Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тождественность сил воплощающихся и их различия
Прародители Человека, именуемые в Индии – Отцы, Питара или Питри, суть «Создатели» наших тел и низших принципов. Они есть мы сами как первичные личности, и мы есть они. Первичный человек был бы «костью от кости их, и плотью от плоти их», если бы они обладали костями и плотью. Но, как сказано, они были «Лунными Существами». Те, кто одарил человека его сознательным, бессмертным Ego, были «Солнечными Ангелами» – будем ли мы рассматривать их метафорически или же буквально. Тайны сознательного Ego, или же Человеческой Души, велики. Эзотерическое имя этих Солнечных Ангелов буквально означает «Владыки» (Натх) «неуклонного, постоянного Благочестия» (Пранидхана). Потому они, обладающие Пятым Принципом (Манас), по‑видимому, не только имеют отношение, но и установили Йогическую систему и включили Пранидхану, как пятое правило для соблюдения[189]. Уже было объяснено, почему Транс‑Гималайские оккультисты рассматривают их, как явно тождественных тем, кого в Индии называют Кумара'ми, Агнишватта'ми и Бархишада'ми. Как точно и верно выражение Платона, как глубоко и философично его замечание, по поводу (Человеческой) Души или Ego, когда он определяет ее, как «состав того же самого и другого». И тем не менее, как мало понят был этот намек, ибо это было принято, как означающее, что Душа была Выдохом Бога, Иеговы. Она «то же самое и другое», как выразился великий Философ‑Посвященный; ибо Ego – «Высшее Я», когда оно погружено, слито с Божественной Монадой – есть Человек и, в то же время, оно остается «тем же самым и другим»; Ангел, воплощенный в нем, тождественен с Вселенским Махат'ом. Великие классические писатели и философы чуяли эту истину, когда они говорили:
«Нечто должно находиться в нас, что производит наши мысли. Нечто весьма тонкое, это есть дыхание; это – огонь, это – эфир; это – квинтэссенция; это – тонкое подобие; это – разумение; это – число; это есть гармония».[190]
Все это есть Манасы и Раджасы; Кумары, Асуры и другие Правители и Питри, которые воплотились в Третьей Расе и этим способом и различными другими одарили человека Разумом. Существуют Семь Классов Питри, как показано дальше, три Бесплотных и четыре плотских; и два вида – Агнишватты и Бархишады. И мы можем добавить, раз имеются два вида Питри, то также имеется и двойная и тройная категория Бархишадов и Агнишваттов. Первые, дав рождение своим Астральным Двойникам, вновь рождаются, как Сыны Атри, и являются «Питри Демонов» или же Телесными существами, по утверждению Ману[191]; тогда как Агнишватты рождаются вновь, как сыны Маричи, Сыны Брамы, и считаются «Питри Богов».[192]
«Вайю Пурана утверждает, что Семь Степеней Питри первоначально были первичными Богами, Вайраджа'ми, которых Брама глазом Йога узрел в вечных сферах, и которые являются богами богов … Матсья… добавляет, что Боги почитали их».[193]
Харивамша отмечает Вайраджа лишь как одну из степеней Питри[194], это утверждение поддержано Сокровенными Учениями, отождествляющими, однако, Вайраджа со старейшими Агнишваттами[195]и Раджаса или Абхутараджаса, бесплотными и не имеющими даже Астрального облика. В большинстве манускриптов сказано, что Вишну воплощался в них и через них.
«В Райвата Манвантаре, опять‑таки, Хари, лучший среди богов, был рожден от Самбхути, как божественный Манаса – одновременно вместе с божествами, именуемыми Раджаса».[196]
Самбхути была дочерью Дакши и женою Маричи, отца Агнишваттов, которые вместе с Раджаса навсегда связаны с Манаса'ми. Как это отмечено Фитцэдуардом Холл'ом, гораздо более талантливым санскритологом, нежели Уильсон:
«Манаса не будет неподходящим именем для божества, связанного с Раджаса'ми. В нем мы находим манасам – то же, что и манас – лишь с необходимым изменением окончания для выражения мужского олицетворения».[197]
Все Сыны Вираджа суть Манаса, говорит Нилакантха. Но Вираджа есть Брама, и потому Бесплотные Питри называются Вайраджа'ми, будучи Сынами Вираджа, говорит Вайю Пурана. Мы могли бы умножить наши доказательства ad infinitum, но это ни к чему. Мудрый поймет, что мы подразумеваем под этим, с немудрого это не требуется. В Индии существуют триста тридцать миллионов Богов. Но, как замечает ученый лектор Бхагават Гиты:
«Все они могут быть дэвами, но, ни в коем случае, не все они «боги», в том высоком духовном смысле, который приписывается этому термину.
Это злополучная ошибка, обычно совершаемая европейцами. Дэва есть своего рода духовное существо, и только потому, что то же слово в обиходном языке употребляется для обозначения бога, вовсе не следует, что мы имеем и почитаем триста тридцать миллионов богов. Эти существа, как это можно естественно заключить, имеют некоторое сродство с одним из трех составных Упадхи (основных принципов), на которые мы подразделили человека».[198] Имена божеств, принадлежащих к известной мистической категории, изменяются с каждой Манвантарой. Таким образом, двенадцать великих Богов, Джая, созданные Брамой, чтобы помочь ему в трудах Творения, в самом начале Кальпы, и которые, погрузившись в Самадхи, пренебрегли трудом творения, – за что они и были прокляты и осуждены повторно рождаться в каждой Манвантаре до седьмой – соответственно называются Аджита, Тушита, Сатья, Хари, Вайкунтха, Садхья и Адитья[199]. Они именуются Тушита во второй Кальпе и Адитья в наш Вайвасвата Период[200], кроме еще других имен, соответствующих каждому веку. Но они тождественны с Манаса или Раджаса, так же как эти тождественны нашим воплощающимся Дхиан‑Коганам. Да, помимо тех Существ, которые, подобно Якша, Гандхарва, Киннара и др., будучи рассматриваемы, как индивидуальности, обитают Астральный План, существуют настоящие Дэвы, именно к этим категориям принадлежат Адитья, Вайраджа, Кумары, Асуры и все те высокие небесные Существа, кого Оккультное Учение называет Манасвин, Мудрейшими, первейшими среди всех, и кто всех людей сделали бы самосознательными духовно разумными Существами, которыми они и станут, если бы они не были «прокляты» и осуждены к падению в зарождение и быть рожденными, как смертные за их пренебрежение к долгу.
15. Семижды семь теней [201] будущих людей [202] (a) рождены были [203], каждый своего цвета [204] и вида (b). Каждый [205] степенью ниже своего Отца [206]. Отцы, бескостные, не могли дать жизнь существам с костями. Потомство их было Бхута [207], лишенные формы и разума. Потому называют их Чхая‑Paca [208] (с).
а) Ману, как уже было указано, происходит от корня man, мыслить, следовательно, означает «Мыслитель». Весьма вероятно, что именно от этого санскритского слова произошло латинское mens, Ум, египетское Menes, «Владыка‑Ум», monas Пифагора или сознательная «мыслящая единица», или ум, и даже наш manas или ум, пятый принцип в человеке. Потому эти Тени называются Amвnasa «Неимеющие Ума». Среди браминов Питри чрезвычайно священны, ибо они являются Прародителями[209]или Предками людей, – первыми Манушья на этой Земле – им приносит жертвоприношения брамин, когда у него рождается сын. Они более почитаемы, и ритуал их более важен, нежели поклонение Богам.[210] Не найдем ли мы философского смысла в этой двоякой группе Прародителей? Питри разделены на Семь Классов, и мы снова имеем перед собою то же мистическое число. Почти все Пураны согласны, что три Класса среди них принадлежат к Арупа, бесформенным, тогда как остальные четыре имеют Тела. Первые – разумные и духовные, последние – материальные и лишенные разума. Эзотерически, именно, Асура составляют первые три Класса Питри – «рожденные в Теле Ночи» – тогда как остальные четыре Класса произошли из «Тела Сумерек». Их Отцы, Боги, были осуждены родиться на Земле как неразумные, согласно Вайю Пуране. Легенды намеренно спутаны и очень затуманены; в одной – Питри Сыны Богов, в другой – они Сыны Брамы, тогда как третья делает из них наставников их же собственных Отцов. Именно Сонмы четырех материальных Классов создают людей в семи Зонах одновременно. Теперь, что касается Семи Классов Питри, из которых каждый снова подразделен на семь, мы обратимся с несколькими словами к изучающему и вопросом к непосвященному. Тот Класс «Огненных Дхиани», которых мы отождествляем на неоспоримом основании с Агнишватта'ми, называется в нашей системе «Сердцем» Дхиан‑Коганической Группы, и сказано, что они воплотились в Третьей Расе людей и сделали их совершенными. Эзотерическая Мистагогия говорит о таинственной связи, существующей между семеричной сущностью или естеством этого ангельского Сердца и сущностью человека, каждый физический орган и психическая и духовная функция которого является отражением, так сказать, копией на земном плане образца или прообраза наверху. Спрашивается, почему существует такое странное повторение числа семь в анатомической системе человека? Почему сердце имеет четыре нижние полости и три высшие отделения, так странно отвечающие семеричному подразделению человеческих принципов, разделенных на две группы, низшую и высшую; и почему то же самое подразделение находим мы в различных Классах Питри и, особенно, среди наших «Огненных Дхиани?» Ибо, как уже сказано, эти существа отвечают четырем Телесным или более плотным и трем Бестелесным или тонким «Принципам», впрочем, можете называть их любым иным наименованием. Почему семь нервных центров тела излучают семь лучей? Почему имеются эти семь центров и почему человеческая кожа имеет семь определенных слоев? Комментарий гласит: «Выявив свои Тени и создав людей из единого Элемента (Эфира), Прародители вновь восходят в Маха‑Лока, откуда, при обновлении Мира, они периодически сходят, чтобы дать рождение новым Людям. Тонкие Тела остаются без разумения (Манаса) до пришествия Сура (богов), ныне называемых Асура (Не‑Боги)». «Не‑Боги», может быть, для браминов, но высшие «Дыхания» для оккультиста, ибо эти Прародители (Питара), бесформенные и разумные, отказываются слагать человека, но одаряют его Разумом; тогда как четыре телесные Класса создают лишь его тело. Это весьма ясно пояснено в различных текстах Риг‑Веды – высшего авторитета для индуса любой секты. В них асура означает «духовный, божественный», и слово это употребляется как синоним Высочайшего Духа; также термин Асура, в смысле «Бога», применяется к Варуне и Индре, в особенности же к Агни – эти трое в древние времена были тремя высшими Богами, прежде чем браминская Тео‑Мифология не исказила истинного смысла почти всего содержания Архаических Писаний. Но так как ключ ныне утерян, то и Асура почти не упоминаются. То же самое находим мы в Зенд Авесте. В религии маздеев или в религии магов Асура есть Владыка Асура Вишваведас, «всезнающий» или «всеведающий Господь»; Асура Мазда, становящийся позднее Ахура Мазда и есть, как это доказывает Бенфей, «Владыка одаряющий Разумом» – Асура Медха и Ахура Маздао[211]. В другом месте этого же труда, на таком же авторитетном основании, утверждается, что Индо‑Иранский Асура всегда рассматривался, как семеричный. Этот факт, в связи с вышеприведенным именем Мазда, который делает из семеричного Асура «Владыку» или коллективно «Владык», «одаряющих Разумом», связывает Амешаспенд'ов с Асурами и с нашими воплощающимися Дхиан‑Коганами, так же как и с Элохим'ами и семью вдохновляющими Богами Египта, Халдеи и всех прочих стран. Все эти «Боги» отказались создавать человека не потому, как это утверждается в экзотерических описаниях, что гордость их была слишком велика, чтобы поделиться небесною мощью своего естества с Детьми Земли, но в силу уже приведенных причин. Тем не менее, аллегория пускается в бесконечные измышления, и теология каждой страны воспользовалась этим, чтобы установить свою тезу против Перворожденных или Логосов и запечатлеть это, как истину, в умах невежд и легковерных.[212] Христианская религия не является единственной, унизившей этих Богов до Демонов, зороастризм и даже браманизм воспользовались этим, чтобы захватить власть над умами людей. Даже в экзотеризме халдеев Существа, отказывающиеся создавать и тем самым, как сказано, противящиеся Демиургу, тоже обличаются как Духи Тьмы. Сура, завоевавшие свою умственную независимость, сражаются с Сурами, лишенными этого и которые потому представлены, как проводящие свои жизни в ис полнении бесполезных обрядов и поклонений, основанных на слепой вере – намек, который ныне обходится молчанием ортодоксальными браминами – и, благодаря этому, первые становятся А‑Сурами. Первые и Разумом‑рожденные Сыны Божества отказываются создавать потомство и за то прокляты Брамой и осуждены родиться людьми. Они низвергаются на Землю, которая позднее превращается по теологической догме в Адские Области. Ариман уничтожает Быка, созданного Ормаздом – который есть эмблема земной иллюзорной жизни, «Зародыша скорби» – и забыв, что преходящее и тленное семя должно умереть, чтобы растение бессмертия, растение духовной вечной жизни могло бы произрасти и жить, Ариман объявлен врагом, противодействующей силой, дьяволом. Тифон разрезает Озириса на четырнадцать частей, чтобы воспрепятствовать ему населить мир и тем создать страдания; и Тифон становится в экзотерических теологических учениях Силою Тьмы. Но все это лишь экзотерическая оболочка. Именно почитатели последней приписывают непослушанию и восстанию усилие и самопожертвование тех, кто хотел помочь человеку достичь его первоначального состояния божественности через самосознательные усилия; и именно, эти поклонники формы сделали Демонов из Ангелов Света. Однако Эзотерическая Философия учит, что одна треть [213]из Дхиани – то есть Три Класса из Арупа Питри, одаренных Разумом, «что есть бесформенное дыхание, состоящее из мыслительной, не из элементарных субстанций»[214]– были просто осуждены законами Кармы и эволюции на новое рождение, или воплотиться на Земле[215]. Некоторые из них были Нирманакая из дру гих Манвантар. Потому во всех Пуранах мы видим их, появляющимися вновь на этой планете в Третьей Манвантаре – т. е., в Третьей Коренной Расе – как Цари, Риши и Герои. Этот тезис, будучи слишком философичным и метафизическим, чтобы быть понятым массами, был, как уже сказано, искажен священством с целью сохранения власти над толпой посредством суеверного страха. Итак, предполагаемые «Восставшие» были просто те, кто вынуждаемые Кармическим Законом испить чашу горечи до ее последней капли, должны были вновь родиться и, таким образом, создать мыслящих сущностей из астральных статуй, выявленных их низшими братьями. Некоторые из них, как сказано, отказались, ибо они не имели в себе требуемого материала, – то есть, астрального тела – ибо они были Арупа. Отказ других был основан на том, что они были Адептами и Йогами в давно прошедших предыдущих Манвантарах; еще одна тайна. Но позднее, как Нирманакая, они пожертвовали собою на благо и спасение Монад, ожидавших своей очереди и которые иначе должны были бы томиться на протяжении бесчисленных веков в безответственных животно‑подобных, хотя на вид и человеческих, формах. Это может быть притча и аллегория, заключенная в другой аллегории. Решение ее предоставляется интуиции изучающего, если только он даст себе труд прочесть последующее духовным оком. Что же касается до их Формовщиков или Предков – тех Ангелов, которые в экзотерических легендах подчинились закону – они должны быть отождествлены с Питри Бархишада'ми или Питри‑Давата, т. е., с теми, которые обладали физическим творческим огнем. Они могли создать или, вернее, облечь человеческие Монады только своей собственной астральной сущностью, но они не могли создать человека по образу и подобию своему. «Человек не должен быть подобен одному из нас», говорят Боги Создатели, которым было доверено сложить низшего животного человека – но выше[216]. Создание подобия людей из их собственного божественного Естества, эзотерически означает, что, именно, они стали Первой Расой и, таким образом, разделили ее участь и дальнейшую эволюцию. Они не хотели просто потому, что они не могли дать человеку ту сокровенную священную искру, которая горит и развивается в цветок человеческого разума и самосознания, ибо они не имели ее, чтобы дать. Это было предоставлено тому Классу Дэв, символом которых в Греции был Прометей; именно тем, которые не имели никакого касания к физическому телу, но всецело к чисто духовному человеку. Каждый Класс Создателей одаряет человека тем, что он должен дать: один строит его внешнюю форму; другой дает ему свое естество, которое позднее становится Человеческим Высшим Я, благодаря личным усилиям индивида; но они не могли сделать людей такими, какими они были сами – совершенными, ибо без греха; без греха, потому что они обладали лишь первым, бледным и неясным намеком на атрибуты, причем последние, с человеческой точки зрения, были совершенными – белые, чистые и холодные, как девственный снег. Там, где нет борьбы, там нет и заслуги. Человечеству, «земному и от Земли», не было суждено быть созданными Ангелами от Первичного Божественного Дыхания. Потому и сказано, что они отказались создавать, и человек должен был быть оформлен более материальными создателями[217], которые, в свою очередь, могли дать лишь то, что было присуще их собственной природе и не более. Подвластные вечному закону, чистые Боги могли выявить из себя лишь тени людей, немного менее эфирообразные и духовные, менее божественные и совершенные, нежели сами они, – но все же лишь тени. Потому первое человечество было бледной копией своих Прародителей; слишком материальное даже в своей эфирности, чтобы быть иерархией Богов; слишком духовное и чистое, чтобы быть людьми, будучи одаренными всеми отрицательными (ниргуна) совершенствами. Совершенство, чтобы быть вполне таковым, должно родиться из несовершенства. Нетленное должно вырасти из тленного, имея последнее своим носителем, основою и противоположением. Абсолютный Свет есть абсолютная Тьма и vise versa. В действительности же нет ни Света, ни Тьмы в обителях Истины. Добро и Зло близнецы, порождение Пространства и времени под владычеством Иллюзии. Разъедините их, отсеките одно от другого, и они оба умрут. Ни одно из них не может жить само по себе, per se, ибо каждое из них должно быть рождено и создано из другого для того, чтобы получить бытие, оба они должны быть познаны и оценены, прежде чем стать предметами умозрения, потому в уме смертного они должны быть разделены. Тем не менее, раз иллюзорное отличие существует, оно нуждается в более низкой Степени Ангелов Создателей, чтобы «создать» населенные Сферы – в особенности наши – или же обработать Материю на этом земном плане. Гностики, одаренные философским умом, были первыми, кто в исторический период додумался до этого и, на основании этой теории, изобрел различные системы. Потому в их схемах творения всегда можно найти их «Создателей», занимающих место у самого подножия лестницы Духовного Бытия. Для них те, кто создали нашу Землю и ее смертных, помещались на самом пределе Майавической, иллюзорной Материи, и их последователи верили, – к великому отвращению отцов церкви – что ни одно высшее Божество не могло быть ответственным за создание тех жалких рас в духовном и моральном смысле, которые украшают нашу Землю, но лишь Ангелы низшей Иерархии[218], к категории которых относили еврейского Бога Иегову. Человечества, отличающиеся от настоящего, упоминаются во всех древних Космогониях. Платон в своем «Phaedrus» описывает «крылатую» расу людей. Аристофан в «Пире» Платона говорит об андрогинной расе о круглых телах. В Пэмандре даже все животное царство двуполо. Так сказано:
«Когда круг закончился, узел был развязан … и все животные, которые были тоже двуполыми, были развязаны [разъединены] одновременно с человеком … [ибо]… причины должны были породить следствия на Земле».[219]
В древнем Манускрипте индейцев племени кишэ, Попол Вух – опубликованном покойным аббатом Брассёр де Бурбург – первые люди описаны, как раса, обладавшая неограниченным зрением и непосредственным познанием всех вещей; свидетельствуя, таким образом, о божественном знании Богов, но не смертных. Тайная Доктрина, исправляя неизбежные преувеличения народной фантазии, дает факты, как они записаны в архаических символах. b) «Тени» эти были рождены, «каждая своего цвета и вида», каждая также «степенью ниже степени своего Отца» или Создателя, ибо последний был завершенным Существом своего вида. Комментарии поясняют первую фразу, как указание на цвет кожи каждой таким образом выявленной человеческой расы. В Пэмандре все Семь Первоначальных Людей, созданных природой от «Небесного Человека», разделяют качества Семи «Руководителей» или «Правителей», возлюбивших Человека – их собственное отображение и синтез. В Северных Легендах можно признать в Азгарде обитель Богов, так же как и в самых Азах тех же мистических Локи и олицетворения, составляющие основу пряжи народных «мифов», как и нашей Тайной Доктрины; и мы находим их в Ведах, в Пуранах, в Писаниях Маздеев и в Каббале. Азы Скандинавии, Правители Мира, предшествовавшего нашему, имя которых дословно означает «Столбы Мира», его «Устои», тождественны, таким образом, греческим Космократорам, семи «Работникам» или Ректорам в Пэмандре, семи Риши и Питри Индии, семи халдейским Богам и семи Злым Духам, семи Сефиротам Каббалы, синтезированным верхней Триадою, и даже семи Планетарным Духам христианских мистиков. Азы создают землю, моря, небо, облака, весь видимый мир из останков сраженного великана Имир; но они не создают Человека, но лишь его форму из древа Аск или Аш. Бог Один одаряет его жизнью и душою после того, как Лодур дал ему кровь и кости и, наконец, именно Хёнир снабжает его разумом (Манас) и сознательными чувствами[220]. Скандинавский Аск, древо Аш Гезиода, от которого произошли люди бронзового поколения, Третья Коренная Раса, и Древо Тзите в Попол Вух, из которого была создана мексиканская третья раса, все они едины. Это очевидно для каждого читателя. Но кто из западных ученых может объяснить оккультную причину, почему скандинавский Иггдразил, индусский Ашваттха, Гогард, Древо Жизни эллинов, и тибетский Цампун, все являют тождественность с каббалистическим древом Сефиротов и даже со Священным Древом, созданным Ахура Мазда, и Древом Эдема[221]? Тем не менее плоды всех этих «Древ», будь то Пиппала, или Хаома, или даже более прозаическая Яблоня, все они – «растения жизни», фактически и воистину. Все прототипы наших рас заключались в Микрокосмическом Древе, которое выросло и развилось внутри и под обширным мировым Макрокосмическим Древом[222]; и тайна эта наполовину разоблачается в Диргхотамас, где сказано:
«Пиппала, сладкий плод того дерева, на который спускаются духи, любящие науку, и где боги производят все чудеса».
Как и на Гогарде, среди роскошных ветвей всех этих Мировых Древ обитает «Змий». Но тогда как Макрокосмическое Древо есть символ Змия Вечности и Абсолютной Мудрости как таковой, те, кто обитает в Микрокосмическом Древе, суть Змии Проявленной Мудрости, Единый есть и Всеединый; другие – его отраженные частицы. Конечно, «Древо» есть сам человек, Змий же, обитающий в каждом древе, сознательный Манас, связующее звено между Духом и Материей, Небом и Землею. Всюду мы видим то же самое. «Творческие» Силы создают Человека, но терпят неудачу в своей конечной цели. Все эти Логосы стремятся наделить человека сознательным бессмертным Духом, отраженным лишь в Разуме (Манас); они терпят неудачу, и все они представлены, как бы наказанные за эту неудачу, если и не за попытку. Какого же рода это наказание? Осуждение на заключение в низшей или самой низкой области, которая есть наша Земля, низшая в своей Цепи, на «Вечность», – что означает продолжительность одного Цикла‑Жизни – во тьме Материи или же внутри животного Человека. Отцам церкви показалось полезным, отчасти по невежеству и отчасти преднамеренно, исказить этот изобразительный символ. Они воспользовались метафорой и аллегорией каждой древней религии, чтобы обернуть их к выгоде новой. Таким образом, человек был преображен и ввергнут во тьму материального Ада; его божественное сознание, полученное им от присущего ему Принципа, Манаса, или воплощенного Дэва, стало палящим пламенем Адовых обиталищ, и наша планета самим Адом. Пиппала, Хаома, плод Древа Познания были объявлены, как запрещенный плод, и «Змий Мудрости», голос разума и сознания, остался на протяжении веков отождествленным с Падшим Ангелом, который есть старый Дракон, Дьявол! То же самое произошло и с другими высокими символами. Свастика, наиболее священный и мистический символ в Индии, «Крест Джаина», как она называется сейчас у масонов, несмотря на ее прямую связь и даже тождественность с Христианским Крестом, была обесчещена тем же способом. Это «дьявольский знак», говорят нам миссионеры Индии. Разве не блистает он на голове великого Змия Вишну, на тысячеглавом Шеша‑Ананта в безднах Патала, в Нарака или индусском Аду? Именно так; но что есть Ананта? Так же, как Шеша, это почти бесконечный Манвантарный Цикл Времени, и он становится именно Бесконечным Временем, когда его именуют Ананта, великим Семиглавым Змием, на котором покоится Вишну, Вечное Божество на протяжении Бездеятельности Пралайи. Что общего имеет Сатана с этим высоко метафизическим символом? Свастика из всех символов является наиболее философски научным, так же как и наиболее понятным. Это есть суммирование в нескольких линиях всего труда «творения» или, как следовало бы сказать, эволюции, начиная от Космотеогонии до Антропогонии, от неделимого, непостижимого Парабрамана до скромного монерона материалистической науки, начало которого так же неведомо этой науке, как и начало самого Все‑Сущего Божества. Мы находим Свастику, возглавляющую религиозные символы каждой древней народности. Это есть «Молот Работника» в халдейской Книге Чисел, вышеупомянутый «Молот» в «Книге Сокровенной Тайны», который высекает искры из огнива (Пространства), и эти искры становятся Мирами. Это есть Молот Тора, магическое орудие, выкованное карликами против Великанов или восставших Пред‑космических Титанических Сил Природы, которые, пока они живут в пределах Материи, не могут быть усмирены Богами, – посредниками Всемирной Гармонии – но должны быть сначала уничтожены. Вот почему Вселенная создана из останков убитого Имира. Свастика есть Мьцлнир – «Громовый Молот», и потому сказано, когда Азы, пресвятые Боги, после огненного очищения – огнем страстей и страданий в их жизненных воплощениях – станут пригодными для пребывания в Ида в вечном мире – тогда Мьцлнир станет ненужным. Это наступит, когда узы Богини Хел, Царицы области Мертвых – не будут более сковывать их, ибо царство зла перестанет существовать.
«Пламена Суртура не уничтожили их, так же как и бушующие воды [нескольких потопов]… Там Существовали… сыны Тора. Они принесли с собою Мьцлнир, не как оружие войны, но как молот, посредством которого освятить новые небеса и новую землю».[223]
Воистину, многочисленны значения этого молота! В макрокосмической работе «Молот Творения» с его четырьмя концами, загнутыми под прямыми углами, относится к постоянному движению и круговращению невидимого Космоса Сил. В работе проявленного Космоса и нашей Земли, он указывает на вращение в Циклах Времени мировых осей и их экваториальных поясов; две линии, образующие Свастику , означают Дух и Материю, четыре крючка предпосылают движение вращающихся циклов. В приложении к микрокосму, человеку, символ этот показывает, что человек есть связь между Небом и Землей; правая ру ка поднята на конце горизонтальной линии, левая же указывает на Землю. На Изумрудных Таблицах Гермеса на поднятой руке написано слово «Solve», на левой же слово «Coagula». Этот знак является одновременно алхимическим, космогоническим, антропологическим и магическим с семью ключами к его внутреннему смыслу. Не будет преувеличением сказать, что сложный символизм этого всемирного и наиболее изобразительного из знаков, содержит ключ к семи тайнами Космоса. Зародившийся в мистических представлениях ранних арийцев в поставленный ими у самого порога вечности на главу Змия Ананта, он встретил свою духовную смерть в схоластических толкованиях средневековых антропоморфистов. Это есть Альфа и Омега Всемирной Творческой Силы, исходящей от чистого Духа и кончающейся в плотной Материи. Также это ключ к Циклу Науки божественной и человеческой; и тот, кто поймет его полный смысл, навсегда освободится от оков Маха‑Майи, великой Иллюзии и Обольстителя. Свет, сверкающий из‑под Божественного Молота, ныне низведенного до молоточка Великого Мастера масонских лож, достаточен, чтобы рассеять мрак любых человеческих схем или вымыслов. Какими пророческими являются песни трех скандинавских Норн‑Богинь, которым Вороны Одина нашептывают о прошлом и будущем, кружась в своей хрустальной обители под текущей рекой. Все эти песни записаны на «Свитках Мудрости», из которых многие утеряны, но некоторые еще сохранились; и они повторяют в поэтической аллегории учения Архаических Веков. Приведем вкратце, что говорит д‑р Вагнер в своей книге «Азгард и Боги», относительно «Обновления Мира», и что является пророчеством о Седьмой Расе нашего Круга, оповещенным в далекие века. Мьцлнир исполнил свой долг в этом Круге, и:
«На поле Ида, на поле воскресения [для Пятого Круга] собрались сыны высочайших богов и в них вновь восстали их отцы [ Ego всех их прошлых воплощений]. Они говорили о Прошлом и Настоящем и вспоминали мудрость и пророчества своих предков, которые все исполнились. Около них, но незримо для них, находился Сильный, Мощный, кто правит всем сущим, восстанавливает мир между теми, кто враждует между собою, и устанавливает вечные законы, управляющие миром. Все они знали, что он находился здесь, они ощущали его присутствие и силу, но не ведали имени его. Его Велением новая Земля поднялась из вод [Пространства]. К Югу, над Полем Ида, он создал новое небо, названное Аудланг, и дальше от него третье, известное как Видблэн. Над пещерою Гимил'а был воздвигнут чудесный чертог, который был покрыт золотом и ярко блистал на Солнце. [Эти три суть постепенно восходящие Сферы нашей Цепи]. Там боги снова воссели на свои престолы, как было раньше, и они радовались этому восстановлению и лучшим временам. С вершин Гимил'а [Седьмой Сферы, наивысшей и наичистейшей] они смотрели вниз на счастливых потомков Лиф [и Лифтхразир, грядущих Адама и Еву, очищенного человечества] и указали им взбираться еще выше, подняться в знании и мудрости, в благочестии и в деяниях любви, шаг за шагом, от одного неба до другого, до тех пор, пока, наконец, они не будут в состоянии объединиться с божествами в Доме Отца Всего Сущего».[224]
Тот, кто знает доктрины Эзотерического Буддизма или Мудрости, хотя все еще весьма несовершенно набросанных, ясно поймет аллегорию, заключающуюся в вышесказанном. Читатель яснее поймет ее философский смысл, если глубже задумается над мифом о Прометее. В дальнейшем это рассматривается при свете индусского Прамантха. Толкование их, низведенное до чисто физиологического символа некоторыми востоковедами и взятое лишь в связи с земным огнем, является оскорблением каждой религии, включая и христианство, величайшая тайна которого, таким образом, низвергнута до Материи. «Трение» божественного Прамантха и Арани могло представиться в подобном изображении только лишь грубому понятию немецких материалистов – худших из всех. Правда, что божественное дитя, Агни, у Расы, говорящей на санскритском языке, и ставшее Ignis у латинян, рождается от соединения Прамантха и Арани – Свастика – во время ритуала жертвоприношения. Но что же из этого? В Ведах Тваштри (Вишвакарман) есть «божественный артист и плотник»[225], и также Отец Богов и «Творящего Огня». Настолько дре вен этот символ и настолько сокровенен, что почти ни одни раскопки на местах древних городов не обходятся без нахождения его. Много подобных дисков из терракота, называемых fusaпoles, были найдены д‑ром Шлиманном под развалинами древней Трои. Обе формы и были раскопаны в большом количестве; наличность их является еще одним доказательством, что древние Трояне и предки их были чистыми арийцами. с) Чхая, как уже было объяснено, есть Астральное Отображение. В санскритских трудах оно имеет, именно, это значение. Таким образом, Санжна, Духовное Сознание, супруга Сурья Солнца, изображается как удаляющаяся в лес для отшельнической жизни и оставляющая своему супругу свою Чхая, Тень или Отображение.
16. Как же рождаются Манушия [226] ? Ману, обладающие разумом, как создались они? (а). Отцы [227] призвали на помощь свой собственный огонь [228], который есть огонь, горящий в земле. Дух земли призвал себе на помощь солнечный огонь [229]. Эти трое [230] создали соединенными усилиями форму годную. Она [231] могла стоять, ходить, бегать, лежать или летать. Но, все же, она была только Чхая, тень, разума лишенная (b)…
a) Здесь объяснение еще раз становится необходимым при, помощи света, бросаемого экзотеризмом, добавленным к Эзотерическим Писаниям. Манушия (Люди) и Ману являются здесь эквивалентными Адаму халдеев – причем, как и в представлении халдеев и ассирийцев, термин этот вовсе не означает первичного человека, как мы видим это у евреев, или же одиночного индиви дуума, но, именно, Человечество коллективно. Именно Четыре Степени или Класса Дхиан‑Коганов из Семи, гласит Комментарий, «явились Прародителями Скрытого Человека» – то есть, тонкого Внутреннего Человека. Лха Луны, Лунные Духи, как уже было сказано, были лишь Предками его Формы, то есть, того образца, по которому Природа начала свою внешнюю работу. Итак, Первоначальный Человек был при своем появлении лишь бессознательным Бхута[232]или же «Призраком». Это «творение» было неудачно. b) Попытка эта снова оказалась неудачной. В этом заключается аллегория, изображающая тщетность попыток, сделанных физической Природою, чтобы построить даже совершенного животного, не говоря уже о человеке. Ибо Отцы, Низшие Ангелы, все они суть Духи Природы, и высшие Элементалы также обладают присущей им своего рода разумностью; но всего этого недостаточно, чтобы построить мыслящего человека. Нужен был «Живой Огонь», тот Огонь, который дает человеческому разуму самопознание и самоосознание или же Манас; потомством же Парвака и Шучи являются Животно‑Электрические и Солнечные Огни, которые создают животных и потому они могли предоставить лишь физический, живой организм для этого первичного астрального прообраза человека. Следовательно первые Создатели были Пигмалионами Первобытного Человека; им не удалось оживить эту статую – разумом. Эта Станца, как мы увидим, очень показательна. Она объясняет тайну и заполняет пробел, существующий между одухотворяющим Принципом в человеке – Высшим Я или Человеческой Монадой – и Животной Монадой, составляющих вместе одну, хотя первая одарена божественным разумом, тогда как вторая лишь способностью инстинкта. Как следует понять это различие и как объяснить присутствие Высшего Я в человеке? Комментарии гласят: «Сыны Махата есть те, кто ускоряют развитие человеческого Растения. Они есть Воды, падающие на бесплодную почву латентной жизни, и Искра, оживляющая человеческое Животное. Они Владыки Духовной Жизни Вечности… В начале [Второй Расы] некоторые [из Владык] только вдохнули свое естество в Манушия [людей], другие же избрали человека своим обиталищем». Это показывает, что не все люди стали воплощениями «Божественных Восставших», но лишь некоторые среди них. У остальных их Пятый Принцип был просто ускорен в своем развитии, посредством искры, брошенной в него, что и объясняет великую разницу среди умственных способностей людей и рас. Если бы «Сыны Махата», говоря аллегорически, не проскочили через Промежуточные Миры в своем устремлении к умственной свободе, животный человек никогда не был бы в состоянии подняться от этой Земли и достичь личными усилиями своей конечной цели. Цикловое Странствование должно было бы совершиться через все планы существования, наполовину бессознательно, если и не вполне, как мы видим это на примерах животных. Именно, благодаря этому восстанию разумной жизни против мертвенной бездеятельности чистого духа, мы и являемся тем, что мы есть – самосознательными, мыслящими людьми, одаренными способностями и свойствами Богов, как на благо, так и на зло. Следовательно, Восставшие являются нашими Спасителями. Пусть философы хорошенько задумаются над этим, и не одна тайна раскроется перед ними. Лишь силою притяжения контрастов могут два противоположения – Дух и Материя – быть скреплены между собою на Земле и, будучи расплавлены в огне самосознательного испытания и страдания, стать слитными в Вечности. Это откроет смысл до сих пор непонятных аллегорий, безрассудно называемых «баснями». Для начала, это объясняет утверждение, сделанное в Пэмандре, что «Небесный Человек», «Сын Отца», приобщившийся к природе и естеству Семи Руководителей или Создателей и Правителей Материального Мира,
«заглянул через Гармонию и, пробившись через мощь (Семи) Кругов (Огня), обнаружил и выявил, таким образом, природу, рожденную в нисходящем порядке».[233]
Это объясняет каждый стих в герметическом повествовании, также и греческую аллегорию о Прометее. Но главное, оно объясняет множество аллегорических повествований о «Войнах в Небесах», включая и Войну в Откровении, относящуюся к христианской догме о «Падших Ангелах». Оно объясняет «Восстание» древнейших и высших Ангелов и смысл низвержения их с Неба в бездну Ада, то есть, Материю. Это даже разрешает недавнее недоумение ассириологов, выразивших свое изумление в лице покойного Георга Смита, в следующих словах:
«Мое первое представление об этой части [восстания] было, что война с силами зла предшествовала Творению; теперь же я думаю, она последовала за Падением».[234]
В том же труде[235]Георг Смит дает с одного раннего вавилонского цилиндра изображение Священного Древа, Змия, мужчины и женщины. Древо имеет семь ветвей; три на стороне мужчины, четыре на стороне женщины. Эти ветви изображают семь Коренных Рас, в третьей из которых, в самом ее конце, произошло разделение полов и, так называемое, Падение в зарождение. Первые Три Расы были бесполые, затем они стали гермафродитами; остальные четыре из отличающихся друг от друга мужчин и женщин. Как говорит нам писатель:
«Дракон, который в халдейских повествованиях о Творении вводит человека в грех, является тварью Тиамат, живого начала моря и хаоса… который воспротивился божествам при создании мира».[236]
Это заблуждение. Дракон есть мужское начало или Фаллос, олицетворенный или, вернее, анимализованный; Тиамат же, «олицетворение духа хаоса», Бездны или Глуби есть женское начало, Утроба. «Дух хаоса и беспорядка» относится к той умственной пертурбации, к которой он привел. Это есть чувственное, притягательное, магнетическое начало, которое очаровывает и прельщает, вечно‑живой активный элемент, который ввергает весь мир в состояние смятения, хаоса и греха. Змий прельщает женщину, но именно последняя прельщает мужчину, и оба они включены в кармическое проклятие, хотя лишь как естественное следствие порожденной причины. Георг Смит говорит:
«Ясно, что Дракон включен в проклятие за Падение и, что боги [Элохимы, возревновавшие при виде, что человек из праха, в свою очередь, стал Создателем; подобно всем животным], призывают на голову человеческой Расы все бедствия, которым подвергается человечество. Мудрость и Знание принесут ему горе, он будет иметь семейные раздоры, будет подчиняться тирании, он вызовет гнев богов… он будет разочарован в своих желаниях, он будет изливаться в бесполезных молитвах … он создаст будущий грех. Несомненно, что последующие строки продолжают эти перечисления, но наше повествование снова обрывается здесь и появляется вновь лишь там, где боги готовятся к войне с силами зла. которыми водительствует Тиамат (женщина)».[237]
Это описание изъято из Книги Бытия ради монотеистических целей. Но ошибочная политика – без сомнения она была порождена страхом и уважением перед догматической религией и ее суевериями – стараясь восстановить халдейские фрагменты с помощью Книги Бытия, тогда как, именно, последняя, как несравненно более недавняя, нежели любые фрагменты, должна была бы быть пояснена посредством первых.
17. Дыхание [238] нуждалось в форме; отцы дали ее. Дыхание нуждалось в плотном теле; земля сформировала его. Дыхание нуждалось в духе жизни; солнечные Лха вдохнули его в форму ее. Дыхание нуждалось в зеркале тела своего [239]; «Мы дали ему наше собственное!» – сказали Дхиани. Дыхание нуждалось в носителе желаний [240]; «Оно имеет его!» – сказал осушитель вод [241]. Но дыхание нуждается в разуме, чтобы вместить вселенную; «Мы не можем дать его!» – сказали отцы. «Я никогда не имел его!» – сказал Дух Земли. «Форма сгорит, если я дам ей свой!» – сказал Великий огонь [242] … Человек [243] остался пустым, бессмысленным Бхута… Так бескостные дали жизнь тем, кто [244] стали людьми, костями укрепленными в третьей. [245]
Так как полное объяснение будет найдено в комментариях на Станцу V, то сейчас достаточно нескольких замечании. «Отец», первоначально физического человека или же его тела, есть Жизненный Электрический Принцип, пребывающий в Солнце. Луна его «Матерь», в силу той таинственной мощи, присущей Луне, которая имеет такое же определенное влияние на человеческое зарождение и рождение, регулируемое ею, как и на рост растений и животных. «Вихрь» или Эфир, означающий, в данном случае, передаточный проводник, через который воздействия двух этих светил приносятся и рассеиваются на Земле, называется «Пестуньей»[246]; тогда как лишь «Духовный Огонь» делает из человека божественное и совершенное существо. Теперь, что есть этот «Духовный Огонь»? В Алхимии это есть, говоря вообще, Водород: тогда как в эзотерической действительности это есть эманация или Луч, излучающийся от своего Нумена, «Дхиани Первого Элемента». Водород есть газ лишь на нашем земном плане. Но даже в химии Водород «был бы единственной существующей формой материи, в нашем значении этого термина»[247], и он весьма близко приближается к Протилу, который есть наш Лаям. Он есть отец и зародитель, так сказать, или вернее, Упадхи (основа), как Воздуха, так и Воды, и в действительности есть «огонь, воздух и вода», один в трех аспектах; отсюда химическая и алхимическая троица. В мире проявления или Материи это есть объективный символ и материальная эманация субъективного и чисто духовного, энтитативного Бытия в области Нуменов. Справедливо, может Годфрид Хиггинс сравнивать и даже отождествлять Водород с То On или «Единым»[248]у греков. Ибо, как замечает он, Водород не есть вода, хотя он и порождает ее; Водород не огонь, хотя он проявляет или создает его; также он не воздух, хотя воздух можно рассматривать, как продукт сочетания воды и огня – ибо Водород содержится в водном элементе атмосферы. Именно, это три в одном. Если мы будем изучать сравнительную Теогонию, то легко найдем, что тайна этих «Огней» преподавалась в Мистериях всех древних народов, преимущественно в Самофракии. Нет ни малейшего сомнения, что Кабиры, наиболее сокровенные из всех древних Божеств, Богов и Людей, великих Божеств и Титанов, тождественны с Кумарами и Рудрами, возглавляемыми Карттикея – тоже Кумаром. Это совершенно очевидно даже экзотерически; и эти индусские Божества были подобно Кабирам, олицетворенными священными Огнями наиболее оккультных сил в Природе. Некоторые ветви Арийской Расы, азиатские и европейские, индусы и греки сделали все возможное, чтобы скрыть их истинную природу, если и не их значение. Как и в отношении Кумаров, число Кабиров неопределенно. Некоторые говорят, что их было лишь трое или четверо; другие утверждают, что их семеро. Axierus, Axiocersa, Axiocersus и Casmilus могут прекрасно рассматриваться, как alter egos четырех Кумаров – Санат‑Кумара, Сананда, Санака и Санатана. Первые из этих божеств, отцом которых считался Вулкан, часто были смешиваемы с Диоскурами Corybantes, Anactes и т. д., подобно тому, как Кумары, отцом которых значился Брама – или, вернее, «Пламень Гнева Его», побудивший его создать девятое или Творение Kaumвra, результатом которого явились Рудра или Нилалохита (Шива) и Кумары – смешались с Асурами, Рудрами и Питри по той простой причине, что все они едины – то есть, взаимно соотносящиеся Силы и Огни. Здесь мы не имеем места описать эти «Огни» и истинное значение их, хотя мы попытаемся сделать это впоследствии, если конец этого труда будет когда‑нибудь напечатан. А пока что еще несколько объяснений может быть добавлено. Все предыдущее представляет тайны, решение которых должно быть предоставлено скорее личной интуиции читателя, нежели пытаться их описать. Если читатель пожелает узнать что‑либо о тайне Огней, пусть он обратится к некоторым трудам алхимиков, которые весьма правильно связывают Огонь с каждым Элементом, как это делают и оккультисты. Читатель должен помнить, что древние народы рассматривают религию и естественные науки также и философию, как тесно и нераздельно связанные между собою. Эскулап был сыном Аполлона – Солнца или Огня Жизни; одновременно Гелиоса, Пифиоса и Бога Мудрости оракулов. В экзотерических религиях, так же как и в Эзотерической Философии, Элементы – особенно Огонь, Вода и Воздух – представлены, как прародители наших пяти физических чувств и, следовательно, непосредственно связаны с ними оккультно. Эти физические чувства принадлежат даже более низкому творению, нежели то, которое в Пуранах называется Пратисарга или «Вторичное творение». «Жидкий Огонь исходит от Нераздельного Огня» – гласит Оккультная аксиома. Круг есть Мысль; Диаметр (или линия) есть Слово; и сочетание их есть Жизнь. В Каббале Бат‑Кол есть дочь Божественного Гласа или же Предвечный Свет, Шекина. В Пуранах и индусском экзотеризме Вак, Глас, есть Женский Логос Брамы – преображение Адити, Предвечный Свет. Если же Бат‑Кол в еврейском мистицизме есть внятный, сверхъестественный глас с небес, открывающий «избранному народу» священные традиции и законы, то это только потому, что Вак называлась еще до иудаизма «Матерью Вед», которая вошла в Риши и вдохновила их своими откровениями; так же как говорится, что Бат‑Кол вдохновляла пророков израильских и первосвященников еврейских. И обе они существуют и по сей день в своих соответственных священных символах, ибо древние связывали Звук или Речь с Эфиром Пространства, характерным признаком которого является Звук. Потому Огонь, Вода и Воздух являют собою первоначальную Космическую Троицу.
«Я есмь твоя Мысль, твой Бог, более древний, нежели Влажное Начало, Свет, излучающийся во Тьме [Хаосе] и блистающее Слово Бога [Звук] есть Сын Божества».[249]
Итак, мы должны хорошо изучить «Первичное Творение», прежде чем мы сможем понять Вторичное. Первая Раса имела в себе три рудиментарных Элемента: и не обладала еще Огнем, ибо согласно древним, эволюция человека, рост и развитие его духовных и физических чувств были подчинены эволюции Элементов на Космическом плане этой Земли. Все исходит от Прабхавапияя, эволюции творящих и чувствующих принципов в Богах, и даже так называемого, самого «Творящего Божества». Это мы видим из имен и наименований, данных Вишну в экзотерических Писаниях. Так же как и Орфический Протологос, он именуется Пурваджа, «прегенетический» и другие имена, взятые в их нисходящем порядке, все более и более связывают его с Материей. Следующий порядок с приведенными параллелями может быть установлен в эволюции Элементов и Чувств; или же в Космическом Земном «Человеке» или «Духе», и смертном физическом человеке: 1. Эфир………………………… Слух………………. Звук. 2. Воздух……………………… Осязание………… Звук и Осязание. 3. Огонь или Свет………. Зрение…………… Звук, Осязание и Цвет. 4. Вода………………………… Вкус………………… Звук, Осязание, Цвет и Вкус. 5. Земля………………………. Обоняние………. Звук, Осязание, Цвет, Вкус и Обоняние. Как мы видим, каждый Элемент к своему характерному признаку добавляет признаки своего предшественника; так же как каждая Коренная Раса добавляет характерное чувство предыдущей Расы. То же самое верно и по отношению к семеричному «творению» человека, который постепенно развивается в семи стадиях и на тех же принципах, как это будет явлено в дальнейшем. Таким образом, тогда как Боги или Дхиан‑Коганы (Дэва) исходят от Первичной Причины, – которая не есть Парабраман, ибо последний есть ВСЕ‑ПРИЧИНА и не может быть назван «Первичной Причиной», – эта Первичная Причина в Браминских Книгах называется Джагад‑Иони, «Утроба Мира», человечество происходит от этих самых действенных посредников в Космосе. Но люди, в течение Первой и Второй Расы, не были физическими существами, но просто лишь рудиментами будущих людей; Бхута, происшедшие от Бхутади, «начала» или «первоначального места, откуда возникли Элементы». Следовательно, они произошли со всем остальным от Прабхавапияя, «места, откуда все исходит и куда растворяется все сущее», как это объяснено в Комментариях на Вишну Пурану. Откуда и наши физические чувства. Откуда даже само высшее «созданное» Божество нашей Философии. Раз оно едино со Вселенной, то назовем ли мы его Брама, Ишвара или Пуруша, оно есть Проявленное Божество – следовательно, «созданное» или ограниченное и условное. Это легко доказать даже на основании экзотерических учений. После того, как его назвали непознаваемый, вечный Брама (бесполый или абстрактный) Пундарикакша, «превысшая и непреходящая слава», и раз, вместо Садаика‑Рупа, «неизменная» или «непреложная» Природа, к нему обращаются, как к Эканека‑Рупа, «единому и множественному одновременно», он – Причина, становится слитым со своими собственными следствиями; и имена его, если поставить их в эзотерическом порядке, показывают следующую нисходящую скалу: Махапуруша или Параматман………………… Превысший Дух. Атман или Пурваджа (Протологос)………. Живой Дух Природы. Индрияатман или Хришикеша……………… Духовная или Разумная Душа (единая с чувствами). Бхутатман……………………………………………. Живая или Жизне‑Душа. Кшетраджна………………………………………… Воплощенная Душа или же Вселенная Духа и Материи. Бхрантидаршанатах……………………………… Ошибочное Познание – Материальная Вселенная. Последнее наименование означает нечто познанное или представленное, в силу заблуждения и ошибочного представления, как материальная форма, но что в действительности является лишь Майей, Иллюзией, так же как и все сущее в нашей физической Вселенной. Именно, на основании точной аналогии с атрибутами этого Брамы, как в мире духовном, так и мире материальном, происходит эволюция Дхиан‑Коганических Сущностей; характерные признаки последних, в свою очередь, отображаются в Человеке коллективно и в каждом из его принципов, из которых каждый заключает в себе, в том же прогрессирующем порядке, долю их разнообразных «Огней» и «Элементов».
Date: 2015-11-13; view: 319; Нарушение авторских прав |