Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормы ударения. Нормы ударения в современном русском литературном языке представляют трудность для усвоения в связи с разноместностью и подвижностью ударения
Нормы ударения в современном русском литературном языке представляют трудность для усвоения в связи с разноместностью и подвижностью ударения. Если бы слова имели какие‑то формальные или смысловые признаки, указывающие, на каком слоге должно стоять ударение и как оно должно перемещаться с одного слога на другой при изменении форм слова, ударение усваивалось бы легче. Однако таких признаков в словах практически нет. Ударение усваивается вместе со словом – подобно тому, как усваивается значение слова. Надо запомнить, перевести в речевой навык не только значение слова, но и свойственное ему ударение. Эта индивидуальность словесного ударения объясняет и затруднения, испытываемые иностранцем, изучающим русский язык, и многочисленные орфоэпические ошибки людей, для которых русский язык является родным. Овладеть нормами ударения, исправить ошибки можно, пользуясь специальными справочниками и словарями. Некоторую помощь может оказать также знание типов русского ударения, типовых схем его расположения в словах и их формах.
Варианты ударения
Вследствие разноместности и подвижности русского ударения в русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, или акцентологические варианты. Варианты могут быть равноправными: бАржа – баржА; кИрзовый – кирзОвый, однако чаще всего варианты, допускаемые в литературном языке, характеризуются как неравноправные, т. е. один из них является предпочтительным: творОг (основной вариант) – твОрог (дополнительный вариант). Приведем краткий перечень равноправных акцентологических вариантов. апартАменты – апартамЕнты базИлика – базилИка бАржа – баржА бижутЕрия – бижутерИя бредовОй – бредОвый заржАветь – заржавЕть Иначе – инАче Искриться – искрИться кИрза – кирзА обрОненный – обронЕнный пЕтля – петлЯ ржавЕть – ржАветь тЕфтели – тефтЕли Семантические варианты – это пары слов, в которых разноме‑стность ударения предназначена для различения смысла слов: мУка – мукА; вИна – винА; остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение); трУсить (бояться) – трусИть (бежать) и т. п. Такие пары слов называются омографами, т. е. словами, совпадающими по написанию, но не по произношению. Приведем перечень слов, различающихся своим значением в зависимости от ударения. забронИровать (закрепить что‑нибудь за кем‑нибудь) – забронировАть (покрыть броней); занятОй (человек) – зАнятый (дом); засОленный (об овощах) – засолЕнный (о почве); затОченный (карандаш) – заточЕнный (узник); нАголо (остричь) – наголО (держать шашки); обходнОй (лист, путь) – обхОдный (маневр); переноснОй (радиоприемник) – перенОсное (значение); переходнОй (балл, мост) – перехОдный (возраст); погрУженный (на платформу) – погружЕнный (в воду); приблИженный (к чему‑нибудь) – приближЕнный (близкий); призывнОй (возраст) – призЫвный (зовущий); прОклятый (подвергшийся проклятию) – проклЯтый (ненавистный); развитОй (ребенок, промышленность) – рАзвитый (в умственном отношении; развитая нами деятельность) – развИтый (раскрученный: развитые волосы); склОнен (к чему‑нибудь) – склонЕн (перед кем‑нибудь); слОженный (из деталей) – сложЕнный (обладающий тем или иным телосложением); совершЕнный (достигший совершенства) – совершЁнный (сделанный); Угольный (от уголь) – угОльный (от угол); хАос (в древнегреческой мифологии) – хаОс и хАос (беспорядок); харАктерный (человек) – характЕрный (поступок); языковОй (относящийся к словесному выражению мысли) – языкОвый (относящийся к органу в полости рта). Стилистические варианты – это пары слов, которые в зависимости от места ударения используются в разных стилях речи: прикУс (общеупотребительное слово) – прИкус (специальное); шЕлковый (общеупотребительное) – шелкОвый (поэтическое). Нормативно‑хронологические варианты – это пары слов, в которых разноместность связана с временным периодом употребления данного слова в речи: запаснОй (современное) – запАсный (устаревшее); украИнский (современное) – укрАинский (устаревшее); рАкурс (современное) – ракУрс (устаревшее).
Date: 2015-11-13; view: 1764; Нарушение авторских прав |