (Минералогия). – М., 1963 Боровский Я. Е. Византийские, старославянские и старогрузинские источники о походе русов в VII в. на Царьград // Древности славян и Руси. – М., 1988 Брайчевский М. Ю. «Русские» названия порогов у Константина Багрянородного // Земли Южной Руси в IX – XIV вв. – Киев, 1985 Буданова В. П. Готы в эпоху Великого переселения народов. – СПб., 1999 Быков А. А. Из истории денежного обращения Хазарии в VIII и IX вв. // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. – Вып. 3. М., 1974 Вайнберг Б. И. Этногеография Турана в древности. VII в. до н. э. – VIII в. н. э. – М., 1999 Васильев И. Б., Матвеева Г. И. У истоков Самарского Поволжья. – Куйбышев, 1986 Васильевский В. Г. Труды. – Т. 3. Пг., 1915 Вернадский Г. В. Древняя Русь. – Тверь, 1996 Вернер И. К происхождению и распространению антов и склавенов // Советская археология. – 1972. № 4 Вилинбахов В. Б. Раннесредневековый путь из Балтики в Каспий // Slavia Antiqua. – T. XXI. 1974 Винников А. З. Жилые и хозяйственные постройки Маяцкого селища // Маяцкое городище. – М., 1984 Винников А. З. Славянские курганы лесостепного Дона. – Воронеж, 1995 Винников А. З., Плетнева С. А. На северных рубежах Хазарского каганата. Маяцкое поселение. – Воронеж, 1998 Вихнович В. Л. Караим Авраам Фиркович: Еврейские рукописи. История. Путешествия. – СПб., 1997 Габуев Т. А. Ранняя история алан (по данным письменных источников). – Владикавказ, 1999 Гадло А. В. Этносоциальные процессы на Северном Кавказе в свете археологических источников VIII – IX вв. // Проблемы археологии и этнографии. – Вып. 3. – Историческая этнография. – Л., 1985 Гай Плиний Секунд. Естественная история // Вестник древней истории. – 1949. № 2 Гедеонов С. Варяги и Русь. – СПб., 1876 Герасимова М. М. Этногенетические процессы палеоантропологии Северного Кавказа эпохи Средневековья // XIV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. – Орджоникидзе, 1986 Гиляров Ф. Предания русской начальной летописи. – М., 1878 Гинзбург В. В. Краниологические материалы из Правобережного Цимлянского городища // Материалы и исследования по археологии СССР. – № 109 Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века. – М.; Иерусалим, 1997 Готье Ю. В. Кто были обитатели древнего Салтова // Известия Государственной академии истории материальной культуры. – Вып. 5. – М., 1927. Грантовский Э. А., Раевский Д. С. Об ираноязычном и «индоарийском» населении Северного Причерноморья в античную эпоху // Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. – М., 1984 Грот К. Я. Моравия и мадьяры с половины IX до начала Х века. – СПб., 1881 Грушевский М. С. Iсторiя Украiни – Руси. – Киiв, 1913. Т. 1 Гутнов Ф. Х. Генеалогические предания осетин как исторический источник. – Орджоникидзе, 1989 Дебец Г. Ф. Палеоантропология СССР. – М., 1948 Добродомов И. Г. Из аланских следов в топонимии Европейской части СССР // Имя – этнос – история. – М., 1989 Добродомов И. Г. Об аланизмах в русском языке // Осетинская филология. – Вып. 2. – Орджоникидзе, 1981 Дорн Б. Каспий. О походах древних русских в Табаристан с дополнительными сведениями о других набегах на прибрежья Каспийского моря. – СПб., 1874 Древняя Русь в свете зарубежных источников. – М., 1999 Дъерффи Д. Время составления анонимом «Деяний венгров» и степень достоверности этого сочинения // Летописи и хроники. 1973. – М., 1974 Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. – М., 1977 Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. – Т. 1. М., 1 96 2; Т. 2. М., 1 96 7 Зиневич Г. П. Антропологические материалы средневековых могильников Юго-Западного Крыма. – Киев, 1973 Зиневич Г. П. Очерки палеоантропологии Украины. – Киев, 1967 Зутис Я. Русско-эстонские отношения в IX – XIV вв. // Историк-марксист. – 1940. № 3 Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. – Баку, 1986 Иванов В. А. Magna Hungaria – археологическая реальность? // Проблемы древних угров на Южном Урале. – Уфа, 1988 Иловайский Д. И. Начало Руси. – М., 1996 Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). – СПб., 1997 История монгалов / Дж. дель Плано Карпини. – 3-е изд. – Путешествие в Восточные страны / Г. де Рубрук. – 3-е изд. – Книга Марко Поло. – 4-е изд. – М., 1997 Казаков Е. П. К вопросу о турбаслинско-именьковских памятниках Закамья // Культуры евразийских степей второй половины I тысячелетия н. э. – Самара, 1996 Казаков Е. П. Культура ранней Волжской Болгарии (Этапы этнокультурной истории). – М., 1992 Калинина Т. М. Водные пространства севера Европы в трудах арабских ученых // Восточная Европа в исторической ретроспективе. – М., 1999 Калинина Т. М. Древняя Русь и страны Востока в Х в. (Средневековые арабо-персидские источники о Руси). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. ист. наук. – М., 1976 Калинина Т. М. Сведения ранних ученых Арабского халифата. – М., 1988 Каргер М. К. Древний Киев. – Т. 1. М.; Л., 1958 Карсанов А. Н. Где находилась «страна алланов и русских»? // Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа. XIX Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. – М., 1996 Кирпичников А. Н. Ладога и Ладожская волость в период раннего Средневековья // Славяне и Русь. – Киев, 1979 Клавдий Птолемей. Географическое руководство // Вестник древней истории. – 1948. № 2 Ковалевская В. Б. Западное Предкавказье // Степи Евразии в эпоху Средневековья. – М., 1981 Ковалевская В. Б. Хронология восточноевропейских древностей V – IX вв. – Вып. 1. М., 1998 Ковалевская В. Б. Хронология древностей северокавказских алан // Аланы: история и культура. – Alanica. – III. – Владикавказ, 1995 Коковцов П. П. Еврейско-хазарская переписка в Х в. – Л., 1932 Колода В. В. К вопросу об этнической интерпретации салтовских железоплавилен // Вопросы этнической истории Волго-Донья. – Пенза, 1992 Коновалова И. Г. Восточная Европа в сочинениях аль-Идриси. – М., 1999 Константин Багрянородный. Об управлении империей. – М., 1989 Коробов Д. С. Погребальные сооружения северокавказских алан как источник для изучения аланской миграции в бассейн Среднего Дона // Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа. XIX Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. – М., 1996 Королев А. С. История междукняжеских отношений на Руси в 40-е – 70-е годы Х в. – М., 2000 Крачковский И. Ю. Арабская географическая литература / Избранные сочинения. – Т. 4. М.; Л., 1957 Кропоткин В. В. Клады византийских монет на территории СССР. – М., 1962 Кропоткин В. В. О топографии кладов куфических монет в Восточной Европе // Древняя Русь и славяне. – М., 1978 Крыганов А. В. Нетайловский могильник на фоне праболгарских некрополей Европы // Культуры евразийских степей второй половины I тысячелетия н. э. (Вопросы хронологии). – Самара, 1998 Куббель Л. Е. Этнические общности и потестарно-политические структуры доклассового и раннеклассового общества // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. – М., 1982. С. 131 Кузнецов В. А. Алания и Византия // Археология и традиционная этнография Северной Осетии. – Орджоникидзе, 1985 Кузнецов В. А. Очерки истории алан. – Владикавказ, 1992 Кузнецов В. А. Рецензия на кн.: Плетнева С. А. От кочевий к городам. – М., 1967 // Советская археология. – 1969. № 2 Кузьмин А. Г. Варяги и Русь на Балтике // Вопросы истории. – 1970. № 10. Кузьмин А. Г. Древнерусские имена и их параллели // Откуда есть пошла Русская земля. Века VI – X. – Кн. 2. М., 1986 Кузьмин А. Г. На гаснущих волнах великих переселений // Откуда есть пошла Русская земля. Века VI – X. Кн. 1. М., 1986 Кузьмин А. Г. Хазарские страдания // Молодая гвардия. – 1993. – № 5 – 6 Лаврентьевская летопись (Полное собрание русских летописей. Т. 1). – М., 1997 Ламбин Н. О Тмутараканской Руси // Журнал Министерства народного просвещения. – 1874. № 1 Ламбин Н. О. О Тмутараканской Руси // Журнал Министерства народного просвещения. – Т. LXXI. СПб., 1874 Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. IX – первая половина XII в. – М.; Л., 1989 Левицкий Т. Важнейшие арабские источники о славянских странах и народах, относящиеся к раннему Средневековью // Сообщения польских ориенталистов. – Вып. 2. М., 1961 Ловягин Е. Две беседы Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия росов на Константинополь // Христианское Чтение. – 1882. Ч. II Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года // Сочинения М. В. Ломоносова. – Т. 5. СПб., 1902 Лукан Марк Анней. О гражданской войне десять книг // Вестник древней истории. – 1949. № 2 Ляпушкин И. И. Памятники салтовской культуры в бассейне р. Дона // Материалы и исследования по археологии СССР. – № 62. М., 195 8. Ляпушкин И. И. Памятники салтовской культуры в бассейне р. Дона // Материалы и исследования по археологии СССР. – № 62. М., 1958 Мiнаiва Т. М. Керамiка балки Канцерка в свiтлi археологичних дослiжень на Пивнiчному Кавказi // Археологiя. – Вип. XIII. Киiв, 1961 Маврикий. Стратегикон // Вестник древней истории. – 1941. № 1 Магомедов М. Г. Хазарские поселения в Дагестане // Советская археология. – 1975. № 2 Матвеева Г. И. Могильники ранних болгар на Самарской Луке. – Самара, 1997 Матузова Г. И. Английские средневековые источники IX – XIII вв. Тексты. Перевод. Комментарий. – М., 1979 Мельникова Е. А., Никитин Л. Б., Фомин Л. В. Граффити на куфических монетах Петергофского клада начала IX века // Древнейшие государства на территории СССР. 1982. – М., 1984 Мерперт Н. Я. «Верхнее Салтово» (Салтовская культура). Диссертация на соискание ученой степени канд. ист. наук. – М.; Л., 1949 Мерперт Н. Я. О генезисе салтовской культуры // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. – Вып. 36. М., 1951 Миллер В. Ф. Кавказско-русские параллели. Приложение к: Экскурсы в область русского народного эпоса. – М., 1892 Миллер В. Ф. Экскурсы в область русского народного эпоса. – М., 1892 Минаева Т. М. К истории алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным. – Ставрополь, 1971 Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X – XI веков. – М., 1963 Михеев В. К. Сухогомольшанский могильник // Советская археология. 1 986. № 3 Михеев В. К. Экономика и социальные отношения у населения салтово-маяцкой культуры Подонья-Приазовья (середина VIII – середина Х вв.). – Автореферат диссертации… канд. ист. наук. – М., 1986 Морошкин Ф. Л. Историко-критические исследования о руссах и славянах. – СПб., 1842 Москаленко А. Н. Городище Титчиха. Из истории древнерусского поселения на Дону. – Воронеж, 1965 Моця А. П. Население Среднего Поднепровья IX – XIII вв. – Киев, 1987 Моця А. П. Погребальные памятники южнорусских земель IX – XIII вв. – Киев, 1990 Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX – XI веков. – М., 1993 Назаренко А. В. Русь и Германия в IX – X вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. – 1991. М., 1994 Нахапетян В. Е. Эпиграфические памятники Саркела и их роль в изучении этнической истории Подонья // Вопросы этнической истории Волго-Донья. – Пенза, 1992 Нахапетян В. Е., Фомин А. В. Граффити на куфических монетах, обращавшихся в Европе в IX – X вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1991. – М., 1994 Николаенко А. Северо-Западная Хазария или Донская Русь… Волоконовка, 19 91 Никольский Н. К. К вопросу о русских письменах, упоминаемых в Житии Константина Философа. – Л., 1928 Новосельцев А. П. «Худуд аль-Алам» как источник о странах и народах Восточной Европы // История СССР. – 1986. № 5 Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI – IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. – М., 1967 Новосельцев А. П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя // История СССР. – 1982. № 4 Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. – 1991. № 2 – 3 Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М., 1990 Осада Константинополя скифами, кои суть русские, и поход императора Ираклия в Персию // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Вып. 27. Тифлис, 1900 Осетины глазами русских и иностранных путешественников. – Орджоникидзе, 1967 Откуда есть пошла Русская земля. Века VI – X. Кн. первая / Сост., предисл., введения к документам, коммент. А. Г. Кузьмина. – М., 1986 Очерки истории культуры славян. – М., 1996 Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». – М.; Л., 1965 Петрашенко В. А. Волынцевская культура на Правобережном Поднепровье // Проблемы археологии Южной Руси. – Киев, 1990 Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX – XI веков. – Смоленск; М., 1995 Петрухин В. Я. Три «центра» Руси. Фольклорные истоки и историческая традиция // Художественный язык Средневековья. – М., 1982 Пигулевская Н. В. Имя «рус» в сирийском источнике VI в. н. э. // Академику Б. Д. Грекову ко дню 70-летия. – М., 1952 Пигулевская Н. В. Сирийские источники по истории народов СССР. – М.; Л., 1941 Пиоро И. С. Крымская Готия Плетнева С. А., Красильников К. И. Гончарные мастерские Маяцкого комплекса // Маяцкий археологический комплекс. – М., 1990 Плетнева С. А. Возможности выявления социально-экономических категорий по материалам погребальной обрядности // Российская археология. – 1993. № 4 Плетнева С. А. На славяно-хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс. – М., 1989 Плетнева С. А. Об этнической неоднородности населения северо-западного хазарского пограничья // Новое в археологии. – М., 1972 Плетнева С. А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. // Материалы и исследования по археологии СССР. – № 142. М., 1967 Плетнева С. А. Очерки хазарской археологии. – М., Иерусалим, 2000 Плетнева С. А. Хазары. – М., 1986 Подосинов А. В. Северо-Восточная Европа в «Космографии» Раввенского анонима // Восточная Европа в исторической ретроспективе. – М., 1999 Поляк А. Н. Новые арабские материалы позднего Средневековья о Восточной и Центральной Европе // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. – Т. 1. М., 1964 Проблемная ситуация в современной археологии. – Киев, 1988 Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей. – М., 1992 Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. – СПб., 1998 Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. – М.; Л., 1939 Рапов О. М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. – М., 1988 Рикман Э. А. Некоторые традиции черняховской культуры в памятниках VI – X вв. в низовьях Днестра и Дуная // Исследования по истории славянских и балканских народов. – М., 1972 Россейкин Ф. М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. – Сергиев-Посад, 1915 Русский хронограф. – Ч. II. – Хронограф западнорусской редакции. // Полное собрание русских летописей. – Т. 22. Ч. II. СПб., 1914 Рыбаков Б. А. К вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси // Советская археология. – Вып. XVIII. М., 1953 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII веков. – М., 1993 Рыбаков Б. А. Ремесло // История культуры Древней Руси. – Т. 1. М.; Л., 19 5 1 Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл-Переплут // Советская археология. – 1967. № 2 Рыбаков Б. А. Русские земли по карте Идриси 1154 г. // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. – Вып. XLIII. М.; Л., 1953 Сагадеев А. В. Социально-исторические предпослылки возникновения и развития классической арабо-мусульманской культуры // Ценности мусульманской культуры и опыт истории. Russian Oriental Studies. – V. 5. N. – Y., 1999 Санкина С. Л. Возвращаясь к норманнской проблеме // Этнографическое обозрение. – 1998. № 2 Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. – Т. II. М. – Л., 19 41 Святной Ф. Что значит в Несторовой летописи выражение «поидоша из немец», или Несколько слов о Варяжской Руси. – СПб., 1844 Седов В. В. Древнерусская народность. – М., 1999 Седов В. В. К этногенезу волжских болгар // Российская археология. – 2001. № 2 Седов В. В. Русский каганат IX в. // Отечественная история. – 1998. – № 4. Седов В. В. Славяне в древности. – М., 1994 Седов В. В. Славяне в раннем Средневековье. – М., 1995 Сказания о начале славянской письменности. – М., 1981 Славяне и Русь: Проблемы и идеи. – М., 1998 Смiленко А. Т. Слов’яни та iх сусiди в степовому Поднипровi (II – XIII ст.). – Киiв, 1975 Смиленко А. Т. К изучению лепной керамики пеньковских памятников // Древняя Русь и славяне. – М., 1978 Смирнов К. Ф. Сарматские катакомбные погребения Южного Приуралья – Поволжья и их отношение к катакомбам Северного Кавказа // Советская археология. – 1972. № 1 Соловьев С. М. Сочинения. Кн. 1. – М., 1988 Солодовник Э. И. Сарматские знаки Северного Причерноморья. – Киев, 19 59 Солоухо Ю. А. Движение Маздака и восстание еврейского населения Ирака в первой половине VI в. н. э. // Вестник древней истории. – 1940. № 3 – 4 Спицын А. А. Историко-археологические разыскания. 1. Исконные обитатели Дона и Донца // Журнал Министерства народного просвещения. – Новая серия. – Ч. XIX. 1909. Январь Страбон. География. – М., 1994 Сухобоков О. В. Славяне Днепровского Левобережья (роменская культура и ее предшественники). – Киев, 1975 Талис Д. Л. Росы в Крыму // Советская археология. – 1974. № 3 Тебеньков М. Древнейшие сношения Руси с прикаспийскими странами и поэма «Искандер-наме» Низами как источник для характеристики этих сношений. – Тифлис, 1896 Терехова Н. Н., Розанова Л. С., Завьялов В. И., Толмачева М. М. Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе. – М., 1997 Тимощук Б. А. Восточные славяне: от общины к городам. – М., 1995 Трубачев О. Н. В поисках единства. – М., 1997 Трубачев О. Н. Из славяно-иранских лексических отношений // Этимология. 1965. – Материалы и исследования по индоевропейским и другим языкам. – М., 1967 Трубачев О. Н. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в Северном Причерноморье // Вопросы языкознания. – 1977. № 6 Трухачев Н. С. Попытка локализации Прибалтийской Руси на основании сообщений современников в западноевропейских и арабских источниках X – XIII вв. // Древнейшие государства на территории СССР. – 1980. М., 1981 Туаллагов А. К вопросу о письменности средневековой Алании. По материалам Нартовского эпоса осетин // Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа. XIX Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. – М., 1996 Турчанинов Г. Ф. Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка. – Владикавказ, 1990 Турчанинов Г. Ф. Памятники письма и языка народов Кавказа и Восточной Европы. – Л., 1971 Удальцов А. Д. Племена Европейской Сарматии II в. н. э. // Советская этнография. – 1946. № 2 Фасмер Р. Р. Об издании новой топографии находок куфических монет в Восточной Европе // Известия АН СССР. – № 6 – 7 Федоров Г. С. Некоторые вопросы осмысления хазарского этноса и хазарской культуры в Дагестане // Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа. XIX Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. – М., 1996 Фирдоуси. Шахнаме. Т. IV. От царствования Лохраспа до царствования Искандера. – М., 1969 Флавий Вописк Сиракузский. Божественный Аврелиан // Вестник древней истории. – 1959. № 4 Флеров В. С. «Семикаракоры» – крепость Хазарского каганата на Нижнем Дону // Российская археология. – 2001. № 2 Флеров В. С. Лощеная керамика салтово-маяцкой культуры как исторический источник. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. ист. наук. – М., 1981 Флеров В. С. Маяцкий могильник (раскопки 1979 г.) // Маяцкий археологический комплекс. – М., 1990 Флеров В. С. Маяцкий могильник // Маяцкое городище. – М., 1984 Флеров В. С. Правобережная Цимлянская крепость // Российская археология. – 1996. № 1 Флеров В. С. Раннесредневековые юртообразные жилища Восточной Европы. – М., 1996 Флерова В. Е. Хазарские курганы с ровиками: Центральная Азия или Восточная Европа? // Российская археология. – 2001. – № 2 Фомин А. В. Метолические проблемы систематизации кладов с куфическими монетами IX – X вв. // Вспомогательные исторические дисциплины. – Вып. XIV. Л., 1973 Френ Х. Письмена древних руссов // Библиотека для чтения. – Т. XV. – Отделение Науки и художества. 1836 Бабичев М. А. О древнетюркских рунических надписях в аланских катакомбах // Советская тюркология. – 1970. № 2 Халанский М. Великорусские былины Киевского цикла. – Варшава, 1885 Халиков А. Х. Протоболгары и протовенгры в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье // Ранние болгары и финно-угры в Восточной Европе. – Казань, 1990 Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али Ахмеда бен Омара Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя Х века по рукописи Британского музея. – СПб., 1869 Хвольсон Д. А. Сборник еврейских надписей, содержащий надгробные надписи из Крыма. – СПб., 1884 Худуд аль-Алем. Рукопись Туманского с введением и указателем В. Бартольда. – Л., 1930 Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. – М., 1980 Шевцов М. Л. Погребения салтово-маяцкой культуры в Поднепровье // Древности Среднего Поднепровья. – Киев, 1981 Ширинский С. С. Археологические параллели к истории христианства на Руси и в Великой Моравии // Древняя Русь и славяне. – М., 1978 Шушарин В. П. Ранний этап этнической истории венгров. Проблемы этнического самосознания. – М., 1996 Шушарин В. П. Русско-венгерские отношения в IX в. // Международные связи России до XVII в. – М., 1961 Щеглова О. А. Салтовские вещи на памятниках волынцевского типа // Археологические памятники эпохи железа Восточно-Европейской лесостепи. – Воронеж, 1987 Щербак А. М. Несколько слов о приемах чтения рунических надписей, найденных на Дону // Советская археология. – Вып. XIX. М., 1954 Эверс Г. Предварительные критические исследования для российской истории. – Кн. 1. М., 1825 Янин В. Л. Денежно-весовые системы русского Cредневековья. Домонгольский период. – М., 1956 Buchholtz S. Versuch in der Geschichtte des Herzogthums Mecklenburg. – Rostok, 1753 Hudud al-’Alam. The regions of the World. A Persian Geography 372 a. h. – 982 a. d. / Tranl. by V. Minorsky. E. J. W. Gibb Memorial Series. New Series, XI. – London, 1970. Mi nor sky V. Sharaf ai-Zaman Tahir Marvazi on China, the Turks and India. – L., 1942 Noonan Th. Did the Khazars possess a monetary economy? An analysys of the numismatic evidence // Archivum Eurasiae Medii Aevi. – T. 2. Wiesbaden, 1982
[1]Эверс Г. Предварительные критические исследования для российской истории. – Кн. 1. М., 1825. С. 116—119.
[2]Эверс Г. Предварительные критические исследования для российской истории. – Кн. 1. М., 1825. С. 116—119.
[3]Морошкин Ф. Л. Историко-критические исследования о руссах и славянах. – СПб., 1842. – С. 112; Святной Ф. Что значит в Несторовой летописи выражение «поидоша из немец», или несколько слов о Варяжской Руси. – Спб., 1844. Ч. 2. С. 22.
[4]Гедеонов С. Варяги и Русь. – СПб., 1876. С. XCVI.
[5]Иловайский Д. И. Начало Руси. – М., 1996. С. 88.
[6]Соловьев С. М. Сочинения. – Кн. 1. М., 1988. С. 225.
[7]Вернадский Г. В. Древняя Русь. – Тверь, 1996. С. 284.
[8]Эта датировка умозрительна и основана на концепции ученого. Никакими источниками она не подтверждается.
[9]Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI – IX веков // Древнерусское государство и его международное значение. – М., 1967. С. 408.
[10]См.: Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII веков. – М., 1993.
[11]Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. – 1991. № 2 – 3. С. 8.
[12]Артамонов М. И. История хазар. – Л., 1962. С. 302.
[13]Березовец Д. Т. Об имени носителей салтовской культуры // Археологiя. – Т. XXIV. Киiв, 1970. С. 73 – 74.
[14]Кузьмин А. Г. Варяги и Русь на Балтике // Вопросы истории. – 1970. № 10. С. 28 – 55.
[15]Трухачев Н. С. Попытка локализации Прибалтийской Руси на основании сообщений современников в западноевропейских и арабских источниках X – XIII вв. // Древнейшие государства на территории СССР. – 1980. М., 1981.
[16]Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX – XI веков. – Смоленск; М., 1995. С. 50 – 51.
[17]Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории… С. 83 – 97.
[18]Санкина С. Л. Возвращаясь к норманнской проблеме // Этнографическое обозрение. – 1998. № 2.
[19]Седов В. В. Русский каганат IX в. // Отечественная история. – 1998. № 4. С. 4 – 7.
[20]Древняя Русь в свете зарубежных источников. – М., 1999. С. 288—289.
[21]Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX – XI веков. – М., 1993. С. 14.
[22]Назаренко А. В. Русь и Германия в IX – X вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. – 1991. М., 1994. С. 30 – 31.
[23]Васильевский В. Г. Труды. Т. 3. – Пг., 1915. С. 64 – 69.
[24]Ловягин Е. Две беседы Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия росов на Константинополь // Христианское Чтение. – 1882. – Ч. II. С. 424—425 432—436.
[25]Некоторые ученые пытаются разделить крещение русов при Фотии и Игнатии, но вряд ли в этом есть необходимость. В 867 г. правили и тот, и другой патриархи. Фотий был свергнут 25 сентября 867 г. из-за своей политической позиции. Императора Михаила III убил его соправитель Василий I Македонянин, а Фотий открыто выступил против узурпатора. В результате Фотия отправили в ссылку, назначив лояльного Игнатия. Поэтому вполне вероятно, что заслуга в крещении русов была приписана Игнатию.
[26]Россейкин Ф. М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. – Сергиев-Посад, 1915. С. 280—281.
[27]Рапов О. М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. – М., 1988. С. 87.
[28]Откуда есть пошла Русская земля. Века VI – X. Кн. первая / Сост., предисл., введения к документам, коммент. А. Г. Кузьмина. – М., 1986. С. 668.
[29]Сагадеев А. В. Социально-исторические предпосылки возникновения и развития классической арабо-мусульманской культуры // Ценности мусульманской культуры и опыт истории. / Russian Oriental Studies. – V. 5. N. – Y., 1999. C. 15 – 16.
[30]Алиев Р. Низами Гянджеви // Низами. Стихотворения и поэмы. – Л., 1981. С. 8.
[31]Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI – IX веков // Древнерусское государство и его международное значение. – М., 1967. С. 376—377.
[32]В этом месте – неясное слово, которое одни исследователи читают как «Танайис» (Дон), а другие – как «Атиль» (Волга).
[33]Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. – Баку, 1986. С. 124.
[34]Калинина Т. М. Древняя Русь и страны Востока в Х в. (Средневековые арабо-персидские источники о Руси). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. ист. наук. – М., 1976.
[35]Новосельцев А. П. Восточные источники… С. 403.
[36]См.: Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али Ахмеда бен Омара Ибн Даста, неизвестного доселе арабского писателя Х века по рукописи Британского музея. – СПб., 1869.
[37]Hudud al-’Alam. The regions of the World. A Persian Geography 372 a. h. – 982 a. d. / Tranl. by V. Minorsky. E. J. W. Gibb Memorial Series. New Series, XI. – London, 1970.
[38]Рыбаков Б. А. Русские земли по карте Идриси 1154 г. // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. – Вып. XLIII. М.; Л., 1953. С. 3 – 44.
[39]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. – М., 1993.
[40]Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М., 1990. С. 17 – 19.
[41]Имеется в виду Гибралтар. Т. М. Калинина переводит слово аль-халидж «по смыслу» как «пролив» (Калинина Т. М. Водные пространства севера Европы в трудах арабских ученых // Восточная Европа в исторической ретроспективе. – М., 1999. С. 91), хотя его точное значение «залив». Такое исправление некорректно, ибо именно термин «залив» свидетельствует о крайне слабом представлении арабов о западных землях и водных путях.
[42]Крачковский И. Ю. Арабская географическая литература / Избранные сочинения. – Т. 4. М.; Л., 1957. С. 101.
[43]Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. – Баку, 1986. С. 91, 268.
[44]Калинина Т. М. Водные пространства … С. 92. Названия Гог и Магог в арабской традиции связаны с легендой об Александре Македонском, который запер этих жестоких существ за железной стеной. Разрушиться эта стена должна перед концом света.
[45]Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. – М.; Л., 1939. С. 75.
[46]Древняя Русь в свете зарубежных источников. – М., 1999. С. 215.
[47]Левицкий Т. Важнейшие арабские источники о славянских странах и народах, относящиеся к раннему Средневековью // Сообщения польских ориенталистов. – Вып. 2. М., 1961. С. 53 – 55.
[48]Крачковский И. Ю. Арабская географическая литература… С. 248.
[49]Коновалова И. Г. Восточная Европа в сочинениях аль-Идриси. – М., 1999. С. 193—198.
[50]Древняя Русь в свете зарубежных источников. – М., 1999. С. 191.
[51]Хвольсон Д. А. Известия о хазарах… С. 26.
[52]Калинина Т. М. Водные пространства… С. 92.
[53]Коновалова И. Г. Восточная Европа… С. 124.
[54]Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. – Т. 1. М., 1962. С. 3 – 17.
[55]Рыбаков Б. А. Русские земли по карте Идриси… С. 11.
[56]Hudud al-’Alam. The regions of the World. A Persian Geography 372 a. h. – 982 a. d. / Tranl. by V. Minorsky. E. J. W. Gibb Memorial Series. New Series, XI. – London, 1970. Р. 75.
[57]«Опустошенная земля» – это земли западных уйгуров, которые в 840 г. стали жертвами опустошительного нашествия хакасов.
[58]К северу от Каспийского и Аральского морей находились заболоченные области, источавшие вонь и мешавшие движению путешественников. Подробное описание «Зловонной земли» дано в 8-й секции VI климата, где она помещается рядом с кочевьями тюрков-карлуков, локализуемых в Восточном Приаралье.
[59]Отождествляются с реками Южного Урала.
[60]Коновалова И. Г. Восточная Европа в сочинении аль-Идриси… С. 83 – 85.
[61]Бейлис В. М. Библейская история русов и славян в версии аль-Масуди // Восточная Европа в древности и Средневековье. Спорные проблемы истории. – М., 19 93. С. 4 – 5.
[62]Рыбаков Б. А. К вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси // Советская археология. – Вып. XVIII. М., 1953. С. 128—150.
[63]Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах… С. 25 – 26.
[64]Впервые арабы и персы услышали о славянах от византийцев еще в VII в. В это время склавины и анты (так называет их Прокопий Кесарийский) сильно беспокоили границы Восточной Римской империи. Оттуда и форма этнонима – ас-сакалиба, которая происходит от «склавинов» византийских источников.
[65]1 день пути = около 30 км.
[66]Важное свидетельство о социально-потестарном устройстве славянского общества (союзы и «сверхсоюзы» племен).
[67]Допускается конъектура «Хорват». В таком случае речь идет о территории белых хорватов Повести временных лет, однако город с таким названием неизвестен.
[68]Новосельцев А. П. Восточные источники… С. 387.
[69]Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. – Т. 2. М., 1967. С. 119.
[70]Лаврентьевская летопись (Полное собрание русских летописей. Т. 1). – М., 1997. Ст. 33.
[71]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 173.
[72]Седов В. В. Славяне в раннем Средневековье. – М., 1995. С. 150—166.
[73]См.: Седов В. В. Славяне в раннем Средневековье… С. 152—153.
[74]Hudud al-’Alam. The regions of the World. A Persian Geography 372 a. h. – 982 a. d. / Tranl. by V. Minorsky. E. J. W. Gibb Memorial Series. New Series, XI. – London, 1970. Р. 158.
[75]Данный обычай – явное свидетельство матриархальных традиций в обществе русов.
[76]Анонимный автор «Худуд аль-алам» тот же сюжет о единодушии относит к буртасам.
[77]Столь важная роль жрецов характерна для ираноязычных обществ.
[78]Этот сюжет присутствует во всех сочинениях, относящихся к географической школе Джайхани, и связан с сюжетом об острове русов.
[79]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 345 (карта).
[80]Лаврентьевская летопись… Ст. 67.
[81]Бешевлиев В. Първобългарски надписи. – София, 1979. С. 57, 58.
[82]Худуд аль-алем. Рукопись Туманского с введением и указателем В. Бартольда. – Л., 1930. С. 19.
[83]Очерки истории культуры славян. – М., 1996. С. 274.
[84]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 197.
[85]Hudud al-’Alam. The regions of the World… Р. 7 5.
[86]Ibi d. Р. 7 6.
[87]В. Ф. Минорский вообще локализовал ориентиры «Пределов мира» с крайней осторожностью, а на современную карту большинство из них предпочитал не переносить (см.: Hudud al-’Alam. The regions of the World… Р. 43 5).
[88]Худуд аль-алем. Рукопись Туманского… С. 29.
[89]Новосельцев А. П. Восточные источники… С. 379.
[90]Он же. «Худуд аль-алам» как источник о странах и народах Восточной Европы // История СССР. – 1986. № 5.
[91]Древняя Русь в свете зарубежных источников. – М., 1999. С. 192.
[92]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 215.
[93]Худуд аль-алем. Рукопись Туманского … С. 29.
[94]Hudud al-’Alam. The regions of the World… Р. 15 7.
[95]Новосельцев А. П. Восточные источники… С. 380.
[96]Он же. «Худуд аль-алам»… С. 95.
[97]Новосельцев А. П. «Худу аль-алам»… С. 96.
[98]Заходер Б. Н. Каспийский свод… – Т. 2. С. 23.
[99]Там же. – Т. 1. С. 225.
[100]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 211.
[101]Янин В. Л. Денежно-весовые системы русского Средневековья. Домонгольский период. – М., 1956. С. 102.
[102]Коновалова И. Г. Восточная Европа… С. 96 – 97.
[103]Эта гора – собирательный, полумифический образ, отражающий смутные представления арабских географов о севере Восточной Европы. Определить ее местонахождение невозможно.
[104]О море Мрака Идриси говорит еще в 5-й секции VII (более северного) климата: «Что касается западного края моря Мрака, то он граничит с северной ар-Русийа, отклоняется в северном направлении, затем поворачивает на запад, а за этим поворотом нет уже никакого прохода» (Коновалова И. Г. Восточная Европа… С. 73). В другом месте, при описании Восточной Прибалтики, Идриси также говорит о море Мрака, где находятся «острова амазонок» (там же, С. 194). Все это позволяет говорить, что в «западном крае моря Мрака» отразились смутные представления Идриси о Финском и Ботническом заливах Балтийского моря. Само название «море Мрака» – того же рода, что и гора Кукайа и Йаджудж и Маджудж, то есть относится к легендам арабской космографии.
[105]Там же. С. 97.
[106]Кропоткин В. В. О топографии кладов куфических монет в Восточной Европе // Древняя Русь и славяне. – М., 1978. С. 111—117.
[107]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 213.
[108]Древняя Русь в свете… С. 193.
[109]Ар-ран – названиеКавказскойАлбаниисовременизахвата ЗакавказьяАрабскимхалифатом,тоестьсовторойчетвертиVIIIв. – Е.Г.
[110]Hudud al-’Alam. The regions of the World… Р. 6 7.
[111]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 213—219.
[112]Часть Черного моря.
[113]Далее описание страны славян очень похоже на то же у Ибн Русте. Об отличиях мы говорили выше.
[114]По смыслу эта «река» отождествима с низовьями Дона (возможна конъектура Дуна).
[115]В. Ф. Минорский объясняет термин «моровват» как рыцарство (P. 159).
[116]Пропущен сюжет об огромных мухах.
[117]Очевидно, V. n. nd. r.
[118]Местонахождение этих городов, кроме Баланджара и Самандара, неизвестно.
[119]Ибн Фадлан подобное сообщает о гузах (Путешествие Ибн Фадлана на Волгу/ Пер. и комм. (А. П. Ковалевского); под ред. И. Ю. Крачковского. – М. – Л., 1939. С. 60), однако более скептически относится к мусульманству «турок».
[120]Hudud al-’Alam. The regions of the World… Р. 158—163. Далее следует рас – сказ о городах Булгар и Сувар – явная вставка из более позднего источника. После этого следует рассказ о Зангистане.
[121]Ibid. P. 101.
[122]Бейлис В. М. Из истории Дагестана VI – IX вв. (Сарир) // Исторические записки. – Т. 78. М., 1963. С. 249—266.
[123]Заходер Б. Н. Каспийский свод… Т. 2. С. 47.
[124]Лаврентьевская летопись… От. 25.
[125]Грот К. Я. Моравия и мадьяры с половины IX до начала X века. – СПб., 1881. С. 225.
[126]Шушарин В. П. Русско-венгерские отношения в IX в. // Международные связи России до XVII в. – М., 1961. – С. 134.
[127]Дъерффи Д. Время составления анонимом «Деяний венгров» и степень достоверности этого сочинения // Летописи и хроники. 1973. – М., 1974. С. 115—123.
[128]Шушарин В. П. Ранний этап этнической истории венгров. Проблемы этнического самосознания. – М., 1996. С. 112.
[129]Иванов В. А. Magna Hungaria – археологическая реальность? // Проблемы древних угров на Южном Урале. – Уфа, 1988. С. 53 – 66.
[130]Размеры мадьярской земли, по данным «Пределов мира», – 150 на 100 фарсахов (длина и ширина, примерно 900 на 600 км) (Hudud al-’Alam. The regions of the World… Р. 10 1).
[131]Халиков А. Х. Протоболгары и протовенгры в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье // Ранние болгары и финно-угры в Восточной Европе. – Казань, 1990. С. 11.
[132]Шушарин В. П. Ранний этап… С. 112, 157, 159.
[133]Hudud al-’Alam. The regions of the World… Р. 16 3.
[134]Матвеева Г. И. Могильники ранних болгар на Самарской Луке. – Самара, 1997. С. 10.
[135]Казаков Е. П. К вопросу о турбаслинско-именьковских памятниках Закамья // Культуры евразийских степей второй половины I тысячелетия н. э. – Самара, 1996. С. 40 – 49.
[136]Там же.
[137]Флерова В. Е. Хазарские курганы с ровиками: Центральная Азия или Восточная Европа? // Российская археология. – 2001. № 2. С. 71 – 82.
[138]Казаков Е. П. Культура ранней Волжской Болгарии. (Этапы этнокультурной истории). – М., 1992. С. 41.
[139]Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах… С. 22 – 23 (араб. текст).
[140]Каазков Е. П. Культура ранней Волжской Болгарии… С. 235—258.
[141]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 225.
[142]Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах… С. 150—151.
[143]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 215.
[144]Новосельцев А. П. «Худуд аль-алам»… С. 98.
[145]Ламбин Н. О. О Тмутараканской Руси // Журнал Министерства народного просвещения. Т. LXXI. – Спб., 1874. С. 60 – 61.
[146]Лаврентьевская летопись… Ст. 5 1.
[147]Плетнева С. А. Хазары. – М., 1986. С. 44 – 46.
[148]Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. – М., 1980. С. 61, 160.
[149]То есть по меньшей мере с середины VII в. по начало IX в. эти праболгарские племена находились в Восточном Приазовье.
[150]Это расположение связано с датировкой сведений «Пределов мира» не ранее середины Х в. и неверным представлением о «русах» анонима как о Киевской Руси (локализовать русов ХАА на севере Восточной Европы действительно невозможно).
[151]Hudud al-’Alam. The regions of the World… Р. 101.
[152]Буртасы и b. radhas – очевидно, один и тот же этнос, часть которого проживала на правом, а часть на левом берегах Волги.
[153]Вайнберг Б. И. Этногеография Турана в древности. VII в. до н. э. – VIII в. н. э. – М., 1999. С. 306.
[154]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 213.
[155]Косвенным подтверждением такой датировки корпуса сведений «Пределов мира» служит то, что автор, упоминающий о знаменитых ученых халифата VIII в., не знает о выдающихся географах конца IX – X вв., труды которых были известны во всем арабском мире.
[156]В начале XIV в. Шамс ад-дин Мухаммад ибн абу Талиб ад-Димашки говорил об «островах» русов в море Майутис (Азовском море) (Заходер Б. Н. Каспийский свод…. т. 2, с. 79 – 80), однако это очевидная позднейшая глосса.
[157]Новосельцев А. П. Восточные источники… С. 379.
[158]Аль-Марвази (середина XI в.), также относимый к школе Джайхани, используя основу того же рассказа, переселяет мадьяр на Дунай, хотя и описывает их между волжскими булгарами и славянами (Minorsky V. Sharaf ai-Zaman Tahir Marvazi on China, the Turks and India. – L., 1942, p. 35).
[159]Иранист И. Г. Добродомов, опираясь на тезис о наибольшей архаичности сообщений школы Джайхани, выводит «Эсегель» от ираноязычного названия реки Оскол – одного из мест жительства салтовских булгар (Добродомов И. Г. Из аланских следов в топонимии Европейской части СССР // Имя – этнос – история. – М., 1989. С. 16). Иранские корни данного названия весьма вероятны, но эти данные не противоречат нашим выводам. Древнейшие поселения волжских булгар имели очень много черт, сближающих их с культурами ираноязычных кочевников.
[160]Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах… С. 26.
[161]Заходер Б. Н. Каспийский свод… Т. 2. С. 78.
[162]Minorsky V. Sharaf ai-Zaman Tahir Marvazi on China, the Turks and India. – L., 1942, p. *23 (араб. текст).
[163]Заходер Б. Н. Каспийский свод… Т. 2. С. 79.
[164]Хавалай в значении «около» употребляется намного чаще.
[165]Minorsky V. Sharaf ai-Zaman Tahir Marvazi on China, the Turks and India. – L., 1942, p. 36.
[166]Эту краткую вставку (если это вставка) аноним, возможно, позволил себе сделать, ознакомившись с каким-то новейшим и подробным исследованием автора, знавшего о походе русов на Бердаа в 943 г. (поход на Бердаа в ХАА находится в главе, посвященной арабскому миру).
[167]Новосельцев А. П. Восточные источники… С. 411—412.
[168]Заходер Б. Н. Каспийский свод… Т. 2. С. 1 02.
[169]Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. – М.; Л., 1939. С. 141.
[170]Древняя Русь в свете… С. 21 8.
[171]Калинина И. Г. Восточная Европа … С. 145.
[172]Новосельцев А. П. Восточные источники… С. 414—418.
[173]Иловайский Д. Начало Руси. – М., 1996. С. 189.
[174]В. Я. Петрухин выдвинул гипотезу о тре Date: 2015-11-13; view: 412; Нарушение авторских прав |