Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструкция о проводке судебно-медицинской экспертизы





 

1. Общие положения

 

1.1. Судебно-медицинская экспертиза проводится с целью исследования на основании специальных знаний материальных объектов, которые содержат информацию об обстоятельствах дела, которое находится в проведении органов дознания, следователя, прокурора или суда.

 

Судебно-медицинская экспертиза выполняется согласно Закону Украины "О судебной экспертизе", процессуальным законодательством, другими законодательными актами, международными договорами и соглашениями о взаимной правовой помощи и сотрудничестве, которые регулирует правоотношение в сфере судово-експертної деятельности, данной Инструкцией и нормативными документами, утвержденными приказом Министерства здравоохранения (в дальнейшем - МОЗ) Украины № 6 от 17 января 1995 года.

 

1.2. Судебно-медицинская экспертиза осуществляется на принципах законности, объективности, полноты исследования и независимости государственными учреждениями - бюро судебно-медицинских экспертиз.

 

1.3. Система судебно-медицинской службы Украины состоит из:

 

1.3.1. Главного бюро судебно-медицинской экспертизы МОЗ Украины.

 

1.3.2. Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы (Автономная Республика Крым).

 

1.3.3. Бюро судебно-медицинской экспертизы управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов.

 

1.4. К компетенции судебно-медицинской экспертизы принадлежит:

 

1.4.1. Экспертиза трупов в случаях насильнической смерти.

 

1.4.2. Экспертиза трупов при подозрении применения насилия или из других обстоятельств, которые обуславливают необходимость такой экспертизы.

 

1.4.3. Экспертиза пострадавших, обвиненных и других лиц.

 

1.4.4. Экспертиза вещевых доказательств.

 

1.4.5. Экспертиза по материалам криминальных и гражданских дел.

 

1.5. Проводка судебно-медицинской экспертизы осуществляется специалистами государственных учреждений судебно-медицинских экспертиз МОЗ Украины.

 

Проводка судебно-медицинских экспертиз может осуществляться на предпринимательских началах на основании лицензии, которая выдается МОЗ Украины.

 

Специалисты государственных учреждений судебно-медицинской экспертизы должны иметь высшую медицинскую (фармацевтическую) образование, пройти специальную подготовку из проводки судебно-медицинских экспертиз и получить сертификат на звание судебно-медицинского эксперта.

 

Без дополнительного согласования с лицом, которое назначило экспертизу, к участию в проводке судебно-медицинских экспертиз как эксперты могут быть привлечены профессора и преподаватели кафедр судебной медицины, специалисте заведений здравоохранения и других ведомств.

 

1.6. Как специалисты судебно-медицинские эксперты могут привлекаться в установленном законом порядке к участию в начальных и других следственных действиях: обзора трупов на месте события (знайдення), эксгумации, изъятие образцов и других.

 

2. Основные положения об организации проводки судебно-медицинской экспертизы

 

2.1. Судебно-медицинская экспертиза проводится согласно постановлению лица, которое проводит дознание, следователя, прокурора, судьи, а также за постановлением суда.

 

2.2. Лицом, которое проводит дознание, следователям, прокурором, судьей или судом могут быть предназначенные первичная, дополнительная и повторная судебно-медицинская экспертиза.

 

2.3. Первичная судебно-медицинская экспертиза может быть проведена как одним, так и несколькими экспертами. Необходимость участия нескольких экспертов определяется лицом, которое назначило такую экспертизу, или начальником бюро судебно-медицинской экспертизы.

 

Дополнительная судебно-медицинская экспертиза поручает эксперту (экспертам), что проводил (проводили) первичную экспертизу, или другому (другим) эксперту (экспертам).

 

Повторная судебно-медицинская экспертиза должна быть поручена только другому (другим) эксперту (экспертам).

 

2.4. Участие нескольких экспертов есть обязательной при проводке:

 

2.4.1. Экспертиз в делах о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные правонарушения;

 

2.4.2. Повторных экспертиз по материалам криминальных и гражданских дел;

 

2.4.3. Экспертиз из определения потери общей и профессиональной трудоспособности.

 

Проводка этих экспертиз осуществляется в отделах комиссионных экспертиз бюро судебно-медицинских экспертиз управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов, в отделе комиссионных экспертиз республиканского бюро (Автономной Республики Крым), а также в судебно-медицинском отделе Главного бюро судебно-медицинской экспертизы МОЗ Украины.

 

2.5. В случае необходимости решения вопросов, которые нуждаются в специальных знаниях из судебной медицины и других областей науки и техники, назначается комплексная экспертиза, которая выполняется судебно-медицинским экспертом и специалистами других специальностей.

 

2.6. Персональный состав экспертов, которые проводят экспертизу, определяется лицом, которое назначило экспертизу, или начальником бюро судебно-медицинской экспертизы в случае отсутствия в документе о назначении экспертизы персонального состава экспертов.

 

2.7. На судебно-медицинского эксперта согласно действующему законодательству полагается личная ответственность за проводку порученной ему экспертизы.

 

Права и обязанности судебно-медицинского эксперта при проводке экспертизы определяются процессуальным законодательством Украины.

 

2.8. При проводке экспертизы судебно-медицинский эксперт имеет право ознакомляться с материалами дела, которые касаются экспертизы.

 

Если предоставленных материалов недостаточно для решения поставленных перед экспертом вопросов, он имеет право возбуждать ходатайство перед лицом, которое назначило экспертизу, о предоставлении дополнительных материалов и документов, которые необходимые для ее проводки. Эксперт также имеет право просить лицо, которое назначило экспертизу, уточнить или объяснить вопрос, предложенные ему для решения при выполнении экспертизы.

 

Если вопрос, которые поставлены перед экспертом, выходят за пределы или не входят в его компетенцию, он обязан отказаться от ответов на них. При невозможности даты ответа на вопрос (часть вопроса), что поставленные, или невозможности выполнить всю экспертизу судебно-медицинский эксперт мотивирует свой отказ и в письменном виде сообщает об этом лицо, которое назначило экспертизу.

 

2.9. В случае выявления при проводке экспертизы данных, которые имеют значение для дела, но относительно какие вопросы поставлены не было, судебно-медицинский эксперт упражнению сообщить о них лицо, которое назначило экспертизу, или указать на них в своих итогах.

 

2.10. При выполнении экспертиз, в которых возникшая необходимость решения специальных вопросов, которые не входят в компетенцию судебно-медицинского эксперта, и нужна консультация специалиста в соответствующей области медицины, или в случае необходимости в проводке обзора лица, которое подвергается судебно-медицинской экспертизе у врача-специалиста, который работает в другом заведении здравоохранения, судебно-медицинский эксперт по согласованию с лицом, которое назначило экспертизу, имеет право привлекать этого специалиста для проводки всех необходимых исследований, для решения вопросов, поставленных перед экспертизой.

 

2.11. Когда при ответе на вопрос, поставленные перед экспертизой, возникает необходимость в проводке судебно-медицинских лабораторных исследований, судебно-медицинский эксперт имеет право прислать все необходимые материалы на эти исследования. Порядок, организация и вид лабораторного исследования определяются правилами проводки отдельных видов экспертиз, утвержденных приказом МОЗ Украины № 6 от 17 января 1995 года.

 

2.12. Если в процессе выполнения судебно-медицинской экспертизы выявленные объекты, которые по своему характеру могут стать вещевыми доказательствами и предметом отдельной судебно-медицинской, криминалистической или другой экспертизы, то их нужно описать в выводе эксперта и передать лицу, которое назначило экспертизу, под расписку для направления на соответствующую экспертизу.

 

2.13. При проводке судебно-медицинской экспертизы могут быть присутствуют:

 

2.13.1. Следователь (за исключением проводки экспертизы лица другого пола, когда это сопровождается ее оголением).

 

2.13.2. Обвиненный и другое лицо (только с разрешения следователя).

 

2.13.3. Врачи лікувально-профілактичних учреждений с разрешения следователя.

 

2.14. При проводке экспертизы не на базе судебно-медицинской экспертизы руководитель лікувально-профілактичної учреждения обязан обеспечить судебно-медицинских экспертов помещением для выполнения экспертизы, необходимым оборудованием и материалами, подавать другую необходимую помощь.

 

2.15. В случаях участия в неотложных и других следственных действиях судебно-медицинский эксперт обязан оказывать содействие следственному в выявлении, закреплении и изъятии доказательств, давать по возможности объяснения, принимать участие вместе с другими лицами в составлении протокола обзора и подписывать его.

 

Организация участия эксперта в обозначенных действиях и обеспечение его транспортом полагается на органы дознания, предварительного следствия и суд.

 

2.16. Для разъяснения или дополнение итогов, которые были даны, судебно-медицинский эксперт может быть допрошен следователям с составлением протокола допроса эксперта.

 

2.17. При вызове в судебное заседание для участия в рассмотрении криминальных или гражданских дел судебно-медицинский эксперт выполняет экспертизу в суде или может быть допрошен по поводу экспертизы.

 

Участие судебно-медицинского эксперта в судебном заседании регламентируется процессуальным законодательством Украины, за которым эксперт имеет право знакомиться с материалами дела, которые касаются экспертизы, задавать вопрос, которые касаются экспертизы, потерпевшим, обвиненным и свидетелям.

 

В случае проводки экспертизы в суде судебно-медицинский эксперт составляет вывод в 2-х экземплярах. Итоги этого вывода он объявляет в судебном заседании и потом передает их суда. После объявления итогов эксперт за ходатайством лиц, которые принимают участие в судебном процессе, может разъяснить их в устной форме.

 

Копия вывода прибавляется к документам экспертизы, которые сохраняются в архиве бюро судебно-медицинской экспертизы.

 

В случаях неправильного толкования лицами, которые принимают участие в судебном процессе, итогов, которые были данные судебно-медицинским экспертом, он обязан заявить об этом. Эксперт также обязан включить к выводам итоги из обстоятельств дела, которые принадлежат к его компетенцій, но из которых ему не были поставлены вопросы.

 

2.18. Если в проводке экспертизы принимают участие несколько экспертов, им должна быть предоставлена возможность совещаться между собой.

 

Итоги группы экспертов в случаях их единогласного мнения подписываются всеми экспертами; в случае несогласия между экспертами - они дают отдельные итоги.

 

2.19. Судебно-медицинский эксперт имеет право на изъятие частей трупа, органов и тканей, крови, мочи и т.п. для проводки судебно-медицинской экспертизы без разрешения близких родственников пострадавшего или других законных представителей. Порядок изъятия и перечень частей трупа, органов и тканей, крови, мочи и т.п., что изымаются, определяются Правилами проводки судебно-медицинской экспертизы (исследование) трупов в бюро судебно-медицинской экспертизы, утвержденных приказом МОЗ Украины № 6 от 17 января 1995 года.

 

2.20. Судебно-медицинский эксперт с разрешения лица, которое проводит дознание, следователя, прокурора и суда имеет право присутствовать присутствующей проводке допросов и других следственных и судебных действий, задавать вопрос, которые касаются экспертизы, лицам, которые допрашиваются.

 

2.21. Судебно-медицинский эксперт не имеет права:

 

2.21.1. Разглашать данные медицинского характера, материалы криминальных и гражданских дел, которые стали ему известные при выполнении служебных и профессиональных обязанностей.

 

2.21.2. Принимать участие в проводке экспертиз и следственных действий, если он есть потерпевшим, гражданским истцом или ответчиком, свидетелем или находится в родственных отношениях, служебной или другой зависимости от обвиненного, пострадавшего, гражданского истца или ответчика и их представителей, а также если имеющиеся другие обстоятельства, которые дают основание считать, что он лично, прямо или косвенно заинтересованный в результатах дела.

 

В обозначенных случаях эксперт подлежит отводу или должен заявить самоотвод. Вопрос об отводе эксперта решается лицом, которое проводит дознание, следователям, прокурором или судом согласно процессуальному законодательству.

 

Предыдущее участие эксперта в деле как специалиста по судебной медицине при обзоре трупа на месте события не является основанием для отвода.

 

3. Оформление вывода судебно-медицинского эксперта

 

3.1. Результаты судебно-медицинской экспертизы оформляются документом, который имеет название вывод эксперта. Структура этого документа определяется правилами проводки отдельных видов экспертиз, которые утверждены приказом МОЗ Украины № 6 от 17 января 1995 года.

 

3.2. Во вступительной части вывода эксперта должно быть указано:

 

3.2.1. Время и место проводки экспертизы;

 

3.2.2. Условия проводки экспертизы, которые имеют значение для экспертного исследования (освещение, температура воздуха и т.п.);

 

3.2.3. Название документа, на основании которого проводится экспертиза;

 

3.2.4. Фамилия, имя и отчество эксперта, его должность, место работы, специальность и стаж работы по специальности, квалификационная категория, научная степень, ученое звание;

 

3.2.5. Фамилия, имя и отчество, возраст умершего (при экспертизе трупа), фамилия, имя и отчество, возраст, местожительство, документ, который заверяет лицо (при экспертизе пострадавших, обвиненных и других лиц), название и номер криминального и гражданского дела, количество томов и писем дела, перечень объектов и образцов, которые поступили на экспертизу (при экспертизе по материалам дела и экспертизе вещевых доказательств);

 

3.2.6. Лица, которые присутствовали при выполнении экспертизы;

 

3.2.7. Подпись судебно-медицинского эксперта о разъяснении ему процессуальных прав и обязанностей и о его ответственности;

 

3.2.8. Перечень вопросов, поставленных на решение экспертизы.

 

3.3. В обстоятельствах дела излагаются ведомости, которые необходимые судебно-медицинскому эксперту при выполнении экспертизы и составлении итогов: следственные данные, содержание медицинских документов, опрашивание и жалобы лица, которое осматривают и т.п..

 

В случае проводки дополнительной или повторной экспертизы судебно-медицинский эксперт должен указать в обстоятельствах дела привод для назначения такой экспертизы.

 

3.4. Исследовательская часть должна содержать подробное описание процесса исследования и всех выявленных при этом фактических данных с указанием методов и методик, которые применялись, в том числе и тех, что регистрировали повреждение.

 

Структура исследовательской части определяется видом экспертизы, которая выполняется. Объем необходимых ведомостей, которые должны содержаться в исследовательской части каждого вида экспертизы, регламентируются правилами проводки отдельных видов экспертиз, которые утверждены приказом МОЗ Украины № 6 от 17 января 1995 года.

 

3.5. Вступительная часть, обстоятельства дела и исследовательская часть, которые вместе составляют протокольную часть вывода эксперта, подписываются судебно-медицинским экспертом и лицами, которые были упомянуты во вступительной части.

 

3.6. Итоги в выводе эксперта есть научно обгрунтованою мысленным взором эксперта, сформулированным на основании результатов выполненной экспертизы.

 

Итоги судебно-медицинской экспертизы составляются на основании фактических данных, полученных в процессе проводки экспертизы и экспертного анализа обстоятельств дела.

 

Оформление вывода регламентируется требованиями процессуального законодательства Украины.

 

3.7. Протокольная часть вывода эксперта составляется непосредственно в процессе проводки экспертизы.

 

Исследование вещевых доказательств фиксируется записями в рабочем журнале.

 

Итоги экспертизы должны составляться не позднее чем через трое суток после истечения всех экспертных исследований по обязательным указанием даты истечения экспертизы.

 

3.8. Проводка экспертизы должно быть закончена на протяжении одного месяца со дня получения от органов дознания, предварительного следствия или суда всех необходимых материалов. При превышении экспертом установленных сроков он должен дать устное разъяснение причин задержки начальнику бюро и направить об этом письменном сообщении лицу, которое назначило экспертизу.

 

Вывод эксперта составляется не менее чем в двух экземплярах, один из которых сразу же присылается лицу, которое назначило экспертизу, а второй остается в архиве бюро судебно-медицинской экспертизы.

 

3.9. Подменять вывод эксперта справками и выписками, а также использовать для составления этого документа неутвержденные формы и бланки анкетного типа запрещается.

Определение, назначение и виды медицинских экспертиз предусмотрены разделом IX Закона Украины "Основы законодательства Украины о здравоохранении":

 

Статья 69. Медико-соціальна экспертиза потери трудоспособности (МСЕК). Экспертиза временной нетрудоспособности граждан осуществляется в заведениях здравоохранения для установления факта необходимости предоставления отпуска в связи с болезнью, увечьем, беременностью и родами, для ухода за больным членом семьи, в период карантина, для протезирования, санаторно-курортного лечения, определяет необходимость и сроки временного переведения работника на другую работу в связи с болезнью в установленном порядке, а также принимает решения о направлении на медико-соціальну экспертную комиссию для определения наличия и степени продолжительной или стойкой потери трудоспособности.

 

Экспертиза продолжительной или стойкой потери трудоспособности осуществляется медико-соціальними экспертными комиссиями, которые устанавливают степень и причину инвалидности, определяют для инвалидов работы и профессии, доступные им за состоянием здоровья, проверяют правильность использования работы инвалидов согласно выводу экспертной комиссии и оказывают содействие восстановлению трудоспособности инвалидов.

 

Статья 70. Військово-лікарська экспертиза (ВЛЕ) определяет годность к военной службе призывников, военнослужащих и военнообязанных, устанавливает причинную связь заболеваний, ранений и травм с военной службой и определяет необходимость и условия применения медико-соціальної реабилитации и помощи военнослужащим.

 

Статья 71. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы.

 

Статья 72. Патологоанатомические разрезы.

 

Каждая из указанных экспертиз предусматривает определенный круг лиц, которые подлежат экспертизе, и порядок ее проводки. Во исполнение требований закона соответственно разработан перечень нормативно-правовых актов, которые регулируют порядок осуществления указанных экспертиз:

 

1. МСЕК - Постановление КМУ от 4 апреля 1994 г. 2211.

 

2. ВЛЕ - Постановление КМУ от 7 сентября 1993 г. 708; Приказ МОЗ от 29 июля 1994 года 177/386. Для работников МВД Приказ МВД от 22 февраля 2001 за 165/5356.

 

Возможность проводки альтернативной медико-соціальної и войско-врачебной экспертизы в медицинском учреждении областного центра подлежит решению согласно требованиям Закона, ведь на сегодня не существует специализированного нормативно-правового акта, который бы регулировал проводку альтернативной медицинской экспертизы, хотя разработка такого документу была запланирована еще в 1994 году2

 

К тому времени, пока Кабинет Министров будет выискивать возможность решить проблему создания соответствующих правовых актов относительно альтернативной медицинской экспертизы, в вопросах ее проводки нужно руководствоваться требованиями Основ законодательства Украины о здравоохранении.

 

Альтернативная медицинская экспертиза осуществляется специалистами соответствующего профиля и квалификации. Граждане самостоятельно избирают экспертное учреждение и экспертов.3

 

Т.е. если избранный вами областное заведение здравоохранения отвечает требованиям закона, ничто не препятствует проводке альтернативной экспертизы специалистами именно этого учреждения.

 

В том случае, если вы несогласные с результатами МСЕК, согласно Постановлению "Об утверждении Порядка организации и проводка медико-соціальної экспертизы потери трудоспособности" вы имеете право подать в продолжение месяца письменное заявление к Крымской республиканской, областной, центральной городской МСЕК или к медико-соціальної экспертной комиссии, в которой вы проходили обзор, или к соответствующему управлению здравоохранения. Комиссия, которая проводила обзор или управление здравоохранения присылают в трехдневный срок со дня получения заявления все имеющиеся документы вместе с заявлением на рассмотрение Крымской республиканской, областной, центральной городской медико-соціальної экспертной комиссии, которая в продолжение месяца со дня представления заявления проводит переосвидетельствование больного и принимает соответствующее решение.

 

Решение Крымской республиканской, областной, центральной городской МСЕК может быть обжаловано в МОЗ.

 

МОЗ при наличии фактов нарушения законодательства о медико-соціальну экспертизе поручает другому составу Крымской республиканской, областной или центральной городской МСЕК с учетом всех имеющихся обстоятельств повторно рассмотреть тот вопрос, из которого оскаржується решение, а также принимает другие меры для обеспечения соблюдения действующего законодательства во время проводки медико-соціальної экспертизы.

 

Особенности регулирования трансплантации органов и тканей человека.

Трансплантация органов и других анатомических материалов человеку: проблема уголовно - правового обеспечения

 

Трансплантация - специальный метод лечения, которое заключается в пересадке реципиенту органа или другого анатомического материала, взятых у человека или у животных (ст. 1 Закон Украины “О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку”).

 

Идея трансплантации органов и других анатомических материалов человеку возникшая давно. Доказательством этого есть, в частности, легенда о святых великомучениках Козьму и Діаміна, датированная III ст. нашей эры. Она вдохновила испанских и итальянских художников эпохи Возрождения на создание известных картин, которые сохраняются ныне в музеях Испании и Италии. Суть легенды сводится к тому, что Козьма и Диамин, стараясь вылечить знатного вельможу, отрезали ему больную ногу и вместе с тем пришили ногу его раба. Операция завершилась тем, что этот вельможа умер, а Козьму и Діаміна казнили.

 

Воплощение у жизнь идеи трансплантации органов и ткани человеку начало практиковаться лишь из конца второй половины XIX ст. Такая возможность была обусловлена всем предыдущим развитием человечества, прежде всего, достижениями научно - технического прогресса.

 

Первым шагом, который начал воплощение в медицинскую практику идеи трансплантации, стало переливание крови. Мысль об использовании крови для лечения больных находим в работах мыслителей еще к нашей эре. Так в “Одісеї” Гомера (VIII - XII ст. к н.э.), а также Гиппократа (400 г. к н.э.) есть уже четкие советы относительно лечения больных с нарушениями психики путем употребления крови здоровых людей. Относительно переливания крови, то о целесообразности его применения впервые указано в научных работах итальянского врача Ієронима Корденіуса (1505 - 1576). Первые четыре случая переливания крови (от ягненка человеку), которые осуществил профессор математики и философии Жан Дені, датированные 1666 годом. В двух случаях это привело к смерти пациентов, в результате против Жана Дені возбудили уголовное дело, тем не менее суд признал его невиновным. Вследствие этого остро резонансного события применения переливания крови для лечения больных было остановлено. Против такого метода лечения выступили ученые медицинского факультета Парижского университета, специальное разрешение которого на это стал обязательным.

 

Следующим достижением медицинской науки было использование для трансплантации собственных тканей человека, в частности кожи. Это открытие принадлежит швейцарскому хирургу Жаку Ревердену и русскому хирургу С.С. Яновичу-Чайнському во второй половине XIX ст. (1870г.).

 

Трансплантация органов человеку впервые была осуществлена в ХХ ст. В частности, в 1933 г. украинский хирург Ю.Ю.Вороной провел трансплантацию почки больной, которая прожила после этого двое суток. Следующие исследования ученых дают возможность проводить такие операции на более высоком научном уровне. В 1963 г. успешно осуществлена трансплантация легкого, а в 1964 г. - печени. 1967 год ознаменовался, в частности, проводкам пересадки сердца человеку южноафриканским хирургом К.Бернардом. Некоторые больные после трансплантации почек прожили свыше 20 лет, сердца - свыше 10, печени - 6 лет.

 

Итак, трансплантации органов и других анатомических материалов человеку проводятся во многих медицинских учреждениях мира.

 

Важливоо указать, что трансплантация органов человека стала возможной в результате постепенного, вдоль столетий, научного решения таких проблем: переливание крови, искусственного дыхания, наркоза, реанимации, преодоление иммунной реакции отторжения органов, тепловой ишемии, борьбы с инфекциями, техники сосудистого шва, методики консервирования органов и тканей человека и их трансплантации, технического обеспечения применения трансплантации. Практически определенные морально-этические и правовые основы трансплантации, хотя ряд проблем и дальше остается контраверсійними. Человечество практически находится на начальном этапе развития этого метода лечения больных людей. В частности, не до конца решенная проблема биологической несовместимости тканей, пересаживание легких, селезенки, поджелудочной железы и т.п.. Перспективными есть исследования методики пересаживания главы и мозга человеку.

 

Украинская медицинская наука и практика также овладели методом трансплантации. Обычными стали пересаживания почек, сосудов, роговицы, хрусталика глазу, тканей опорно-рухового аппарата, костного мозга, кожи. Плодотворными есть исследования вопросов трансплантации печени. Понятно, что при таких условиях особой актуальности приобрело правовое обеспечение трансплантации. Если трансплантация стала следствием развития хирургии, как справедливо отмечают Л.В. Багрий-Шахматов и М.И.Авербах, то правовые проблемы возникли в связи с развитием трансилантології.

 

За годы независимости Украины законодательного решения приобрели важнейшие проблемы охраны жизни и здоровье человека. Имеется в виду не только то, что в ст.. 3 Конституции Украины человек, ее жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются высочайшей социальной ценностью, а в ст. 27 и 49 закрепленные права человека на жизнь и здравоохранение, медпомощь и медицинское страхование. Еще к принятию Конституции, в 1992 г., вступили в силу “Основы законодательства Украины о здравоохранении”, где здравоохранение определяется как система мероприятий, направленных на обеспечение сохранения и развития физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности жизни (ст. 3). В ст. 5 “Основ” закреплено, что хорона здоровье - общая обязанность общества и государства, а в ст. 4 определенные основные принципы здравоохранения. Раздел второй “Основ” четко определяет права и обов”язки граждан в области охраны здоров”я, а раздел третий - основы организации охраны здоров”я. Именно в третьем разделе “Основ” урегулированные вопросы, которые имеют засадниче значение для трансплантации органов и других анатомических материалов человеку. Среди них: направление больных лечение за границу (ст. 36); представление медпомощи в неотложных и экстремальных ситуациях (ст. 37); выбор врача и лечебного учреждения (ст. 38); обязанность предоставления медицинской информации (ст. 39); врачебная тайна (ст. 40); общие условия медицинского вмешательства (ст. 42); согласие на медицинское вмешательство (ст. 43); применение методов профилактики, диагностики, лечение и лечебных средств (ст. 44); медико-біологічні эксперименты на людях (ст. 45); донорство крови и ее компонентов (ст. 46); трансплантация органов и других анатомических материалов (ст. 47); предоставление медпомощи больному в критическом для жизни состоянии (ст. 52) порядок обеспечения врачебными и иммунобиологическими трансплантатами (ст. 54); производство лечебных средств и иммунобиологических препаратов (ст. 55) и др.

 

Эти положения нашли свое развитие в таких законах Украины: “О донорстве крови и ее компонентов” (1995); “О лечебных средствах” (1996); “О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку” (1999), которые еще больше детализировали регулирование общественного отношения в этой сфере.

 

Кабинет Министров Украины, согласно ст.ст. 2, 15, 17, 19 и 22 Закона Украины “О донорстве крови и ее компонентов”, принял ряд постановлений: от 14 апреля 1997 г. №340 “Об утверждении Порядка заготовки и хранение собственной крови и (или) ее компонентов, полученных от других доноров, за личный счет”; от 16 июня 1998 г. №920 “Об утверждении Порядка переработки и хранение донорской крови и ее компонентов, реализации их и изготовление из них препаратов”; от 14 сентября 1998 г. №1427 “Об утверждении Порядка реализации за границы Украины компонентов донорской крови и препаратов, изготовленных из донорской крови и ее компонентов, а также вывоз из Украины донорской крови и ее компонентов”.

 

Во исполнение Закона Украины “О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку”, Министерство здравоохранения Украины выдало 25 сентября 2000 г. приказ №226 “Об утверждении нормативно - правовых документов по вопросам трансплантации”. Настоящим приказом утверждено: “Инструкцию относительно констатации смерти человека на основании смерти мозга”; “Инструкцию относительно изъятия органов человека у донора-трупа”; “Инструкцию относительно изъятия анатомических образований, тканей, их компонентов и фрагментов у донора-трупа”; “Перечень органов человека, разрешенных к изъятию у донора-трупа”; “Перечень анатомических образований, тканей, их компонентов и фрагментов и фетальних материалов, разрешенных к изъятию у донора-трупа и мертвого плода человека”; “Инструкция относительно изготовления біоімплантантів”; “Условия обеспечения сохранения анатомических материалов при их перевозке”.

 

Такая законодательная активность в сфере здравоохранения свидетельствует, с одной стороны, о расширении правового регулирования общественного отношения в этой сфере, а с другого - о вызревании предпосылок для новой кодификации законодательства о здравоохранении.

 

Вимкладене выше дает основания утверждать, что в Украине созданная определенная законодательная база для осуществления трансплантации органов и тканей человеку. Однако, как известно, установление порядка любого вида человеческой деятельности совсем не означает, что во всех случаях такой порядок будет придерживаться субъектами общественного отношения. Итак, актуальными есть проблемы ответственности лиц, виновных в его нарушении. В ст. 80 “Основ” указано, что лица, виновные в нарушении законодательства о здравоохранении, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность согласно законодательству. Подобные указания содержатся в ст. 20 Закона “О донорстве крови и ее компонентов”, в ст. 27 Закона “О лечебных средствах” и в ст. 24 Закона “О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку”. Тем не менее развитие законодательства о здравоохранении и возникновении новых объектов правовой охраны не привели к изготовлению уголовно-правовых механизмов, способных эффективно противостоять посягательствам на эти объекты. Законодатель будто не замечает необходимости внесения соответствующих изменений в уголовный кодекс.

 

Анализ прежде упомянутых и других нормативных актов дает возможность прогнозировать возможные общественно опасные посягательства на установленный ими, в каждом случае отдельно, порядок: взятие гомотрансилантантів у живых доноров и в умерших; изготовление, ввоз, вывоз, хранение, реализации, применение біоімплантантів; применение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона; взятие, переработки, хранение, реализации и применение донорской крови и ее компонентов; проводка медико-біологічних экспериментов на людях; установление смерти человека; применение трансплантации; производства лечебных средств и иммунологических препаратов; обеспечение лечебными средствами и иммунологическими препаратами. Кроме этого, ст. 18 Закона “О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку” запрещает торговлю органами и другими анатомическими материалами человека, а ст. 53 “Основ законодательства Украины о здравоохранении” возлагает обязанность на органы и заведения здравоохранения принимать специальные меры профилактики и лечение социально опасных заболеваний. Другими словами, как выдается, четко очерчиваются новые потенциальные объекты уголовно-правовой охраны.

 

Учитывая то, что посягательство на названные объекты могут создавать угрозу жизни и здоровью человека как высочайшей ценности в Украине, необходимость криминализации таких действий более чем очевидная.

 

Новые составы преступлений, как выдается, нужно сконструировать как формальные, что даст возможность четко отмежевать их от сопредельных составов преступлений против лица.

Трансплантологія охватывает ряд прав и свобод человека, главным из которых есть право на жизнь, которой является объектом уголовно-правовой охраны. В практике трансплантології, как и в любой другой области медицины, преступления, содеянные врачами, не является чем-то абсолютно невозможным.

 

Объективная сторона составов преступления, предусмотренных ст. 143 УК Украины, характеризуется действием (действием или бездеятельностью), что выражается в нарушении установленного законом порядка трансплантации органов или тканей. Порядок применения трансплантации как метода лечения определяется Законом Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» [3] и нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения Украины.

 

Условиями правомерности трансплантации органов или тканей человека есть:

наличие у реципиента медицинских показаний к применению трансплантации, которая устанавливается консилиумом врачей;

проводка трансплантации только в аккредитованных в установленному законодательством порядке государственных и коммунальных заведениях здравоохранения и государственных научных учреждениях по перечню, утвержденным Кабинетом Министров Украины;

наличие письменного заявления о согласии быть донорами.

Каждое совершеннолетнее дееспособное лицо может заявить о согласии или несогласии стать донором анатомических материалов в случае своей смерти. При отсутствии такого заявления анатомические материалы у умершего совершеннолетнего дееспособного лица могут быть взяты по согласию супружества или родственников, которые проживали с ней к смерти. В умерших несовершеннолетних, ограниченно дееспособных или недееспособных лиц анатомические материалы могут быть взяты по согласию их законных представителей.

объективная осведомленность донора о возможных следствиях для его здоровья.

 

Порой трансплантация является последней надеждой для больного, и он не задумывается над тем, какие следствия будет иметь такая операция, сколько будет стоить послеоперационное лечение. Поэтому нужно учитывать, что жаль, причиненная здоровью живого донора, должны быть меньшей, чем опасность для жизни, которая угрожает реципиенту.

 

Несоблюдение лицом, которое осуществило пересадку реципиенту органов или тканей, любой из указанных условий правомерности проводки трансплантации является нарушением установленного законом порядка трансплантации, которая є уголовно наказанным действием (ч. 1 ст. 143 УК Украины) [27; С.53].

 

Проблемы уголовно-правовой охраны установленного законом порядка трансплантации начинаются уже из самого названия ст. 143 УК Украины [2]. Определение понятия трансплантации содержится в Законе Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» [3]. Трансплантацией признается специальный метод лечения, которое заключается в пересадке реципиенту органа или другого анатомического материала, взятых у человека или у животных. За действующей редакцией ст. 143 УК Украины [2] к предмету этого преступления принадлежат лишь органы или ткани, т.е. незаконные действия с такими біоматеріалами, как ксенотрансплантанти и біоімплантанти, остаются без внимания криминального права. Это однако не касается так называемых фетальних материалов - анатомических материалов мертвого эмбриона (плода) человека, которые согласно Законам Украины «О трансплантации органов...» [3] могут применяться для трансплантации. В Перечне анатомических образований тканей, их компонентов, фрагментов и фетальних материалов, разрешенных к изъятию у донора-трупа и мертвого плода человека, утвержденного приказом МОЗ № 226 от 25 сентября 2000 г. [4] выделяют такие виды тканей: 1) мягкие ткани; 2) ткани опорно-рухового аппарата; 3) сосуда и клапаны; 4) другие ткани (слухові косточки, барабанная перепонка, костный мозг, кожа, роговица, зубы, трахея); 5) фетальні материалы (после абортов и родов). К фетальних материалам принадлежат амніотична оболочка, пуповина, плацента и фетальні клетки. Учитывая то, что в современной медицине стремительно развивается именно клеточная трансплантологія, безусловно, важным есть осуществления надлежащего мониторинга за неконтролируемым применением в современной медицинской практике трансплантации именно фетальних клеток и тканей, которая по обыкновению происходит с многочисленными нарушениями установленного законом порядка. Наиболее распространенным примером являются применения трансплантации в частных медицинских учреждениях (клиниках, центрах и т.п.), тогда как согласно Закону Украины «О трансплантации органов...» [3] деятельность, связанную с трансплантацией, разрешено осуществлять исключительно в аккредитованных в установленном порядке государственных и коммунальных заведениях здравоохранения и государственных научных учреждениях, по перечню, утвержденным постановлением КМ Украины от 24 апреля 2000 г. [6].

 

Другим примером нарушения установленного законом порядка транс-плантации есть применения последней без установления показания к трансплан-тації у реципиента именно консилиумом врачей аккредитованной государственной или ком-нальної учреждения здравоохранения. Условиями правомерности трансплантации есть также наличие письменного заявления о согласии быть донором, а в случае предоставления для трансплантации фетальних материалов - согласие женщины, которая приняла окончательное рі-шення относительно искусственного прерывания беременности (аборта), и выполнение условия сохранения конфиденциальности ведомостей о такой женщине. В связи с этим не-какого-нибудь значения приобретает решение вопроса относительно законодательного регулюван-ня возможности и границ допустимости использования эмбриона человека в научных исследованиях. Принципиальным при этом есть определения времени, из которое зародыш вва- будетжаться лицом со всеми правовыми следствиями, которые вытекают из этого. Решающим здесь есть момент, из которого лицо имеет право на жизнь. За действующим зако-нодавством начальным моментом жизни является начало физиологических родов, в том числе преждевременных или искусственно вызванных. Именно из этого момента посяган-ня на жизнь будет квалифицироваться как убийство. Согласно действующему законодательству человеческий эмбрион не пользуется уголовно-правовой охраной. Из этого явствует, что те недостатки, которые сейчас есть в правовой регламентации трансплантации органов, тканей и клеток, а именно относительно уголовной ответственности за злочи-ни в этой сфере, должны после их выявления быть преодолены в процессе вдоскона-лення правовых норм [28; С. 53].

 

Необходимо остановиться именно на уголовно-правовой охране жизни, здоровье и обеспечение прав реципиента и донора в случае применения транса-плантации. Есть возможным с целью создания уголовно-правовых норм рассматривать пересадку органов и (или) тканей за такими составляющими:

процесс изъятия органов и (или) тканей человека для следующей трансплантации;

процесс заготовки, хранение и распределения трансплантации материалов;

оперативное вмешательство, направленное на пересадку трансплантата реци-пієнтові.

 

В первом случае ответственность предполагается за изъятие орга-нів и (или) тканей без предварительного соглашения донора, а особенно изъятие трансплантационного материала у некомпетентных доноров (детей, психічнохво-рих, лиц, которые находились в беспомощном состоянии или в материальной или другой за-лежності от виновного), а также у лиц с ограниченной степенью свободы (засудже-нет, которые отбывают наказание в местах лишения свободы). При условии изъятия трупных органов и (или) тканей целесообразно определить степень общественной небезпе-ки игнорирование несогласия умершего лица на посмертное изъятие ее органов и (или) тканей, выраженной за жизнь или несогласия жены, других близких роды-чів, законных представителей умерших несовершеннолетних, ограниченно дееспособных и недееспособных лиц. При этом нужно иметь в виду, которые преступные действия в сфере посмертного донорства могут быть объединены с незаконной торговлей органа-мы или тканями человека, участием в транснациональных преступных організа-ціях, умышленным убийством донора с целью использования органов и (или) тканей пострадавшего. При этом нужно иметь в виду, что умышленное убийство є более тяжелым преступлением и нуждается в самостоятельной квалификации за ст. 115 УК Украины. Пленум Верховного Суда Украины в своем постановлении № 2 от 07.02.2003 г. «О судебной практике в делах о преступлениях против жизни и здоровье лица» [7] разъяснил, что умышленное убийство с целью дальнейшего использования органов или тканей пострадавшего в определенных корыстных целях (для дальнейшей трансплантации, незаконной торговли и т.п.) необходимо квалифицировать как учиненное с корыстных мо-тивів. С такой позицией тяжело согласиться, поскольку под корыстным мотивом понимают желание получить определенные материальные блага, имущественные права, избегнуть определенных материальных расходов или обязанностей или достичь другой материальной выгоды. Поэтому более приемлемым есть подход к решению этого вопроса, отображенный в УК Российской Федерации [8], где в г. «м» ч. 2 ст. 105 предусмотрена уголовная ответственность за убийство с целью использования органов и (или) тканей пострадавшего. Субъектом этого преступления может быть как врач, так и другое лицо, которое действует с прямым умыслом и преследует цель убийства для дальнейшего изъятия у пострадавшего определенных органов или тканей. Если виновный совершил убийство, руководствуясь при этом корыстными побуждениями, т.е. с целью следующей продажи органов и (или) тканей пострадавшего или для получения какой-нибудь выгоды, то такое убийство квалифицируется за гг. «с», «м» ч. 2 ст. 150 УК РФ как убийство, содеянное из корыстных мотивов с целью изъятия органов и (или) тканей пострадавшего. Учитывая изложенное выше есть целесообразным дополнить перечень отягчающих обстоятельств умышленного убийства, предусмотренных ч. 2 ст. 115 УК Украины, соответствующим пунктом: «содеянное с целью использования органов и (или) тканей пострадавшего для пересаживания (трансплантации) другому лицу».

 

Во время заготовки, хранение и распределения трансплантатов необходимо правовыми методами запретить продажу органов и тканей, их распределение без «письма ожидания» реципиентов, а также предусмотреть уголовную ответственность за умышленное повреждение трансплантата.

 

Относительно самой операции трансплантации органов и (или) тканей есть целесообразным определить меру ответственности врачей за неудачно выполненную, вследствие недостаточной квалификации, недобросовестного отношения и т.п., пересадку. При этом должны быть разработаны медико-правові стандарты для определения успешной (неуспешной) трансплантации. На сегодняшний день следствием неудачно проведенной операции трансплантации для врача может быть привлечения его к уголовной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение или фармацевтическим работником своих профессиональных обязанностей вследствие недбало-го к ним отношение, если это послужило причиной тяжелые следствий для больного. Это в первую очередь касается врачей, которые берутся за проводку операции по трансплантации, не имея на то соответствующей квалификации, знаний и умений, а также без надлежащей материально-технической базы, оборудование и т.п.. Выполнение подобных операций стоит дорого, и самые пациенты или их родственники предлагают врачам благодарность, которая проявляется в определенной стоимостной или денежной оценке. Здесь нельзя не упомянуть о возможных следствиях для врача быть привлеченным к уголовной ответственности смотря по обстоятельствам или за ст. 354 («Получение незаконной награды работником государственного предприятия, учреждения или организации») или при наличии соответствующих признаков этого преступления за ст. 368 («Получение взятки») УК Украины.

 

Анализ уголовной ответственности медицинских работников за причинение смерти из неосторожности за ч. 1 ст. 140 УК Украины разрешает выдвинуть предположение о возможности привлечения врачей, которые осуществляют трансплантацию, к уголовной ответственности за причинение смерти донору или реципиенту с преступной самоуверенности или небрежности. В первом случае врач мог предусмотреть возможность причинения смерти пациенту, но без достаточных на то оснований самоуверенного рассчитывал на отворачивание неблагоприятных следствий. В случае причинения смерти из преступной небрежности речь идет о ситуации, когда врач, который осуществлял пересадку, не предусматривал возможности наступления смерти пациента, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предусмотреть отрицательные следствия.

 

Отдельно нужно остановиться на определении степени вреда здоровью пациента вследствие отрицательных следствий трансплантации. При этом нужно врахо-вувати конкретный вред, который было причинено больному вследствие операции. Пациентами трансплантологічних стационаров, как правило, есть люди, часто единым средством сохранения здоровья которых становится трансплантация органов или тканей. Это свидетельствует о низком уровне состояния их здоровья. Иначе говоря, предполагается отдельное определение вреда, причиненного здоровью пациента именно оперативным вмешательством.

 

Таким образом, для решения вопроса об уголовной ответственности врачей за преступления, содеянные при трансплантации органов и (или) тканей, следователю и суду необходимо проявить такие обстоятельства:

неправильность предоставления медпомощи;

наступление смерти или причинение тяжелых телесных повреждений;

наличие вины врача;

причинно-следственная связь между действиями трансплантолога и следствиями, которые настали;

установление причин и условий, которые оказывали содействие совершению преступления.

 

Итак, на сегодняшний день назревшая необходимость более диференційова-ного подхода к общественно опасным действиям, связанным с трансплантацией. Четко и полно сформулированные правовые нормы способны оказывать непосредственное влияние на деятельность медицинских работников и быть средством обеспечения соблюдения прав и свобод человека в сфере медицинского обслуживания, облегчая выход из сложных ситуаций и предотвращая совершению преступлений врачами и другими лицами медицинского персонала [27; С. 56].

 

Общая характеристика правоотношения в трансплантології в широком значении базируется на определении юридической природы отношений между медицинским учреждением и больным, который обратился к этому учреждению. Некоторые исследователи считают природу отношений медицинское учреждение - пациент административной, мотивируя это реализацией особой государственной функции и выполнение гражданами предписаний медицинского учреждения, режима и т.д. Поддержать эту мысль невозможно, поскольку административные отношения предусматривают неравноправное положение их участников. Согласиться с подобными выражениями не разрешает еще то обстоятельство, которое с развитием демократизации всех сфер жизнедеятельности человека в нашей стране права личности становятся пріорітетними. В связи с этим человек является равноправным участником многих правоотношения, в том числе и в области медицины, в частности, трансплантології [ 18; С. 55].

 

Рядом из административно-правовыми, выдвигались и предложения, за которыми отношения относительно предоставления медпомощи является предметом права социального обеспечения. В. С. Андреєв аргументировал эту мысль распределением финансовых средств на медицину из общего фонда обеспечения.

 

Подобные доведения определили появление выражений о цивільно-правову природе отношений в здравоохранении. Как доведения здесь приводятся и равноправність сторон, и равные юридические возможности относительно всупу в правоотношение, их изменения и прекращение, и собственная воля субъектов в обретении прав. Приведенные высшее доведение в пользу цивільно-правової природы отношений в сфере трансплантации органов и тканей убедительные, тем не менее полностью с ними согласиться нельзя. Попытки отнести все аспекты отношений в сфере трансплантации органов и тканей к какой-нибудь области права, возможно, не приведут к положительному результату. Здесь объединяются и методы цивільно-правового регулирования, и приемы административно-правового и ряда других областей права. Например, выполнение предписаний врача после проведенной трансплантации нале-жить к особому виду цивільно-правових обязанностей, выполнение которых зале-жить от больного - носителя этих обязанностей.

 

Вместе с тем обязанности административно-правового характера, которые выражаются в соблюдении внутреннего распорядка стационара, также направленные на осуществления больным своего субъективного права. Однако эти обязанности принимаются больным, которому осуществлена пересадка, в результате добровольного, осведомленного, компетентного согласия, которое свидетельствует о невозможности принадлежности этого вида отношений к административно-правовым.

 

Таким образом, на примере трансплантации органов и тканей можно поддержать идею М. Н. Малєїної о необходимости выделения медицинского права в отдельную самостоятельную область права. Автор идеи определяет врачебное (медицинское) право как систему нормативных актов (норм), которые регулируют организацию имущественных, личных отношений, которые возникают в связи с проводкой санитарно-эпидемиологических мероприятий и предоставлением лікарсько-профілактичної помощи гражданам. Выделение этого права даст возможность более адекватного правового регулирования всех разделов медицины, в том числе и трансплантології [18; С.56].

 

Для возникновения правоотношения в трансплантології необходимым есть возникновения юридического факта. Для проводки трансплантации необходимое наличие нескольких юридических фактов, в частности, волеизъявление лица, которое нуждается в пересадке, с одной стороны, и согласие медицинского учреждения (трансплантологічного стационара) - из другого. Иначе говоря, для правовых отношений между медицинской уста-новой и пациентом при трансплантации органов и тканей предлагается договорная форма, основанная на добровольном осведомленном волеизъявлении больного (реципиента) и согласию медицинского учреждения, основанному на медицинских свидетельствах.

 

Особенности договорных отношений при трансплантации органов и тканей связанные с отличиями, которые существуют в случаях пересадок с использованием трупных трансплантатов и при трансплантациях от живых доноров. В первом случае речь идет о заключении договора между реципиентом и трансплантологіч-им стационаром относительно предоставления медицинских услуг в виде пересадки. В другом случае - при донорстве живых людей, которыми, как правило, есть родственники реципиента, договор заключается между реципиентом и медицинским учреждением с одной стороны, и между медицинским учреждением и донором - из другого. Первый вид договора можно назвать договором относительно предоставления медицинских услуг в виде трансплантации, а второй - договор донорства. Учитывая принадлежность правоотношения, которое возникало при осуществимые трансплантации органов и тканей к медицинскому праву, договор относительно предоставления медицинских услуг в виде трансплантации и договор донорства могут составлять особую группу медицинских договоров [18; С. 58].

 

Таким образом, условиями возникновения правовых отношений между реципиентом и трансплантологічним стационаром являются юридические факты - волеизъявление больного и согласие медицинского учреждения с дальнейшим заключением договора относительно предоставления медицинских услуг в виде трансплантации.

 

Субъектами права в теоретико-правовому изложении есть «индивиды или орга-нізації, которые на основе юридических норм могут быть участниками правоотношения, т.е. носителями субъективных прав и обязанностей». Субъектами правоотношения при трансплантации органов и тканей есть:

реципиент и медицинское учреждение при пересадке с использованием трупных трансплантатов;

реципиент, медицинское учреждение и донор в случаях трансплантации при донорстве живых людей.

 

Для того чтобы быть субъектами правовых отношений, необходимо владеть правоспособностью и дееспособностью, объединенными под понятием правосубъектности. Учитывая положение нормативно-правовых актов по вопросам трансплантации органов и тканей, под правосубъектностью участника правоотношения, которое возникало в процессе пересадки органов и тканей, следует понимать предусмотренную нормами правая способность и возможность иметь и пользоваться субъективными правами и нести юридические обязанности, выполнение которых отображает собственные интересы участников отношений.

 

Субъектом правоотношения реципиент может считаться в случаях, когда он:

изъявил желание заключить договор относительно предоставления медицинских услуг в виде трансплантации с медицинским учреждением, которое осуществляет подобные операции;

владеет полной дееспособностью (в случаях с несовершеннолетними - по согласию с законными представителями);

за медицинскими показателями нуждается в лечении с применением трансплантации органов и тканей.

 

Донор как участник правоотношения при трансплантации с использованием живых донорских трансплантатов становится субъектом правоотношения, которое возникло при наличии определенных условий. В трансплантации органов и тканей для того, чтобы стать участником правоотношения, к донору должны относиться такие требования:

добровольное заключение договора донорства с трансплантологічним стационаром;

владение полной дееспособностью (в случаях с несовершеннолетними - по согласию с законными представителями);

возраст не меньше 18 лет (за исключением случаев пересадки костного мозга);

отсутствие медицинских противопоказаний к трансплантации;

отсутствие служебной или другой зависимости от реципиента.

 

Третий, обязательный для всех видов правоотношения в трансплантации ор-ганів и тканей участник - медицинское учреждение, которое предоставляет медицинские услуги в виде трансплантации. Субъектом правоотношения медицинское учреждение становится при наличии:

заключение с реципиентом и донором договоров относительно предоставления медич-их услуг в виде трансплантации, в одном случае, и договора донорства - в другом;

разрешение министерства здравоохранения на осуществление трансплантаций;

надлежащей, подтвержденной документально, квалификации хирурга, который осуществляет оперативное вмешательство из трансплантации органов и тканей.

 

Наличие приведенных выше признаков будет свидетельствовать о правосубъектности участников правоотношения при трансплантации органов и тканей, которая делает правомерным договор донорства или договор относительно предоставления медицинских услуг в виде трансплантации.

 

Под объектом правовых отношений имеют на внимании материальные духовные блага, получение и использование которых представляет интерес уполномоченной стороны. В трансплантології интересом для реципиента есть сохранения высших благ - жизнь и здоровье, а для донора, вдобавок, и помощь больному, которому нужна трансплантация. В медицинской практике определениный, что объектом правоотношения, которое возникало, есть «необходимые действия (услуги) медицинского характера».

 

Относительно трансплантации органов и тканей объектом правоотношения, которое возникало, есть услуги трансплантологічної медицинского учреждения, которое обеспечивает предоставление квалифицированной медпомощи больному. Учитывая особый характер трансплантології относительно других областей медицины, объектом правоотношения, которое возникало в случае трансплантации с донорством живых лиц, есть врачебные действия, направленные к почти здоровому человеку - донора трансплантационного материала [36; С. 51].

 

Таким образом, сущность правовых отношений при осуществимые трансплантации органов и тканей состоит в использовании договорных отношений между потребителями медицинских услуг - реципиентами и донорами, с одной стороны, и учреждениями, которые предоставляют такие услуги, - трансплантологічними стационарами. Путем викорис-тання таких отношений происходит не только гарантирование определенных прав пациентов, но и совершенствуются психологичные-социально-психологические факторы врачебной деятельности, підвищуюється заинтересованность в качественном предоставлении медпомощи.

 

Юридические модели правомерности изъятия органов

 

Первая успешная трансплантация почки была осуществлена в 1954 году с использованием органа от живого донора. Первые успешные трансплантации трупп-их органов принадлежат к 60-х лет прошлого столетия. В 1963 году была выполнена трансплантация легкого, в 1967 году - трансплантация печени. В том же годе Крістіан Бернард осуществил первую в мире пересадку сердца.

 

Учитывая постоянный дефицит донорских органов, а также тот факт, который до 90 % пересадок осуществляются с использованием трупных трансплантатов, становится очевидным, что как медицинским работникам, так и юристам необходимо четко воображать правовые основы изъятия органов и тканей из тела умершего человека. При этом существует определенное количество нерешенных в правовом аспекте вопросов, который обуславливает важность разработки взвешенной позиции относительно критериев правомерности посмертного донорства [16; С. 97].

 

Сейчас существует две основные юридические модели правомерности изъятия орга-нів умерших людей для трансплантации:

презумпция несогласия на изъятие органов;

презумпция согласия на изъятие органов.

 

1. Презумпция несогласия на изъятие органов и тканей умершего человека для трансплантации.

 

Различают два варианта этой юридической модели:

Определено выраженное согласие самого человека.

Запрошенное согласие законных представителей умершего человека.

 

При первом варианте изъятия органов из тела умершего человека происходит на основании выраженного согласия, т.е. документально подтвержденного волеизъявления человека, выраженного ею еще за жизнь. Это может быть завещание, составленное прижиттєво о предоставлении своего тела (частей тела) у распоряжение ученых для проводки экспериментов, или разрешение на изъятие органов и тканей после смерти для трансплантации.

 

При втором варианте юридической модели презумпции несогласия, в случае отсутствия документально подтвержденного прижизненного волеизъявления человека, изъятие органов из тела умершего человека происходит на основании предоставленного письменного согласия законных представителей (родственников, опекунов и др.) в форме запрошенного согласия.

 

Презумпция согласия умершего человека на использование ее органов и тканей для трансплантации. Эта юридическая модель правомерности изъятия органов умерших людей для трансплантации представлена тремя вариантами:

Принудительное изъятие органов и тканей.

Тотальное изъятие органов и тканей.

Рутинное изъятие органов и тканей.

 

При первом варианте изъятия органов и тканей для трансплантации осуществляется у определенной группы граждан.

 

При втором варианте изъятия органов после смерти осуществляется у всех граждан без исключения.

 

При третьем варианте изъятия органов умершего человека происходит в случае отсутствия:

документально подтвержденного прижизненного волеизъявления самого человека;

документально подтвержденного отказа законных представителей от изъятия органов из тела умершего родственника после смерти близкой им человека.

 

В начале 80-х лет прошлого столетия много стран отказались от модели «презумпции несогласия» и постепенно перешли к модели «презумпции зго-ди».

 

До 1987 года

Date: 2015-11-13; view: 492; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию