Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обращение ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо или группу лиц, к которым адресована речь. Обращение не является членом предложения. Сынок, слушай, я расскажу тебе сказку. сынок – обращение Уважаемая Анна Сергеевна, здравствуйте! 9. простых предложений, связанных по смыслу и интонационно. В сложном предложении две и более грамматические основы. Простые предложения в составе сложного могут соединяться как с помощью союзов, так и без них: Улетают журавли, и низкие осенние облака заволакивают небо. Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая. Сложное предложение, состоящее из простых, связанных без союзов, называется бессоюзным сложным предложением: Море было в дымке, по нему катились волны с белыми гребнями. Простые предложения в составе сложного могут связываться с помощью сочинительных и подчинительных союзов. Сложное предложение, состоящее из простых, связанных сочинительными союзами, называется сложносочинённым предложением: С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь. Сложное предложение, состоящее из простых, связанных подчинительными союзами, называется сложноподчинённым предложением: Верхушки сосен закачались, когда подул ветер. Сочинительные союзы: Подчинительные союзы:
и, а, но, да (в значении но). если, что, чтобы, когда, потому что, хотя, Виды сложных предложений Сложносочинённое предложение Характеризуется наличием сочинительной связи между простыми предложениями. Простые предложения соединяются сочинительными союзами. Сложноподчинённое предложение.Основная статья: Сложноподчинённое предложение Характеризуется подчинительной связью между простыми предложениями. Состоит из главного и одного или нескольких придаточных предложений. Простые предложения соединяются подчинительными союзами или союзными словами, перед которыми ставится запятая. Бессоюзное сложное предложение В бессоюзном сложном предложении отсутствуют какие-либо союзы и союзные слова, хотя во многих случаях можно подставить союз на месте разделения простых предложений. Связь между предложениями только смысловая. Сложное предложение с разными видами связи.Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа). В сложных синтаксических конструкциях представлены сочетания: сочинительной и подчинительной связи, сочинительной и бессоюзной, подчинительной и бессоюзной, сочинительной, подчинительной и бессоюзной. В таких усложнённых предложениях смешанного типа иногда выделяют кроме частей сложные блоки, объединяющие несколько более тесно связанных между собой частей. Граница между такими блоками проходит в месте сочинительной или бессоюзной связи. Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. Например: 1) [Печален я]: [со мною друга Нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин). Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением. 2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов). Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что. В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. К ним относятся: 1) сочинение и подчинение. Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов). (И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.) Схема этого предложения: Схема связи сложного предложения
Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин). (Но – сочинительный союз.) Схема этого предложения:
Схема связи сложного предложения 3) подчинение и бессоюзная связь. Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов). (Когда – подчинительный союз.) Схема этого предложения:
Схема связи сложного предложения 4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь. Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями. (И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.) В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь. (Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.) Знаки препинания в предложениях с разными видами связи Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания. Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая. Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер]. Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой. Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи. Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.) На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая, тире и двоеточие, которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.) [Лев Толстой увидел сломанный репейник] – и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.) В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании. Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой. Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом. В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится. Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. — Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело. Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем. Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится. Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи Схема разбора сложного предложения с разными видами связи 1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы. 4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная). 5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение). 6. Составить схему предложения. ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ [Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) (В. Арсеньев). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и IIчасти) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть - простое предложение, II часть - простое предложение, III часть - сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая. Чужая речь, то есть высказывание других лиц, может передаваться прямой и косвенной речью. Прямая речь - это дословная передача чужрп» высказывания, сопровождаемая словами автора. В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические, синтаксические и стилистические особенности. Прямая речь самостоятельна, она связана со словами автора только по смыслу и интонационно. Например, Он сказал: «Завтра выезжаем рано утором». Косвенная речь - это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей; высказывание изменяется в зависимости от контекста и целей автора. Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном - само высказывание. Например, Он сказал, что завтра мы выезжаем рано утором. Если при передачи чужой слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, то в косвенной речи они опускаются. (Ср.: «Алена, подойди сюда!» - крикнул он. - Он крикнут Алене, чтобы она подошла к нему.) Знаки препинания в предложениях с прямой речью Условные обозначения: П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы; п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы; А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы; а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы. Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью. Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить. Схема 1 "П", – а. "П!" – а. "П?" – а. Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например: «Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин). Схема 2 А: "П". А: "П!" А: "П?" Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например: Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин). Схема 3 "П, – а, – п". "П, – а. – П". Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например: «Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин). Схема 4 А: "П" – а. А: "П!" – а. А: "П?" – а. Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например: Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин). Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например: «Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину). В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните: «Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили». Рассмотрите схемы этих предложений. "П, – а, – п. П". "П, – а. – П". 13. Речь правильная – это речь, в которой соблюдены основные нормы литературного языка. Под нормами литературного языка понимаются правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики т.д. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).Основными составляющими речи правильной являются нормы: орфоэпические, грамматические, лексические, стилистические, орфографические и пунктуационные. ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ 2.1. Орфоэпические нормы. Орфоэпические нормы - это нормы, определяющие правила произношения слов, правила постановки ударения в словах (акцентологические нормы). Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, так как их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и о самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений. В качестве примера можно привести слова, в которых часто делаются ошибки в: 1) постановке ударения: обеспечение, ходатайство, эксперт, звонит, форзац, баловать, оптовый, начался, договор, сливовый, досуг, безудержный, вероисповедание, статуя, дремота, наотмашь и т.д. 2)правильном произношении букв: истекший (гласная е, а не ё), афера (гласная е, а не ё), но одноплемённый (гласная ё) и другие слова. 3) произношении твёрдого или мягкого звука перед гласной е: Твёрдый произносится в словах: темп, тенденция, стресс, диспансер, партер, тезис, сенсор и т.п. Мягкий произносится в словах: деканат, термин, Одесса, паритет, телепатия, сектор и в других словах. 2.2. Грамматические нормы. Грамматические нормы – это нормы, определяющие правила образования слов и форм слов (словообразовательные нормы), правила употребления частей речи (морфологические нормы), правила построения предложений (синтаксические нормы). Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов. Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с другим аффиксом, например, описывание характера, продажничество, беспросвет, переменить имя, раздумчивый взгляд и т.д. 2.3. Лексические нормы. Лексические нормы – это нормы, определяющие правила употребления слов в соответствии с их лексическим значением, а также правила сочетаемости слов. Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках. Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности. Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа, например:смешение паронимов, неточный выбор синонима, неправильный выбор единицы семантического поля: костяной тип мышления; проанализировать жизнедеятельность писателей; эти книги получили большую признательность и др.;нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности, закоренелые устои, прошел все стадии развития человека, памятный мемориал, первый дебют); неверное употребление фразеологических оборотов: Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду; Он работал в поте лиц и т.д. 2.4. Стилистические нормы. Стилистические нормы – это нормы, определяющие правила употребления слов в соответствии со стилями речи (с научным, художественным, публицистическим, официально-деловым и разговорным). Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных пометок, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи. Стилистические ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста. Наиболее типичными стилистическими ошибками являются: стилистическая неуместность (например, использование в разговорном стиле слов научного характера: ее мнение превалировало над мнениями остальных ребят; он конфиденциально рассказал друзьям; парадигма современной девушки); лексическая недостаточность (Меня до глубины волнует этот вопрос – пропущено слово «душа» - до глубины души); лексическая избыточность (Он их будит, чтобы они проснулись; Надо обратиться к периоду их жизни, то есть к тому периоду времени, когда они жили); 2.5. Орфографические нормы. Орфографические нормы – это нормы, определяющие правила правописания слов. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, правила переноса слов и некоторые другие моменты. Орфографические ошибки являются самыми распространенными и наиболее часто встречаются у учащихся в школе и в высших учебных заведениях. Хотя, стоит отметить, что многие взрослые люди в современном мире также имеют проблемы с данным видом норм, что не может не огорчать. Приведем некоторые примеры орфографических ошибок: камбинация (правильно – комбинация), чимодан (правильно - чемодан), обажание (правильно - обожание), граматика (правильно – грамматика), тераса (правильно - терраса), терракт (правильно – теракт), светлоголубой (правильно оттенки цвета писать через дефис, т.е. светло-голубой), древне-греческий (правильно – древнегреческий), зделать (правильно – сделать), он собираеться (правильно – собирается), нацыя (правильно – нация). 2.6.Пунктуационные нормы. Пунктуационные нормы – это нормы, определяющие правила постановки знаков препинания. В русском языке под знаками препинания понимаются элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (или выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции. Правильная постановка знаков препинания, синтаксически оформляющих текст, облегчает его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогает осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения). Существуют такие знаки препинания, как: запятая, тире, двоеточие, восклицательный и вопросительный знаки, точка, многоточие, скобки и т.д. Рассмотрим, например, постановку одного из знаков препинания – запятой. Она ставится:при однородных членах (По утрам он любил бегать, приседать, отжиматься.); в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях (Наступила ночь, и на небе появились звезды. Она считала, что он был не прав.); в сложном бессоюзном предложении (Метель не утихала, небо не прояснялось.); при обособленном определении (Кошка, крадущаяся вдоль стены, казалась очень настороженной.); при деепричастном обороте (Он схватил ее за руку, стараясь успокоить.); при вводных словах, обращениях (Примеры соответственно: Это дело, кажется, является бесконечным. Девушки, вы так прекрасны!); при обособлении уточняющих членов предложения (Поздно вечером, часов в одиннадцать, она еще не встала.) при использовании междометий (Ух, как я сегодня устал. Увы, но с этим ничего не поделаешь.); при прямой и косвенной речи («Я не знала, что сказать», - добавила она.). 14. Понятие о тексте. Основные признаки текста В лингвистике изучаются не только словосочетания и предложения, но и различные объединения законченных предложений в единицы большего объёма. Наиболее крупной из таких единиц является текст. Текст (от латинского textus - «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») - это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств. Тема - это обозначение предмета речи, то есть тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены в его произведении (часто тема отражается в заглавии). Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. Основными признаками текста являются: 1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста; 2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка; 3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль. 4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве. 16. При обучении русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка новых приёмов и средств развития речемыслительной деятельности. Одной и закономерностей овладения родной речью состоит в том, что ребенок усваивает нормы употребления элементов языка в процессе подражания образцовой речи: он запоминает речевую норму непроизвольно, неосознанно. О человеке, который помнит, как принято употреблять элементы языка в речи и безошибочно следует традиционное принятой норме в своей речи, говорят как о человеке с чувством языка или с языковым чутьем. Следовательно, чувство языка - это осознанная интуитивная способность помнить норму речи. Чувство языка начинает развивается с момента рождения: в раннем детстве он подражает речи родителей, дальше образцом для подражания становятся воспитатели, учителя, авторы книг, учебников. К концу окончания школы речь выпускника может быть хорошей - богатой, красивой, полной, правильной или плохой. Хорошей речь может быть только у того, кто воспитывался на хороших образцах речи, кого тренировали в подражании образцовой речи. Тренировки в подражании образцам учитель организует, руководствуясь методическим принципом развития речи. Правильный подбор дидактического материала - образцов речи - оказывает решающее влияние на результат развития речи, на формирование индивидуального стиля учащегося. Дидактическим материалом для школьных упражнений в изложении могут быть прежде всего тексты художественных произведений. Основными видами работ, направленных на развитие связной письменной речи, т.е. способствующих формированию комплексного умения создавать текст в письменной форме, являются изложения и сочинения. Изложение — традиционная форма учебной деятельности, связанная с воспроизведением готового, «чужого» текста, нашедшая широкое применение практически во всех классах школы и получившая закрепление в качестве аттестационной работы по русскому языку. Популярность изложения объясняется прежде всего тем, что оно даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности учащихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему: при передаче чужого текста школьник должен максимально точно воспроизвести его словесный ряд и синтаксическую структуру, а значит, оказывается перед необходимостью обращения к тем или иным законам правописания. Тем самым учащиеся расширяют свой лексический запас, более сознательно (чем при написании диктанта) используют имеющиеся у них орфографические и пунктуационные сведения и навыки. Изложение (особенно с творческим заданием) представляет собой не механическую передачу чужого текста, а собственную вариацию на заданную тему (или собственную редакцию предложенного текста). Работая над изложением, школьники должны выявить проблематику текста, определить его тему и идею, проанализировать элементы сюжета, оценить композицию текста и образную систему произведения, составить план будущего изложения. В целом же выстроенный учащимся, текст позволяет в известной степени судить об уровне речевой подготовки автора. В начальной школе используются разные по цели и разнообразные по содержанию исходного текста изложения. По цели это изложения контрольные и обучающие. Основное различие между ними в том, что перед обучающими изложениями проводится подготовительная работа, имеющая целью вооружить учащихся новыми для них знаниями или поупражнять в умениях и навыках, необходимых для передачи содержания исходного текста.Что же положено в основу системы работы над изложением, что является ее определяющим началом? Необходимо подчеркнуть, что, говоря о системе, мы имеем в виду не порядок работы над сочинением или изложением, а такую последовательность обучения речемыслительной деятельности в целом, в котором предусмотрено развитие у учеников определенных умений связной речи (Ладыженская Т.А.). Такой подход к системе работы по развитию связной речи, в основе которого лежит последовательное формирование у учащихся УУД, необходимых для создания текстов разных типов, реализуется в программе по русскому языку. Изложение (как и сочинение) - одно из средств обучения связной речи, средств совершенствования УУД, необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Следовательно, на вопрос чему обучать, работая над изложением, естественно ответить: обучать коммуникативным УУД. Формирование таких действий и составляет предмет, содержание работы над изложениями разных видов. Методика подготовительной работы к изложению определяется главным образом видом изложения. "Характер воспроизводящей деятельности, - пишет Т.А. Ладыженская, - зависит от объема исходного текста, от способа его восприятия, от того, насколько он знаком, от задачи, которая ставится перед воспроизведением". Т.А. Ладыженская [1, с. 222 ] предполагает классифицировать изложения: по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые изложения; по отношению к содержанию исходного текста: полные, выборочные, с дополнительным заданием; по осложненности языковыми заданиями: с лексическим, грамматическим, стилистическим и т.д. заданиями; по восприятию исходного текста: изложение прочитанного (воспринятого зрительно), услышанного (воспринятого на слух), воспринятого и на слух и зрительно; по степени знакомства с исходным текстом: изложение незнакомого текста и знакомого, известного учащимся. Работа над изложением в начальной школе связывается прежде всего с наиболее простым, по мнению методистов и психологов, воспроизведением содержания текста - подробным. Вопрос о том, какое изложение труднее - сжатое или выборочное, следует решать, учитывая, какие мыслительные операции используются в том и другом изложении. Каждый этап обучения речи в школе решает свои задачи и предполагает использование разных, все усложняющихся видов работ, в частности изложений. Таких этапов можно выделить три: I. Подготовительный этап - I-III классы. II. Систематический этап - IV-VIII классы. III. Завершающий этап - IX - XI классы. I. Подготовительный этап (начальный) На этом этапе формируются такие умения, как умение определить тему и основную мысль несложного текста; умение выделить основное в его содержании, устно сжато передать содержание текста; выделить его смысловые части, составить план прочитанного; найти в тексте и объединить материал на ту или иную тему. Выделяют несколько этапов работы над обучающим изложением. Мы рассмотрим подготовительный этап, более приемлемый для учащихся начальной школы. I этап: подготовительный Цель: помочь школьникам осмыслить текст и подготовить их к пересказу. Приемы: 1) вступительная беседа Цель: подготовить учащихся к восприятию текста. Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников. В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический. Вступительная беседа как прием работы особенно важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным. Желательно в процессе беседы использовать различные наглядные материалы: книги, портреты, диапозитивы, магнитофонные записи и т.д., что позволит не только лучше подготовить учащихся к адекватному восприятию содержания, но и создаст необходимый эмоциональный настрой на уроке. 2) восприятие текста Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как: 1. чтение текста учителем (или прослушивание магнитофонной записи); 2. чтение текста про себя учениками (в том случае, когда текст перед глазами); 3. параллельное прослушивание текста и чтение про себя (комбинированный прием работы). Задача перечисленных приемов работы - первоначальное знакомство учащихся с содержанием, правильное его понимание, определенная эмоциональная оценка воспринятого. Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержания, например: «сформулируйте тему», «основную мысль текста», «почему текст назван...?», «как еще можно озаглавить текст?». [Тема текста— это то, чему посвящено его содержание. Основная мысль – это идея, которую автор хотел выразить этим текстом. Например, возьмем известную басню Крылова «Лебедь, рак и щука». Ее темой можно назвать попытки животных сдвинуть с места тяжелый воз. Основная мысль этой басни заключается в том, что в любой коллективной деятельности всем участникам нужно действовать дружно и согласованно, только тогда они достигнут успеха. Тема текста часто бывает сформулирована (полностью или частично) в его заголовке. Основную мысль читатель должен выяснять самостоятельно, ориентируясь на подсказки автора в тексте. Главная тема текста по ходу повествования может быть разбита не несколько микротем. Основная мысль в произведении всегда одна и не может быть поделена на части [6]. 3) беседа по содержанию текста Задачу более глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приемы работы, направленные на анализ текста. Разбор текста - дело очень важное и трудное. Долгое «разжевывание» также вредно, как и отсутствие разбора. Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты являются главными определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому. В беседе по содержанию целесообразны вопросы и задания типа: «Почему он так поступил?», «С какой целью автор вводит описание природы?», «Докажи, что...», «Как вы считаете, кто прав?». Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, методически не целесообразно, так как у учащихся пропадает интерес к работе. При подготовке к сжатому или выборочному изложению анализ содержания предполагает выделение и осмысление главного в содержании, вычленение тематических линий в тексте и более углубленную работу над содержанием одной из них (выборочное изложение). 4) анализ структуры текста Беседа должна вестись по узловым вопросам и направлена на понимание текста, как содержательного, структурного, типологического и стилистического единства. Назначение этого приёма работы - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, что тексты делятся на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурным целым. Эта беседа сопровождается разными видами анализа текста: Содержательный анализ. Структурный анализ. Цель такого анализа - помочь учащимся осознать структурные особенности текста. Текст делится на смысловые части. Этот анализ сопровождается составлением плана. План, в свою очередь, должен отражать не только структуру текста, но и содержание каждой структурной части. 5) составление плана Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков. При составлении плана следует различать тип текста (описание, повествование и рассуждение) Различные функционально-смысловые типы текстов строятся по-разному. Требование к плану будет зависеть от вида изложения. Так план подробного изложения должен отражать не только последовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста. Такой план будет способствовать лучшему осмыслению и подробному воспроизведению содержания. Составление плана - чрезвычайно важный прием подготовки к написанию изложений, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Умение составить план готового текста поможет ученику и в работе над планом к сочинению, докладу, реферату. 6) устный пересказ текста Завершается работа устным пересказом - вторичное восприятие текста. Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений. Как свидетельствует опыт, особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста. При подготовке к изложению может быть использован и такой прием работы, как составление рабочих материалов. Назначение этого приема - помочь учащимся успешно решить задачи воспроизведения текста. [4, c.28-30]. Рабочие материалы - это строительный материал для создания будущего текста; использовать их необходимо творчески, учитывая коммуникативную задачу и основную мысль будущего высказывания [5, c.21]. В рабочих материалах могут фиксироваться как слова и выражения из исходного текста, так и языковые средства, которых нет в тексте, но они потребуются в изложении, например: обобщающие слова или предложения при написании сжатых изложений. Проверку работ первого варианта лучше проводить карандашом - это косвенно будет указывать на рекомендательный, обучающий характер проверки. Учительские исправления в тексте и пояснения на полях тетради послужат юным авторам краткими советами для дальнейшей работы над изложением. Оценка за первый вариант не ставится. [5, c.13] Редактирование - это такой прием работы, который направлен на улучшение, совершенствование, исправление уже написанного текста. Редактирование первого варианта изложения дает положительные результаты, позволяет улучшить содержание, речевое оформление и грамотность работ. Проверка обучающих изложений, как и любых других письменных работ, требует от учителя не только внимания, но и уважения к труду ученика. Пленкин Н.А. делает замечание: "Лежащая перед нами ученическая тетрадь, это наивное и несовершенное создание детской мысли, - уже произведение начинающего автора, пусть еще неопытного и неумелого, но уже автора". Перед возвращением детям проверенных тетрадей учитель во вступительном слове коротко отмечает общие для класса достоинства и недостатки работ, указывает на способы устранения недостатков. Повторная проверка тетрадей, окончательного варианта изложения проводится, как обычно, красной пастой, и по итогам проверки ставится оценка. Оценивание изложений Оценка 5 ставится, если: содержание работы полностью соответствует теме; нет фактических ошибок; содержание излагается последовательно; работа отличается богатством словаря; достигнуто стилевое единство и выразительность текста. Допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых ошибки и 1 грамматическая. Оценка 4 ставится в том случае, если: содержание работы в основном соответствует теме; содержание в основном достоверно, единичные фактические неточности; нарушение последовательности в изложении мысли; лексический и грамматический строй речи разнообразен; стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. Допускается не более 2 недочетов в содержании, 3-4 речевых недочета, 2 грамматических ошибки. Оценка 3 ставится, если: имеются существенные отклонения от темы; достоверность в главном, но есть фактические неточности; допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь, однообразны синтаксические конструкции, неправильное словоупотребление; стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. Допускаются 4 недочета в содержании, 5 речевых и 4 грамматических ошибок. Оценка 2 выставляется в том случае, когда текст не соответствует теме; допущено много неточностей; нарушена последовательность изложения во всех частях, связь между ними, не соответствует плану; беден словарь; нарушение стилевого единства текста. Допускаются 6 недочетов в содержании, 7 речевых и 7 грамматических ошибок.1 (единица) выставляется, если в работе допущено более 6 недочетов в содержании текста, 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок. Использованные источники: Ладыженская Т.А. Связная речь. - В кн.: Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1980, с. 222 Сборник текстов для изложений в начальных классах. Практическое пособие/Голубь В.Т. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. 2007 - 224 с. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения/автор - составитель Н.Н. Бобкова [и др.] - Волгоград: Учитель. 2010. - 316с. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. Изд. Просвещение. - М., 1984. - с.10-30. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. Просвещение. - М., 2008. - с.12-18. Интернет - источники Работа над изложением Методика работы над изложениями с комплексным анализом текста/ О. М. Безымянная, С. А. Лукьянов Виды изложений и методика их проведения/ Баковкина Е.А Методика работы над изложением с языковым разбором текста/Мартынова М. В. Понятие текста. Тема и основная мысль 17. Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Поэтому заниматься работой по развитию речи надо начинать на начальных этапах обучения. Сочинения делятся, согласно методической традиции, на сочинения повествовательного характера, на сочинения описательного характера и на сочинения – рассуждения. В свою очередь сочинения описательного характера тоже делятся на отдельные виды.Описание внешности человека, его лица, фигуры, жестов, одежды – один из видов ученических высказываний. Основное в таком описании – найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать их словами. Описание внешности человека – это один из наиболее трудных видов описания. По источнику в этих описаниях можно выделить описание внешности человека по памяти, на основе жизненного опыта, по специальным наблюдениям, на основе прочитанного, по воображению, по картине. Описание внешности человека, так же как и другие виды описания, может быть деловым, научным, художественным. Естественно, что не всеми видами описания могут заниматься обучающиеся в начальных классах. О научном описании обучающиеся должны иметь представление. Деловому описанию нужно уделить большее внимание, так как в жизни умение указывать приметы какого – либо лица может оказаться полезным. Кроме того, этот вид работы, требующий умения видеть характерные детали внешности человека, развивает наблюдательность учащихся. Большое внимание так же нужно уделить и художественному описанию внешности человека, так как работа над этим видом описания имеет особое значение для обогащения речи учащихся. Работа над описанием внешности помогает развивать в детях наблюдательность и внимание к окружающим их людям, обогащает речь обучающихся “портретной” лексикой, которой они недостаточно владеют. Работа над описанием внешности готовит обучающихся к сочинениям на литературные темы. Сочинения описательного характера проводятся мной на уроках литературного чтения и русского языка. Приведу пример урока развития речи в 4-м классе на тему “Один из нас”. Источник описания – наблюдение. Стиль описания – деловой. Цель: обеспечение поисковой деятельности и получение результата. Задачи: Расширить словарный запас обучающихся, обогатить речь “портретной” лексикой. Развивать умение строить высказывание в определенной композиционной форме. Развивать наблюдательность и внимание к окружающим людям. Воспитывать уважение к мнению партнера по совместной работе. Оборудование: учебник “Литературное чтение”, 4-й класс, часть 1, с. 56–68 (авт. Н.А.Чуракова), компьютеры. Содержание урока: Постановка учебной задачи, определение целей урока. Решение учебной задачи: а) Работа по произведению Леонида Андреева “Петька на даче”. Учитель. Прочитайте, подготовленное дома, описание внешности Петьки. Дети. У Петьки была маленькая, худая, сгорбившаяся фигурка. На стриженой голове пошли нехорошие струпья. Лицо у него веснушчатое, глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные – прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика. У. На основе чего вы получили описание внешности Петьки? Д. На основе прочитанного произведения. У. Что именно описывается во внешности Петьки? Д. Фигура, голова, лицо, глаза, рот, руки, шея. У. Какие языковые средства использованы автором при описании внешности мальчика? Д. Имена прилагательные, сравнение. У. В каком стиле дано описание? Докажите. Д. В художественном стиле, т. к. описание дано в яркой форме. У. Какие еще виды речи вам известны? Д. Деловой, научный. У. Что главное для делового стиля? Д. Указать особые приметы описываемого лица. б) Работа в парах. Составление “портретной” лексики. Заполнение таблицы на компьютере (набор вариантов) волосы Светлые, русые, черные, прямые, волнистые, кудрявые, коротко подстриженные, длинные. лицо Круглое, удлиненное, смуглое, недовольное, сердитое, удивленное, равнодушное, испуганное, улыбающееся. лоб Небольшой, открытый, высокий, невысокий. брови Широкие, узкие, дугой, изогнутые, густые, черные, белые. глаза Синие и живые, светлые, серые, карие, голубые, черные и большие, узкие, косые, злые, добрые, хитрые, умные, озорные, удивленные, дикие, недоверчивые, задиристые. нос Прямой, с горбинкой, курносый, горбатый, длинный, вздернутый, широкий, узкий. рот Маленький, широко раскрытый, полуоткрытый. губы Тонкие, широкие, большие, яркие. улыбка Грустная, очаровательная. в) Обсуждение вариантов, дополнение. 3. Самостоятельная работа. Описание в деловом стиле внешности человека по наблюдениям. Речевая ситуация. – Говоря о внешнем облике друга (подруги), вы можете не называть его (ее) имени, но, если портрет действительно отразит особенности описываемого лица, ребята по классу сразу догадаются о ком идет речь. 4. Чтение обучающимися написанных сочинений, узнавание описываемого лица. 5. Рефлексивно – оценочная деятельность. – Что вы думаете по поводу проведенного урока? – Какое задание на уроке было интересным? – Какое задание на уроке оказалось для вас самым трудным? Почему?
Date: 2015-11-13; view: 1289; Нарушение авторских прав |