Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спираль познания. Такой тип практического обучения является большой редкостью в наши дни, хотя, к счастью, тенденция немного меняется





 

Такой тип практического обучения является большой редкостью в наши дни, хотя, к счастью, тенденция немного меняется. В данной модели все обучение делится на пять ступеней: чувствительности, осознанности, восприятия, интеграции (включения) в память и систему убеждений и последнюю по порядку, но не по значению, ступень выбора. Знание — это всего лишь одна часть четвертой ступени, и, перепрыгнув первые три ступени, современная система образования умаляет значимость чувствительности, осознанности и восприятия как инструментов, усиливающих способность к приспособлению, и таким образом сужает перспективы человечества на выживание и удовлетворенность.

Сферы применения знаний: культура, бизнес, политические системы — способствуют развитию впечатляющих технологий, но они едва ли могут рассматриваться как источник человеческого счастья. Все это представляется как воплощение «цивилизации» и «прогресса», однако при этом маскируется тенденция понижения уровня осознанности человека, которая находится в тревожной обратной зависимости от тенденции повышения уровня экологической и социальной дезинтеграции, что началось еще в первых годах ХХ века и особенно усилилось в 70-х годах.

Герберт Спенсер1 ввел в обращение фразу «выживает сильнейший»; используя слово «сильнейший», он говорил не просто о физических качествах. Спенсер имел в виду также приспособляемость особей. Хорошо адаптируемая форма жизни будет высоко восприимчива к среде, в которой обитает. Она будет жить в настоящем моменте и справляться с ситуациями, которые в данный момент возникают. Это поможет ей быстро приспосабливаться в реальном времени. В таких обстоятельствах у вас нет времени на раздумья, взвешивание всех «за» и «против» или на анализ возможных угроз. Реакция должна следовать незамедлительно, быть соответствующей и соразмерной. Чем быстрее некая форма жизни сможет адаптировать свое поведение к переменам в жизненной среде так, чтобы удовлетворять свои потребности, тем более вероятно ее выживание. Таким образом, ключом к приспособляемости является осознавание изменяющейся среды. Если некая форма жизни не способна меняться или адаптируется слишком медленно, она вымирает.

Племенной кочевник был идеальным адаптирующимся существом, но сегодня многие люди стали рабами привычки и рутины, оторванными от своего собственного эмоционального состояния и привязанными к искусственным стимулам, которые не учат их ничему, кроме обусловленных реакций. Мы потеряли связь с природой и настоящим моментом, а значит, и восприимчивость к собственным чувствам и эмоциям. Нас учат думать, а не чувствовать. В результате люди превратились из существ, прислушивающихся к сердцу, в тех, кто слушает только свою голову; в этом мире нами руководят экономика и балансовые ведомости, а не чувства и интуиция. Не случайно то, что эта перемена сопровождается в современном обществе пугающим ростом психологических травм и связанных с ними физических заболеваний. В городских джунглях, изолированные от природных моделей поведения, естественных ритмов и циклов, люди без особых усилий потеряли свою связь с природой. Мы легко приучаемся к моделям искусственного происхождения, которые обусловлены надуманной привычкой подавлять эмоции, направлять гнев внутрь себя, и являются причиной тревог или депрессивного состояния, ведь мы не сконцентрированы на настоящем, не привязаны к нему; мы не осознаем, откуда и почему приходит эта боль. Мы не переняли у наших предков основные орудия выживания, модели, которые помогали бы нам развиваться вне страданий, унаследованных как часть понятия урбанизированного общества. Мы живем в человеческих джунглях прошлого и будущего, вырванных из настоящего момента.

Этот разрыв ведет прямиком к самым острым проблемам человечества.

В 1973 году в городе Гейдельберг, Германия, доктор Гроссарт-Матичек провел тест по саморегуляции среди почти 6000 участников в возрасте от 40 до 66 лет. В тесте по 6-балльной шкале (где 1 — низший балл) оценивалась способность людей осознавать результаты своего поведения и нести за них ответственность. В понятие саморегуляции включалась также способность снижать влияние отрицательных событий на свою психику и относиться к жизни с оптимизмом. Спустя 15 лет доктор Гроссарт-Матичек снова встретился со своими респондентами: удивительно, но в выборке тех, кто по результатам теста набрал меньше 2 баллов, были живы лишь 1,6 процента участников, в то время как среди тех, кто набрал более 5 баллов, живы были 86 процентов опрошенных. И что еще невероятнее, оказалось, что образ жизни участников играл не столь значимую роль в их выживании по сравнению с их отношением к жизни и ее проблемам. Важна оказалась также способность позитивно мыслить. В течение по меньшей мере 10 лет до проведения повторного теста приблизительно 300 участников тестирования, которые набрали больше 5 баллов, выкуривали пачку сигарет в день, выпивали алкоголя больше, чем то допускали установленные нормы, не придерживались здоровой диеты, редко или вообще не занимались спортом. Несмотря на все вышеперечисленные факторы, эти 300 человек пережили людей, которые набрали низкий балл по саморегуляции, в среднем на 8,5 лет! Говоря простым языком, исследование доктора Гроссарта-Матичека доказало, что таблетки, мази и даже удаление поврежденных частей тела не гарантируют физического благополучия, потому что человека невозможно излечить, лишь избавив его от симптомов болезни. Поразительным является тот факт, что хорошее самочувствие достигается простейшим путем: чутким восприятием самого себя и желанием менять свое поведение в зависимости от жизненных обстоятельств, сохраняя при этом истинное «Я».


Исследование доктора Гроссарт-Матичека довольно четко отражает нынешние проблемы, с которыми сталкивается человечество: в чем состоит благополучие, и как научить людей осознавать, кем они являются на данный момент. Как мы узнаем из последующих глав, понимание собственной личности — научно доказанное условие хорошего физического и психологического состояния, равно как и комфортные условия жизни. Это исследование несет в себе и предупреждение всему человечеству как виду. Отдельная личность является отражением вида, так же как и вид является отражением личности, и исследование доктора Гроссарт-Матичека ясно демонстрирует, что человек, не способный избежать страданий, адаптируя свои привычки и меняя модель поведения, наверняка погибнет преждевременно, отсюда мы можем сделать вывод, что это будет верным и в отношении всего нашего вида. Если мы снова не научимся быть восприимчивыми и осознавать, какие модели поведения причиняют нам вред, наш вид столкнется с проблемой вымирания. Как долго мы будем продолжать выстраивать стены вокруг наших жизней, создавая отравляющую атмосферу эгоизма, живя в ссоре с родственниками и подавляя самосознание, приносящее настоящую свободу от условностей общества? Судя по состоянию нашей планеты, недолго. Перемены должны произойти сегодня. И начаться они должны с вас.

Каждый раз, когда моя жена или я беседуем с клиентом, записавшимся на один из наших семинаров, всегда возникают вопросы об осознанности. Не существует никаких других проблем, с которыми сегодня сталкиваются люди. Ведь невозможно разрешить проблему, которую вы не осознаете. Клиенты часто жалуются, что та или иная ситуация беспокоит их, но они понятия не имеют, что с ней делать; мы всегда даем один и тот же ответ: «Если вы осознаете, что у вас есть проблема, вы уже сделали большой шаг вперед. Вообразите себе тот хаос, в котором вы бы очутились, не знай вы источника всех этих страданий!» Как правило, это приносит некоторое облегчение и становится отправной точкой проволюции. Если вы определили проблему, замечательно! Вы пока даже не понимаете, как важен этот шаг. Следующим шагом будет процесс мысленного преобразования, когда осознаются основные причины проблемы, что в дальнейшем должно помочь вам изменить свои привычки и модели поведения.


Самопознание, осознание своих поступков — это ключ к личной проволюции. Осознанность усиливает восприятие вами своей личности, помогает определять, что происходит у вас внутри. Точно так же, как хороший доктор (я надеюсь!) не станет оперировать пациента, не обладая знаниями по анатомии и физиологии и не проведя предварительно тщательного физического обследования, вашей первой задачей будет исследование основной причины всех проблем — вашего разума. Не зная, каким образом работает разум, не понимая того, во что вы верите, и как возникают мысли в условиях, которые вы сами себе создали, как вообще вы можете предполагать, какая часть вашей личности нуждается в «операции» по удалению корня проблемы?

Как только вы поймете, что осознанность обходит знание в погоне за благополучием, вы определите для себя новый набор ценностей, который даст вам власть значительно изменить собственную реальность. Это подводит нас к вопросу о том, откуда взялись ваши убеждения и ценности, и каким образом они могут дальше эволюционировать. В этой главе мы заглянули в прошлое наших предков и увидели, к чему ведет потеря осознанности и связи с естественными природными циклами. Нам следует углублять нашу осознанность, разобраться в том, как появились убеждения и ложные иллюзии, которыми одержим наш разум.

А пока давайте еще раз представим себе, каким сознанием и чутьем обладали наши предки-кочевники по сравнению с современными людьми. Возможно, они и не располагали тем запасом технических знаний, каким обладаем мы, но они жили в единении с природой, чуткие к каждой перемене, которая происходила в мире. Приспособление было для кочевых племен естественным процессом. Каким-то образом мы должны найти золотую середину между знанием и осознанностью, когда тренировка чутья и внимания будет не побочным явлением, но необходимым элементом человеческого благосостояния, открывающим новые пути и направления. Если мы сможем усиливать наше природное чутье и передавать эту способность окружающим, то применение знаний обретет высшую цель. Как подтверждает опыт наших предков, без осознанности и восприимчивости к переменам мышления мудрость в нашем мире невозможна.

 







Date: 2015-11-13; view: 403; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию