Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функциональные стили речи: разговорный стиль
Разговорный стиль — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. Обиходно-разговорный стиль речи имеет свои лексические и грамматические особенности. Характерной чертой разговорной речи является ее лексическая разнородность. Здесь встречаются самые разнообразные и тематическом и стилистическом отношении группы лексики: общекнижная лексика, термины, иноязычные заимствования, слова высокой стилистической окраски, а также факты просторечия, диалектов, жаргонов. Это объясняется, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных реплик; во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональностях - серьезной и шутливой, и в последнем случае возможно использование разнообразных элементов. Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация концентрируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуются интонационным выделением. Вообще же порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.
Выразительные средства фонетики. Основным выразительным средством фонетики является звукопись — художественный прием, связанный с созданием звуковых образов и основанный на использовании звуковых повторов (повторов звуков или их сочетаний), которые могут имитировать в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т. п.), а также вызывать ассоциации с какими-либо чувствами и мыслями. Например:
Комментарий. В данном случае повторение глухого твердого шипящего звука [ш] создает звуковой образ шуршащего камыша. Способность звуков языка вызывать не только слуховые, но и зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые представления, а также различные чувства и эмоции называется звуковым символизмом. Например:
Комментарий. В данном случае автор использует ассонанс, основанный на повторах ударного гласного звука [а]. Повторение широкого открытого гласного звука [а] как бы подчеркивает безграничность, бескрайность, открытость души поэта, устремленной к весне и мечте.
Комментарий. Ассонанс основан на повторении ударного гласного звука [э]. Повторение узкого и закрытого гласного [э] усиливает таинственность и загадочность героини стихотворения. Аллитерация — это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков. Например:
Комментарий. В данном случае используются приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на повторении согласного звука [р], повторении сочетания звуков [р] и [з], а также сочетания [гр]. Прием аллитерации помогает воспроизвести звучание громовых раскатов и создает звуковой образ начинающейся грозы.
Комментарий. В данном случае также использованы приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на скоплении шипящих [щ], [ж], [ш], что помогает передать шум ветра, шелест сухого снега и создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит.
Внимание! Ассонанс и аллитерация как разновидности звукописи относятся к средствам художественной выразительности и используются в художественных и художественно-публицистических текстах.
Выразительные средства морфологии и словообразования Выразительность в тексте может создаваться с помощью использования морфологических и словообразовательных средств языка. К основным изобразительно-выразительным средствам морфологии и словообразования относятся: Комментарий. Формы глаголов настоящего времени в данном случае актуализируют прошедшие события и делают их более наглядными.
Комментарий. Форма повелительного наклонения глагола придает высказыванию оттенок разговорной непринужденности. Он вышел из-за своего большого рабочего стола, и мы уселись в креслах около низкого дополнительного стола... Меня выслушали внимательно, пометили что-то в блокноте, спросили: «Это и все, с чем вы пришли?» (В. А. Солоухин) Комментарий. Употребление форм множественного числа прошедшего времени глаголов-сказуемых вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего актуализирует действие и придает особую значимость лицу, представленному как неопределенное. 2) Преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи:
Комментарий. Использование большого количества глаголов в повелительном наклонении усиливает эмоциональность и экспрессивность текста, представляющего собой страстную речь лирического героя.
Комментарий. В данном стихотворении из-за отсутствия глаголов максимально ослаблено повествовательное начало; преобладающие в тексте существительные называют яркие зрительные и слуховые впечатления героя и передают его напряженно-ликующее состояние.
Комментарий. Многократное использование междометий передает чувство восторга лирического героя и придает тексту особую художественную образность и выразительность. 3) Использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных): Комментарий. С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов передается ироническое и презрительное отношение Н. В. Гоголя к дамам города N. Приезжаю лет семь назад в один город ишк о, были там дел ишк и, а я кой с какими купч ишк ами завязал было компань ишк у. (Ф. М. Достоевский) Комментарий. С помощью уничижительного суффикса -ишк- передается презрительное отношение изображаемого писателем персонажа к окружающему миру, а сам текст приобретает яркую, образную выразительность. 4) Использование индивидуально-авторского (окказионального) словообразования:
Комментарий. Выразительные возможности увеличительного суффикса -ищ- и уменьшительного суффикса -ик- позволяют В. В. Маяковскому не только создать неологизмы-окказионализмы и на их основе — антитезу, подчеркивающую силу авторского чувства возмущения, но и наполнить текст особой образностью и экспрессивностью.
Комментарий. Созданные поэтом с использованием суффикса -й- окказионализмы со значением собирательности усиливают выразительность текста и передают оценку авторского восприятия лиц, обозначенных новыми существительными.
Внимание! Морфологические и словообразовательные средства выразительности могут использоваться в художественном, публицистическом и разговорном стилях. Стилистические фигуры - особые обороты речи, используемые для усиления выразительности вясказывания. 1. Антитеза -противопоставление: Мне грустно, потому что весело тебе. 2. Оксюморон (оксиморон)- сочетание противоположных по значению слов: «живой труп»; «холодный кипяток нарзана». 3. Градация -последовательное усиление или ослабление художественных средств: ручьи, реки, озера, океаны слёз. 4. Параллелизм -тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста: В синем море волны плещут, В синем небе звезды блещут. 5. Анафора – одинаковое начало строк или предложений: Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. 6. Эпифора - одинаковый конец строк или предложений: Мы не от старости умрём,- От старых ран умрём. 7. Подхват -повторение конечного слова или фразы в начале следующей строки: О, весна без конца и без краю- Без конца и без краю мечта! 8. Рефрен (припев) – повторение строки или ряда строк в конце строфы. 9. Эллипсис ( эллипс)-пропуск элемента высказывания, который легко восстанавливается в данном контексте: Пороша. Мы встаем, и тотчас [садимся] на коня, И рысью [скачем] по полю при первом свете дня. (Пушкин) 10. Инверсия –изменение обычного порядка слов: «Белеет парус одинокий» вместо «Одинокий парус белеет».
11. Умолчание -прерывание начатой речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее: Где было взять [деньги] ему, ленивцу, плуту? Украл, конечно; или, может быть, Там на большой дороге, ночью, в роще… 12. Риторические фигуры -обороты, предназначенные для усиления выразительности речи: а) риторическое обращение: Поля! Я предан вам душой. б) риторическое восклицание: Какое лето! Что за лето! // Да это просто колдовство. в) риторический вопрос: Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? 13. Бессоюзие -перечисление явлений или предметов без использования союзов: Швед, русский-колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет. 14. Многосоюзие - построение фразы, при котором однородные члены связаны одним и тем же союзом: «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы». 15. Парцелляция – расчленение фразы на части или на отдельные слова: …Но горы близко. И снег на них. Мы время проведем У печки. В Имеретии. Зимою. (В. Инбер)
Date: 2015-11-13; view: 1177; Нарушение авторских прав |